Новейший философский словарь II

ГАРТМАН

(Hartmann) Николай (1882-1950) - немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий 1905 в России переехал в Марбург, учился у Когена и Наторпа (последнего сменил на кафедре в 1922). В 1907 стал доктором философии. С 1909 - приват-доцент, с 1920 - экстраординарный профессор Марбургского университета. С 1926 - в Кельнском, с 1931 - в Берлинском, с 1946 и до конца жизни - в Геттингенском университетах. Основные работы: "Платоновская логика бытия" (1909); "Основные черты метафизики познания" (1921); "Аристотель и Гегель" (1923); "Философия немецкого идеализма" (ч. 1-2, 1923-1931); "Этика" (1926); "Проблема духовного бытия. Исследования к основоположению философии истории и исторических наук" (1933); "К основоположению онтологии" (1933); "Возможность и действительность" (1938); "Строение реального мира. Очерк высшего учения о категориях" (1940); "Философия природы. Абрис специального учения о категориях" (1950); "Эстетика" (рус. изд. - 1958) и др. Г. прошел путь сложной творческой эволюции и вобрал в критически переосмысленном виде идеи многих философов и направлений. Начинал как приверженец марбургской школы неокантианства, но уже к началу 20-х под воздействием работ Гуссерля выступил с его критикой за "методологизм", "субъективизм"и "конструктивизм". Испытал влияние Шелера, в некоторых работах - Хайдеггера и Э.Гартмана. Особо же велико на него воздействие идей Аристотеля и Гегеля, повлиявших на становление окончательной (реалистической) позиции Г. Отсюда существующие в литературе оценки философии Г. этого периода как "модернизированного аристотелизма и схоластики" или "гегельянства, ограниченного в притязаниях кантианством". Получив кантианскую "прививку", Г. критически относился к построению (конструированию) философских систем, и тем не менее сам последовательно и методично разрабатывал собственную философию как систему, считаясь последним "системосоздателем" в европейской философии 20 в. Относя себя к сторонникам проблемного типа мышления (Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Кант), противопоставляя его системному типу (Бруно, Спиноза, Вольф, Фихте, Шеллинг, Гегель) Г. фактически сам попадает в этот ряд. Обосновывая познание как онтологический процесс, восстанавливая в правах онтологию в целом, Г. определял суть своей философии как реализм. В то же время в реалистических направлениях 20 в. он занимает совершенно особое положение как основоположник "критической онтологии" ("новой онтологии"). Еще одна этикетка приклеилась к его имени уже в конце 20 в. - "забытый философ" (так же и столь же справедливо ее соотносят и с именем Зиммеля). Исходное основание "критической онтологии" - критика трансцендентализма, упускающего из виду, что познание есть трансцент-ный (выходящий за пределы сознания) акт. Мышление двоиственно-интенционально - мысля мысль, оно тем самым и через нее мыслит предмет, который, со своей стороны, есть нечто иное, но потому именно то, о чем мыслится мысль. Мышление ради мышления бесплодно, мысль всегда ради чего-то другого - сущего. Мысль и вещь неразличимы по содержанию, но по способу бытия они в корне отличны (мысль в духе, вещь - всегда вне духа). Познание - не конструирование, а именно "схватывание" действительности, уже существующей до и независимо от познающего. И хотя структура действительности во многом совпадает со структурой познания, полного их совпадения быть не может. Познание в каждый данный момент времени лишь увеличивает полноту и глубину "схватывания" действительности, никогда в нем не исчерпывающейся. Одновременно, расширяя собственные границы, познание расширяет и границы реальности. Второе исходное основание системы Г. - тезис о бытийном (онтологическом) единстве мира. Бытие многоаспектно. В нем различаются "наличное бытие" (существование) и "определенное бытие" (сущность) как его взаимосвязанные моменты, реальность и идеальность как способы бытия. Бытие обладает разной модальностью (возможность - действительность - необходимость). Возможным может быть лишь то, что было или будет реальным. Возможность действенна, что равнозначно ее необходимости. Это утверждение ведет к соотнесенности, к отождествлению, наличного и определенного бытия (последнее надо лишь суметь "извлечь" из первого), реального и идеального бытия (хотя первое не исчерпывается во втором). Кроме того (и это самое главное), бытие "слоисто" (многоступенчато). Оно включает в себя четыре "слоя" (уровня): неорганический (физический), органический (биологический), душевный (психический) и духовный (идеальное бытие). Высшие "этажи" возникают на основе низших, закономерности которых присутствуют и в них ("закон возвращения"). "Высший слой бытия не может существовать без низшего, тогда как последний может". Высшие уровни не сводимы к низшим, наращивают в себе свободу как свою атрибутивность ("закон нового"). Каждый "слой" автономен и имеет собственную внутреннюю детерминацию ("закон дистанции"). Отсюда критика Г. телеологизма как незаконного распространения категорий высшего слоя на низший. Нет и идеального (абсолютного) направляющего возникновение слоев фактора. С этим во многом связана и парадоксальность этической доктрины Г.: в силу абсолютного