Философская энциклопедия

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
др.-греч.филос.школакон.6— 5вв.дон. э., в которую входили Парменид, его ученик Зенон Элейский(оба изг.Элея в Юж. Италии)и Мелисс Самосский. В учении Э. ш. заметно влияние идей Ксено-фана и ранних пифагорейцев. Общим для элеатов было убеждение в том, что чувства дают нам не достоверное знание, а только ложные мнения. Поэтому они стремились постичь истину о мире силой разума, путём умозаключений, исходя из тождественности мыслимого и сущего. Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещейфилос.понятия предельной общности(бытие, небытие, движение). Отрицая существованиеотд.вещей и отвергая возможность движения, Э. ш. впервые продемонстрировала тупик, в который попадаетфилос.мысль, выходящая из-под контроля опытного знания. Недаром Платон называл их «неподвижниками»(«Федон» 121 В), а Аристотель— «не-физи-ками», или «противоестественниками»(Секст Эмпирик, Против ученых X 46). Попытки решения вопросов, поднятых Э. ш., сыграли важную роль в формировании философии Демокрита, Платона, Аристотеля.
Мандес М.И., Элеаты. Филология, разыскания в области историигреч.философии, О.,1911; Reinhardt К., Parmenides und die Geschichte der griechischen Philosophie, Bonn,1916; Raven J. E., Pythagoreans and Eleatics, Camb.,1948; Loenen J. H. M., Parmenides, Melissus, Gorgias, A reinterpretation of Eleatic philosophy, Assen, 1959.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ЭЛЕ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА
школа др.-греч. философии 6–5 вв. до н.э. Название получила от г. Элея – греч. колонии в юж. Италии, где жили крупнейшие ее представители. Основателем ее был Ксенофан Колофонский, гл. представителями – Парменид и Зенон из Элей, Мелисс Самосский. Э. ш. впервые противопоставила мышление (и мыслимое бытие) чувств. восприятию (и чувственно- воспринимаемому бытию), отмечая неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувств. бытия и отводя гл. роль в познании мышлению. Э. гл. впервые в истории философии выдвинула понятие единого бытия и сделала его основой философствования. Это единое бытие понимается Э. ш. как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее к.-л. множественность вещей и их движение (знаменитые рассуждения Зенона Элейского о невозможности движения и др.). В дальнейшем понятие единого неизменного бытия послужило одним из источников философии Платона и неоплатонизма.
Φрагм.: Die Fragmente der Vorsokratiker, gnechisch und deutsch, von H. Diels, hrsg von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1, В., 1959, S. 21, 28, 29, 30.
Лит.:Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 38, с. 248–56, Мандес M. И., Элеаты. Филологич. разыскания в области истории греч. философии, Одесса, 1911, Лосев А. Ф., История антич. эстетики (Ранняя классика), Μ., 1963, с. 327–39, Ranulf S., Der eleatische Satz vom Widerspruch, Kbh., 1924; Raven J. Ε., Pythagoreans and eleaticos An account of the interaction between the two opposed schools during the fifth and the early fourth centuries В. С., Camb., 1948; Ρrauss G., Platon und der logische Eleatismus, Β., 1966.
A. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА — одна из основных раннегреческих философских школ (кон. б—1-я пол. 5 в. до н. э.); традиция метафизического монизма, объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (принадлежность Ксенофана к Элейской школе сомнительна, хотя его монотеистическая теология могла оказать влияние на монизм Парменида). Сложилась на Западе, в фокейской колонии Элея на тирренском берегу Италии.
Эпистемология Элейской школы отмечена последовательным рационализмом и панлогизмом, онтология — строгим монизмом, известным в древности как учение о КV кой παν (букв. — “одно и все” или “едино-целое”). Непроходимая пропасть между чувственным и умопостигаемым выражается в жестком противопоставлении мнения (докса), основанного на чувственных “явлениях”, “истине”, или “знанию”, основанному исключительно на разуме-нусе и проверяемому логическим рассуждением. Все рациональное реально; все иррациональное (противоречивое) ирреально; законы бытия и законы мышления тождественны. Основной аргумент Элейской школы: если нечто есть, то оно должно обладать такими-то свойствами (одно, непрерывно, вечно и т. д.), выводимыми из самого понятия бытия (и семантики глагола “быть”). Однако явления чувственного опыта, принимаемые обыденным сознанием за вещи (“сущие”), не обладают этими свойствами. Следовательно, о них нельзя сказать, что они “есть”: они появляются и исчезают, перемещаются, меняют цвет и температуру, но не “есть”. Но нечто по необходимости должно “быть”, т. к. в противном случае мышление (voeоv) было бы невозможно: нельзя помыслить “то, чего нет”. А поскольку есть то, что есть, то оно тождественно самому себе, следовательно, не различно, следовательно, одно. И это “одно” есть “все”, т. е. предметный и независимый от нашего субъективного восприятия Универсум (το ποεν): абсолютно однородный неделимый континуум, исключающий всякое дробление на части, всякую пространственную и временную множественность, и притом — универсум “полный” (т. е. лишенный всякой “пустоты”, отождествляемой с “тем, чего нет”) и объемлющий “сразу всю” целокупность бытия в вечном “теперь” и в границах идеальной сферы (у Парменида). Это интегральное целое бытия (ср. неделимую пифагорейскую единицу-монаду) дробится чувственным восприятием на множество псевдообъектов, которым присваиваются условные “имена”: так порождается конвенциональный мир множества и движения, роста и убыли, жизни и смерти и т. д. Вера в реальность множества вещей — результат логической ошибки, допущения, что наряду с “тем, что есть”, есть и “то, чего нет”, т. е. провалы в бытии, делающие его дискретным, а также допущение, что об одном и том же субъекте (сущем) могут сказываться контрарные предикаты (физические противоположности). Стоит сорвать с “сущего” ярлыки “имен”, как иллюзорный мир множества растворится в недифференцированной “глыбе” бытия.
