Большая советская энциклопедия

БАЛЬЗАК

БАЛЬЗАК(Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур, -18.8.1850, Париж), французский писатель. Его отец происходил из крест. семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т. к. считал её плебейской. Б. учился в Вандомском коллеже, в Париж. школе права, одновременно практикуясь в нотариальной конторе. В юности считал своим призванием философию. Позднее же, избрав профессию литератора, не делал различия между понятиями "художник" и "философ". Испытал сильное влияние материализма французских просветителей. Ок. 1832 Б. пришёл к легитимизму, родившемуся из беспощадной критики господств. бурж. отношений. Монархия для Б.- форма твёрдой гос. власти, к-рая может обуздать бурж. эгоизм и способствовать эко-номич. и моральному прогрессу, а като-лич. религия - лекарство против того же эгоизма. Б. дважды выдвигал свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза (в 1832 и 1848) не прошёл. Дважды потерпел неудачу на выборах во Франц. академию (янв. 1849). С 1832 началась переписка Б. с жившей в России польской аристократкой Э. Ганской (ездил к ней в 1843 в Петербург, в 1847 и 1848 на Украину), брак с к-рой состоялся за 5 месяцев до его смерти.

В 1822-25 Б. опубл. под разными псевдонимами 8 романов ("Жан-Луи" и др.) с нагромождением всякого рода приключений, но и с правдивыми зарисовками. Гл. лит. учителя Б.- Ф. Рабле, Мольер, В. Скотт. Роман "Шагреневая кожа" (1830-31) Б. назвал "отправным началом " своего дела. Сочетая романтич. образность, символику и яркую живописность с трезвым анализом, Б. запечатлел атмосферу Парижа после революции 1830; убийца-банкир управляет обществ. мнением с помощью продажной прессы; господство бурж. эгоизма уничтожило убеждения и верования. Молодой Рафаэль де Валан-тен, изменяя самому себе, сохраняет, однако, презрение к хозяевам жизни. Б. рисует сложную натуру совр. ему человека, трагизм страсти, мир науки, ускоренное сгорание жизни.

В 1834 у Б. возник замысел связать общими героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить их в эпопею, позднее названную "Человеческой комедией". Воплощая идею всеобщих взаимозависимостей в мире, Б. задумал всеобъемлющее худож. исследование франц. общества и человека. Филос. каркасом этого худож. здания служат материализм 18 в., совр. Бальзаку естеств.-науч. теории, своеобразно переплавленные элементы мистич. учений. В "Человеческой комедии" три раздела. I. Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинц. жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политич. жизни; 5)сцены воен. жизни; 6) сцены сельской жизни. П. Филос. этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к "Человеческой комедии", Собр. соч., т. 1, М., I960). В "Человеческую комедию" вошло 90 произв. Источники драматизма "Человеческой комедии" - в драматич. характере эпохи и человеч. существования. Зависимость личности от общества и истории Б. понял как ни один писатель до него. Б. рисует аристократию, теряющую ореол и честь на выучке у "вульгарного денежного выскочки" (Максим де Трай, Растиньяк и др.); дельцов и честолюбцев лицом к лицу с их жертвами; узаконенные грабежи, предательства, грязные махинации, на почве к-рых возникают крупные состояния: "Гобсек" (1830), "Евгения Гранде" (1833), "Банкирский дом Нусингена" (1838), "Крестьяне" (1844), "Кузен Понс" (1846-47) и др.; выбор для молодого человека между гибелью, прозябанием и нравств. падением (Растиньяк, Люсьен дю Рюбампре, Маркас); проституирование иск-ва ("Утраченные иллюзии", 1837-43, "Дочь Евы", 1838); трагедию учёного, изобретателя; бесчисленные трагедии, порождённые господством принципа купли - продажи в семейных и личных отношениях. Типич. конфликты на почве "всемогущества, всеведения, всеблагости денег" (Бальзак О., Собр. соч., т. 12, М., 1960, с. 304) получают в "Человеческой комедии" выражение крайнее, свидетельствующее о заме-чат. понимании реальных отношений (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 46). Б. впервые делает не аксессуаром, а основой сюжета борьбу за имущество, наследство, историю имения, магазина, изобретения. Б. дал историю французского общества, из к-рой Ф. Энгельс "...узнал больше..., чем из книг всех специалистов - историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых" (там же, т. 37, с. 36). Б. вскрывает материальные интересы в основе политики, гос. власти, законов. При этом трезвость Б. никогда не переходит в натуралистич. фатализм. В "Человеческой комедии" раскрываются высокие основы содружества ("Утраченные иллюзии"), доброта (Буржа - "Обедня безбожника" и др.), цельность характера (Шабер - "Полковник Шабер"), героизм (Гогла - "Сельский врач"), справедливость (Низрон - "Крестьяне"), стойкость духа (Давид Се-шар - "Утраченные иллюзии", Жерар -"Сельский священник"), взаимная преданность (Понс и Шмуке - "Кузен Понс"), самоотверженность и душевная чистота (Евгения Гранде - одноим. роман, Жозефина Клаас - "Поиски абсолюта"). В "Человеческой комедии" действует отряд искателей - республиканец Кретьен, учёный Клаас, философ Ламбер, художник Френхофер, композитор Гамбара. Они гибнут по вине общества или сгорают в познании и творчестве. Но, в отличие от романтиков, Б. не абсолютизирует трагизм исканий и ищет (часто - вооружаясь иронией) условий для плодотворного творчества ("Неведомый шедевр", 1831, нов. ред. 1837, и др. филос. этюды). В центре филос. и художеств. интересов Б.- духовные силы человека как высшая ценность.

