Энциклопедия Кольера II

ЭСХИЛ

ЭСХИЛ(525-456 до н.э.), греческий драматург, первый из трех великих афинских трагиков 5 в. до н.э. Наши сведения о жизни Эсхила восходят главным образом к жизнеописанию, предпосланному его трагедиям в рукописи 11 в. Согласно этим данным, Эсхил родился в 525 до н.э. в Элевсине, его отцом был Эвфорион, принадлежавший к старинной афинской аристократии, эвпатридам. Эсхил сражался с персами у Марафона (этот факт с гордостью отмечается и в его эпитафии) и, вероятно, участвовал также в битве при Саламине, поскольку рассказ об этом сражении в Персах скорее всего принадлежит очевидцу. В молодости Эсхила Афины были малозначительным городом, но ему довелось сделаться свидетелем выдвижения родного города на ведущее место в греческом мире, что произошло после греко-персидских войн. Эсхил впервые выступил в состязании трагиков ок. 500 до н.э., но первый приз ему удалось выиграть только в 484. Позднее Эсхил занимал первое место по меньшей мере 13 раз. Афиняне очень высоко ставили его произведения. Об этом можно судить уже по тому, что после его смерти в Афинах было принято постановление, что всякий желающий поставить пьесу Эсхила "получит хор" от властей (т.е. получит разрешение возобновить постановку драмы на празднестве Дионисий). Эсхил несколько раз ездил на Сицилию и ставил там свои драмы, а в 476 до н.э. сочинил трагедию Этнянки в честь основания Этны Гиероном, тогдашним правителем Сиракуз. Предание о том, будто в 468 до н.э. Эсхил покинул Афины, потому что его возмутил успех младшего соперника Софокла, скорее всего недостоверно. Как бы то ни было, в 467 до н.э. Эсхил уже вновь был в Афинах на постановке своей трагедии Семеро против Фив, а в 458 до н.э. его шедевр, Орестея, единственная дошедшая до нас греческая трилогия, удостоилась первой премии. Эсхил умер в Геле на Сицилии в 456 до н.э. Как и все трагики до Софокла, он сам исполнял роли в своих драмах, но нанимал также и профессиональных актеров. Считается, что это Эсхил совершил чрезвычайно важный шаг в развитии драмы, введя в действие второго актера.Произведения. Эсхил объединял свои трагедии в трилогии, посвященные общей теме, например судьбе рода Лайя. Неизвестно, был ли он первым, кто начал создавать подобные единые трилогии, однако использование именно такой формы открывало широкий простор для мысли поэта и стало одним из факторов, позволивших ему достичь совершенства. Считается, что Эсхил был автором девяноста драм, названия 79 нам известны; из них 13 - сатировские драмы, которые обычно ставились как дополнение к трилогии. Хотя до нас дошло только 7 трагедий, их состав определился в результате тщательного отбора, произведенного в последние века античности, и поэтому их можно считать лучшими или наиболее типичными плодами поэтического дара Эсхила. Каждую из этих трагедий следует упомянуть особо. Персы, единственная дошедшая до нас историческая драма во всей греческой литературе, описывает поражение персов при Саламине в 480 до н.э. Трагедия была написана через восемь лет после этих событий, т.е. в 472 до н.э. Относительно времени постановки трагедии Прометей прикованный данных не имеется. Одни ученые считают ее относящейся к раннему периоду творчества, другие, напротив, к позднему. Вероятно, это была часть трилогии, посвященной Прометею. Миф, на котором основана данная трагедия, - наказание Прометея за похищение огня и пренебрежение волей Зевса, - получил развитие в знаменитой поэме Шелли Освобожденный Прометей и во множестве других произведений. Трагедия Семеро против Фив, поставленная в 467 до н.э., является изложением истории сыновей Эдипа, Этеокла и Полиника. Это завершающая часть трилогии, первые две трагедии были посвящены Лайю и его сыну Эдипу. Трагедия Просительницы излагает историю пятидесяти дочерей Даная, которые предпочли бежать из Египта, чтобы не выходить замуж за своих двоюродных братьев, сыновей Египта, и нашли убежище в Аргосе. Из-за обилия архаизмов эта трагедия долгое время считалась самым ранним из сохранившихся произведений Эсхила, однако папирусный фрагмент, опубликованный в 1952, позволяет датировать ее предположительно 463 до н.