Большой российский биографический словарь

ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

публицист и повествователь (1831 - 1891), оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов. Принадлежал к калужской помещичьей семье; учился медицине в Московском университете; был в крымскую кампанию военным врачом, потом сельским врачом в Нижегородской губернии. Десять лет (1863 - 1873) прожил в Турции, занимая консульские должности на острове Крите, в Адрианополе, Тульче, Янине, Зице и Салониках. Выйдя в отставку, провел более года на Афоне, затем жил большею частью в своей деревне. В 1880 г. был помощником редактора *Варшавского Дневника*, потом цензором в Москве. В 1887 г. опять вышел в отставку, поселился в Оптиной пустыни и через 4 года, приняв тайное пострижение с именем Климента, переехал в Сергиев Посад, где и умер. Первые беллетристические произведения Леонтьева (из русской жизни, несколько повестей и два романа: *Подлипки* и *В своем краю*, в *Отечественных Записках* 1856 - 1866 годов), хотя и не лишены таланта, но, по позднейшему признанию самого автора, не представляют значительного интереса, будучи написаны под преобладающим влиянием Жорж-Занд по идеям и Тургенева по стилю. Литературная самобытность Леонтьева проявилась вполне в его повестях: *Из жизни христиан в Турции* (изд. отдельно в 1876 г.; сюда же относятся рассказ *Сфакиот*, роман *Камень Сизифа* и начало романа *Египетский голубь*, не вошедшие в этот сборник). И.С. Аксаков , враждебно относившийся к политическим и церковным взглядам Леонтьева, у которого находил *сладострастный культ палки*, был в восхищении от его восточных повестей и говорил: *прочти их, не нужно и в Турцию ехать*. Во время жизни в греко-турецких городах в Леонтьеве произошел умственный переворот. Прежний натуралист и жорж-зандист, напечатавший, между прочим, уже в зрелом возрасте *в высшей степени безнравственное (по его собственному, преувеличенному отзыву), чувственное, языческое, дьявольское сочинение, тонко-развратное, ничего христианского в себе не имеющее* - сделался крайним и искренним сторонником византийско-аскетического религиозного идеала. Этою стороною новое мировоззрение Леонтьева далеко не исчерпывается. Оно было вообще лишено цельности; одного срединного и господствующего принципа в нем не было, но отдельные взгляды отличались определенностью, прямотою и смелою последовательностью. Славянофильство он называл *мечтательным и неясным учением*. Желая привести свои пестрые мысли и стремления к некоторому, хотя бы только формальному единству, Леонтьев называл себя принципиальным или идейным консерватором (в противоположность грубо-практическому или эмпирическому консерватизму). Дорогими, требующими и достойными охранения он считал, главным образом: 1) реально-мистическое, строго-церковное и монашеское христианство византийского и отчасти римского типа, 2) крепкую, сосредоточенную монархическую государственность и 3) красоту жизни в самобытных национальных формах. Все это нужно охранять против одного общего врага - уравнительного буржуазного прогресса, торжествующего в новейшей европейской истории. Вражда к этому прогрессу составляла главный *пафос* в писаниях Леонтьева. Он выработал особую теорию развития, где своеобразно варьировались идеи Гегеля, Сен-Симона, Огюста Конта и Герберта Спенсера (которых, впрочем, Леонтьев не изучал систематически). По Леонтьеву, человечество в целом и в частях проходит через три последовательные состояния: первоначальной простоты (подобно организму в зачаточном и младенческом периоде), затем положительного расчленения (подобно развитому, цветущему возрасту организма) и, наконец, смесительного упрощения и уравнения или вторичной простоты (дряхлость, умирание и разложение организма). Так, германцы в эпоху переселения народов представляли первичную простоту быта, Европа средних и начала новых веков - цветущее расчленение жизненных форм, а с *просветительного* движения XVIII века в великой французской революции европейское человечество решительно входит в эпоху смесительного упрощения и разложения. От названных европейских мыслителей, которые также отмечали критический и отрицательный характер новейшей истории, Леонтьев отличается тем, что считает это разложение для Европы окончательным и ждет нового и положительного