Большая Советская энциклопедия II

БАЛЕТ

(франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo — танцую)

вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально-музыкальных образах. Термин «Б.» служит преимущественно для обозначения европейского Б., сложившегося на протяжении 16—19 вв., но в 20 в. стал трактоваться расширенно, в частности применительно к восточным танцевальным представлениям.
Европейский Б. возник в эпоху Возрождения. В конце 14 в. наметилось различие между бытовым и театрализованным танцами. Процесс формирования театрального танца, зародившегося в Италии, а затем и в др. странах, привёл в 15—16 вв. к рождению Б. В 16 в. сценический танец, ранее входивший в представление в качестве интермедий, получил драматургическое оформление, став частью синтетического спектакля. Первые спектакли, связанные единым сюжетом, появились во Франции во 2-й половине 16 в. (например, «Комедийный балет королевы» Б. Бальтазарини, 1581). В это время танец был ещё неотделим от слова и пения. В представлениях, дававшихся при дворе, выступали придворные. После появления профессиональных танцовщиков началось развитие техники танца. К концу 17 в. были выработаны каноны, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля, разработаны виды театрального танца.
В 18 в. в Англии, Австрии, а затем во Франции Б. окончательно сформировался как самостоятельное искусство. В Лондоне балетные спектакли на античные сюжеты создавали Дж. Уивер и М. Салле. В Вене балетм. Ф. Хильфердинг и Г. Анджолини обратились к трагедиям классицизма. Французский хореограф Ж. Ж. Новер обобщил и закрепил практику и теорию нового Б. Его спектакли («Медея иЯзон» Ж. Ж. Родольфа, 1763; «Горации и Куриации» И. Штарцера, 1775) отличались целостностью и логическим развитием сюжета. Их содержание раскрывалось с помощью музыки и пантомимы. Последователи Новера — балетм. Ж. Доберваль (автор «Тщетной предосторожности», 1789) и др., сохраняя верность основным принципам Новера, стремились развивать действенность самого танца.В Дании работал балетм. В. Галеотти. Принципы действенного Б. получили развитие в спектаклях итальянского балетм. С. Вигано («Творения Прометея» Л. Бетховена, 1801 и 1813; «Отелло», 1818).
В России регулярные балетные спектакли ставились с середины 1730-х гг. Пантомимные Б. классицистского направления насаждали балетм. Хильфердинг, Анджолини. Б., близкие стилю сентиментализма, ставил на рубеже 18 и 19 вв. И. И. Вальберх («Новый Вертер» А. Н. Титова, 1799; «Павел и Виргиния», 1810). Национальная тематика и фольклор использовались в танцевальных интермедиях и дивертисментах (особенно в период Отечественной войны 1812).
Достижения Б. как во Франции, так и в России подготовили возникновение романтического Б., черты которого проявились уже в 1820-х гг. в спектаклях Ш. Дидло («Зефир и Флора» К. Кавоса, 1818; «Кавказский пленник, или Тень невесты» К. Кавоса, 1823) и его последователя А. П. Глушковского («Руслан и Людмила, или Ниспровержение Черномора, злого волшебника» Ф. Шольца, 1812). Романтический Б., окончательно сформировавшийся во Франции в 1830-х гг., стал одной из вершин развития хореографического искусства 19 в. В романтических образах отразилось обобщённое идеализированное представление о человеке. В Б. балетм. Ф. Тальони, поставленных для танцовщицы М. Тальони («Сильфида» Ж. Шнейцгоффера, 1832; «Дева Дуная» А. Адана, 1836), возник новый стиль танца (развилась прыжковая техника, появился женский танец на пальцах). Лучшее произведение этого направления — Б. «Жизель» Адана, поставленный Ж. Перро (1841). Видной танцовщицей романтического Б. была Ф. Эльслер. Балеты Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, 1844; «Корсар» Адана, 1858), близкие искусству поэтов-романтиков, связанному с национально-освободительными идеями, воздействовали пафосом, эмоциональной силой. Одним из ответвлений романтического Б. были лирические танцевальные драмы датского балетм. А. Бурнонвиля («Неаполь» Х. Паулли, Э. Хельстеда, Н. В. Гаде, Х. К. Люмбье, 1842; «Свадебный поезд в Хардангере» Паулли, 1853).
Во 2-й половине 19 в. с кризисом романтизма балетное искусство в Европе стало терять глубокое человеческое содержание, сближалось с феерией, ревю. Эти черты проявились в творчестве А. Сен-Леона («Пакеретта» П. Бенуа и Ч. Пуньи, 1851; «Конёк-Горбунок» Пуньи, 1864). Хотя русский театр отдал дань этой моде, здесь распад формы романтического спектакля не привёл к вырождению Б. Ранние балеты М. И. Петипа сохраняли отчасти сюжетную цельность, характерную для предыдущего периода. В дальнейшем складывалась новая эстетика монументального балетного спектакля, где сценарная фабула излагалась в пантомимных сценах, а основная идея произведений рождала обобщённые образы больших танцевальных ансамблей. Танец достиг высокой выразительности и технического совершенства в балетах Петипа, находившего основу в музыке. Поэтому значительным явлением был приход композиторов-симфонистов в балетный театр.
