Новейший философский словарь II

ОТКРОВЕНИЕ

- центральное понятие теистической мистики, выражающее акт непосредственного волеизъявления трансцендентного миру персонифицированного Бога, открывающего себя субъекту как абсолютную истину. О. понимается в теизме в нескольких значениях: 1) с одной стороны - в качестве фиксированного в Священном Писании как результате Божественного О. отцам церкви; 2) с другой - как процессуальный и незамкнутый диалог с Богом, понимаемый, в свою очередь, как а) результат индивидуально-мистической практики, непосредственное соприкосновение с Богом индивидуальной души - помимо клира и культа (причем в отличие от объективированности Писания в тексте, индивидуальный мистический опыт мыслится принципиально невербализуемым и неинтерсубъективным, и как б) непосредственный диалог с Богом всего человечества (этноса), понимаемый в качестве завершающей фазы исторического процесса, предполагающей всеобщую святость, евангельскую чистоту, отказ от мирских благ и братскую любовь (Иоахим Флорский в западно-европейской традиции и переосмысление идеи Апокалипсиса как очеловечивания и одухотворения мира - в восточно-европейской). О. мыслится в теизме как результат принципиально диалогического процесса: будучи проявлением снисхождения и милости Божьей, О. предполагает, с другой стороны, и глубинную внутреннюю готовность субъекта к его восприятию, предусматривая стадиальность соответствующих подготовительных процедур (прежде всего, аскетическая практика, а также специальные психотехники, направленные на достижения необходимого состояния сознания - см. Мистика). Идея О. генетически восходит к нетеистским вероучениям, допускающим возможность пророчеств, понимаемых как говорение богов и духов устами оракула, личность которого в момент пророчества вытесняется сверхъестественными силами. Аналогично понималась в архаических культурах и поэзия как говорение вдохновенного богами субъекта (ср. Веды как "дыхание брахмана", "бого-духновенность" Священного писания в христианстве и т.п.). Важнейшую роль в становлении понятия О. сыграла оформившаяся в античной философии идея бытия как сверхчувственной реальности, отличной от эмпирической "кажимости" (архэ натурфилософов-досократиков, Бытие элеатов, мир идей Платона), сверхчувственная природа которого требует и квазиэмпирического познания (гераклитовский тезис о том, что "многознание уму не научает"; традиционная для античной философии дихотомия "пути истины" и "пути мнения"; миф Парменида о выходе философа за космические пределы; трансцендирование к верховной идее прекрасного в платоновской гносеологии; трактовка Плотиной диалектики как "самой ценной части философии", которая, "отказавшись от блужданий в области чувственного,... питает душу в обители истины"). Неоплатонизмом в его концепции эманирую-щего бога был дан важнейший импульс оформления представлений об О. Так, у Плотина Единое ("родитель сущего"), породившее "такого сына, как ум, прекрасного отрока", постигается внечувственным путем: "так как ум прекрасен,... покоится в чистом свете и чистом сиянии и охватывает природу сущего - наш прекрасный мир есть лишь тень и отражение ума, - то изумление должно охватывать видящего его, подобающим образом проникающего в него и становящегося с ним одно", причем стремление к этому единству мыслится Плотином как любовь ("всякая душа - Афродита" и "влюбленные есть те, кто зрит и стремится к образу"), а осуществленное "восхождение к Единому" трактуется как возвышающий душу над ординарным "хороводом добродетелей" экстаз. В соответствии с греческой этимологией, последний понимается у Плотина сугубо семантически - вне психологизма - как осмысленный в духе трансцендирова-ния переход от нормального к экстраординарному состоянию: "душа принимает иную жизнь" (ср. у Аристотеля: "всякое движение есть экстаз движущегося"), как выход души за пределы свойственного ей в норме "ума" (нуса) - в сферу соприкосновения с Единым, предполагающего проявление и появление экстраординарных сверхразумных способностей, необходимых для познания трансцендентной реальности (см. плотиновское "как можно говорить о мире, если не увидеть [его] идею"). В приведенной позиции практически