Герои Б. наделены типич. качествами в особой концентрации - при повышенной интеллектуальности, страстности, воле. Гобсек-"философ ростовщичества", Горио - "Христос отцовской любви", Вотрен-"Наполеон каторги", Рас-тиньяк -"виртуоз" в искусстве карьеры. Эти имена стали нарицательными. Б. считал художеств. преувеличение законом, вытекающим из природы художеств. познания и читательского восприятия ("...всякий типический персонаж становится грандиозным именно в силу своей типичности" - Собр. соч., т. 24, М., 1960, с. 222-23). При резкой определённости ведущей черты характера у мн. героев Б. образы остаются сложными, неисчерпаемыми. С течением времени буржуа в книгах Б. становятся более прозаическими (от Гобсека - к Бовине - "Комедианты неведомо для себя"). Для Б. характерна обстоят. подготовка драмы с описаниями места, среды, биографиями героев в историч. разрезе (напр., Феликс Гранде) для социальной, историч., пси-хологич. мотивировки действия; стремит. развитие событий; множество глубоко сплетённых линий действия, особенно в поздних романах.

Б. опубликовал 5 пьес, в т. ч. "Мачеха" (1848). Его "Озорные рассказы"(1832-37) в духе Рабле и франц. нар. творчества - своеобразный памятник гуманистич. мысли Б. в нац. традициях франц. иск-ва.

В России творчество Б. стало известно уже с начала 30-х гг. 19 в. Интерес к нему проявляли А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, А. И. 1ерцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, особенно Ф. М. Достоевский и М. Горький, на к-рых он оказал значит. влияние. В 1896-99 появилось первое собр. соч. Б. в 20 томах. Чрезвычайно популярным стал Б. в Сов. Союзе: вышло три издания его собр. соч. (1-е изд., т. 1-20, 1933-47). Сов. литературоведение уделяет большое внимание проблемам бальзаковского реализма, как одной из вершин мировой лит-ры.

Соч.: (Euvres completes, v. 1 - 28, P., 1956 - 63; Correspondance, t. 1 - 4, P., 1960 - 1966; Lettres a 1‘etrangere, t. 1 - 4, P., 1899 - 1950; Lettres a Madame Hanska, t. 1, P., 1967; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 24, М., 1960; Бальзак об искусстве, сост. В. Р. Гриб, М.- Л., 1941.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1 - 2, М., 1957; Горький М., Собр. соч. в 30 тт., М., 1949 -55 (см. т. 30, Указатель имен); Гроссман Л., Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31 - 32, М., 1937; Реи зов Б., Творчество Бальзака, Л., 1939; его же, Бальзак, Л., 1960; Гриб В., Избр. работы, М., 1956; О б л о м и е в с к и и Д., Бальзак. Этапы творческого пути, М., 1961; Резник Р., Философские взгляды Бальзака, "Вопросы литературы", 1961,