э. Трилогия Орестея была написана в 458 до н.э. и состоит из Агамемнона, Хоэфор и Эвменид.Техника драматургии. Когда Эсхил начинал писать, трагедия представляла собой преимущественно лирическое хоровое произведение и, по всей вероятности, состояла из хоровых партий, изредка прерывавшихся репликами, которыми обменивались предводитель хора (корифей) и единственный актер (впрочем, по ходу драмы он мог исполнять несколько ролей). Осуществленное Эсхилом введение второго актера оказало огромное влияние на сущность драмы, поскольку впервые дало возможность использовать диалог и передавать драматический конфликт без участия хора. В Просительницах и в Персах хор играет основную роль. Просительницы содержат лишь один короткий эпизод, в котором на сцене беседуют два персонажа, вообще же на всем протяжении пьесы актеры общаются только с хором (поэтому эту пьесу и принято было считать самой ранней трагедией Эсхила). Однако к концу жизни Эсхил научился с легкостью управлять двумя или даже тремя персонажами одновременно, и хотя в Орестее по-прежнему отмечаются длинные партии хора, основное действие и развитие сюжета происходят именно посредством диалогов.Строение сюжета у Эсхила остается сравнительно простым. Главный герой оказывается в критическом положении, определенном волей божеств, и положение это, как правило, не меняется вплоть до развязки. Остановившись однажды на определенном образе действий, герой продолжает шествовать по избранному пути, не зная сомнений. Внутренний конфликт, которому отводит столь важное место Эврипид, у Эсхила почти незаметен, так что даже Орест, собираясь убить свою мать по велению Аполлона, проявляет лишь минутное колебание. Несколько незамысловатых эпизодов создают напряжение и вводят в действие детали, приводящие к самой катастрофе. Песни хора, переплетающиеся с эпизодами, образуют величественный фон, они передают непосредственное ощущение трагической ситуации, создают настроение тревоги и ужаса и подчас содержат указание на нравственный закон, являющийся скрытой пружиной действия. Судьба хора всегда вовлечена в трагедию, исход драмы в определенной мере затрагивает и его участников. Таким образом, Эсхил использует хор в качестве дополнительного актера, а не просто как комментатора событий.Персонажи Эсхила обрисованы несколькими мощными штрихами. Здесь следует особо выделить Этеокла в Семеро против Фив и Клитемнестру в Агамемноне. Этеокл, благородный и верный своему долгу царь, навлекший гибель на себя и на свой род отчасти именно из-за преданности отчизне, был назван первым трагическим героем европейской драмы. Клитемнестру часто сравнивали с леди Макбет. Эта женщина, обладающая железной волей и непреклонной решимостью, одержимая слепой яростью, побуждающей ее убить мужа, безраздельно господствует во всех сценах Агамемнона, в которых она принимает участие.Мировоззрение. Величайшим достижением Эсхила было создание глубоко продуманной теологии. Отталкиваясь от греческого антропоморфного политеизма, он пришел к идее единого высшего божества ("Зевс, кем бы он ни был, если ему так называться благоугодно"), почти полностью лишенного антропоморфных черт. В Просительницах Эсхил обращается к Зевсу как к "Царю царей, самой благой и совершенной из божественных сил", а в последней своей трагедии, Эвменидах, изображает Зевса как всеведущее и всемогущее божество, объединившее в себе справедливость и мировое равновесие, т.е. функции личного божества и неотвратимое свершение безличной судьбы. Может показаться, что Прометей прикованный резко контрастирует с таким представлением о Зевсе, поскольку здесь Зевс воспринимается Прометеем, Ио и хором как злобный тиран, могучий, но отнюдь не всеведущий, и притом скованный железными законами Необходимости. Однако следует помнить, что Прометей прикованный - лишь первая из трех трагедий на этот сюжет, несомненно, в двух последующих частях Эсхил нашел какое-то решение затронутой им теологической проблемы.