Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

(1831-91) — публицист и повествователь, оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов; из калужских помещиков, учился медицине в моск. унив., был в крымскую кампанию военным врачом, потом домашним и сельским в Нижегородской губ. После краткого пребывания в Петербурге поступил в азиатский дп. М. Ин. Дел и 10 лет (1863-73) прожил в Турции, занимая различные консульские должности (на о. Крите, в Адрианополе, Тульче, Янине, Зице и Салониках). Выйдя в отставку, провел более года на Афоне и затем вернулся в Россию, где жил большей частью в своей деревне. В 1880 г. был помощником редактора "Варш. Дневника", кн. Н. Голицына, потом был назначен цензором в Москву. В 1887 г. опять вышел в отставку, поселился в Оптиной пустыни и через 4 года, приняв тайное пострижение с именем Климента, перехал в Сергиев посад, где и умер 12 ноября 1891 г.
Первые беллетристические произведения Л. (из русской жизни, несколько повестей и два романа: "Подлипки" и "В своем краю", в "Отечественных Записках" 1856-1866 гг.), хотя и не лишены таланта, но, по позднейшему признанию самого автора, не представляют значительного интереса, будучи написаны под преобладающим влиянием Ж. Занда по идеям и Тургенева по стилю. Литературная самобытность Л. проявилась вполне в его повестях "Из жизни христиан в Турции" (изд. отдельно Катковым в 1876 г.; сюда же принадлежит рассказ "Сфакиот", роман "Камень Сизифа" и начало романа "Египетский голубь", не вошедшие в этот сборник). И. С. Аксаков, враждебно относившийся к политическим и церковным взглядам Л., у которого находил "сладострастный культ палки", был в восхищении от его восточных повестей и говорил: "Прочтя их, не нужно и в Турцию ехать". Во время жизни в греко-турецких городах произошел в Л. умственный переворот, закончившийся на Афоне. Прежний натуралист и жоржзандист, напечатавший, между прочим, уже в зрелом возрасте "в высшей степени безнравственное (по его собственному, преувеличенному отзыву), чувственное, языческое, дьявольское сочинение, тонко-развратное, ничего христианского в себе не имеющее" — сделался крайним и искренним сторонником византийско-аскетического религиозного идеала.Этой стороной новое мировоззрение Л. далеко не исчерпывается. Оно было вообще лишено цельности; одного срединного и господствующего принципа в нем не было, но отдельные взгляды были весьма замечательны своей определенностью, прямотой и смелой последовательностью. По своему отношению к славянофильству, которое он называл "мечтательным и неясным учением", Л. представляет необходимый момент в истории русского самосознания. Желая привести свои пестрые мысли и стремления к некоторому, хотя бы только формальному единству, он называл себя принципиальным или идейным консерватором (в противоположность грубо-практическому или эмпирическому консерватизму). Дорогими, требующими и достойными охранения он считал, главным образом: 1) реально-мистическое, строго-церковное и монашеское христианство византийского и отчасти римского типа, 2) крепкую, сосредоточенную монархическую государственность и 3) красоту жизни в самобытных национальных формах. Все это нужно охранять против одного общего врага — уравнительного буржуазного прогресса, торжествующего в новейшей европейской истории. Вражда к этому прогрессу составляла главный "пафос" в писаниях Л., выработавшего особую теорию развития, где он своеобразно варьировал идеи Гегеля, Сен-Симона, Ог. Конта и Герберта Спенсера (которых, впрочем, не изучал систематически). По Л., человечество в целом и в частях проходит через три последовательные состояния: первоначальной простоты (подобно организму в зачаточном и незрелом, младенческом периоде), затем положительного расчленения (подобно развитому цветущему возрасту организма) и, наконец, смесительного упрощения и уравнения или вторичной простоты (дряхлость, умирание и разложение организма). Так, германцы