Античный мир. Словарь-справочник

ЭСХИЛ

(греч.Aischylos)
(ок. 525 - 456 до н.э.)
греческий драматург, прозванный «отцом трагедии»; происходил из знатного элевсинского рода, принимал участие в Греко-персидских войнах, умер на Сицилии. Э. написал ок. 80 трагедий, из которых сохранилось лишь семь: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей» и трилогия «Орестея».
Трагедия «Прикованный Прометей» переосмысливает образ древнего тирана: из примитивного обманщика, которым показывает его Гесиод, Прометей у Э. предстает не только образцом героя, которому человечество обязано всеми благами цивилизации, но и носителем глубокого внутреннего трагизма.
Редким образцом трагедии, сюжетом которой послужили не мифы, а современные драматургу события, являются «Персы». Участник Саламинской битвы и свидетель разгрома персов, Э. создал патриотическое произведение, в котором хотел показать величие подвига своих соотечественников и предостеречь врагов от захватнических планов.
«Орестея» - единственная из античных трилогий, сохранившихся полностью. В первой ее части - «Агамемнон» показана трагическая судьба предводителя ахейского войска Агамемнона, погибшего по возвращении из-под Трои от руки своей жены Клитемнестры. Во второй части - «Хоэфоры» (дословно «женщины, приносящие надгробные возлияния») рассказано о мщении сына Агамемнона Ореста, убивающего мать. В «Эвменидах», завершающих трилогию, изображено преследование Ореста эриниями. Творчество Э. не оставалось неизменным.
Даже потому немногому, что сохранилось, можно судить о различиях между его ранними и более поздними трагедиями, когда он испытал влияние Софокла. Если в ранних трагедиях действие развивалось внешне и лишь к концу трагедии, то все три части «Орестеи» дают образец нарастающего драматизма: каждый новый эпизод приближает к трагической развязке.
Творчество Э.оказало заметное влияние на дальнейшее развитие греческой драматургии. Аристофан, напр., поставил Э. на первое место среди знаменитых трагиков, охарактеризовав его как воспитателя греческого народа.
Эсхил. Трагедии / Пер. Вяч. Вс. Иванова, отв. ред. Н.И. Балашов. М., 1989; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 78-107; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 307-341; Лосев А.Ф., Сонкина Г.А. и др. Греческая трагедия. М., 1959. С. 43-102; Ярхо В.Н. Эсхил. М., 1958; Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(525/4 - 456 до н. э.)
Великий афинский трагик, автор, по крайней мере, 79 произведений, из которых до нас дошли только 7: "Персы", "Умоляющие", "Семеро против Фив", "Прикованный Прометей" и трилогия "Орестея", включающая трагедии "Агамемнон", "Хоэфоры", "Эвмениды". Эсхил участвовал в сражениях при Марафоне и Саламине против персов; история же его смерти, случившейся оттого, что орел сбросил черепаху на лысую голову Эсхила, похожа на легенду. Эсхил - старший из основоположников греческой драмы; он ввел второго актера, что обусловило независимость от хора драматического диалога и действия. Все пьесы Эсхила пронизаны сильным религиозным чувством; в их основе - конфликт между человеческими страстями и божественным промыслом. Уже при жизни Эсхил был славен возвышенной метафорой и архаическим стилем, что вызывало насмешки Аристофана и восторг Шелли.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. драматург, «отец трагедии». Происх. из знат. рода в Элевсине, принимал участие в важнейших сражениях Греко-персидских войн: при Марафоне (490), Саламине (480) и, возм., Платеях (479). На состязании трагич. поэтов Э. выступил впервые в 500, первую победу одержал в 484. Впосл. еще 12 раз занимал 1-е место, а после смерти Э. (в Сицилии) было разрешено возобновлять его трагедии на правах новых драм. Введя 2-го актера и уменьшив роль хора, Э. превратил трагедию-кантату, какой она была еще у Фриниха, в трагедию - драмат. действие, в основе к-рого лежало жизненно важное столкновение личностей и их миропонимания. Еще большему углублению конфликта способствовало введение Э. в «Орестею», по примеру Софокла, 3-го актера. Всего Э. написал свыше 80 произв. (трагедий и сатировских драм), объединенных б. ч. в связные тетралогии. До нас дошли полностью 7 трагедий и значит, кол-во фр-тов. Надежно датируются трагедии «Персы» (472), «Семеро против Фив» (467) и трилогия «Орестея» (458), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» («Плакальщицы», «Жертва у гроба») и «Евмениды». Трагедию «Молящие» («Просительницы») обычно относили к ранн. периоду твор-ва Э. После открытия в 1952 г. папирусного отрывка дидаскалии к трилогии «Данаиды» (в состав к-рой входили «Молящие») больш-во исследователей склонны датировать ее 463, одн. худож. особенности «Молящих» больше согласуются с нашим представлением о твор-ве Э. в сер. 70-х, а дидаскалия могла относиться к посмертной постановке. Нет единогласия также в определении даты «Прометея прикованного»; его стил. черты говорят скорее в пользу позд. датировки.