№ 7; её ж е, Бальзак и "бальзаковские" шаблоны, там же, 1966, № 4; Ч и ч е-р и н А., О. Бальзак, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Мору а А., Прометей, или Жизнь Бальзака, пер. с франц., М., 1967; Пузиков А., Портреты французских писателей, М., 1967; Паевская А. и Д а н ч е н к о В., О. де Бальзак. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1830- 1964, М., 1965; Bardeche M., Balzac romancier, P., [1947]; Guy on В., La pen-see politique et sociale de Balzac, P., 1947; 2 ed., P., 1967; Beguin A., Balzac et quarante-huit, "Europe", 1948, fevr.; R о risers S., Balzac and the novel, Madison, 1953; Pradalie G., Balzac historien, P., 1955; N у k г о g P., La pensee de Balzac dans la Comedie humaine, Copenhague, 1965.

P. А. Резник.




  1. бальзакБальзак Оноре де знаменитый французский романист родоначальник натуралистического романа. Первое его произведение обратившее на него внимание публики роман Шуаны появ...1000 биографий
  2. бальзакимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  3. бальзаквласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  4. бальзакBalzac Оноре де французский писатель. ЭпопеяЧеловеческая комедия из романов и рассказов связана общим замыслом имногими персонажами роман Неведомый шедевр Шагреневая ...Большой энциклопедический словарь II
  5. бальзакbalzac Оноре де настоящая фамилия Бальса Тур Париж французский писатель. Бальзак представляет собой классический тип профессионального писателя автора романов расска...Литература и язык. Современная энциклопедия
  6. бальзакbalzac Оноре де настоящая фамилия Бальса Тур Париж французский писатель.О. де Бальзак. Этюд к памятнику писателю. г. Работа О. Родена. гг. Бальзак представляет собо...Литературная энциклопедия
  7. бальзак. де ЖанЛуиГез [Jean Louis Guez de Balzac ] родом из Ангулема по происхождению аристократ один из законодателей хорошего тона и вкуса прециозных писателей см. Прециозная ...Литературная энциклопедия II
  8. бальзакНачальная форма Бальзак неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  9. бальзакБальзак прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  10. бальзакБальзак ка ков фр. письм....Правописний словник Голоскевича
  11. бальзакБальзак Balzac. Бальзак Balzac Оноре де strong Французский писательроманист Афоризмы цитаты Бальзак. Balzac. Биографияstrong В пятьдесят лет мужчина более опасен чем в...Сводная энциклопедия афоризмов
  12. бальзакФран. писатель...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  13. бальзакОноре де Б. франц. писатель Где стены с тенью Мопассана. Где за болтами жив Бальзак вползав о Париже П Стучала трость по плитам тротуара И гдето громыхали дрожки. Го...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  14. бальзакБАЛЬЗАК Оноре де Б. франц. писатель Где стены с тенью Мопассана. Где за болтами жив Бальзак рфм. вползав о Париже П I. Стучала трость по плитам тротуара И гдето громых...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  15. бальзакБАЛЬЗАК Balzac Оноре де французский писатель. Эпопея Человеческая комедия из романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами роман Неведомый шедевр Ша...Современный энциклопедический словарь
  16. бальзакBalzacОноре деstrong франц. письменник доби романтизму майстер реалзму Людська комедяem томний цикл романв вгеня ранде Батько ороem де змальовано громадське полтичне п...Універсальний словник-енциклопедія
  17. бальзакBalzac Оноре де франц. письменник доби романтизму майстер реалзму Людська комедя томний цикл романв вгеня ранде Батько оро де змальовано громадське полтичне приватне ж...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  18. бальзакБальзак Закал Злак Лаб Лабаз Лаз Лазка Лак Бак База Альба Абак Абаз Аба Бал Балка Кал Каб Бальза Зал Зак...Электронный словарь анаграмм русского языка