Танцевальные ансамбли «Спящей красавицы» П. И. Чайковского (1890), «Раймонды» А. К. Глазунова (1898), поставленные Петипа, «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895) Чайковского, поставленные Л. И. Ивановым и Петипа, обобщали мысли, чувства подобно симфонической музыке.
В 20 в. на путь реформ встал М. М. Фокин. Он ввёл Б. в круг идей и образов, характерных для искусства этого времени, в частности для эстетических принципов «Мира искусства». Его Б. «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (1907), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1908), «Карнавал» на музыку Р. Шумана (1910), «Жар-Птица» и «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1910 и 1911) стилистически и тематически были близки художникам «Мира искусства», с которыми сотрудничал М. М. Фокин, перекликались с современной поэзией, исканиями театральной режиссуры. В одноактных балетах Фокина, драматургически завершенных и цельных, на смену каноническим танцевальным композициям (па-де-де (См. Па-де-дё), Гран па и др.) пришла новая хореография: динамическая танцвальная пантомима, танец, проникнутый мимической выразительностью. В начале 20 в. попытку реформировать Б. предпринял также А. А. Горский, стремившийся к реалистической мотивировке действия («Дочь Гудулы» А. Ю. Симона, 1902; «Саламбо» А. Ф. Арендса, 1910).
Борьба академического и нового направлений отразилась на исполнительском искусстве. К академическим формам тяготели М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, Е. В. Гельцер. В экспериментах Фокина участвовали Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, который проявил себя и как балетмейстер, введя в Б. мотивы экспрессионизма («Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, 1912; «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1913). Выдающаяся русская балерина А. П. Павлова выразила идеи своего времени в классических формах Б.
На рубеже 19 и 20 вв. русский Б. определился как один из наиболее развитых видов национальной культуры. К этому времени Б. как самостоятельный и творчески развивающийся вид искусства существовал только в России. Поэтому достижения русских мастеров сказались на развитии мировой хореографии. Под прямым воздействием русского Б. возродился балетный театр в Зап. Европе и Америке. Б. получил распространение и в странах, ранее его не знавших. Та невиданная популярность, которую приобрело в 20 в. танцевальное искусство, имеет основой прежде всего достижения русского Б.
В 1-й четверти 20 в., в особенности после организации «Русских сезонов» за границей (см. С. П. Дягилев),которые начиная с 1909 проводились в Париже и Лондоне, интерес к Б. ещё более возрос. Возникали различные школы «свободного» танца (иначе «танца модерн», ритмопластического танца), родоначальником которого явилось искусство А. Дункан. Всё большее внимание уделялось и народым танцам. К середине 20 в. в результате всех этих влияний, по-разному сочетавшихся с особенностями национальных традиций, почти в каждой стране сформировалась своя национальная школа Б.
Во Франции до 1929 работала созданная на основе труппы «Русских сезонов» труппа «Русский балет С. П. Дягилева» (балетм. Л. Ф. Мясин, Дж. Баланчин, Б. Ф. Нижинская), где фокинские традиции получили дальнейшее развитие, видоизменяясь под влиянием современной французской живописи (П. Пикассо, Ф. Леже и др.) и музыки. В 20—30-е гг. активизировалась деятельность балетной труппы парижского театра «Гранд-Опера» (балетм. С. Лифарь и др.). С конца 1940-х гг. создаются новые коллективы, возглавляемые Р. Пти, М. Бежаром, Ж. Шарра, активно стремившимися приобщить Б. к темам и образам современности.
Балетное искусство Англии восприняло принципы русского Б., сохраняя традиции английского театра пантомимы. Это нашло выражение в ранних постановках балетм. Н. де Валуа («Иов» Р. Воан-Уильямса, 1931), в трагических пантомимных спектаклях Р. Хелпмена («Гамлет» на музыку П. И. Чайковского, 1942), а также в пародийных, фарсовых представлениях, нередко связанных с английской юмористической литературой, сатирической живописью («Фасад» У. Уолтона, балетм. Ф. Аштон, 1931; «Карьера мота» Г. Гордона, балетм. Н. де Валуа, 1935).
В США балетм. Дж. Баланчин создаёт бессюжетные Б., где получили развитие принципы, некогда провозглашенные М. И. Петипа: танцевальные движения здесь воспринимаются как зрительная аналогия музыке. Широко используется «свободный» танец (М. Грэхем. Д. Хамфри и др.). В постановках балетм. А. Тюдора («Огненный столп» на музыку А. Шёнберга, 1942), А. де Милль он сочетается с классическим. Особую группу составляют Б. бытового и фольклорного характера («Родео» А. Копленда, балетм. А. де Милль, 1942). В 1930-х гг. возрождается датский Б., хранивший на протяжении почти столетия традиции Бурнонвиля. Началось возрождение Б. в Италии, Австрии, Швеции. После 2-й мировой войны распространился Б. в Югославии, Голландии, ФРГ. Получил развитие Б. в Польше, Венгрии, балетные театры организованы в Чехословакии, ГДР, Румынии, Болгарии. Появился Б. в странах, ранее не имевших балетного искусства (Турция, ОАР, Япония, Австралия и др.). В Испании началось возрождение и распространение испанского классического танца (танцовщики Архентина, Антонио). В странах Лат. Америки балетмейстеры пользуются сочетаниями национального и «свободного» танца (Мексика), «свободного» и классического танца (Чили, Куба).
