Античная философия

ФОРМА И МАТЕРИЯ

ФОРМА И МАТЕРИЯ[греч.eîSoç (Î8ea, μορφή) καὶ νλη,лат. пер. forma et materia], в философииАристотелядве из четырех «причин», или «принципов» («начал» - см.Архе),бытия. Противопоставление формы и материи терминологически создано Аристотелем, но концептуально было подготовлено Платоном (ср. «кормилицу» и «первообраз» «Тимея», «предел и беспредельное» «Филеба», «одно и неопределенную двоицу» «Неписаных учений») и еще раньше пифагорейцами (Филолай). Греческий термин эйдос, обычно переводимый в аристотелевских текстах как «форма», у Платона обозначает (наряду сISea)трансцендентные «идеи»; терминνλη(собственно «древесина») - техноморфная метафора (лат. слово materia, посредством которого Лукреций калькировал греч.ΰλη,также означало «строевой лес»). Другие синонимы формы-эйдоса (помимо18еа, μορφή)у Аристотеля:логос, οὐσία -«сущность, субстанция» и труднопереводимый терминτο τι rjv elvat- «что-значит-быть-тем-то-и-тем-то» или «то-что-делает-вещь-тем-что-она-есть» (схоластич. quidditas - «чтойность»), изредка такжеφύσις(«природа», «самобытность»); однако тот же термин может означать и «материальную субстанцию»).
Теория формы и материи впервые была разработана Аристотелем в 1-й кн. «Физики» в связи с анализом «становления» (yeVeatç) в виде учения о «трех принципах»: материальный субстрат(ΰλη, ύποκ€ίμ€νον),форма(eîSoç,позитивная противоположность), лишенность формы(στίρησις,негативная противоположность). Становление протекает не от абсолютного не-бытия к бытию, но от акциадентального не-бытия-чем («Сократ необразован») к положительному обладанию (2|tç) эй до сом («Сократ образован»), причем субстрат изменения («Сократ») не возникает и не уничтожается.Учение Аристотеля о форме и материи, так же как и учение о «принципах» вообще, имело эвристический характер: расчленить и высветить в размытом хаосе «слитых» впечатлений объективную («по природе») структуру вещи, делающую ее познаваемой. Форма и материя - имманентные структурныеэлементы (στοιχεία)вещи, которые «неотделимы» от нее и не обладают самостоятельной реальностью в качестве данного нечто(то8еп); таковой обладает только результат их синтеза - «целостность»(то σύνολον- термин Аристотеля для «конкретного»). При этом форма и материя соотносительны акту и потенции: материя есть потенция формы, а форма - актуализация материи (см.энтелехия).Нераздельность формы и материи (принцип, называемый гилеморфизмом) нарушается только дважды, и оба раза в пользу «формы»: в космологии - признанием трансцендентногоума-нуса-пер-водвигателя,в антропологии - признанием «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности - «активного ума» (De an. Ill 5). Форма и материя у Аристотеля могут выступать как функциональные понятия: нечто может быть «формой» материих,но «материей» формыу.Так, в теории элементов «каждое вышележащее тело относится к находящемуся под ним как форма к материи» (De Caelo 310Ы4), и, напр., вода выступает как «форма» по отношению к земле, но как «материя» по отношению к воздуху. Аристотель различает градации материи: последовательно повторяя гиле-морфический анализ, можно дойти до чистой, или первой, материи(πρώτη ΰλη,materia prima - Met. 1049a25), о которой невозможно сказать, «из чего» она состоит, и которая противополагается наиболее близкой к энтелехиаль-ному состоянию «последней материи»(εσχάτη ϋλη).Напр., «дом» предполагает следующие ступени материи: кирпичи («последняя материя»), глина, земля, первая материя (материя четырех элементов). Однако словоупотребление Аристотеля непоследовательно, и «первой материей» он иногда называет также ближайшую материю (Met. 1044а23; 1014Ь32; Phys. 193a29).
Лит.:King H. R.Aristotle without Prima Materia,-JHI17,3,1956, p. 370-89;Solmsen F.Aristotle and prime matter: a replay to Hugh R. King, - Ibid. 19, 2, 1958, p. 243-252;Tugenhat Ε. ΤΙ ΚΑΤΑ ΤΙΝΟΣ.Eine Untersuchung zu Struktur und Ursprung Aristotelischer Grundbegriffe. Freib.; Münch., 1958;Happ H.Hyle. Studien zum aristotelischen Materie-Begriff. В.; Ν. Υ., 1971.
А. В. ЛЕБЕДЕВ

  1. форма и материякатегории философии Аристотеля воспринятые томизмомхарактеризуют всякое подвижное изменчивое бытие. Форма эйдос морфэ специфический принцип вещи ее сущность цель и движущ...Большой энциклопедический словарь II
  2. форма и материяФОРМА И МАТЕРИЯ категории философии Аристотеля воспринятые томизмом характеризуют всякое подвижное изменчивое бытие. Форма эйдос морфэ специфический принцип вещи ее сущн...Большой энциклопедический словарь III
  3. форма и материяФОРМА И материя категории философии Аристотеля воспринятые томизмом характеризуют всякое подвижное изменчивое бытие. форма эйдос морфэ специфический принцип вещи ее сущ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. форма и материя[лат. пер. forma et material в философии Аристотеля две из четырх причин или принципов начал см. Архе бытия. Противопоставление Ф. и м. терминологически создано Аристотел...Советский философский словарь
  5. форма и материяФОРМА И МАТЕРИЯ категории философии Аристотеля воспринятые томизмом характеризуют всякое подвижное изменчивое бытие. Форма эйдос морфэ специфический принцип вещи ее сущн...Современный энциклопедический словарь
  6. форма и материяФОРМА И МАТЕРИЯ [греч. лат.em пер.em forma et material в философии Аристотеля две из четырх причин или принципов начал см.em Археem бытия. Противопоставление Ф. и м. ...Философская энциклопедия
  7. форма и материяФОРМА И МАТЕРИЯ категории философии Аристотеля воспринятые томизмом характеризуют всякое подвижное изменчивое бытие. Форма эйдос морфэ специфический принцип вещи ее сущ...Энциклопедический словарь естествознания
  8. форма и материяФОРМА И МАТЕРИЯ основополагающие философские категории предложенные в классический период античной философии служащие для разграничения и противопоставления эмпирических...Энциклопедия эпистемологии и философии науки