Идейное содержание твор-ва Э. и худож. особенности его драм отражают, с одн. ст., процесс окончательного оформления афин. демократического полиса во 2-й пол. V в., с др. - завершение стил. традиций др.-гр. архаики и переход к иск-ву зрелой классики. В мировоззренческом плане для Э. характерно глубокое убеждение в конечной разумности космоса, существующего по законам вечной справедливости под наблюдением бессмертных богов. Челов. деяния могут на время пошатнуть это божеств, устр-во, подводя его к опасной черте, но они же способствуют его возвращению в первонач. состояние. С этой т. зр. толкуется Э. сама ист. реальность, свидетелем к-рой он был: в «Персах» Э. видит причину победы гр. флота и поражения персов при Саламине не только в превосходстве афин. демократической государственности над вост. деспотизмом, но и в преступной гордыне Ксеркса, посмевшего посягнуть на естеств. (и потому божеств.) порядок вещей. При этом попытка нарушить исконное соотношение природных стихий может возникнуть только вследствие умств. заблуждения Ксеркса, к-ромуА противостоит разумность объективно существующего мира. Временное преобладание иррациональных челов. побуждений над естеств. нравственными нормами лежит в основе конфликта, пронизывающего трагедию «Семеро против Фив» - заключ. часть несохранившейся «фиванской трилогии». Отцовское проклятье, тяготеющее над Этеоклом, побуж­дает его к нечестивому братоубийственному поединку, но герой принимает свое решение в состоянии крайней одержимости, к-рая приводит к торжеству, объективной необходимости, требующей пресечения преступного рода Лаия и Эдипа. Известная однозначность конфликта в «Персах» уступает место в «Семерых...» осознанию диалект, противоречивости мира, в к-ром один и тот же поступок м. б. одновременно и справедливым и преступным. В наиб, закон, форме трагическая диалектика мира выявляется в «Орестее», подводящей итог всему твор-ву Эсхила. Агамемнон, возглавив поход против Трои, выступает как справедливый мститель за преступление Париса, поправшего божеств, закон гостеприимства. Одн. ради успешного исхода войны царь приносит в жертву собственную дочь Ифигению, не говоря уже о десятках своих соотечественников. Разорение Трои за вину Париса делает самого Агамемнона виновным перед лицом высшей справедливости и дает основание его неверной супруге Клитеместре истолковать убийство мужа как расплату за пролитую им кровь. При этом показательно, что Агамемной и Клитеместра, как и Этеокл, принимают решение или совершают кровопролитие в состоянии умственного исступления, потери контроля над разумом. Новая ступень трагич. конфликта - убийство Клитеместры ее сыном Орестом, мстящим за отца; в этом поступке собств. побудительные мотивы Ореста сливаются с божеств, пророчеством, исходящим из уст Аполлона и получающим одобрение богини Афины. Окончат, решение принадлежит, одн., голосу афин. граждан в лице ареопага, созываемого Афиной специально для рассмотрения дел о кровопролитиях в пределах рода. Так архаич. закон возмездия («око за око») уступает место гос. органу, к-рый призван блюсти заповеди божеств. Справедливости. Трагедия «Прометей прикованный» отражает др. направление мировоззренческих поисков Э., ведущих к отказу от антропоморфного образа Зевса. В «Прометее» владыка богов, деспотически карающий гл. героя за благодеяния, оказанные им челов. роду, и преследующий нечестивой страстью аргосскую жрицу Ио, очень далек от того идеального судьи, к-рый осуществляет предписания мировой Справедливости в «Орестее». В не дошедшем до нас «Прометее освобождаемом» Зевс, судя- по сохран. фр-там и антич. свид-вам, наделялся уже иными свойствами: ему приписывалось внедрение в челов. общ-во нравственных устоев, к-рыми дополнялись материальные блага, дарованные людям Прометеем. В образе самого Прометея получает также завершение один из центр, для Э. вопросов человеческого поведения - ответственность героя за принимаемое им решение. Одн. Прометей отличается от др. персонажей Э. тем, что он наделен даром пророчества, заранее знает о грозящих ему муках и тем не менее отвергает любое соглашение с Зевсом. Благодаря этому внешне статичная трагедия наполняется огромным внутр. напряжением, а самый образ Прометея, как и др. героев Э., приобретает монументальное величие.