В странах Азии (Индия, Индонезия, Цейлон, КНДР и др.) возрождаются национальные традиции народного и сценического танца, на основе которого создаются и современные спектакли. Танцевальный фольклор изучается также в странах Африки, где в 50—60-е гг. созданы коллективы, выступающие с народными танцами.
Советский Б. начал складываться сразу после Октябрьской революции. Вбирая в себя достижения прошлого — традиции академического Б. и фокинского направления, советский балетный театр преобразовал и обогатил их. Многонациональный советский Б. однороден по своим художественно-эстетическим принципам, его искусство доступно массам, он утверждает принципы социалистического гуманизма. Общим для всех мастеров Б. является реалистический метод. Но единство идейных и методологических принципов не исключает разнообразия форм.
Советский Б. прошёл несколько этапов развития. 1920-е гг. были отмечены напряжёнными поисками нового, революционного и современного содержания и соответствующих ему новых форм. Балетм. Ф. В. Лопухов утвердил танцевальную аллегорию, танцевальный плакат («Красный вихрь» В. М. Дешевова, 1924), танцевальную симфонию («Величие мироздания» на музыку Л. Бетховена, 1923), формы народного театра, действенного, сатирически окрашенного («Пульчинелла» И. Ф. Стравинского, 1926). К. Я. Голейзовский стремился передать ощущение современности в эмоциональном действии, используя музыку А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. С. Прокофьева. Тема духовной свободы раскрыта в его постановке «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко (1925). Одновременно тщательно сохранялись и лучшие Б. прошлого. Эти два основных направления — сохранение традиций и новаторство — объединились к концу десятилетия. В Б. «Ледяная дева» на музыку Э. Грига (балетм. Ф. В. Лопухов, 1927) были созданы большие танцевальные ансамбли, построенные на классическом танце с элементами акробатики. В «Красном маке» Р. М. Глиэра (балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров, 1927) выявились поиски психологические правды в обрисовке характера героини, а массовый танец «Яблочко» предвосхитил появление героических плясок, которые стали одним из завоеваний последующего десятилетия. В Б. балетм. В. И. Вайнонена («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, 1932) и В. М. Чабукиани («Сердце гор» А. М. Баланчивадзе, 1938; «Лауренсия» А. А. Крейна, 1939) эта тенденция проявилась наиболее отчётливо. На рубеже 20—30-х гг. возник также новый тип «героического» артиста балета, энергично, действенно воспринимающего жизнь: М. Т. Семенова, А. Н. Ермолаев, В. М. Чабукиани.
С середины 30-х до середины 50-х гг. главенствующим жанром советского Б. была многоактная танцевальная драма, черпавшая сюжеты из классической литературы. В эти годы вырабатывались новые принципы драматургии — сценарной, музыкальной, хореографической. Постановщики добивались непрерывного развития действия, достоверности характеров. Балетмейстеры, наиболее успешно работавшие в этом направлении: Р. В. Захаров («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, 1934), Л. М. Лавровский («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 1940), В. П. Бурмейстер («Лола» С. Н. Василенко, 1943). Тенденции драматического балета получили яркое выражение в искусстве Г. С. Улановой. Одновременно с ней прославились К. М. Сергеев, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, О. В. Лепешинская, А. М. Мессерер, М. М. Габович.
В 30-х гг. начали возникать балетные театры во многих республиках, даже в тех, народы которых в прошлом не только не знали Б., но подчас не имели и танцев.
Известность получили Б.: на Украине «Лилея» К. Ф. Данькевича, «Лесная песня» М. А. Скорульского (балетм. С. Н. Сергеев, 1946; В. И. Вронский, 1958); в Белоруссии «Соловей» М. Е. Крошнера (балетм. А. Н. Ермолаев, 1939); в Узбекистане «Семург» Б. В. Бровцына (балетм. И. Юсупов, 1964); в Казахстане «Камбар и Назым» В. В. Великанова (балетм. М. Ф. Моисеев, 1938, Д. Абиров, 1959); в Грузии многочисленные постановки В. М. Чабукиани («Сиыатлэ» Г. В. Киладзе, 1947; «Горда» Д. А. Торадзе, 1949; «Отелло» А. Д. Мачавариани, 1957); в Азербайджане «Девичья башня» А. Бадалбейли (балетм. С. Н. Кеворков, В. И. Вронский, 1940), «Семь красавиц» К. Караева (балетм. П. А. Гусев, 1952); в Литве «Эгле — королева ужей» Э. К. Бальсиса (балетм. В. Гривицкас, 1960); в Молдавии «Сломанный меч» Э. Л. Лазарева (балетм. Н. В. Данилова, 1960); в Латвии «Сакта, свободы» А. П. Скултэ (балетм. Е. Я. Чанга, 1950); в Киргизии «Чолпон» М. Р. Раухвергера (балетм. Л. М. Крамаревский, 1944; Н. С. Тугелов, 1958); в Таджикистане «Лейла и Меджнун» С. А. Баласаняна (балетм. Г. Валамат-заде, 1947); в Армении «Мармар» Э. С. Оганесяна (балетм. И. И. Арбатов, З. М. Мурадян, 1957); в Туркмении «Алдар-косе» К. А. Корчмарёва (балетм. Н. С. Холфин, 1942; К. Джапаров, 1952); в Эстонии «Калевипоэг» Э. А. Каппа (балетм. Х. Ю. Тохвельман, 1948; И. А. Урбель, 1953); в Башкирии «Журавлиная песня» Л. Б. Степанова (балетм. Н. А. Анисимова, 1944); в Бурятии «Красавица Ангара» Л. К. Книппера (балетм. М. С. Заславский, 1959); в Татарии «Шурале» Ф. З. Яруллина (балетм. Л. В. Якобсон, 1945) и др. Многие мастера Б. нац. республик удостоены звания нар. арт. СССР. Среди ведущих деятелей балета союзных республик — Г. Алмас-заде, Б. Бейшеналиева, Л. Векилова, В. Э. Вилцинь, П. П. Вирский, В. И. Вронский, Л. Захидова, Г. Измайлова, В. Ф. Калиновская, З. А. Насретдинова, Г. К. Сабаляускайте, Л. П. Сахьянова, М. Тургунбаева, В. М. Чабукиани.