заложены все фундаментальные характеристики оформляющегося позднее классического для теизма понимания О.: - внутренняя готовность мистика к восприятию О.; отрешение, очищение и возвышение души как необходимые его предпосылки, несмотря на центральный тезис о том, что акт О. недостижим в результате одностороннего усилия; - постижение в акте О. трансцендентной реальности путем непосредственного уз-рения абсолютной истины, открываемой Богом, - невыводимость содержания О. чувственно-эмпирическим путем и нереконструируемость его истины путем рационально-логическим, - экстатический восторг субъективного переживания О., проявляющегося в экстраординарных состояниях сознания; - понимание стремления к О. как охватывающей мистика Божественной любви, - слияние в момент О. индивидуальной души с Абсолютом, понимаемое в ортодоксальной мистике как единение ("Он во мне и вокруг меня" - Ансельм Кентерберийский"), в пантеистических ересях - как тождество (утверждения амальрикан о том, что их невозможно сжечь, ибо в каждом из них "воплощен Бог", аналогично в исламском суфизме: "Я есмь истина" у ал-Халлад-жа, "я и Ты в единое слились" у Омара Ибн ал-Фарида). В некоторых (редких) течениях мистики О. понимается как слияние души не с Богом, а с душой особой, выделенной личности - пророка (см., например, концепцию Исфахан-ской школы в исламе, в рамках которой истина понимается как раскрывающаяся в "Божественных именах", и высшему имени - Аллах - соответствует универсальный человек - пророк, имам, мистическое соединение с которым (как с носителем универсального разума) и понимается в данном контексте как О.). В христианстве идея О фундирована, кроме того, введенным в Символ Веры тезисом Четвертого Евангелия о Христе как Логосе, воплощении Бога-слова (Ин I, 1-5). - Христос, возглашающий "Я есмь истина" (Ин, 14, 6), открывает мистику в акте О. не только лик Божий: О. мыслится и как путь богопознания, и как достижение истины как таковой (например, библейский текст Пс, 42, 3; или у Ансельма Кентерберийского: "Да и может ли она [душа] вообще узреть нечто, кроме как через Твой свет и через Твою истину"). В ряде мистических традиций акт О. трактуется как акт самопознания Бога ("человек для Бога - зрачок глаза" - у ал-Араби). Оборотной стороной этой формулы оказывается трактовка О. как человеческого самопознания, ибо в акте О. Бог и человек едины ("я сбросил самого себя, как змея сбрасывает кожу, - я заглянул в свою суть и... о, я стал Им" - у Баязида Бакстами). Если содержанием О. является постижение Божественной истины, то формой его проявления - специфические состояния сознания мистика, соответствующие экстатичному переживанию данного акта. Феноменология О. достаточно вариативна. Эти варианты специфицируются в различных конкретных (как исторических, так и конфессиональных) типах мистики, однако интегральным является общая экзальтация и вхождение в экстраординарные состояния сознания, прежде всего, - состояние транса (фр. transe - оцепенение) как кратковременной дисфункции сознания, оцениваемой в мистике в духе трансцен-тирования как говорение Бога устами мистика. Экстативные состояния сознания проявляются в зрительных и слуховых галлюцинациях, расцениваемых как "видения" и "голоса", нецеленаправленных телодвижениях (тремор, ритмические колебания, судороги), рыданиях, выкриках, глоссолалиях (греч. glossa - непонятное слово и lalein - говорить) и др. Проявляющиеся в этих феноменах экстремальные состояния психики вызываются с помощью специальных психотехник, разработке которых мистика уделяет значительное внимание (см. Мистика). Процессуальность О. экстативно разрешается, согласно теизму, в постижении Божественной абсолютной истины, однако истина О. трактуется в мистике как неизреченная ("мрак таинственного безмолвия, превышающий всякий свет" в Ареопагитиках), в силу чего содержание мистического опыта не может быть выражено в рационально-логической форме, а сам опыт выступает как неинтерсубъек-тивный и невербализуемый ("дышит глубина, неизреченной мудрости полна" у Омара Ибн ал-Фарида). Это остро ставит в мистике проблему передачи мистического опыта, и ортодоксальная традиция констатирует полную невозможность последней: