Античная философия

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА, одна из основных раннегреческих философских школ (кон. 6-1-я пол. 5 в. до н. э.); традиция метафизического монизма, объединяющаяПарменида, Зенона ЭлейскогоиМелисса(принадлежностьКсенофанак Элейской школе сомнительна, хотя его монотеистическая теология могла оказать влияние на монизм Парменида). Сложилась на Западе, в фокейской колонии Элея на тирренском берегу Италии. Эпистемология Элейской школы отмечена последовательным рационализмом и панлогизмом, онтология - строгим монизмом, известным в древности как учение о€vκαιπαν(букв.: «одно и все», или «едино-целое»). Непроходимая пропасть между чувственным и умопостигаемым выражается в жестком противопоставлении мнения (докса), основанного на чувственных «явлениях», - «истине», или «знанию», основанному исключительно на ра-зуме-нусе и проверяемому логическим рассуждением. Все рациональное реально; все иррациональное (противоречивое) ирреально; законы бытия и законы мышления тождественны. Основной аргумент Элейской школы: если нечто есть, то оно должно обладать такими-то свойствами (одно, непрерывно, вечно и т. д.), выводимыми из самого понятия бытия (и семантики глагола «быть»). Однако явления чувственного опыта, принимаемые обыденным сознанием за вещи («сущие»), не обладают этими свойствами. Следовательно, о них нельзя сказать, что они «есть»: они появляются и исчезают, перемещаются, меняют цвет и температуру, но не «есть». Однако нечто по необходимости должно «быть», т. к. в противном случае мышление(voeîv)было бы невозможно: нельзя помыслить «то, чего нет». А поскольку есть то, что есть, то оно тождественно самому себе, следовательно, не различно, следовательно - одно. И это «одно» есть «все», т. е. предметный и независимый от нашего субъективного восприятия Универсум(то παν):абсолютно однородный неделимый континуум, исключающий всякое дробление на части, всякую пространственную и временную множественность, и притом - универсум «полный» (т.е. лишенный всякой «пустоты», отождествляемой с «тем, чего нет») и объемлющий «сразу всю» целокупность бытия в вечном «теперь» и в границах идеальной сферы (у Парменида). Это интегральное целое бытия (ср. неделимую пифагорейскую единицу-монаду) дробится чувственным восприятием на множество псевдообъектов, которым присваиваются условные «имена»: так порождается конвенциональный мир множества и движения, роста и убыли, жизни и смерти и т. д. Вера в реальность множества вещей - результат логической ошибки, допущения, что наряду с «тем, что есть», есть и «то, чего нет», т. е. провалы в бытии, делающие его дискретным, а также допущение, что об одном и том же субъекте (сущем) могут сказываться контрарные предикаты (физические противоположности). Стоит сорвать с «сущего» ярлыки «имен», как иллюзорный мир множества растворится в недифференцированной «глыбе» бытия.
Насмешки здравого смысла над монизмом Парменида были встречены Зеноном Элейским, взявшимся показать в своих апориях, что допущение существования множества приводит к еще более абсурдным следствиям. Наконец, Мелисс систематизировал (с незначительными модификациями) учение Элейской школы. Вызов, брошенный Элейской школой естествознанию, был принят Демокритом, признавшим реальность «несущего» (пустоты) и раздробившим неподвижный моноатом Парменида на множество движущихся атомов.
Элейская школа создала онтологию как философскую дисциплину, впервые применила в философии дедуктивно-аксиоматический метод; по свидетельству Аристотеля, антиномии Зенона положили начало античной диалектике. Очевидно, онтология Элейской школы была также аксиологией универсальной значимости, рациональной теологией, которая должна была служить обоснованием права, морали и внутренней атараксии мудреца. Элейская школа оказала влияние на метафизику Платона и на теоретическую физику Аристотеля (предложившего свое учение о материи - форме - лишенности как ответ на апории Элейской школы).
Лит.:Kirk G. S., Raven J. Ε.The presocratic philosophers. Camb., 1983; Studies in Pre-socratic philosophy. Ed. by D. J. Furley, R. E. Allen. Vol. 2. L., 1975;Доброхотов А. Л.Учение досократиков о бытии. M., 1980.