В теологии Эсхила божественное управление мирозданием распространяется также и на царство человеческой морали, т.е., если пользоваться языком мифа, Справедливость - дочь Зевса. Поэтому божественные силы неизменно наказывают грехи и преступления людей. Действие этой силы не сводится к воздаянию за излишнее благополучие, как полагали некоторые современники Эсхила: надлежащим образом использованное богатство отнюдь не влечет за собой гибели. Однако слишком благополучные смертные обнаруживают склонность к слепому заблуждению, безумию, которое, в свою очередь, порождает грех или самонадеянность и в итоге приводит к божественному наказанию и гибели. Последствия такого греха часто воспринимаются как наследственные, передающиеся внутри семьи в виде родового проклятия, однако Эсхил дает понять, что каждое поколение совершает свой собственный грех, тем самым вызывая к жизни родовое проклятие. В то же время наказание, ниспосылаемое Зевсом, отнюдь не является слепым и кровожадным воздаянием за прегрешение: человек учится через страдание, так что страдание служит позитивной нравственной задаче.Орестея, трилогия, поставленная в 458 до н.э., состоит из трех трагедий - Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды. В этой трилогии прослеживается действие проклятия, постигшего род Атрея, когда сын Пелопа Атрей, поссорившись со своим братом Фиестом, убил детей Фиеста и угостил их отца страшным яством, приготовленным из детей. Проклятие, насланное Фиестом на Атрея, перешло на сына Атрея - Агамемнона. Поэтому, когда Агамемнон во главе греческого войска отправлялся под Трою, он решил принести в жертву собственную дочь, Ифигению, чтобы умилостивить Артемиду. Его жена Клитемнестра так никогда и не простила ему это злодеяние. В его отсутствие она обзавелась любовником Эгисфом, сыном Фиеста, вместе с которым замыслила план отмщения. Через десять лет Троя пала, и греки вернулись домой.В трагедии Агамемнон действие начинается как раз с этого момента, а разворачивается оно вокруг умерщвления предводителя греческого войска собственной женой. Когда Агамемнон возвращается домой в сопровождении троянской пророчицы Кассандры, ставшей его пленницей и наложницей, Клитемнестра приглашает его войти во дворец и убивает его; участь Агамеменона разделяет и Кассандра. После убийств на сцене появляется Эгисф и заявляет, что отныне царская власть принадлежит ему и Клитемнестре. Хор аргосских старцев, сохранивших верность Агамемнону, тщетно протестует и намекает на грядущее возмездие, когда подрастет сын Агамемнона, Орест.Трагедия Хоэфоры (или Жертва у гроба) повествует о возвращении Ореста, который после убийства отца был отправлен за пределы Аргоса. Повинуясь оракулу Аполлона, Орест тайно возвращается, чтобы отомстить за отца. С помощью своей сестры, Электры, он проникает во дворец, убивает Эгисфа и собственную мать. После этого деяния Орест становится жертвой Эриний, грозных духов, мстящих за убийство родича, и в безумии покидает сцену, чтобы вновь искать защиту у Аполлона.Трагедия Эвмениды посвящена страданиям Ореста, завершившимся в конце концов его оправданием. Преследуемый Эриниями юноша приходит в Афины и предстает здесь перед специально назначенным судом (Ареопагом) во главе с богиней Афиной. Аполлон выступает в качестве защитника, а голос, поданный Афиной, решает дело в пользу Ореста, поскольку люди не смогли придти к окончательному решению. Так прекращается действие родового проклятия Атрея. Эринии вне себя от гнева в связи с таким решением Ареопага, однако Афине удается их смягчить, уговорив их передать свои функции хранительниц справедливости Зевсу, а самим поселиться в Аттике в качестве благодетельных духов земли.