Насмешки здравого смысла над монизмом Парменида были встречены Зеноном Элейским, взявшимся показать в своих апориях, что допущение существования множества приводит к еще более абсурдным следствиям. Наконец, Мелисс систематизировал (с незначительными модификациями) учение Элейской школы. Вызов, брошенный школой естествознанию, был принят Демокритом, признавшим реальность “несущего” (пустоты) и раздробившим неподвижный моно-атом Парменида на множество движущихся атомов.
Элейская школа создала онтологию как философскую дисциплину, впервые применила в философии дедуктивно-аксиоматический метод; по свидетельству Аристотеля, антиномии Зенона положили начало античной диалектике. Очевидно, онтология Элейской школы была также аксиологией универсальной значимости, рациональной теологией, которая должна была служить обоснованием права, морали и внутренней атараксии мудреца. Школа оказала влияние на метафизику Платона и на теоретическую физику Аристотеля (предложившего свое учение о материи — форме — лишенности как ответ на апории Элейской школы).
Лит.: Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980; Богомо.ювА. С. Диалектический логос. М., 1982; Kirk G. S., Raven J. Ε., Schofield M. The presocratic philosophers. Cambr., 1983; Studies in Presocratic philosophy, ed. by D. J. Furley, R. E. Alien, vol. 2. L., 1975.
А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. элейская школаЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА одна из основных раннегреческих философских школ кон. я пол. в. до н. э. традиция метафизического монизма объединяющая Парменида Зенона Элейского strongи ...Античная философия
  2. элейская школаЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА школа др.греч. философии вв. до н. э. Основатель Ксенофан iКолофонский гл. представители Парменид iи Зенон из Элей греч. колония в Юж. Италии отсюда наз...Большая советская энциклопедия
  3. элейская школашкола древнегреческой философии вв. до н. э. Основатель Ксенофан Колофонский главные представители Парменид и Зенон из Элеи греческая колония в Южной Италии отсюда наз...Большая Советская энциклопедия II
  4. элейская школаэлеаты древнегреческой философии вв. до н. э.Главные представители Парменид и Зенон из Элеи отсюда название МелиссСамосский. Отводя главную роль в познании мышлению эле...Большой энциклопедический словарь II
  5. элейская школаЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА элеаты древнегреческой философии вв. до н. э. Главные представители Парменид и Зенон из Элеи отсюда название Мелисс Самосский. Отводя главную роль в позн...Большой Энциклопедический словарь V
  6. элейская школадр.греч. философская идеалистич. школа кон. вв. до н.э. Свое назв. получила по месту ее возникновения г. Элея на Ю. Италии. Если не основателем то во всяком случае бли...Древний мир. Энциклопедический словарь
  7. элейская школадр.греч. философская идеалистич. школа кон. вв. до н.э. Свое назв. получила по месту ее возникновения г. Элея на Ю. Италии. Если не основателем то во всяком случае бли...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  8. элейская школаэлеаты древнегреческой философии вв. до н.э. Главные представители Парменид и Зенон из Элеи греческая колония в Италии отсюда название Мелисс Самосский. Отводя главную...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. элейская (школа)греческая философская школа основанная Ксенофаном Колофонским самые знаменитые представители которой Парменид начало V в. до Р.Х. и Зенон V в. до Р.Х. Они провозглашают ...Новый философский словарь
  10. элейская школагреческая философская школа основанная Ксенофаном Колофонским самые знаменитые представители которой Парменид начало V в. до Р.Х. и Зенон V в. до Р.Х. Они провозглашают ...Сверхкраткий философский словарь
  11. элейская школаэлеаты древнегреческой философии VIV вв. до н. э. Главные представители Пармемид и Зенон из Эпеи отсюда название Мелисс Самосский. Отводя главную роль в познании мышлени...Словарь исторических терминов
  12. элейская школадр.греч. филос. школа кон. вв. до н. э. в крую входили Парменид его ученик Зенон Элейский оба из г. Элея в Юж. Италии и Мелисс Самосский. В учении Э. ш. заметно влияние ...Советский философский словарь
  13. элейская школаЭЛЕЙСКАЯ школа элеаты древнегреческой философии вв. до н.э. Главные представители Парменид и Зенон из Элеи греческая колония в Италии отсюда название Мелисс Самосский....Современная энциклопедия
  14. элейская школаЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА элеаты древнегреческой философии вв . до н. э. Главные представители Парменид и Зенон из Элеи отсюда название Мелисс Самосский. Отводя главную роль в позн...Современный энциклопедический словарь
  15. элейская школафилософская школа в Древней Грецииконец VI середина V в. до н.э. представлен нам Парменидом и Зеноном из Элей Мелиссом из Самоса. К непосредственным предшественникам эле...Философия науки и техники
  16. элейская школашкола др.греч. философии вв. до н.э. Название получила от г. Элея греч. колонии в юж. Италии где жили крупнейшие ее представители. Основателем ее был Ксенофан Колофонск...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  17. элейская школасм. Элеатская или Элейская школа....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  18. элейская школаЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛАшкола древнегреческой философии получившая свое название по греческому городу Элее другое название Велия на юге Италии. Учение школы было основано на двух ...Энциклопедия Кольера II
  19. элейская школашкола древнегреческой философии получившая свое название по греческому городу Элее другое название Велия на юге Италии. Учение школы было основано на двух принципах быти...Энциклопедия Кольера