от России. В этом он сходится с славянофилами, но тут же и расходится с ними в трех существенных пунктах: 1) Современное *разложение* Европы он считает простым следствием общего естественного закона, а вовсе не какого-нибудь порока в коренных началах ее жизни, от которого будто бы Россия свободна: эту славянофильскую точку зрения Леонтьев так излагает и осмеивает: *правда, истина, цельность, любовь и т. п. у нас, а на Западе - рационализм, ложь, насильственность, борьба и т. п. Признаюсь - у меня это возбуждает лишь улыбку; нельзя на таких обще-моральных различиях строить практические надежды. Трогательное и симпатическое ребячество это - пережитой уже момент русской мысли*. 2) Новая великая будущность для России представляется Леонтьеву желательною и возможною, а не роковою и неизбежною, как думают славянофилы: иногда эта будущность кажется ему даже маловероятною - Россия уже прожила 1000 лет, а губительный процесс эгалитарной буржуазности начался и у нас, после крымской войны и освобождения крестьян. 3) Помимо неуверенности в исполнении его желаний для России, самый предмет этих желаний был у Леонтьева не совсем тот, что у славянофилов. Вот главные черты его культурно-политического идеала, как он сам его резюмировал; *государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно, вообще сурово, иногда и до свирепости; церковь должна быть независимее нынешней, иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее; быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от Запада единстве; законы, принципы власти должны быть строже, люди должны стараться быть лично добрее - одно уравновесить другое; наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе*. Идеал Леонтьева был византийским, а не славянским; он доказывал, что *славянство* есть термин без всякого определенного культурного содержания, что славянские народы жили и живут чужими началами. Их нынешняя культура слагается отчасти из слабых остатков традиционного византинизма, большею же частью - из стремительно усвоенных элементов прогрессивного европеизма. Этот второй, ненавистный Леонтьеву элемент решительно преобладает у славян австрийских, а в последнее время возобладал и у балканских. Поэтому слияние славян с Россиею, к которому стремится панславизм, не только не может быть целью здравой политики с русской точки зрения, но было бы прямо для нас опасным, так как усилило бы новыми струями уравнительного прогресса наши разлагающие демократические элементы и ослабило бы истинно-консервативные, т. е. византийские начала нашей жизни. В церковно-политическом споре между греками и болгарами Леонтьев решительно стал на сторону первых, вследствие чего разошелся с своим начальником, послом в Константинополе, генералом Игнатьевым , а также с Катковым . Леонтьев пламенно желал, чтобы Россия завоевала Константинополь, но не затем, чтобы сделать его центром славянской либерально-демократической федерации, а затем, чтобы в древней столице укрепить и развить истинно-консервативный культурный строй и восстановить Восточное царство на прежних византийских началах, только восполненных национально-русским учреждением принудительной земледельческой общины. Вообще Леонтьев во всех сферах высоко ценил принудительный характер отношений, без которого, по его мнению, жизненные формы не могут сохранять своей раздельности и устойчивости; ослабление принудительной власти есть верный признак и, вместе с тем, содействующая причина разложения или *смесительного упрощения* жизни. В свое презрении к чистой этике и в своем культе самоутверждающейся силы и красоты Леонтьев предвосхитил многие мысли Ницше, вдвойне парадоксальные под пером афонского послушника и оптинского монаха. Леонтьев религиозно верил в положительную истину христианства, в узкомонашенском смысле личного спасения; он политически надеялся на торжество консервативных начал в нашем отечестве, на взятие Царьграда русскими войсками и на основание великой неовизантийской или греко-российской культуры; наконец, он эстетически любил все красивое и сильное. Эти три мотива господствуют в его писаниях, а отсутствие между ними внутренней положительной связи есть главный недостаток его миросозерцания. Из идеи личного душеспасения путем монашеским (как его понимал Леонтьев) логически вытекает равнодушие