Литература и язык. Современная энциклопедия

БАЛЬЗАК

balzac) Оноре де (настоящая фамилия – Бальса) (1799, Тур – 1850, Париж), французский писатель. Бальзак представляет собой классический тип профессионального писателя – автора романов, рассказов, повестей, очерков и статей. Предполагая, что литературное поприще окажется более прибыльным и быстрее приведет к успеху, Бальзак предпочел его профессии юриста. Первые литературные опыты Бальзака 1820–25 гг. (стихотворная классицистическая трагедия «Кромвель» и серия «готических» романов: «Бирагская наследница», «Жан-Луи, или Найденная дочь» и др.), бывшие данью тогдашней моде, выходили под разными псевдонимом – лорд Р Оон или Орас де Сент-Обен. Первым произведением, подписанным собственным именем автора, стал роман «Последний шуан» (1829), в котором чувствовалось большое влияние Дж. Ф. Купера и В. Скотта. Роман стал для Бальзака своего рода переходом от раннего творчества к зрелому – от романтизма к реализму. Именно в это время формируется характер бальзаковского реализма, в котором первостепенное значение приобрело изображение частной жизни и денежных отношений. Содержание современной ему эпохи писатель видел в борьбе эгоистичных личностей, в стремлении к личной выгоде, в погоне за деньгами. Деньги становятся безымянным, но одним из самых важных героев бальзаковских романов; они находятся в центре всех сюжетных перипетий, определяют характеры и судьбы героев. В художественном мире Бальзака основные события, меняющие облик мира, происходят не в тронных залах, не на полях сражений, а в гостиных, в будуарах певичек, среди семейных драм и идиллий. Частную жизнь Бальзак полагает обязательным слагаемым жизни общественной, проникнутой индивидуализмом. В сер. 1830-х гг. у Бальзака возникает замысел «Человеческой комедии» – цикла, в который должны были войти все произведения писателя, подчиненные единому замыслу: «предстояло написать произведение, которое должно было охватить три формы бытия – мужчин, женщин и вещи, т. е. людей и материальное воплощение их мышления, – словом, изобразить человека и жизнь». Громадный цикл произведений различных жанров (предполагалось 150, написано 98) давал панораму целой эпохи, представляющую свыше 2000 персонажей, бесконечное разнообразие событий, конфликтов, типов, десятки семейных драм и деловых катастроф, где судьбы отдельных людей показаны на фоне реальных событий франц. истории. «Мой труд, – писал Бальзак, – имеет свою географию, так же как свою генеалогию, свои семьи, свои местности, обстановку, своих действующих лиц и факты; также он имеет свой гербовник, свое дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию – словом, весь мир». В предисловии к 1-му изд. «Человеческой комедии» (1842) Бальзак дает принципиальное обоснование своего труда: он стремится «изобразить движение истории не через судьбы правителей и полководцев, а через частные судьбы людей»; кроме того, Бальзак намеревался «составить опись пороков и добродетелей», осмыслить жизнь общества и вынести о ней свое суждение: «Мне нужно было… уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий». Чтобы упорядочить созданную им панораму жизни, Бальзак придал «Человеческой комедии» стройную композицию (построив ее на манер «Божественной комедии» Данте). Она состоит из трех разделов: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Подавляющая часть романов вошла в первый раздел, который автор разделил на шесть тематических подразделов – «сцен»: «Сцены частной жизни» изображают детство, юность, их заблуждения; «Сцены провинциальной жизни» – зрелый возраст, страсти, расчеты, интересы и честолюбие; в «Сценах парижской жизни» дана картина вкусов, пороков и всех необузданных проявлений столичной жизни; в «Сценах политической жизни» и в «Сценах военной жизни» показана жизнь, «протекающая вне общих рамок». Наконец, «Сцены сельской жизни» завершают «вечер длинного дня» и показывают самые чистые характеры. Внутренняя цельность этих «сцен» не исчерпывается общими темами, они объединены и «возвращающимися» персонажами, переходящими из одного произведения в другое, – так, Растиньяк встречается в «Отце Горио» (1834–35) и в «Шагреневой коже» (1830–31); Жак Коллен – в «Отце Горио», «Блеске и нищете куртизанок» (1838–47), «Утраченных иллюзиях» (1837–43) и т. д. Второстепенные персонажи одного романа в другом становятся главными, и наоборот. У Бальзака нет завязок и развязок в общепринятом смысле слова (биографии его героев не завершенные, а раздробленные, хронологически неупорядоченные; читатель «знакомится с серединой жизни персонажа до ее начала, с началом – после конца, с историей смерти – до истории рождения») – в каждой книге завершается судьба одного и начинается судьба другого. В подобном сюжетном построении Бальзак видел аллюзию на реальную жизнь, где нет ни начала, ни конца; кроме того, такое повествование позволяло создать иллюзию достоверности – «картин движущейся истории»: «Нет ничего цельного в нашем мире, все в нем мозаично. Можно излагать в хронологической последовательности лишь события, случившиеся в прошлом; этот метод неприменим к настоящему времени, которое непрерывно движется…» В 1830–37 гг. Бальзак создает произведения, которые позднее войдут в «Философские этюды», изображающие «разрушительные бури мысли, чувство за чувством». Критериями отбора для этого раздела Бальзак избирает философскую насыщенность (она, однако, присуща не всем «Философским этюдам») и фантастику («Шагреневая кожа», «Эликсир долголетия», 1830; «Прощенный Мельмот», 1835; и др.). Первая книга этого раздела – «Шагреневая кожа» – является связующим звеном между «Сценами нравов» и «Философскими этюдами», в ней раскрывается суть эпохи – погоня за деньгами, за карьерой, за чувственными наслаждениями, не приносящими ни удовлетворения, ни духовной свободы. Маниакальной страстью к наживе заражены многие персонажи «Философских этюдов», и хотя тип «невольника страсти» встречается еще в 1-м разделе (скряга Гранде, скупец Гобсек, чадолюбивый отец Горио и др.), здесь он получает философское осмысление. Замысел «Аналитических этюдов» Бальзак так до конца и не реализовал (писатель намеревался включить в этот раздел «Физиологию брака», «Патологию социальной жизни», «Анатомию педагогической корпорации» и «Монографию о добродетели»). Э. Золя сравнивал «Человеческую комедию» с Вавилонской башней, которую «архитектор не успел, да и не имел бы времени, когда-либо окончить». Этим циклом (Бальзак называл его «главным событием моей жизни») писатель наметил пути дальнейшего развития реализма в мировой литературе, выступая новатором в отношении многих тем и образов. Бальзак первым во французской литературе открыл тему провинциальной жизни, найдя под тиной далеких от столицы будней «лица, достойные серьезного изучения, характеры, исполненные своеобразия», предвосхищая писателей натуральной школы и Г. Флобера. В романе «Утраченные иллюзии» Бальзак пишет о продажности прессы, открыв эту тему для мировой литературы за полвека до «Милого друга» Г. де Мопассана. «Одним из первых среди великих, одним из лучших среди избранных» назвал Бальзака друг писателя В. Гюго. Высоко оценивая творчество Бальзака, Гюго писал: «Все его произведения составляют единую книгу, полную жизни, яркую, глубокую, где движется и действует вся наша современная цивилизация, воплощенная в образах вполне реальных, но овеянных смятением и ужасом… Бальзак идет прямо к цели, он вступает в рукопашную с современным обществом. У каждого он вырывает что-нибудь – у этого иллюзии, у того надежды, одного заставляет исторгать вопль, с другого срывает маску».