А. В. ЛЕБЕДЕВ

  1. элейская школаЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА школа др.греч. философии вв. до н. э. Основатель Ксенофан iКолофонский гл. представители Парменид iи Зенон из Элей греч. колония в Юж. Италии отсюда наз...Большая советская энциклопедия
  2. элейская школашкола древнегреческой философии вв. до н. э. Основатель Ксенофан Колофонский главные представители Парменид и Зенон из Элеи греческая колония в Южной Италии отсюда наз...Большая Советская энциклопедия II
  3. элейская школаэлеаты древнегреческой философии вв. до н. э.Главные представители Парменид и Зенон из Элеи отсюда название МелиссСамосский. Отводя главную роль в познании мышлению эле...Большой энциклопедический словарь II
  4. элейская школаЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА элеаты древнегреческой философии вв. до н. э. Главные представители Парменид и Зенон из Элеи отсюда название Мелисс Самосский. Отводя главную роль в позн...Большой Энциклопедический словарь V
  5. элейская школадр.греч. философская идеалистич. школа кон. вв. до н.э. Свое назв. получила по месту ее возникновения г. Элея на Ю. Италии. Если не основателем то во всяком случае бли...Древний мир. Энциклопедический словарь
  6. элейская школадр.греч. философская идеалистич. школа кон. вв. до н.э. Свое назв. получила по месту ее возникновения г. Элея на Ю. Италии. Если не основателем то во всяком случае бли...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  7. элейская школаэлеаты древнегреческой философии вв. до н.э. Главные представители Парменид и Зенон из Элеи греческая колония в Италии отсюда название Мелисс Самосский. Отводя главную...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. элейская (школа)греческая философская школа основанная Ксенофаном Колофонским самые знаменитые представители которой Парменид начало V в. до Р.Х. и Зенон V в. до Р.Х. Они провозглашают ...Новый философский словарь
  9. элейская школагреческая философская школа основанная Ксенофаном Колофонским самые знаменитые представители которой Парменид начало V в. до Р.Х. и Зенон V в. до Р.Х. Они провозглашают ...Сверхкраткий философский словарь
  10. элейская школаэлеаты древнегреческой философии VIV вв. до н. э. Главные представители Пармемид и Зенон из Эпеи отсюда название Мелисс Самосский. Отводя главную роль в познании мышлени...Словарь исторических терминов
  11. элейская школадр.греч. филос. школа кон. вв. до н. э. в крую входили Парменид его ученик Зенон Элейский оба из г. Элея в Юж. Италии и Мелисс Самосский. В учении Э. ш. заметно влияние ...Советский философский словарь
  12. элейская школаЭЛЕЙСКАЯ школа элеаты древнегреческой философии вв. до н.э. Главные представители Парменид и Зенон из Элеи греческая колония в Италии отсюда название Мелисс Самосский....Современная энциклопедия
  13. элейская школаЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА элеаты древнегреческой философии вв . до н. э. Главные представители Парменид и Зенон из Элеи отсюда название Мелисс Самосский. Отводя главную роль в позн...Современный энциклопедический словарь
  14. элейская школафилософская школа в Древней Грецииконец VI середина V в. до н.э. представлен нам Парменидом и Зеноном из Элей Мелиссом из Самоса. К непосредственным предшественникам эле...Философия науки и техники
  15. элейская школаЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА др.греч. филос.em школа кон.em вв.em до н. э.em в которую входили Парменид его ученик Зенон Элейский оба изг.em Элея в Юж. Италииem и Мелисс Самосский. В...Философская энциклопедия
  16. элейская школашкола др.греч. философии вв. до н.э. Название получила от г. Элея греч. колонии в юж. Италии где жили крупнейшие ее представители. Основателем ее был Ксенофан Колофонск...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  17. элейская школасм. Элеатская или Элейская школа....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  18. элейская школаЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛАшкола древнегреческой философии получившая свое название по греческому городу Элее другое название Велия на юге Италии. Учение школы было основано на двух ...Энциклопедия Кольера II
  19. элейская школашкола древнегреческой философии получившая свое название по греческому городу Элее другое название Велия на юге Италии. Учение школы было основано на двух принципах быти...Энциклопедия Кольера