к мирским политическим интересам и отрицание интереса эстетического; в свою очередь, политика, хотя бы консервативная, не имеет ничего общего с душеспасением и с эстетикой; наконец, становясь на точку зрения эстетическую, несомненно следовало бы предпочесть идеалы древнего язычества, средневекового рыцарства и эпохи Возрождения идеалам византийских монахов и чиновников, особенно в их русской реставрации. Таким образом, три главные предмета, подлежащие охранению принципиального или идейного консерватизма, не согласованы между собою. Не свободно от внутреннего противоречия и враждебное отношение Леонтьева к новой европейской цивилизации, которую он сам же признавал за неизбежный фазис естественного процесса. Справедливо укоряя славянофилов за их ребяческое осуждение Запада, он сам впадал в еще большее ребячество. Славянофилы были, по крайней мере, последовательны: представляя всю западную историю как плод человеческого злодейства, они имели в этом ложном представлении достаточное основание для негодования и вражды; но ожесточенно нападать на заведомые следствия естественной необходимости - хуже, чем бить камень, о который споткнулся. Не имели достаточного основания и надежды Леонтьева, связанные с завоеванием Царьграда: почему вступление русских солдат и чиновников на почву образованности, давно умершей естественною смертью, должно будет не только остановить уже начавшийся в России процесс уравнительного смешения, но и создать еще небывало великую консервативную культуру? Надежды и мечтания Леонтьева не вытекали из христианства, которое он, однако, исповедывал как безусловную истину. Ему оставалась неясною универсальная природа этой истины и невозможность принимать ее на половину. Но если главные мотивы, из которых слагалось миросозерцание Леонтьева, не были им согласованы между собою, то к каждому из них он относился серьезно и с увлечением, как свидетельствует вся его жизнь. Своим убеждением он принес в жертву успешно начатую дипломатическую карьеру, вследствие чего семь лет терпел тяжелую нужду. Свои крайние мнения он без всяких оговорок высказывал и в такое время, когда это не могло принести ему ничего, кроме осмеяния. Большая часть политических, критических и публицистических произведений Леонтьева была соединена им в сборнике *Восток, Россия и Славянство* (М., 1885 - 1886). После этого он напечатал в *Гражданине* ряд статей, под общим заглавием: *Записки Отшельника*. Одна из них: *Национальная политика как орудие всемирной революции* издана отдельной брошюрой (М., 1889). При жизни Леонтьева на него мало обращали внимания в литературе; можно назвать только статьи Н.С. Лескова (*Голос*, 1881, и *Новости*, 1883) и Вл. Соловьева (*Русь*, 1883). После его смерти, кроме некрологов, появились статьи В. Розанова в *Русском Вестнике* (1892), А. Александрова (там же), Влад. Соловьева в *Русском Обозрении* (1892), кн. С. Трубецкого в *Вестнике Европы* (1892), И. Милюкова в *Вопросах философии и психологии* (1893), Л. Тихомирова в *Русском Обозрении* (1894), свящ. И. Фуделя (там же, 1895). По обилию материала для характеристики особенно важны статьи отца Фуделя и А. Александрова. (Вл. Соловьев). Собрание сочинений Леонтьева в Москве в 12 томах (по 1914 г. вышли в свет 9 томов). Письма Леонтьева к Губастову напечатаны в *Русском Обозрении* (1894, книги 9, 11; 1896, книги 1 - 3, 11 - 12; 1897, книги 1 - 2, 5 - 7; 1895, № 12). Ср. воспоминания Губастова о Леонтьеве - в литературном сборнике *Памяти К.Н. Леонтьева* (1911), письма К.Н. Леонтьева к А. Александрову - в *Богословском Вестнике* (1914, март - декабрь, 1915, январь, и отдельно: Сергиев Посад, 1915). - См. А.А. Александров *Памяти К.Н. Леонтьева* (*Богословский Вестник*, 1915, февраль); *К. Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни* (М., 1912); Грифцов *Судьба Леонтьева* (*Русская Мысль*, 1913, 1 - 4); С. Козловский *Мечты о Царьграде. Леонтьев* (*Голос Минувшего*, 1915, III). См. также статьи: Аггеев Константин Маркович ; Данилевский Николай Яковлевич ; Климент (в миру Константин Карлович Зедергольм) ; Макарий (Сушкин) ; Розанов Василий Васильевич ; Россия, разд. Источники русской истории и русская историография ; Россия, разд. Русская литература (1880-е и 1890-е годы) ; Россия, разд. Церковная история ; Соловьев Николай Яковлевич .