в эпоху переселения народов представляли первичную простоту быта, Европа средних и начала новых веков — цветущее расчленение жизненных форм, а с "просветительного" движения XVIII в. и великой французской революции европейское человечество решительно входит в эпоху смесительного упрощения и разложения. От названных европейских мыслителей, которые также отмечали критически и отрицательный характер новейшей истории, Л. отличается тем, что считает это разложение для Европы окончательным и ждет нового и положительного от России. В этом он сходится с славянофилами, но тут же и расходится с ними в трех существенных пунктах. 1) Современное "разложение" Европы он считает простым следствием общего естественного закона, а вовсе не какого-нибудь порока в коренных началах ее жизни, от которого будто бы Россия свободна; эту славянофильскую точку зрения Л. так излагает и осмеивает: "правда, истина, цельность, любовь и т. п.у нас,а на Западе — рационализм, ложь, насильственность, борьба и т. п. Признаюсь — у меня это возбуждает лишь улыбку; нельзя на таких общеморальных различиях строить практические надежды. Трогательное и симпатическое ребячество; этопережитойуже момент русской мысли". 2) Новая великая будущность для России представляется Л. желательной и возможной, а не роковой и неизбежной, как думают славянофилы; иногда эта будущность кажется ему даже маловероятной: Россия уже прожила 1000 л., а губительный процесс эгалитарной буржуазности начался и у нас после крымской войны и освобождения крестьян. 3) Помимо неуверенности в исполнении его желаний для России, самый предмет этих желаний был у Л. не совсем тот, что у славянофилов. Вот главные черты его культурно-политического идеала, как он сам его резюмировал: "государстводолжно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно, вообще сурово, иногда и до свирепости;церковьдолжна быть независимее нынешней, иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее;бытдолжен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от Запада единстве;законы,принципы власти должны быть строже, люди должны стараться быть лично добрее — одно уравновесит другое:наукадолжна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе". Идеал Л. был византийским, а не славянским; он прямо доказывал, что "славянство" есть термин без всякого определенного культурного содержания, что славянские народы жили и живут чужими началами. Их нынешняя культура слагается отчасти из слабых остатков традиционного византизма, большей же частью — из стремительно усвоенных элементов прогрессивного европеизма. Этот второй, ненавистный Л. элемент решительно преобладает у славян австрийских, а в последнее время возобладал и у балканских. Поэтому слияние славян с Россией, к которому стремится панславизм, не только не может быть целью здравой политики с русской точки зрения, но было бы прямо для нас опасным, так как усилило бы новыми струями уравнительного прогресса наши разлагающие демократические элементы и ослабило бы истинно консервативные, т. е. византийские начала нашей жизни. В церковно-политическом споре между греками и болгарами Л. решительно стал на сторону первых, вследствие чего разошелся с своим начальником, послом в Константинополе, ген. Игнатьевым, а также с Катковым. — Л. пламенно желал, чтобы Россия завоевала Константинополь, но не затем, чтобы сделать его центром славянской либерально-демократической федерации, а затем, чтобы в древней столице укрепить и развить истинно консервативный культурный строй и восстановить Восточное царство на прежних византийских началах, только восполненных национально-русским учреждением принудительной земледельческой общины. Вообще Л. во всех сферах высоко ценилпринудительныйхарактер отношений, без которого, по его мнению, жизненные формы не могут сохранять своей раздельности и устойчивости; ослабление принудительной власти есть верный признак и вместе с тем содействующая причина разложения или "смесительного упрощения" жизни. В своем презрении к чистой этике и в своем культе самоутверждающейся силы и красоты Л. предвосхитил многие мысли Ничше, вдвойне парадоксальные под пером афонского послушника и оптинского монаха. Л.