В середине 50-х гг. наступил новый этап развития советского Б. Спектакли, созданные в 50—60-е гг., свидетельствуют об усилившемся интересе их создателей к внутреннему миру человека во всей его сложности, в его связях со временем. Современные балетмейстеры возродили традиции симфонизированного танца 19 в., обратились к опыту М. М. Фокина, развили достижения советских хореографов-экспериментаторов 20-х гг. и своих непосредственных предшественников, постановщиков хореография, драм. Продолжается естественный процесс дальнейшего роста и развития советского Б., сопровождающийся активными творческими поисками.
Советские балетмейстеры возродили жанры, много лет отсутствовавшие на сцене: Л. В. Якобсон поставил публицистические балеты-плакаты («Клоп» Ф. Отказова и Г. И. Фиртича, 1962; «Двенадцать» Б. И. Тищенко, 1964), И. Д. Вольский — балетную симфонию («Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича, 1961). Балеты Ю. Н. Григоровича — психологические драмы, где каждый образ доведён до обобщения («Каменный цветок» С. С. Прокофьева, 1957; «Легенда о любви» А. Д. Меликова, 1961; «Спартак» А. И. Хачатуряна, 1968). Спектакли о современности поставили О. М. Виноградов («Асель» В. А. Власова, 1967), Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василев («Героическая поэма» Н. Н. Каретникова, 1964). Выдающиеся танцовщики театров Москвы и Ленинграда, выдвинувшиеся в 40— 50-е гг.: А. Я. Шелест, М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, И. А. Колпакова, Н. В. Тимофеева; в 60-е гг.: В. В. Васильев, Н. И. Бессмертнова, Н. Р. Макарова, М. Л. Лавровский, М. Э. Лиепа и др.
В советское время происходит интенсивное развитие балетного театра, он становится театром подлинно народным. До Октябрьской революции в России было два оперно-балетных театра, которые давали в среднем по 40—50 балетных спектаклей в год (т. е. в общей сложности 100), спектакли посещали немногим более 33 тыс. человек в год. В СССР насчитывается (1970) 40 оперно-балетных театров. Кроме того, Б. ставятся в музыкальных театрах (например, в Тарту), в музыкально-драматических (Сыктывкар, Якутск и др.), в ряде театров оперетты (Москва, Ленинград, Киев, Одесса и др.). Количество представлений, которые они дают, исчисляется тысячами, количество зрителей — миллионами. Все балетные труппы этих театров включают от 40—50 до 200—225 чел. (труппа Большого театра).
Наряду с профессиональными коллективами существуют и самодеятельные. Они организованы при заводах, клубах, дворцах культуры, в учебных заведениях, воинских частях. Самодеятельность располагает сетью кружков и студий, выступающих с концертами, а также т. н. народными театрами (См. Народный театр),которые ставят балетные спектакли. Только в одной Российской федерации около 20 народных театров имеют свой балетный репертуар.
До революции в России было две балетные школы. В СССР (1970) существует 16 государственных училищ, а также многочисленные студии при театрах, домах культуры, профессиональные и самодеятельные. Учебная подготовка педагогов танца и балетмейстеров ведётся в вузах: Государственном институте театральных искусств им. А. Луначарского в Москве, Консерватории им. Н. Римского-Корсакова в Ленинграде, Институте культуры в Москве и др.
Советский Б. отличает его идейность. Он является орудием нравственного воспитания. Неизмеримо расширилась тематика Б.: в спектаклях показан герой, борющийся за свободу, создан образ восставшего народа. Спектакли, поставленные советскими хореографами, проникнуты гуманизмом: они утверждают конечную победу справедливости, провозглашают достоинство и свободу человеческой личности.
Мастера советского Б. правдиво отражают явления действительности, обобщая их, выявляя в них типическое и выражая в единстве музыкальных и хореографических образов.
Немалое значение для развития мирового балетного искусства имело расширение в 50—60-е гг. культурных связей. Советские балетные коллективы гастролируют во всех странах мира, советские хореографы и педагоги ставят за рубежом спектакли, создают школы, артисты из многих стран стажируются в советских театрах и училищах.