характера нравственного, но при исключении трансцендентности смысла необходимо постулировать атеизм для обоснования возможности свободного личностного деяния. Однако, хотя способы детерминации меняются на разных уровнях, хотя от уровня к уровню возрастает свобода, это не отменяет каузальных зависимостей, накапливаемых от "слоя" к "слою" и снижающих вариативность возможных проявлений, усиливая их необходимость ("закон детерминации"). (Оказывается, что свобода есть необходимость). Исходя из этих двух оснований, Г. приходит к формулировке сути "новой онтологии": в бытии необходимо различать формы существования и его категориальные структуры. Задача же "критической онтологии" - дать анализ категорий (как фундаментальных определений бытия) внутри каждого из слоев и вскрыть их взаимосвязи и соотнесенность. Познание, следовательно, в принципе является бытийным отношением (между сущим объектом и так же сущим субъектом). В процессе познания объект остается тем же, а изменяется субъект. Проникновение субъекта в объект всегда есть прирост некоторого "познавательного образования" в познавательном соотношении. При этом предмет познания всегда выступает в этом отношении "более чем предмет" - он есть не только познанное, но и непознанное (он как объект безразличен к познанию и его возможным в данный момент границам, он бытиен). Одному миру соответствует множество картин мира. Таким образом, онтологический подход понимает познавательное отношение как бытийное, т.е. позволяет постичь его в его встро-енности во взаимосвязи жизни, в его дифференцированности по "слоям" бытия. Если бы все категории предмета, - по утверждению Г., одновременно были категориями познания, то не могло бы быть ничего непознаваемого. Но мы во всех областях обнаруживаем непреодолимые границы познания, т.е. "избыточные категории бытия", которые не отражаются в сознании как его категории. Граница познаваемости проводится в предмете рубежом категориальной идентичности (к познаваемости же самих категорий она не имеет никакого отношения). Отсюда программа "дифференциального категориального анализа": разделение категорий на два царства: категории как только принципы бытия и категории как "также" и принципы познания (только в математике и логике, считает Г., можно говорить о действительном тождестве категорий). При соотнесении этих двух рядов категорий мы впадаем в неизбежную антиномичность. Только сознание может обладать познанием. Однако, с одной стороны, сознание должно выходить за свои пределы, поскольку оно схватывает нечто вне себя, т.е. поскольку оно познающее сознание, а с другой - сознание не может выйти за свои пределы, поскольку оно может схватывать только свои содержания, т.е. поскольку оно - познающее сознание. Коль нет тождества бытия и мышления - это противоречие в принципе представляется непреодолимым. Г. же говорит о том, что всякое категориальное изменение касается лишь познавательных, а не бытийных категорий (которые неизменны и инвариантны, суть предельны значения, к которым стремится и приближается познание). При этом "схватить" можно лишь то, что уже имеется в наличии, поэтому понятийное "оформление" категорий всегда вторично (они могут существовать и без понятийного "оформления"). Реальное же изменение категорий познания структурируется во всеобщем процессе приспособления человека к окружающему миру, протекающему на заднем плане всякого исторического прогресса познания, всякого изменения мыслительных форм и понятий, образуя его суть. К тому же процесс познания входит в более широкий процесс духовной жизни в истории, определяемый непрерывной ориентацией человека в мире как аспект приспособления. В свою очередь, приспособление понимается как категориальное изменение, разворачивающееся в историческом процессе духовно-культурной жизни. Это есть процесс развития категориальной идентичности (аппарат познавательных категорий содержательно приспосабливается к состоянию бытийных категорий). Механизм реализации этого процесса следует искать в четвертом духовном "слое" бытия во взаимодействии личностного и объективного духа. Личность при этом понимается как этический феномен, конституируемый единством актов, интенционально направленных на другие личности. Объективный же дух реально, помимо индивидуальностей, не существует, но есть их всеобщая обезличенная форма - царство ценностей. Взаимодействие личностного духа с объективным, их синтез порождает "объективированный дух", фиксируемый в произведениях искусства, философии, религии, науке, технике и т.д. Постоянное трансцендирование расширяет окружающий мир, увеличивает адекватность категориальной идентичности. Познание, в конечном счете, есть не что иное, как участие в сущем, "для-нас-бытие", того, что иначе существует лишь в себе. В своем обращении к бытию оно является сознательным участием духовного бытия в себе самом, его "для-себя-бытие" (смыслы познавания - проблема аксиологическая). Однако ценности не могут быть "схва чены" только познавательным отношением, они открываются прежде всего в отношениях "любви-ненависти", суть проблема этики и эстетики. В основе их постижения - интуитивное "чувство ценности", эмоционально-трансцендентные акты их непосредственного и прямого "схватывания": акты воспринимающие (переживания субъекта), акты проспективные (предвосхищения субъекта: надежда, страх, беспокойство), акты спонтанные (полностью инициативны: вожделение, желание, воля). Эмоционально-трансцендентальные акты (в отличие от познания) наглядно, согласно Г., подтверждают существование действительности как реального мира. В.Л. Абушенко