единственным адекватным способом презентации пережитого О. может быть лишь молчание (см. буддистский термин "благородное молчание"; базовое для суфизма рассуждение о том, что как по реке нельзя ехать верхом, а нужно "пересесть на деревянную лошадку" (лодку), так и в сфере О. нужна "деревянная лошадка молчания" - Джалал ад-Дин Руми). Безмолвие является принципиально единственным адекватным способом объективации результатов О., - любая попытка вербализовать его оценивается в мистике не более как метафорическая. Но если соответствующая мистическому богопознанию апофатическая теология программным образом культивирует трактовку Бога посредством последовательного снятия всех его атрибутов в отрицательных определениях, то сопутствующая мистике неканоническая мистическая литература создает разветвленную и полиморфную систему символизма, пытаясь аллегорически обозначить сокровенные состояния мистического озарения, акцентируя внимание не столько на содержании истины О., сколько на субъективной феноменологии переживания этого акта. Центральной метафорой, используемой в данном контексте мистической литературой, является метафора света, восходящая к неоплатонизму, трактовавшему эманацию бога в мир как истечение света "от верховного светоча". - "Прекрасне-ейшее из всего... покоится в чистом сиянии" (Плотин), и стремящиеся к истине души "имеют божественный свет, озаряющий свыше" (Прокл). "Восхождение (экстаз) к единому" имеет своим результатом созерцание "чистого света" и растворение в нем, созерцание "себя самого - пребывающем в свете, полным умопостагаемого света, скорее же самим светом, чистым, необремененным, ставшим богом, вернее, сущим богом, воспламенившимся в то мгновение и как бы погасшим, если [земная] тяжесть вернулась опять" (Плотин). Раннехристианское переосмысление неоплатонизма заложило традицию истолкования Бога как света и постижения его как озарения: "Бог - умный свет, в котором, от которого и через которого разумно сияет все, что сияет разумом" (Августин), и "свет этот незрим по причине чрезмерной ясности и переизбытка сверхчувственного светолития" (Псевдо-Дионисий Ареопагит). В этой традиции О. описывается в мистической литературе как озарение, излитие Божественного света, фиксируя момент непосредственного узрения Бога. У Ансельма Кентерберийского, например, "Бог есть свет и истина", "сам свег", и невозможно познать Бога, "кроме как через Божественный свет", и в момент О. "око души моей слепимо блистанием". В метафоре озарения особенно сильно акцентирован тот аспект О., который связан с его Божественным инспирированием; вместе с тем семантика озарения фактически выступает как амбивалентная, ибо акт О. предполагает диалогичность ситуации и готовность мистика к восприятию Божественной истины, однако акцент на бого-данности озарения очевиден. Например, в протестантизме озарение понимается как "внешняя помощь Бога", соединенная с "внутренней помощью", т.е. усилиями "охваченного благодатью" (ср. с вариантом Каббалы, демонстрирующей обратный вектор инспирирования: "возбуждение снизу", т.е. индивидуальные волевые усилия могут вызвать ответное "возбуждение сверху", например, ускорить приход мессии и т.п.). Символика света характерна фактически для любых форм мистики: христианскому истолкованию человека как несущего в себе несотворенную "искорку", стремящуюся соединиться с "Божественным светом" (Мейстер Экхарт), изоморфно понимание личности как "Божественной искры" в телесной "оболочке" в хасидизме. Бог мыслится как свет как в ортодоксальном исламе (метафорика света в Коране, сура "Солнце"), так и в "философии озарения" ишракитов (араб, "иш-рак" - сияние) или иллюминатов (абсолютная истина как "свет всех светов" у Сухраварди), аналогично - световая символика Бога в суфизме ("из блеска, из надмирного огня... текущий огнь, горящая любовь" - Омар Ибн ал-Фа-рид). В православной традиции метафора "внутреннего света" передает изначальную предрасположенность души к восприятию спасительной веры, идея Христа как Божественного света фундирует собой традицию исихазма. В протестантизме (например, у квакеров) душа, несущая "в себе внутри Христа", характеризуется как "несущая внутренний свет". Наряду со