Лит.:Худеков С. Н., История танцев, т. 1—4, СПБ, 1913—17; Левин-сон А. Я., Старый и новый балет, П., 1917; Ballet annuaf, L.—N. Y., 1946—64; Kockno В., Le ballet en France du quinzieme siecle a nos jours, P., 1949; Amberg G., Ballet in America, N. Y., 1949; Clarke М., The Sadler's Wells ballet, N. Y.—L., 1955; Rebling Е., Ballett gestern und heute, B., 1957; Regna F., Histoire du ballet, P., 1964; Beaumont C. W., Complete book of ballets, N. Y., 1941; Классики хореографии, ред. Б. И. Чесноков, Л.—М., 1937; Новерр Ж.-Ж., Письма о танце и о балетах, Л.—М., 1965; Слонимский Ю. И., Мастера балета..., [Л.], 1937; Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1—2, Л., 1938—39; Красовская В. М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.—М., 1958; её же. Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.—М., 1963; Слонимский Ю. И., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.—М., 1958; его же, П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Фокин М. М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи. Письма, Л.— М., 1962: Слонимский Ю. И., Советский балет..., М.—Л., 1950; Рославлева Н. П., Английский балет, М., 1959.
Е. Я. Суриц.
Сцена из балета «Алдар Косе» К. А. Корчмарёва. Театр оперы и балета им. Махтумкули. Балетм. Н. С. Холфин. Ашхабад. 1942.
Сцена из балета «Сакта свободы» А. П. Скулте. Латвийский театр оперы и балета. Балетм. Е. Я. Чанга. Рига. 1950.
Сцена из балета «Лесная песня» М. А. Скорульского. Театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Балетм. С. Н. Сергеев. Киев. 1946.
Сцена из балета «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича. Театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетм. И. Д. Бельский. Ленинград. 1961.
Сцена из спектакля Большого театра СССР «Спартак» А. И. Хачатуряна. Балетм. Ю. Н. Григорович. 1968.
Сцена из спектакля Большого театра СССР «Красный мак» Р. М. Глиэра. Балетм. Л. А. Лащилин, В. Д. Тихомиров. 1927.
Сцена из спектакля Большого театра СССР «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева. Балетм. Л. М. Лавровский. 1940.
Танцовщицы с острова Бали.
Сцена из балета «Пан Твардовский» Л. Ружицкого. Балетм. С. Мищик. Варшава. 1957.
Сцена из балета «Огненный столп» на муз. А. Шёнберга. Балетм. А. Тюдор. Нью-Йорк. 1942.
Сцена из балета «Наутеос» Ж. Леле. Балетм. С. Лифарь. Париж. 1954.
Сцена из балета «Ундина» X. Хенце. Балетм. Ф. Аштон. Лондон. 1958.
А. П. Павлова в партии Жизели. «Жизель» А. Адана.
Сцена из балета «Сильфиды» («Шопениана») на муз. Ф. Шопена. Балетм. М. М. Фокин. Париж. 1909.
Сцена из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Балетм. М. И. Петипа. Петербург. 1890.
Сцена из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Балетм. М. И. Петипа и Л. И. Иванов. Петербург. 1895.
«Па-де-катр» в исполнении К. Гризи, М. Тальони, Л. Гран, Ф. Черрито. Балетм. Ж. Перро.
Эскиз декорации к балету «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Шольца. Балетм. Ш. Дидло. Петербург. 1824.
Сцена из балета «Адель де Понтье» И. Штарцера. Балегм. Ж. Ж. Новер. Вена. 1774.
Сцена из балета «Триумф любви». Балетм. П. Бошан. 1681.

  1. балеттеатрstrong посредством танецstrong балет театр танца искусство сценического танца.балетный.балетно пантомимический группа.балерина. танцовщица. прима балерина.баяд...Идеографический словарь русского языка
  2. балетlat.i balletбалет...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  3. балеттермин относящийся к балету...Аббревиатуры
  4. балетБАЛЕТ см.также ТАНЦЫ Танец единственное искусство материалом для которого служим мы сами. Тед Шон Россия сотни миль полей и по вечерам балет. Алан Хакни Балет это опера...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  5. балетБалет...Белорусско-русский словарь
  6. балетБАЛЕТ франц. ballet от итал. balletto от позднелат. ballo танцую вид сценического исква содержание которого выражается в танц.муз. образах. Термин Б. служит преим. для о...Большая советская энциклопедия
  7. балетм. balletto классический балет balletto classico балет на льду iceshow англ. Итальянорусский словарь. Синонимы искусство кинобалет тендак...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. балетбалетBallett nСинонимы искусство кинобалет тендак...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. балетбалет м Ballett n aСинонимы искусство кинобалет тендак...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. балетмBallett n искусство кинобалет тендак...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. балетм.ballet m...Большой русско-испанский словарь
  12. балетсущ. муж. родабалет уem...Большой русско-украинский словарь
  13. балетм. ballet m классический балет ballet classique балет на льду ballet sur glace вальс из балета. valse f du ballet. артистка балета artiste f de ballet...Большой русско-французский словарь
  14. балетКуриный балет.strong Жарг. мол. Шутл.ирон.em Танцы в которых участвуют только девушки. Максимов .Синонимы искусство кинобалет тендак...Большой словарь русских поговорок
  15. балетБалет предвещает супружескую неверность а также неудачи в делах в коммерции ссоры и ревность между влюбленными. Кроме того сон о балете свидетельствует о том что в обычно...Большой универсальный сонник