  1. бальзакБальзак Оноре де знаменитый французский романист родоначальник натуралистического романа. Первое его произведение обратившее на него внимание публики роман Шуаны появ...1000 биографий
  2. бальзакБАЛЬЗАК Balzac Оноре де . Тур . Париж французский писатель. Его отец происходил из крест. семьи Вальса став чиновником изменил фамилию т. к. считал е плебейской. Б. училс...Большая советская энциклопедия
  3. бальзакБАЛЬЗАК Balzac Жан Луи Гез де Ангулем. там же французский писатель. Чл. Франц. академии . Происходил из дворянской семьи. Пользовался покровительством Ришель крый назнач...Большая советская энциклопедия
  4. бальзакимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. бальзаквласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  6. бальзакBalzac Оноре де французский писатель. ЭпопеяЧеловеческая комедия из романов и рассказов связана общим замыслом имногими персонажами роман Неведомый шедевр Шагреневая ...Большой энциклопедический словарь II
  7. бальзакbalzac Оноре де настоящая фамилия Бальса Тур Париж французский писатель.О. де Бальзак. Этюд к памятнику писателю. г. Работа О. Родена. гг. Бальзак представляет собо...Литературная энциклопедия
  8. бальзак. де ЖанЛуиГез [Jean Louis Guez de Balzac ] родом из Ангулема по происхождению аристократ один из законодателей хорошего тона и вкуса прециозных писателей см. Прециозная ...Литературная энциклопедия II
  9. бальзакНачальная форма Бальзак неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  10. бальзакБальзак прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  11. бальзакБальзак ка ков фр. письм....Правописний словник Голоскевича
  12. бальзакБальзак Balzac. Бальзак Balzac Оноре де strong Французский писательроманист Афоризмы цитаты Бальзак. Balzac. Биографияstrong В пятьдесят лет мужчина более опасен чем в...Сводная энциклопедия афоризмов
  13. бальзакФран. писатель...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  14. бальзакОноре де Б. франц. писатель Где стены с тенью Мопассана. Где за болтами жив Бальзак вползав о Париже П Стучала трость по плитам тротуара И гдето громыхали дрожки. Го...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  15. бальзакБАЛЬЗАК Оноре де Б. франц. писатель Где стены с тенью Мопассана. Где за болтами жив Бальзак рфм. вползав о Париже П I. Стучала трость по плитам тротуара И гдето громых...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  16. бальзакБАЛЬЗАК Balzac Оноре де французский писатель. Эпопея Человеческая комедия из романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами роман Неведомый шедевр Ша...Современный энциклопедический словарь
  17. бальзакBalzacОноре деstrong франц. письменник доби романтизму майстер реалзму Людська комедяem томний цикл романв вгеня ранде Батько ороem де змальовано громадське полтичне п...Універсальний словник-енциклопедія
  18. бальзакBalzac Оноре де франц. письменник доби романтизму майстер реалзму Людська комедя томний цикл романв вгеня ранде Батько оро де змальовано громадське полтичне приватне ж...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  19. бальзакБальзак Закал Злак Лаб Лабаз Лаз Лазка Лак Бак База Альба Абак Абаз Аба Бал Балка Кал Каб Бальза Зал Зак...Электронный словарь анаграмм русского языка