  1. эсхилдо н. э. Когда говорят Эсхил сразу возникает у одних смутный у других более или менее четкий образ отца трагедии образ почтеннохрестоматийный даже величественный предста...100 великих писателей
  2. эсхилЭсхил г.г. до нашей эры древнегреческий поэт основатель античной трагедии. Сюжеты для своих трагедий он брал большей частью из мифологии. План трагедии и обрисовка де...1000 биографий
  3. эсхилг.г. до нашей эры древнегреческий поэт основатель античной трагедии. Сюжеты для своих трагедий он брал большей частью из мифологии. План трагедии и обрисовка действующих...1000+ биографических данных - словарь
  4. эсхилЭсхил до н. э.Великий афинский трагик автор по крайней мере произведений из которых до нас дошли только Персы Умоляющие Семеро против Фив Прикованный Прометей и трилог...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  5. эсхилиз Элевсинской общины гг. до н. э. греческий трагический поэт. Сын Еврофориона. Происходил из древнего аристократического рода Афин. Его молодость пришлась на времена уп...Античные писатели. Словарь
  6. эсхилгреч.u Aischylosок. до н.э. греческий драматург прозванный отцом трагедии происходил из знатного элевсинского рода принимал участие в Грекоперсидских войнах умер на Си...Античный мир. Словарь-справочник
  7. эсхилAischylos около Элевсин до н. э. Сицилия древнегреческий драматург. Происходил из старинного аристократического рода. Участвовал в грекоперсидских войнах См. Грекоперс...Большая Советская энциклопедия II
  8. эсхилок. до н. э. древнегреческий поэтдраматург отецтрагедии. Был свидетелем подъема афинской демократии с чем связаноприсущее его творчеству настроение суровой бодрости и д...Большой энциклопедический словарь II
  9. эсхилЭСХИЛ ок. до н. э. древнегреческий поэтдраматург отец трагедии. Был свидетелем подъема афинской демократии с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодр...Большой Энциклопедический словарь V
  10. эсхилдо н. э. древнегреческий драматург....Даты рождения и смерти известных людей
  11. эсхилдо н.э. великий др.греч. драматург. Родился в пригороде Афин Элевсине. Происходил из старинного аристократич. рода. Участвовал в грекоперс. войнах . Как драматург впе...Древний мир. Энциклопедический словарь
  12. эсхилдо н.э. великий др.греч. драматург. Родился в пригороде Афин Элевсине. Происходил из старинного аристократич. рода. Участвовал в грекоперс. войнах . Как драматург впе...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  13. эсхилоколо до н.э. древнегреческий поэтдраматург отец трагедии. Участник грекоперсидских войн. Был свидетелем подъема афинской демократии в его творчестве настроение суров...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. эсхилЭсхил гг. до н.э. древнегреческий драматический поэт родоначальник классической трагедии. Принимал активное участие в политической жизни Афин был участником грекоперсид...Исторический словарь
  15. эсхилг.г. до нашей эры древнегреческий поэт основатель античной трагедии. Сюжеты для своих трагедий он брал большей частью из мифологии. План трагедии и обрисовка действующих ...Исторический справочник русского марксиста
  16. эсхилгг. до н. э. великий греческий драматургтрагик сын Эвфориона родился в Аттике в городе Элевсине. Вместе с двумя своими братьями он сражался в битвах при Марафоне Саламин...Краткий словарь античности
  17. эсхилAischylos до н. э. Элевсин до н. э. о. Сицилия древнегреческий драматург. Потомок старинного аристократического рода участник основных сражений Грекоперсидских войн пр...Литература и язык. Современная энциклопедия
  18. эсхилAischylos до н. э. Элевсин до н. э. о. Сицилия древнегреческий драматург.Эсхил. Греческая скульптура. в. до н. э. Римская копия Потомок старинного аристократического ...Литературная энциклопедия