  1. гартмансотр. Труд. Вольн.экон. общ. г.Венгеров Гартманавтор расск. В когтях льва М. .Венгеров...Большая биографическая энциклопедия
  2. гартманHartmann Иоганнес Франц немецкий оптик и астроном.Открыл существование межзвездного газа обнаружив неподвижную линиюпоглощения иона кальция в спектре двойной звезды Де...Большой энциклопедический словарь II
  3. гартманHartmann Гейнц австроамериканский психоаналитик психиатр и невролог. Один из создателей и лидеров эгопсихологии. Деятель психоаналитического движения. Др медицины . Ув...История психологии в лицах
  4. гартманI.ГАРТМАН Hartmann Николай немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий в России переехал в Марбург учился у Когена и Наторпа...История философии II
  5. гартманГАРТМАН Мориц Moriz Hartmann австронемецкий политический поэт и беллетрист родом из Чехии представитель домартовской немецкой политической поэзии в выпустил сборник ст...Литературная энциклопедия
  6. гартманМориц [Moriz Hartmann ] австронемецкий политический поэт и беллетрист родом из Чехии представитель домартовской немецкой политической поэзии в выпустил сборник стихов Ча...Литературная энциклопедия II
  7. гартманГАРТМАН Мориц Moriz Hartmann австронемецкий политический поэт и беллетрист родом из Чехии представитель домартовской немецкой политической поэзии в выпустил сборник ст...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  8. гартманГАРТМАН Hartmann Николай немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий в России переехал в Марбург учился у Когена и Наторпа п...Новейший философский словарь
  9. гартманГартман на нов ном нм. прзв.em Hartmann...Правописний словник Голоскевича
  10. гартманГартман на нов ном нм. прзв.em Hartmann...Правописний словник Голоскевича
  11. гартманЛев Николаевич рус. революционер народник. Происходил из мещанской семьи нем. колониста Архангельской губ. С участвовал в революц. движении на Юге России. В жил в сар...Советская историческая энциклопедия
  12. гартманГАРТМАН Эдуард немецкий философ сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютно бессознательное духовное начало мировую волю Философия бессознательного . В эти...Современная энциклопедия
  13. гартманГАРТМАН Хартман Hartmann Николай немецкий философ основоположник так называемой критической новой онтологии. Развил учение о слоистой структуре бытия как иерархии кач...Современная энциклопедия
  14. гартманГАРТМАН Hartmann Иоганнес Франц немецкий оптик и астроном. Открыл существование межзвездного газа обнаружив неподвижную линию поглощения иона кальция в спектре двойной ...Современный энциклопедический словарь
  15. гартманГАРТМАН Лев Николаевич революционный народник. Участник хождения в народ член Земли и воли Народной воли участник покушений на Александра II. В представитель Народной в...Современный энциклопедический словарь
  16. гартманГАРТМАН Хартман Hartmann Николай немецкий философ основоположник т. н. критической онтологии. Развил объективноидеалистическое учение о слоистой структуре бытия. Разраба...Современный энциклопедический словарь
  17. гартманГАРТМАН Виктор Александрович российский архитектор. Один из основоположников русского стиля в архитектуре. Украшал здания узорами заимствованными из народных вышивок и д...Современный энциклопедический словарь
  18. гартманГАРТМАН Эдуард немецкий философ сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютное бессознательное духовное начало мировую волю Философия бессознательного. В этике...Современный энциклопедический словарь
  19. гартманГАРТМАН Hartmann Эдуард фон нем. философ. Филос. система Г. характеризуемая им как конкретный монизм была в основном изложена в Философии бессознательного а затем всест...Философская энциклопедия
  20. гартманГартман ЕдуардГартман Нколай...Філософський енциклопедичний словник
  21. гартманГАРТМАН Hartman Эдуард немецкий философ один из представителей идейного пессимизма и иррационализма второй половины в. Был вынужден отказаться от военной карьеры и зан...Энциклопедия История философии
  22. гартманГАРТМАН Hartmann Николай немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий в России переехал в Марбург учился у Когена и Наторпа п...Энциклопедия История философии
  23. гартманГАРТМАН Hartmannem Николай нем. философ основатель т.н. критич. или новойem онтологии. Род. в Риге изучал классич. языки в Петербург. унте после революции переехал в Ге...Энциклопедия культурологии
  24. гартманГАРТМАН Hartmann Эдуард нем. философ создатель философии бессознательного возникшей как оппозиция господствующему во вт. пол. в. позитивизму. Г. считал своими предшест...Энциклопедия Культурология XX век
  25. гартманГАРТМАН Hartmann Николай нем. философ основатель т.н. критич. или новой онтологии. Род. в Риге изучал классич. языки в Петербург. унте после революции переехал в Герман...Энциклопедия Культурология XX век