  16. балетм.ballet mклассический балет ballet classiqueбалет на льду ballet sur glaceвальс из балета. valse f du ballet.артистка балета artiste f de ballet искусство кинобалет ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. балетфранц. ballet от итал. balletto вид сценического искусствасодержание которого раскрывается в танцевальномузыкальных образах. Балетначал формироваться в Европе в в. Расц...Большой энциклопедический словарь II
  18. балетБАЛЕТ франц. ballet от итал. balletto вид сценического искусства содержание которого раскрывается в танцевальномузыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе в ...Большой Энциклопедический словарь V
  19. балету ч.i Вид театрального мистецтва що подну танець музику драматургчний задум. Театральна вистава з певним сюжетом який розкриваться засобами танцю ммки й музики.Балетора...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  20. балетклассический впервые появился в Японии в г. когда туда приехал итальянский балетмейстер Джованни Роси который в течение трех лет преподавал танец в театре Тэйкоку гэкидз...Вся Япония
  21. балетбалет у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  22. балетфранцузское ballet от итальянского balletto вид сценического искусства содержание которого раскрывается в танцевальномузыкальных образах. Балет начал формироваться в Евро...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. балетI. БАЛЕТ а м. ballet m. ит. balletto ampGT нем. Balet. strong. устар. Название бального танцаem. Большинство кадетов этим ampLTтанцеванием менуэтаampGT и ограничивались т...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  24. балетвид сценического искусства. Специфика балета передача содержания средствами танца в музыкальнохореографических образах. Как правило музыка сочиняется композиторами специ...История и теория культуры
  25. балетбалет....Киргизско-русский словарь
  26. балетбалет балетный видздны выль балет посмотреть новый балет...Коми (зырянский)-русский словарь
  27. балетбалет...Крымскотатарско-русский словарь II
  28. балета м.em Искусство театрального танца.Классический балет. Русский балет.Театральное представление состоящее из танцев и мимических движений сопровождаемых музыкой.Степан Ар...Малый академический словарь
  29. балетфр. Ballet танцевать вид сценического искусства содержание которого раскрывается в танцевальномузыкальных образах. Принадлежит к синтетическим пространственновременным ...Мировая художественная культура. Словарь
  30. балеткорень БАЛЕТ нулевое окончаниеОснова слова БАЛЕТВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой БАЛЕТ Слово Балет содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  31. балетНачальная форма Балет винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  32. балетПервый балетный спектакль в Москве Балет об Орфее и Евридике поставлен в или шведом Н. Лимом. В при московском Воспитательном доме было открыто балетное отделение. На...Москва (энциклопедия)
  33. балетфр. ballet вд лат. ballo танцюю . Музичнохореографчна вистава де художнй змст думки та почуття дйових осб розкриваються засобами музики танцю пантомми. . Музичний худо...Музичні терміни
  34. балетфранц. ballet от итал. balletto от позднелат. ballo танцую вид сценич. исква спектакль содержание крого воплощается в муз.хореографич. образах. На основе общего драмату...Музыкальная энциклопедия
  35. балетРаскроем томик Пушкина Театр уж полон ложи блещут Партер и кресла все кипит В райке нетерпеливо плещут И взвившись занавес шумит. Блистательна полувоздушна Смычку волшеб...Музыкальный словарь
  36. балетбалет м. Вид музыкальнотеатрального искусства представляющий собою сочетание танца музыки и драматургии. а Театральное представление действие которого сопровождается му...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  37. балетбалет балет а...Орфографический словарь
  38. балетu мu мн.u балеты Р.u балетов искусство кинобалет тендак...Орфографический словарь русского языка
  39. балетбалет менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  40. балетбалетту м.em на т мн.em тиеsup т...Орфоепічний словник української мови
  41. балетбалет ту м. на т мн. тие т....Орфоэпический словарь украинского языка
  42. балетбалет....Осетинско-русский словарь
  43. балетбалет балеты балета балетов балету балетам балет балеты балетом балетами балете балетах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  44. балетОрфографическая запись слова балет Ударение в слове балет Деление слова на слоги перенос слова балет Фонетическая транскрипция слова балет [блэт] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  45. балетБалет ту тов лети тв...Правописний словник Голоскевича
  46. балетбалет....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  47. балетБАЛЕТ франц. ballet от итал. balletto и позднелат. ballo танцую вид сценич. исква передающий содержание в танцевальномуз. образах. Эволюционировал на протяжении вв. в...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  48. балетбалет аСинонимы искусство кинобалет тендак...Русский орфографический словарь
  49. балетballet eo baleto...Русский-африкаанс словарь
  50. балетМ balet . rqslrdn ibart teatr tamaas . bu cur tamaa n yazlm musiqi sri . rqs snti....Русско-азербайджанский словарь
  51. балетбалет м.iballet...Русско-английский словарь
  52. балетбалет м. ballet балетмейстер м. balletmaster балетный ballet attr....Русско-английский словарь II
  53. балетN...Русско-армянский словарь
  54. балетБалет...Русско-белорусский словарь
  55. балетбалет муж.i...Русско-белорусский словарь II
  56. балетbalett балет на льду jgbalett искусство кинобалет тендак...Русско-венгерский словарь