В стил, плане дошедшие трагедии Э. демонстрируют мастерское владение приемами архаич. повествования (композ. симметрия, рамочная структура, лексич. скрепы) и их преодоление с целью подчинения элементов архаич. техники новому единству. Так создается фронтонная композиция отдельной трагедии, в к-рой части, расположенные симметрично вокруг центр, ядра, объединяются лексическими и ритмическими скрепами, а также целой системой лейтмотивов. В «Орестее» фронтонная структура в свою очередь преодолевается благодаря динамической устремленности действия к кульминации, перемещающейся в каждой трагедии из центра к ее завершению. Особо следует отметить язык Э.: он отл. возвышенностью, смелыми речевыми образами, слож. определениями, неологизмами, причем от ранних трагедий к поздним возрастает содержательность языковых характеристик. Своим твор-вом Э. заложил основу для афинской драмы, где опыт «отца трагедии» использовался и переосмыслялся его преемниками - Софоклом и Еврипидом.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

  1. эсхилдо н. э. Когда говорят Эсхил сразу возникает у одних смутный у других более или менее четкий образ отца трагедии образ почтеннохрестоматийный даже величественный предста...100 великих писателей
  2. эсхилЭсхил г.г. до нашей эры древнегреческий поэт основатель античной трагедии. Сюжеты для своих трагедий он брал большей частью из мифологии. План трагедии и обрисовка де...1000 биографий
  3. эсхилг.г. до нашей эры древнегреческий поэт основатель античной трагедии. Сюжеты для своих трагедий он брал большей частью из мифологии. План трагедии и обрисовка действующих...1000+ биографических данных - словарь
  4. эсхилЭсхил до н. э.Великий афинский трагик автор по крайней мере произведений из которых до нас дошли только Персы Умоляющие Семеро против Фив Прикованный Прометей и трилог...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  5. эсхилиз Элевсинской общины гг. до н. э. греческий трагический поэт. Сын Еврофориона. Происходил из древнего аристократического рода Афин. Его молодость пришлась на времена уп...Античные писатели. Словарь
  6. эсхилAischylos около Элевсин до н. э. Сицилия древнегреческий драматург. Происходил из старинного аристократического рода. Участвовал в грекоперсидских войнах См. Грекоперс...Большая Советская энциклопедия II
  7. эсхилок. до н. э. древнегреческий поэтдраматург отецтрагедии. Был свидетелем подъема афинской демократии с чем связаноприсущее его творчеству настроение суровой бодрости и д...Большой энциклопедический словарь II
  8. эсхилЭСХИЛ ок. до н. э. древнегреческий поэтдраматург отец трагедии. Был свидетелем подъема афинской демократии с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодр...Большой Энциклопедический словарь V
  9. эсхилдо н. э. древнегреческий драматург....Даты рождения и смерти известных людей
  10. эсхилдо н.э. великий др.греч. драматург. Родился в пригороде Афин Элевсине. Происходил из старинного аристократич. рода. Участвовал в грекоперс. войнах . Как драматург впе...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. эсхилдо н.э. великий др.греч. драматург. Родился в пригороде Афин Элевсине. Происходил из старинного аристократич. рода. Участвовал в грекоперс. войнах . Как драматург впе...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. эсхилоколо до н.э. древнегреческий поэтдраматург отец трагедии. Участник грекоперсидских войн. Был свидетелем подъема афинской демократии в его творчестве настроение суров...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. эсхилЭсхил гг. до н.э. древнегреческий драматический поэт родоначальник классической трагедии. Принимал активное участие в политической жизни Афин был участником грекоперсид...Исторический словарь
  14. эсхилг.г. до нашей эры древнегреческий поэт основатель античной трагедии. Сюжеты для своих трагедий он брал большей частью из мифологии. План трагедии и обрисовка действующих ...Исторический справочник русского марксиста
  15. эсхилгг. до н. э. великий греческий драматургтрагик сын Эвфориона родился в Аттике в городе Элевсине. Вместе с двумя своими братьями он сражался в битвах при Марафоне Саламин...Краткий словарь античности
  16. эсхилAischylos до н. э. Элевсин до н. э. о. Сицилия древнегреческий драматург. Потомок старинного аристократического рода участник основных сражений Грекоперсидских войн пр...Литература и язык. Современная энциклопедия