световой символикой, достаточно универсальной для любых форм мистики, является символика брачного характера. Так, для суфизма характерен эротический аллегоризм передачи состояния "таухид" (единения с Богом), - последнее трактуется как экстаз любви: (например, трактат Ахмада ал-Газали "Происшествия любви"; закрытый символизм суфизма, шифрующий содержание мистического опыта в эротической терминологии (см. Суфизм). В этой системе отсчета многие естественные для мистика формулы выглядят при внешнем прочтении просто кощунственными: так, сюжет единения в О. души со своим творцом передается через формулу инцеста ("оттого зовут меня гебром [кровосмесителем], что я совершил прелюбодеяние с матерью" - Ат-тара). Вместе с тем, любая знаковая система передачи истины О. понимается мистикой как внешняя: "рассказ о любви в буквы и слова не вмещается, ибо смысл его - девственность, и рука букв не достигает подола ее. И хотя наше дело передавать девственность смысла мужчинам букв в уединении слова, однако выражения в этом рассказе - лишь намек на смысл, и непонимание - участь человека, который не вкушал" (Ахмад ал-Газали). Аналогична брачная символика христианской мистики: возалкавшая истины душа мыслится как невеста Христова, а духовное слияние мистика с богом - как экстатический апофеоз напряженной любви; Христос, однажды зачатый Марией, как бы вновь зачинается каждой "девственной" (т.е. отрешенной от мира) душой: "о, если бы грешной душе моей было дано зачать в себе новую чистоту, подобно Деве, и родить Сына!" (Петр Дамиа-ни). Экзальтация мистика дескрибируется как "страстное ал-кание встречи с женихом и поцелуя Христова" ("О, сладчайший Жених, сладчайший лобызатель" - у Хильдегарды Бингенской). Важнейшим символом оказывается при передаче О. и символ смерти, фиксирующий снятие индивидуального сознания в момент О., вытеснения его являющимся Абсолютом ("умри для суеты и оживи внутри" у ал-Араби). В связи со своей символической формой мистические тексты представлены в культуре не только как эксплицитный жанр религиозной литературы (О. Иоанна Богослова, Апокалипсис Петра, "Пастырь" Гермы и др.), но и переосмысливается в светской традиции при прочтении вне их знакового символизма - по критериям чуждых жанров: многовековое гедонистическое восприятие "Рубайата" Хайама при полной редукции его символического содержания; прочтение мистических суфийских текстов как эротической лирики и т.п. Понятие "О." прочно вошло в философскую традицию, фиксируя феномен фундаментальной над-рациональности трансцендентного постижения истины или вне-рациональности трансцендентального постижения истины или вне-рациональности ситуации экзистенциального выбора (Шеллинг, Кьеркегор, Марсель и др.) М.А. Можейко

  1. откровениесогласно релит. представлениям осуществляющаяся сверхъестеств. способом передача людям истин якобы исходящих от бога и выражающих его волю. О. признается большинством ре...Атеистический словарь
  2. откровениесогласно релит. представлениям осуществляющаяся сверхъестеств. способом передача людям истин якобы исходящих от бога и выражающих его волю. О. признается большинством ре...Атеистический словарь II
  3. откровениеЭто слово употребляется в особом значении когда говорится о делах и событиях которыми незримый Бог Ис. открывается Своему творению и прежде всего в совести в природе и в...Библейский энциклопедический словарь
  4. откровениеоткровение явление Бога в слове Пс. Ис. или в видении Рим. Его свидетельство о Самом Себе. Откровением для человека может служить его собственная совесть Рим. и вся ...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. откровениес. книжн. рел. rivelazione f перен. rivelazione f sorpresa f autentica scoperta эта новость полное откровение для всех questa notizia stata per tutti una rivelazione...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. откровениеоткровение с Offenbarung f cСинонимы апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. откровениесOffenbarung f апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. откровениес.revelacin f...Большой русско-испанский словарь
  9. откровениесущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  10. откровениес. rvlation f...Большой русско-французский словарь