  57. балетбалет м балетмейстер м о...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  58. балетСинонимы искусство кинобалет тендак...Русско-ивритский словарь
  59. балетбалет театрда болатын музыкалы би...Русско-казахский словарь
  60. балетм. балет . музыка менен нсз бийленген оюн . театр. бийинин искусствосу....Русско-киргизский словарь
  61. балетbliwСинонимы искусство кинобалет тендак...Русско-китайский словарь
  62. балетBalet...Русско-крымскотатарский словарь
  63. балетбалет...Русско-крымскотатарский словарь II
  64. балетbalets...Русско-латышский словарь
  65. балетБжгэн жжиг...Русско-монгольский словарь
  66. балетм. Ballett n балет на льду Eisrevue f....Русско-немецкий словарь
  67. балетBallet...Русско-нидерландский словарь
  68. балетбалетм ....Русско-новогреческий словарь
  69. балетballett искусство кинобалет тендак...Русско-норвежский словарь
  70. балет...Русско-персидский словарь
  71. балетbalet...Русско-польский словарь
  72. балетмballet mu bailado m искусство кинобалет тендак...Русско-португальский словарь
  73. балетБалет вид искусстваem ngoma za Ulaya мн.em ustadi wa dansi za kizungu stadi театр. представлениеem onyesho la ngoma ma natiki ya dansi...Русско-суахили словарь
  74. балетбалет балет...Русско-таджикский словарь
  75. балетbale искусство кинобалет тендак...Русско-турецкий словарь
  76. балетm балетмейстерт на льду jbalettiст балеuта balettitaiteilija...Русско-финский словарь
  77. балетbalet...Русско-чешский словарь
  78. балетсущ.муж.балет ташлл музыклл спектакль театр оперы и балета оперпа балет театре...Русско-чувашский словарь
  79. балетbalet.strong balett...Русско-шведский словарь
  80. балетBallett...Русско-эстонский словарь
  81. балетБалет С середины х гг. XVIII в. в Петербурге стали регулярными придворные балетные представления. В в Петербурге открыта первая русская балетная школа с Театральная шк...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  82. балетБАЛЕТТанец единственное искусство материалом для которого служим мы сами. Тед Шон Россия сотни миль полей и по вечерам балет. Алан Хакни Балет это опера для глухих. Эми...Сводная энциклопедия афоризмов
  83. балетВидеть во сне балет означает что вы привыкли к роли подчиненного как на работе так и в сексе. Вы терпите даже то что вам не нравится но сказать об этом не можете. Вы пост...Сексуальные сны
  84. балетм.балет...Сербско-русский словарь
  85. балетнемое искусство...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  86. балетБАЛЕТ от греч. ballizein плясать. Театральные представления сопровождаемые музыкой в которых действующие лица выражают различные страсти не посредством слов а исключител...Словарь иностранных слов русского языка
  87. балет1БАЛЕТ е гг. лл а и у м.iИт. balletto фр. ballet через нем. Balet.Танцы на сцене в опере комедии исполнение танца.Начало онаго учинено было музыкальным концертом и послfo...Словарь русского языка XVIII в
  88. балетбалет сущ. хореография Словарь русских синонимов. Контекст . Информатик. балет сущ. колво синонимов галабалет искусство кинобалет модернбалет телебалет тенд...Словарь синонимов II
  89. балетразновидность фристайла...Словарь трудностей кроссвордов
  90. балетh балетbig сущ.муж.неод.i ед.им. У нас нынче новый балет.Пс. ед.вин. На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей отцов отторженных детей!ГоУ . БалетПИ. ед.твор...Словарь языка Грибоедова
  91. балетарбалет ч. фр. з т. вд бал вид сценчного мистецтва в якому змст вистави розкриваться засобами класичного танцю ммки й музики твр призначений для втлення в музичнохореогра...Словник іншомовних слів
  92. балетбалет франц. ballet з тал. balleto вд ballo бал вид сценчного мистецтва в якому змст вистави розкриваться засобами класичного танцю ммки й музики твр призначений для втл...Словник іншомовних слів Мельничука
  93. балетБАЛЕТstrong мистецтво театрального танцю ХОРЕОГРАФЯstrong. Сором сказати що нин фзкультура зовсм знищила балет ус танцюють спортивних танцв а балет як галузь мистецтва пе...Словник синонімів української мови
  94. бале́тБАЛЕТ у ч. . Вид театрального мистецтва що подну танець музику драматургчний задум. Балет на льоду вид мистецтва в якому танц виконуються на ковзанах. Плавне ковзання с...Словник української мови в 11 томах
  95. балетБАЛЕТ у ч. Вид театрального мистецтва що подну танець музику драматургйний задум.Це був удар. А для двчини що з дитинства мр про балет вважа себе неабиякою красунею по...Словник української мови у 20 томах
  96. балетТанок танчество...Словник чужослів Павло Штепа
  97. балетСон о балете означает супружескую неверность а также неудачи в делах в коммерции ссоры и ревность между влюбленными. Если вам приснился балет значит в реальной жизни вам ...Современный сонник
  98. балетБАЛЕТ франц . ballet от итал. balletto вид сценического искусства содержание которого раскрывается в танцевальномузыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе в ...Современный энциклопедический словарь
  99. балетЕсли сон снится супругам это означает что их ожидают измена ссоры и ревность....Сонник для влюбленных
  100. балетСон о балете означает супружескую неверность а также неудачи в делах в коммерции ссоры и ревность между влюбленными....Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  101. балетВидеть во сне выступающих на сцене театра солистов балета означает измену в любовных делах разлад между партнерами в бизнесе и как следствие скандалы ссоры и сцены ревнос...Сонник от А до Я