  1. леонтьев константин николаевичрус. писатель публицист социолог. Вслед за Н. Я. Данилевским рассматривал историю как ряд замкнутых культурноисторических типов егип. китайск. европейск. славянок и т. д....Атеистический словарь
  2. леонтьев константин николаевичрус. писатель публицист социолог. Вслед за Н. Я. Данилевским рассматривал историю как ряд замкнутых культурноисторических типов егип. китайск. европейск. славянок и т. д....Атеистический словарь II
  3. леонтьев константин николаевичЛеонтьев Константин Николаевич публицист и повествователь оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов. Принадлежал к калужской помещичьей се...Биографический словарь
  4. леонтьев, константин николаевичродился января года в сельце Кудинове Мещовского уезда Калужской губернии. Отец его Ник. Бор. едва ли происходил из старинного дворянского рода Леонтьевых в молодости с...Большая биографическая энциклопедия
  5. леонтьев константин николаевичЛеонтьевstrong Константин Николаевич [. Кудиново ныне Малоярославецкого района Калужской области . ТроицеСергиев посад ныне Загорск Московской области] русский писатель ...Большая Советская энциклопедия II
  6. леонтьев константин николаевичЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич русский писатель публицист и литературный критик поздний славянофил. Считая главной опасностью либерализм с его омещаниванием быта и куль...Большой Энциклопедический словарь V
  7. леонтьев константин николаевичизвестный русский мыслитель консервативного направления. Оценки Леонтьева в литературе Кромвель без меча диктатор без диктатуры политический Торквемада более Ницше чем са...Именной словарь-справочник политических деятелей
  8. леонтьев константин николаевичЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич русский публицист писатель. Ром. Подлипки В своем краю Камень Сизифа . Пов. Благодарность Исповедь мужа . Сб. повестей и рассказов Из ж...Литературный энциклопедический словарь
  9. леонтьев константин николаевичсело Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии Сергиев Посад писатель публицист политический и религиозный мыслитель. Из небогатой дворянской семьи. Окончив Калужску...Москва (энциклопедия)
  10. леонтьев константин николаевич. . с. Кудиново Калужской губ. . . Сергиев Посад философ писатель публицист. В гг. обучался на медицинском фте Московского унта с по г. был военным лекарем участвуя ...Русская философия
  11. леонтьев константин николаевич. . писатель философ и социолог. Окончил медицинский факультет Московского университета. Во время Крымской войны служил военным врачом. С по на дипломатической службе...Святая Русь - энциклопедический словарь
  12. леонтьев константин николаевичЛеонтьев Константин Николаевич публицист критик писатель поздний славянофил. Псевдоним Н. Константинов. Резко критиковал Братьев Карамазовых и пушкинскую речь Ф. М. Дос...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  13. леонтьев константин николаевичЛеонтьев Константин Николаевич янв. в с. Кудинове Калуж. губ. нояб. Сергиев Посад писатель и публицистПсевдонимыi Знакомый вам провинциалu К. Л.u К. Н. Л.u Квu Кв В...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  14. леонтьев константин николаевичгг. русский мыслитель писатель публицист. Свою философскую доктрину Леонтьев называл методом действительной жизни и полагал что философские идеи должны соответствовать р...Словарь-справочник по философии
  15. леонтьев константин николаевич[. Кудиново ныне Малоярославецкого рна Калужской обл. .И. ТроицеСергиев посад ныне Загорск Моск. обл.] рус. писатель публицист и лит. критик. Известность приобрл статьями...Советский философский словарь
  16. леонтьев константин николаевичрусский консервативный философ писатель публицист и литературный критик поздний славянофил. Отличался от славянофилов тем что не верил в возможность объединения славян Во...Философия политики - словарь персоналий
  17. леонтьев константин николаевичЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич философ публицист поздний славянофил писатель. В обучался на медицинском факультете Московского унта. Участвовал в Крымской кампании по...Философская энциклопедия
  18. леонтьев константин николаевичянв. нояб. ] рус. реакц. социолог идеалистмистик. Окончил мед. факт Моск. унта находился на дипломатич. службе был цензором . К концу жизни принял сан монаха. Гл. п...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  19. леонтьев, константин николаевичЛеонтьев Константин Николаевич публицист и повествователь оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов из калужских помещиков учился медицине в...Энциклопедический словарь
  20. леонтьев константин николаевичпублицист и повествователь оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов из калужских помещиков учился медицине в моск. унив. был в крымскую кампа...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  21. леонтьев константин николаевичрелигиозный мыслитель публицист представитель позднего славянофильства. Считая главной опасностью для России западный либерализм доказывал необходимость возврата к визант...Энциклопедия История отечества
  22. леонтьев константин николаевичрелигиозный мыслитель публицист представитель позднего славянофильства. Считая главной опасностью для России западный либерализм доказывал необходимость возврата к визант...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  23. леонтьев, константин николаевичЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ русский философ писатель публицист. Родился января в с.Кудиново Калужской губернии. В учился на медицинском факультете Московского униве...Энциклопедия Кольера II