  11. откровениеангл. revelation нем. Offenbarung. Согласно религиозным представлениям непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий позна...Большой толковый социологический словарь II
  12. откровениеЕсли во сне на вас снизошло приятное откровение то вас ожидают прекрасные перспективы. Но если это откровение печально на вашем пути может возникнуть множество преград....Большой универсальный сонник
  13. откровениес.rvlation f апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. откровениев монотеистических религиях непосредственное волеизъявлениебожества или исходящее от него знание как абсолютный критерийчеловеческого поведения и познания. Выражается в т...Большой энциклопедический словарь II
  15. откровениеОТКРОВЕНИЕ в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. В...Большой энциклопедический словарь III
  16. откровениеОТКРОВЕНИЕ в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. ...Большой Энциклопедический словарь V
  17. откровениепонятие употребляющееся в философии для обозначения акта познавания другого человека а также постижения трансцендентного. По представлению верующих непосредственное откр...Евразийская мудрость от А до Я
  18. откровениев монотеистических религиях непосредственное волеизъявление Бога или исходящее от него знание как абсолютная ценность и норма человеческого поведения и познания. Выражает...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  19. откровениеЗнание получаемое от Высшего источника которое недостижимо чувственному восприятию рациональному познанию и естественной интуитивной способности. Откровение постигается р...Краткий религиозно-философский словарь
  20. откровениея ср.em .strong устар.em Изъявление сообщение комул. согласно христианским догматам божественной воли.О чемл. неведомом до сих пор открывающем новое неизвестное дающем н...Малый академический словарь
  21. откровениекорень ОТКРОВЕН суффикс И окончание Е Основа слова ОТКРОВЕНИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ОТКРОВЕН И Е Слово Откровение содержит следующие мо...Морфемный разбор слова по составу
  22. откровениеНачальная форма Откровение винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  23. откровениеОТКРОВЕНИЕ центральное понятие теистической мистики выражающее акт непосредственного волеизъявления трансцендентного миру персонифицированного Бога открывающего себя суб...Новейший философский словарь
  24. откровениеоткровение ср. Сообщение открывающее тайну. То что внезапно объясняет остававшееся непонятным открывает какуюл. истину дает новое понимание чегол. Истина сообщение отк...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. откровениеоткровение откровение я и богосл. Откровение я...Орфографический словарь
  26. откровениеu сu Пр.u об откровении мн.u откровения Р.u откровений апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Орфографический словарь русского языка
  27. откровениеоткровение откровения откровения откровений откровению откровениям откровение откровения откровением откровениями откровении откровениях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  28. откровениеОрфографическая запись слова откровение Ударение в слове откровение Деление слова на слоги перенос слова откровение Фонетическая транскрипция слова откровение [адгравэнэ...Полный фонетический разбор слов
  29. откровениевдкриття гал. обява. [Мен Шевченков твори здались мовби якимсь вдкриттям з неба Кул.]....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  30. откровениеоткровение я и богосл.em Откровение яСинонимы апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Русский орфографический словарь
  31. откровениеСр . xbr kf . dini vhy....Русско-азербайджанский словарь
  32. откровениеоткровение с.irevelation...Русско-английский словарь
  33. откровениеоткровение с. revelation откровение Иоанна Богослова библ. the Revelation....Русско-английский словарь II
  34. откровениеАдкрыцц это было для всех откровением гэта было для сх адкрыццм...Русско-белорусский словарь
  35. откровениеадкрыцц ср.iэто было для всех откровением гэта было для сх адкрыццм...Русско-белорусский словарь II