  19. эсхилЭСХИЛ греч. AToxuXoQ центральный персонаж комедии Аристофана Лягушки до н.э. которая вывела автора Орестеи в качестве действующего лица. Бог театра Дионис спускается в ...Литературные герои
  20. эсхилЭСХИЛ ок. до н. э. древнегреческий поэтдраматург отец трагедии. Участник грекрперс. войн. . Написал не менее трагедий целиком дошли Персы Семеро против Фив Просите...Литературный энциклопедический словарь
  21. эсхилдо н.э. прославленный древнегреческий драматург которого называли отцом трагедии. Он жил в бурную эпоху свержения тирании Писистратидов реформ Клисфена и важнейших военн...Мировая художественная культура. Словарь
  22. эсхилНачальная форма Эсхил винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа имя множественное число мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  23. эсхилAeschylus афинянин из дема Елевсина сын Евфориона из благородной аттической фамилии родился в ол. г. сражался при Марафоне Саламине и Платее ти лет уже ставил драмы с...Реальный словарь классических древностей
  24. эсхилЭсхилок. гг. афинский драматургтрагикУдачливый глупец большое бедствие.Мудр знающий не многое но нужное.Скажу открыто ненавижу всех богов.Не повышайте голоса рассказ ...Сводная энциклопедия афоризмов
  25. эсхилрод. в в Элевсине Аттика ум. в до н. э. в Геле Сицилия. Первый ставший известным трагик мировой литературы и старший из классич. греч. трагиков. Э. родился в семье круп...Словарь античности
  26. эсхилЭсхил ок. до н. э. древнегреческий драматург....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  27. эсхилдо н.э. выдающийся греч. драматург реформатор театра. Род. в семье круп. землевладельца. Участвовал в битвах при Марафоне и у о. Саламин . Автор пьес в жанре трагедии д...Словарь полководцев
  28. эсхилдо н.э. выдающийся греч. драматург реформатор театра. Род. в семье круп. землевладельца. Участвовал в битвах при Марафоне и у о. Саламин . Автор пьес в жанре трагедии д...Словарь полководцев II
  29. эсхилок. до н. э. др.греч. драматург Я б поднял брови малый уголок И поднял вновь и разрешил иначе Знать Прометей раздул свой уголек Гляди Эсхил как я рисуя плачу! ОМ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  30. эсхилЭСХИЛ ок. до н. э. др.греч. драматург Я б поднял брови малый уголок И поднял вновь и разрешил иначе Знать Прометей раздул свой уголек Гляди Эсхил как я рисуя плачу! ОМ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  31. эсхилAisxulos до н. э. др.греч. драматич. поэт родоначальник классич. трагедии. Э. принимал активное участие в политич. жизни Афин был участником грекоперсидских войн сражал...Советская историческая энциклопедия
  32. эсхилЭСХИЛ ок . до н. э. древнегреческий поэтдраматург отец трагедии. Был свидетелем подъема афинской демократии с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодр...Современный энциклопедический словарь
  33. эсхилЭсхил Лис...Электронный словарь анаграмм русского языка
  34. эсхилЭсхил Aeschylos отец европейской трагедии род. в г. умер в г. до Р. Х. Его родиной был аттический город Елевсин славный своими старинными таинствами учрежденными по пр...Энциклопедический словарь
  35. эсхилAeschylos отец европейской трагедии род. в г. умер в г. до Р. Х. Его родиной был аттический город Елевсин славный своими старинными таинствами учрежденными по преданию...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  36. эсхилЭсхил Aischylos из Элевсинской общины гг. до н. э. греческий трагический поэт. Сын Еврофориона. Происходил из древнего аристократического рода Афин. Его молодость пришла...Энциклопедия античных писателей
  37. эсхилЭсхилAeschylus . Великий греческий драматургтрагик сын Эвфориона родился в Аттике в г. Элевзине в г. до Р.Х. Вместе с двумя своими братьями он сражался в битвах при Мара...Энциклопедия мифологии