религиозно верилв положительную истину христианства, в узко-монашеском смысле личного спасения; онполитически надеялсяна торжество консервативных начал в нашем отечестве, на взятие Царьграда русскими войсками и на основание великой неовизантийской или греко-российской культуры; наконец,он эстетически любилвсе красивое и сильное; эти три мотива господствуют в его писаниях, а отсутствие между ними внутренней положительной связи есть главный недостаток его миросозерцания. Из идеи личного душеспасения путем монашеским (как его понимал Л.) логически вытекает равнодушие к мирским политическим интересам и отрицание интереса эстетического; в свою очередь политика, хотя бы консервативная, не имеет ничего общего с душеспасением и с эстетикой; наконец, становясь на точку зрения эстетическую, несомненно должно бы предпочесть идеалы древнего язычества, средневекового рыцарства и эпохи Возрождения идеалам византийских монахов и чиновников, особенно в их русской реставрации. Таким образом, три главные предмета, подлежащие охранению принципиального или идейного консерватизма, не согласованы между собой. Не свободно от внутреннего противоречия и враждебное отношение Л. к новой европейской цивилизации, которую он сам же признавал за неизбежный фазис естественного процесса. Справедливо укоряя славянофилов за их ребяческое осуждение Запада, он сам впадал в еще большее ребячество. Славянофилы были по крайней мере последовательны: представляя всю зап. историю как плод человеческого злодейства, они имели в этом ложном представлении достаточное основание для негодования и вражды; но ожесточенно нападать на заведомые следствия естественной необходимости — хуже, чем бить камень, о который споткнулся. Не имели достаточного основания и надежды Л., связанные с завоеванием Царьграда: почему вступление русских солдат и чиновников на почву образованности, давно умершейестественнойсмертью, должно будет не только остановить уже начавшийся в России процесс уравнительного смешения, но и создать еще небывало великую консервативную культуру? Надежды и мечтания Л. не вытекали из христианства, которое он, однако, исповедовал как безусловную истину. Ему оставалась неясной универсальная природа этой истины и невозможность принимать ее наполовину. Но если главные мотивы, из которых слагалось миросозерцание Л., не были им согласованы между собой, то к каждому из них он относился серьезно и с увлечением, как свидетельствует вся его жизнь. Своим убеждением он принес в жертву успешно начатую дипломатическую карьеру, вследствие чего семь лет терпел тяжелую нужду. Свои крайние мнения он без всяких оговорок высказывал и в такое время, когда это не могло принести ему ничего, кроме общего презрения и осмеяния. Большая часть политических, критических и публицистических произведений Л. соединена в сборнике "Восток, Россия и Славянство" (М., 1885-1886). После этого он напечатал в "Гражданине" ряд статей, под общим заглавием "Записки Отшельника". Одна из них, "Национальная политика как орудие всемирной революции", изд. отдельной брошюрой (М., 1889). При жизни Л. на него мало обращали внимания в литературе; можно назвать только статьи Н. С. Лескова ("Голос", 1881, и "Новости", 1883) и Вл. Соловьева ("Русь", 1883). После его смерти, кроме некрологов, появились следующие ст.: В. Розанова в "Русск. Вестнике" (1892), А. Александрова (там же), Влад. Соловьева в "Русск. Обозрении" (l892), кн. С. Трубецкого в "Вестн. Европы" (1892), П. Милюкова в "Вопр. филос. и психологии" (1893), Л. Тихомирова в "Русск. Обозрении" (1894), свящ. И. Фуделя (т. же, 1895). По обилию материала для характеристики особенно важны статьи о. Фуделя и г. Александрова.
Вл. Соловьев.