  102. балетвидеть разочарования неверность в отношениях....Сонник Странника
  103. балетЕсли вам приснился балет значит в реальной жизни вам свойственно издеваться над собой. Вы вынуждаете себя терпеть то что вам не по нраву да еще и стесняетесь сказать о пр...Сонник Фрейда
  104. балетВидеть получить утешение танцевать в балете в скором времени предстоит участие в веселой забаве....Сонник Хассе
  105. балетущерб....Старинный сонник
  106. балетбалет сущ.em м.em употр. нечасто Морфология нет чего балетаstrong чему балетуstrong вижу что балетstrong чем балетомstrong о чм о балете . Балетомstrong является вид тан...Толковый словарь Дмитриева
  107. балетБАЛЕТ м. зрелище составленное из плясок и немого действия. Балетный к такому представлению относящийся балетчик м. балетчица ж. балетный плясун. Балетмейстер м. сочинител...Толковый словарь живого великорусского языка
  108. балетбалет [фр. ballet ит. balletto lt ср.лат. ballare танцевать] вид театрального искусства сочетающий хореографию музыку и драматургический замысел музыкальнодраматическое ...Толковый словарь иностранных слов
  109. балетБАЛЕТ а м. . Искусство сценического танца. Классический б. .Театральное представление танцы и пантомима сопровождаемые музыкой. Б. нальду на коньках. . Артисты участвующ...Толковый словарь Ожегова
  110. балетБАЛЕТ балета м. фр. ballet. . Театральное представление на определенный сюжет из танцев и пантомим под музыку. Пойти на балет. Музыкальное произведение предназначенное д...Толковый словарь русского языка II
  111. балетбалет балет а м. Искусство сценического танца. Классический б. Театральное представление танцы и пантомима сопровождаемые музыкой. Б. на льду на коньках. Артисты участвую...Толковый словарь русского языка II
  112. балетБАЛЕТ а м. . Искусство сценического танца. Классический балет . Театральное представление танцы и пантомима сопровождаемые музыкой. Балет на льду на коньках. . Артисты у...Толковый словарь русского языка
  113. балету ч. Вид театрального мистецтва що подну танець музику драматургчний задум. Театральна вистава з певним сюжетом який розкриваться засобами танцю ммки й музики. Балето...Толковый словарь украинского языка
  114. балетУдарение в слове балетУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове балет...Ударение и правописание
  115. балетBalletбалет на льоду ice revue...Українсько-англійський словник
  116. балет...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  117. балетBallet...Українсько-датський словник
  118. балетem...Українсько-китайський словник
  119. балетBallett...Українсько-норвезький словник
  120. балет[baet]...Українсько-польський словник
  121. балету m balet...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  122. балетBalett...Українсько-шведський словник
  123. балетRzeczownik балет m balet m...Универсальный русско-польский словарь
  124. балетСон о балете означает супружескую неверность ссоры между влюбленными и неудачи в коммерческих делах....Универсальный семейный сонник
  125. балет.strong рзновид театрального видовища у якому гол.em засобом вираження танець що виконуться танцюристами у музичному супровод на фон сценчного оформлення .strong музични...Універсальний словник-енциклопедія
  126. балет. рзновид театрального видовища у якому гол. засобом вираження танець що виконуться танцюристами у музичному супровод на фон сценчного оформлення . музичний твр написани...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  127. балетбалет балеты балета балетов балету балетам балет балеты балетом балетами балете балетах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы искусство...Формы слова
  128. балетбалетфранц. ballet от итал. balletto вид сценического искусства музыкальнохореографическое театральное представление в котором все события характеры и чувства персонажей ...Художественная энциклопедия
  129. балетБлат Бета Бела Бат Балет Бал Лаб...Электронный словарь анаграмм русского языка
  130. балетБалет от ballare танцевать так называются сопровождаемые музыкой театральные представления в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают ...Энциклопедический словарь
  131. балетот ballare танцевать так называются сопровождаемые музыкой театральные представления в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают различ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  132. балетБАЛЕТвид театрального искусства где основным выразительным средством служит так называемый классический исторически сложившийся подчиненный строгому кодексу правил танец ...Энциклопедия Кольера II
  133. балетфр.ballet от позднелатин. balloтанцую вид музыкального театра. Специфика Б. передача содержания средствами танца в музыкальнохореографических образах Хореография. Б. син...Эстетика
  134. балетнепосредственно из франц. ballet или через нем. Ballett которые происходят из ит. balletto от ballo бал см. Доза КлюгеГетце ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  135. балетВ XVIII в. когда Россия после петровских реформ стала приобщаться к культурным достижениям Европы в русский язык попало из французского слово балет а во французский оно п...Этимологический словарь Крылова
  136. балетбалет балетнепосредственно из франц. ballet или через нем. Ballett которые происходят из ит. balletto от ballo бал см. Доза КлюгеГетце ....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)