  36. откровениеоткрове [ ] Синонимы апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Русско-ивритский словарь
  37. откровениеашу ашып беру это полное откровение для всех бл жртты брне сырды ашып беру...Русско-казахский словарь
  38. откровениеср. ачуу жаылык это настоящее откровение для всех нас бул баарыбыз чн жаылык болду....Русско-киргизский словарь
  39. откровениеmiyu xingdode qsh ywide xn fxinэто настоящее откровение для всех см. откровенность Синонимы апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Русско-китайский словарь
  40. откровениеVahiyоткровение Божье Alla vahiysi vahiyi lhiy...Русско-крымскотатарский словарь
  41. откровениевахий откровение Божье Алла вахийси вахийи Иляхий...Русско-крымскотатарский словарь II
  42. откровениеatkljums atklsme...Русско-латышский словарь
  43. откровениеседиень панжема потмавалонь азома...Русско-мокшанский словарь
  44. откровениес. Offenbarung f....Русско-немецкий словарь
  45. откровен||иеоткровениес ....Русско-новогреческий словарь
  46. откровениесrevelao f апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Русско-португальский словарь
  47. откровениеОткровениерел.em ufunuo ед.em wahyi hadithi inkishafi...Русско-суахили словарь
  48. откровениеоткровение илом ило кашфит...Русско-таджикский словарь
  49. откровениеinspirace intuice objev upmnost zjev...Русско-чешский словарь
  50. откровениеApokalyps...Русско-шведский словарь II
  51. откровениеОТКРОВЕНИЕ лат. revelatio греч. apokalypsis волеизъявление или информация исходящие по человеческим представлениям от высшей силы Бога и воспринимаемые необычным внечувст...Словарь астрологических терминов
  52. откровениеосуществление сверхъестественным образом передачи божественных истин якобы исходящих от Бога и выражающих его волю. В православии и католицизме основными видами О. считаю...Словарь исторических терминов
  53. откровениеье яem ср.i.Божественное открытие истины божественное вразумление.И в том молении просил бы о откровении в делах у господа бога .em еже бы бог подал ему познавати правост...Словарь русского языка XVIII в
  54. откровениенастоящее откровениеСинонимы апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Словарь русской идиоматики
  55. откровениеоткровение апокалипсис дарование Словарь русских синонимов. откровение сущ. колво синонимов апокалипсис апокалиптика вдохновение дарование прозрение пророчест...Словарь синонимов II
  56. откровениеоткровение апокалипсис дарование...Словарь синонимов
  57. откровениегреч. духовное видиние Н. о. п. тр. . апокалипсис апокалиптика дарование пророчество чартабиадешаста шрути...Словарь церковнославянского языка
  58. откровениеОТКРОВЕНИЕ в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление Бога или исходящее от него знание как абсолютная ценность и норма человеческого поведения и познани...Современная энциклопедия
  59. откровениеЕсли во сне на вас снизошло светлое откровение наяву вас ожидают прекрасные перспективы. Но если это откровение печально значит у вас на пути будет много преград....Современный сонник
  60. откровениеОТКРОВЕНИЕ в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. В...Современный энциклопедический словарь
  61. откровениеЕсли во сне на Вас снизошло откровение и оно приятного свойства значит. Вас ожидают прекрасные перспективы. Но если это откровение печально то значит у Вас на пути много...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  62. откровениеэто способ получения знаний о Боге в патристике и схоластике противопоставленный естественному знанию оно даруется человеку Богом за определенные заслуги и прежде всего з...Тематический философский словарь
  63. откровениесверхчувственное постижение истины получение знания прямо от Бога либо другого сверхъестественного существа. С материалистической точки зрения откровение результат обраб...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  64. откровениеиноск.em просветление свыше т.е.em открытие того что не по силам человеческому уму вдохновение наитие Ср.em История царствования незабвенного царя Александра II представ...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  65. откровениеОткровенеstrong иноск.em просвтлене свыше т. е. открыте того что не по силамъ человческому уму вдохновене наите. Ср.em Исторя царствованя незабвеннаго царя Александра II ...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  66. откровениеОТКРОВЕНИЕ и пр. см. открывать....Толковый словарь живого великорусского языка