  1. леонтьев константин николаевичрус. писатель публицист социолог. Вслед за Н. Я. Данилевским рассматривал историю как ряд замкнутых культурноисторических типов егип. китайск. европейск. славянок и т. д....Атеистический словарь
  2. леонтьев константин николаевичрус. писатель публицист социолог. Вслед за Н. Я. Данилевским рассматривал историю как ряд замкнутых культурноисторических типов егип. китайск. европейск. славянок и т. д....Атеистический словарь II
  3. леонтьев константин николаевичЛеонтьев Константин Николаевич публицист и повествователь оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов. Принадлежал к калужской помещичьей се...Биографический словарь
  4. леонтьев, константин николаевичродился января года в сельце Кудинове Мещовского уезда Калужской губернии. Отец его Ник. Бор. едва ли происходил из старинного дворянского рода Леонтьевых в молодости с...Большая биографическая энциклопедия
  5. леонтьев константин николаевичЛеонтьевstrong Константин Николаевич [. Кудиново ныне Малоярославецкого района Калужской области . ТроицеСергиев посад ныне Загорск Московской области] русский писатель ...Большая Советская энциклопедия II
  6. леонтьев константин николаевичпублицист и повествователь оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов. Принадлежал к калужской помещичьей семье учился медицине в Московском...Большой российский биографический словарь
  7. леонтьев константин николаевичЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич русский писатель публицист и литературный критик поздний славянофил. Считая главной опасностью либерализм с его омещаниванием быта и куль...Большой Энциклопедический словарь V
  8. леонтьев константин николаевичизвестный русский мыслитель консервативного направления. Оценки Леонтьева в литературе Кромвель без меча диктатор без диктатуры политический Торквемада более Ницше чем са...Именной словарь-справочник политических деятелей
  9. леонтьев константин николаевичЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич русский публицист писатель. Ром. Подлипки В своем краю Камень Сизифа . Пов. Благодарность Исповедь мужа . Сб. повестей и рассказов Из ж...Литературный энциклопедический словарь
  10. леонтьев константин николаевичсело Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии Сергиев Посад писатель публицист политический и религиозный мыслитель. Из небогатой дворянской семьи. Окончив Калужску...Москва (энциклопедия)
  11. леонтьев константин николаевич. . с. Кудиново Калужской губ. . . Сергиев Посад философ писатель публицист. В гг. обучался на медицинском фте Московского унта с по г. был военным лекарем участвуя ...Русская философия
  12. леонтьев константин николаевич. . писатель философ и социолог. Окончил медицинский факультет Московского университета. Во время Крымской войны служил военным врачом. С по на дипломатической службе...Святая Русь - энциклопедический словарь
  13. леонтьев константин николаевичЛеонтьев Константин Николаевич публицист критик писатель поздний славянофил. Псевдоним Н. Константинов. Резко критиковал Братьев Карамазовых и пушкинскую речь Ф. М. Дос...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  14. леонтьев константин николаевичЛеонтьев Константин Николаевич янв. в с. Кудинове Калуж. губ. нояб. Сергиев Посад писатель и публицистПсевдонимыi Знакомый вам провинциалu К. Л.u К. Н. Л.u Квu Кв В...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  15. леонтьев константин николаевичгг. русский мыслитель писатель публицист. Свою философскую доктрину Леонтьев называл методом действительной жизни и полагал что философские идеи должны соответствовать р...Словарь-справочник по философии
  16. леонтьев константин николаевич[. Кудиново ныне Малоярославецкого рна Калужской обл. .И. ТроицеСергиев посад ныне Загорск Моск. обл.] рус. писатель публицист и лит. критик. Известность приобрл статьями...Советский философский словарь
  17. леонтьев константин николаевичрусский консервативный философ писатель публицист и литературный критик поздний славянофил. Отличался от славянофилов тем что не верил в возможность объединения славян Во...Философия политики - словарь персоналий
  18. леонтьев константин николаевичЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич философ публицист поздний славянофил писатель. В обучался на медицинском факультете Московского унта. Участвовал в Крымской кампании по...Философская энциклопедия
  19. леонтьев константин николаевичянв. нояб. ] рус. реакц. социолог идеалистмистик. Окончил мед. факт Моск. унта находился на дипломатич. службе был цензором . К концу жизни принял сан монаха. Гл. п...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  20. леонтьев, константин николаевичЛеонтьев Константин Николаевич публицист и повествователь оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов из калужских помещиков учился медицине в...Энциклопедический словарь
  21. леонтьев константин николаевичрелигиозный мыслитель публицист представитель позднего славянофильства. Считая главной опасностью для России западный либерализм доказывал необходимость возврата к визант...Энциклопедия История отечества
  22. леонтьев константин николаевичрелигиозный мыслитель публицист представитель позднего славянофильства. Считая главной опасностью для России западный либерализм доказывал необходимость возврата к визант...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  23. леонтьев, константин николаевичЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ русский философ писатель публицист. Родился января в с.Кудиново Калужской губернии. В учился на медицинском факультете Московского униве...Энциклопедия Кольера II