  17. эсхилAischylos до н. э. Элевсин до н. э. о. Сицилия древнегреческий драматург.Эсхил. Греческая скульптура. в. до н. э. Римская копия Потомок старинного аристократического ...Литературная энциклопедия
  18. эсхилЭСХИЛ греч. AToxuXoQ центральный персонаж комедии Аристофана Лягушки до н.э. которая вывела автора Орестеи в качестве действующего лица. Бог театра Дионис спускается в ...Литературные герои
  19. эсхилЭСХИЛ ок. до н. э. древнегреческий поэтдраматург отец трагедии. Участник грекрперс. войн. . Написал не менее трагедий целиком дошли Персы Семеро против Фив Просите...Литературный энциклопедический словарь
  20. эсхилдо н.э. прославленный древнегреческий драматург которого называли отцом трагедии. Он жил в бурную эпоху свержения тирании Писистратидов реформ Клисфена и важнейших военн...Мировая художественная культура. Словарь
  21. эсхилНачальная форма Эсхил винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа имя множественное число мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. эсхилAeschylus афинянин из дема Елевсина сын Евфориона из благородной аттической фамилии родился в ол. г. сражался при Марафоне Саламине и Платее ти лет уже ставил драмы с...Реальный словарь классических древностей
  23. эсхилЭсхилок. гг. афинский драматургтрагикУдачливый глупец большое бедствие.Мудр знающий не многое но нужное.Скажу открыто ненавижу всех богов.Не повышайте голоса рассказ ...Сводная энциклопедия афоризмов
  24. эсхилрод. в в Элевсине Аттика ум. в до н. э. в Геле Сицилия. Первый ставший известным трагик мировой литературы и старший из классич. греч. трагиков. Э. родился в семье круп...Словарь античности
  25. эсхилЭсхил ок. до н. э. древнегреческий драматург....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  26. эсхилдо н.э. выдающийся греч. драматург реформатор театра. Род. в семье круп. землевладельца. Участвовал в битвах при Марафоне и у о. Саламин . Автор пьес в жанре трагедии д...Словарь полководцев
  27. эсхилдо н.э. выдающийся греч. драматург реформатор театра. Род. в семье круп. землевладельца. Участвовал в битвах при Марафоне и у о. Саламин . Автор пьес в жанре трагедии д...Словарь полководцев II
  28. эсхилок. до н. э. др.греч. драматург Я б поднял брови малый уголок И поднял вновь и разрешил иначе Знать Прометей раздул свой уголек Гляди Эсхил как я рисуя плачу! ОМ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  29. эсхилЭСХИЛ ок. до н. э. др.греч. драматург Я б поднял брови малый уголок И поднял вновь и разрешил иначе Знать Прометей раздул свой уголек Гляди Эсхил как я рисуя плачу! ОМ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  30. эсхилAisxulos до н. э. др.греч. драматич. поэт родоначальник классич. трагедии. Э. принимал активное участие в политич. жизни Афин был участником грекоперсидских войн сражал...Советская историческая энциклопедия
  31. эсхилЭСХИЛ ок . до н. э. древнегреческий поэтдраматург отец трагедии. Был свидетелем подъема афинской демократии с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодр...Современный энциклопедический словарь
  32. эсхилЭсхил Лис...Электронный словарь анаграмм русского языка
  33. эсхилЭсхил Aeschylos отец европейской трагедии род. в г. умер в г. до Р. Х. Его родиной был аттический город Елевсин славный своими старинными таинствами учрежденными по пр...Энциклопедический словарь
  34. эсхилAeschylos отец европейской трагедии род. в г. умер в г. до Р. Х. Его родиной был аттический город Елевсин славный своими старинными таинствами учрежденными по преданию...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  35. эсхилЭсхил Aischylos из Элевсинской общины гг. до н. э. греческий трагический поэт. Сын Еврофориона. Происходил из древнего аристократического рода Афин. Его молодость пришла...Энциклопедия античных писателей
  36. эсхилЭСХИЛ до н.э. греческий драматург первый из трех великих афинских трагиков в. до н.э. Наши сведения о жизни Эсхила восходят главным образом к жизнеописанию предпосланном...Энциклопедия Кольера II
  37. эсхилЭсхилAeschylus . Великий греческий драматургтрагик сын Эвфориона родился в Аттике в г. Элевзине в г. до Р.Х. Вместе с двумя своими братьями он сражался в битвах при Мара...Энциклопедия мифологии