  67. откровениеОТКРОВЕНИЕ я ср. книжн. . cм. открыть. . То что неожиданнооткрывает истину вносит ясность понимание. Эта новость полное о. длявсех. Божественное откровение высок. вест...Толковый словарь Ожегова
  68. откровениеОТКРОВЕНИЕ откровения ср. книжн. . сообщение открывающее тайну ритор. Не требуй от меня опасных откровений. Пушкин. . То что внезапно объясняет остававшееся непонятным от...Толковый словарь русского языка II
  69. откровениеоткровение откровение я ср. книжн. см. открыть. То что неожиданно открывает истину вносит ясность понимание. Эта новость полное о. для всех. Божественное высок. весть от...Толковый словарь русского языка II
  70. откровениеОТКРОВЕНИЕ я ср. книжное. . см. открыть. . То что неожиданно открывает истину вносит ясность понимание. Эта новость полное откровение для всех. Божественное откровение в...Толковый словарь русского языка
  71. откровениеУдарение в слове откровениеУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове откровение...Ударение и правописание
  72. откровениеRzeczownik откровение n Religijny objawienie n wyznanie n...Универсальный русско-польский словарь
  73. откровениеОТКРОВЕНИЕ сообщение человеку воли Бога. Как показывает история религии такое сообщение может иметь самую разнообразную форму. Это может быть вытянутый жребий пророчеств...Философская энциклопедия
  74. откровениев представлениях монотеистич. религий непосредств. волеизъявление трансцендентного божества или исходящая от него информация как абс. критерий человеч. поведения и познан...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  75. откровениеот лат. revelatio греч. apokalypsis обнаружение раскрытие истины самовыявление Бога божественного духа. Откровение воспринимается не рассудком а сердцем см. Любовь. Сущно...Философский энциклопедический словарь II
  76. откровениефундаментальное понятие теологии и религиозноидеалистической философии выражающее сверхчувственное познание сверхъестественной реальности в акте мистического озарения. В ...Философский энциклопедический словарь
  77. откровениеоткровение откровения откровения откровений откровению откровениям откровение откровения откровением откровениями откровении откровениях Источник Полная акцентуированная ...Формы слова
  78. откровениеТор Тоо Тонко Тоник Тонер Тон Токио Ток Тнк Тире Тир Тикер Тик Терние Терн Терек Теор Тенорок Тенор Тенек Теневик Теин Творение Твин Твие Ротон Роток Ротик Рот Рон Рокот ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  79. откровениеОткровение проявление Высшего Существа в нашем мире с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том чего оно от нас требует. В О. совмещаются таким обр...Энциклопедический словарь
  80. откровениеОТКРОВЕНИЕ в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. ...Энциклопедический словарь естествознания
  81. откровениепроявление Высшего Существа в нашем мире с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том чего оно от нас требует. В О. совмещаются таким образом факт б...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  82. откровениеОткровение в представлениях монотеистических религий непосредственное волеизъявление трансцендентного Божества или исходящая от него информация как абсолютный критерий ч...Энциклопедия культурологии
  83. откровениеангл. revelation нем. Offenbarung. Согласно религиозным представлениям непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий позна...Энциклопедия социологии
  84. откровениеОткровениеstrong. Заимств. из ст.сл. яз. где оно является суф. производным от отъкровенъi открытый откровенный. См. крытьi. Ср. сокровенныйi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  85. откровениеЗаимств. из ст.сл. яз. где оно является суф. производным от отъкровенъem открытый откровенный. См. крытьem. Ср. сокровенныйem.Синонимы апокалипсис апокалиптика дарование ...Этимологический словарь русского языка