Античная философия

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ(Κλήμης)(ок. 150 - после 215 н. э), видный представитель греческой патристики, сыгравший значительную роль в усвоении христианством античного философского наследия.
Полное имя - Тит Флавий Климент(Τίτος Φλαύιος Κλήμης) -упоминает только Евсевий (Hist. Eccl. VI 13, 1), на основании отрывочных сообщений которого (IV 26, 4; VI 6; VI 11, 6; VI 13-14; Рг. Εν. II 2, 64) в основном и реконструируется его биография. К. родился между 140 и 150 н. э. (возможно, в Афинах), получил хорошее образование, а затем принял христианство. После долгих путешествий в поисках достойных учителей по Италии, Сирии и Палестине К. достиг Александрии, где стал помощником Пантена, руководителя местной катехетической школы, и, вероятно, был рукоположен в священники. Ок. 200, возможно, сменил Пантена во главе школы. Через несколько лет из-за гонений Септимия Севера на христиан К. перебрался в Каппадокию со своим учеником Александром, впоследствии (с 215) епископом Иерусалимским. Видимо, в Иерусалиме К. и умер - по одним предположениям, после 215, по другим - после 220.
К. - вероятно, первый универсально образованный христианский мыслитель — был знатоком философии, мифологии, литературы (языческой и христианской). В историю патристики он вошел как создатель «христианской педагогики», составлявшей основу его учения. Цель К. - превратить христианскую доктрину в упорядоченную систему знания, подлежащую столь же упорядоченному усвоению. Главные сочинения К. составляют своеобразную «трилогию», объединенную общим замыслом: «Увещание к эллинам»(Προτρεπτικός πρὸς ἕλληνας)изучается на подготовительной ступени, его задача - отвратить от суеверий и приблизить к истинной вере; «Наставник»(Παιδαγωγός)в 3-х кн. - вторая ступень, служащая исцелению страстей и воспитанию души с помощью божественногоЛогоса;высшую ступень, ступень богопознания, раскрывают «Строматы»(Στρωματεῖς,букв, «лоскутный ковер») в 8-ми кн.- самое значительное (в т. ч. в доксографическом отношении) сочинение К. Здесь излагается сумма христианской мудрости, истинный «гносис», посредством которого познается Бог-Логос - универсальная парадигма объяснения мироздания. «Гносис» есть устойчивое интеллектуально-нравственное состояние, в котором знание о Боге сочетается с аскетической безупречностью и герменевтической искушенностью. На высшей ступени «гносиса» платонический идеал созерцания первоначала в уподоблении ему сливается с христианским идеалом любви к Богу и ближнему.
Кроме того, сохранились три небольших сочинения К. : «Кто из богатых спасется» - проповедь на тему Марк 10:17 сл., убеждающая, что не следует стремиться к богатству ради него самого. «Извлечения из Теодота» и «Извлечения из пророков», по-видимому, представляют собой подготовительные материалы к главному сочинению К., который прекрасно знал сочинения гностиков (в частности, Валентина и его учеников - Теодота и др.) и, несомненно, почерпнул в них саму идею «гносиса» (подвергнув ее критическому переосмыслению).
Развивая концепцию апологетов, К. стремится гармонизировать отношения веры и разума и представить христианство как «истинную философию». Вера(πίστις)- необходимая предварительная ступень, указывающая путь познания и так направляющая к «гносису»; именно в этом смысле знание невозможно без веры. Философия необходима для того, чтобы перейти от неформализованной веры к истинному знанию, т. е. высшей ступени веры. Для эллинов философия - то же самое, что Закон для иудеев: приуготовление, прокладывающее путь к Христу (Strom. 15,28). Поэтому христианин должен пользоваться (надлежащим образом) лучшими достижениями эллинской философии и культуры (основная тема первых двух книг «Стромат»).
Подобная позиция объясняет интерес К. к эллинской философии и, соответственно, присутствие значительного количества цитат и пересказов мнений греческих философов в его сочинениях; по большей части они весьма корректны, а потому представляют значительную ценность. По всей видимости, К. хорошо знал распространенные в ту эпоху разнообразные антологии и доксографические компендиумы. Однако точно установить, какие именно источники он использовал, не представляется возможным. Основные темы цитирования: мироустроение, конечная цель, возможность познания, антропология, аскетика, отношения между школами. Цитаты и пересказы К. обычно снабжает собственными аллегорическими толкованиями (в плане аллегорезы он, вероятно, многое перенял уФилона Александрийского)в истинно «гностическом» духе, «переводящими» смысл данных текстов на «христианский язык», соблюдая при этом «диалектические» (логические) правила, усвоенные от Аристотеля и стоиков (они же используются для опровержения «еретических» аргументов).
Из досократиков К. знакомы Орфей (В 22 DK), Ферекид (В 2 DK), Фалес (А 5 DK), Анаксимандр (А 15 DK), Пифагор (14, 8 DK), Ксенофан (А 8 DK), Гераклит (А 4; В 3; 7; 16; 18; 21; 23; 24; 27; 30; 31; 40; 118 DK и др.), Алкмеон (А 2; 12; В 5 DK), Парменид (А 33; В 3-4; 8; 10 DK), Зенон (А 8 DK), Эмпедокл (В 3-4; 111; 118-119; 124-125; 146 DK), Филолай (В 14 DK), Анаксагор (А 7; 57 DK) и др. К мнениям перечисленных авторов (особенно пифагорейцев) К., как правило, относится без резкой критики. Что касается более поздних авторов, то К. решительно отвергает гедонизм эпикурейцев и киренаиков, рисуя их взгляды традиционно упрощенным и подчас карикатурным образом (правда, порой благосклонно принимаются отдельные эпикурейские определения и суждения - Strom. II 4, 17, 3; IV 8, 2-4). Стоиков (свыше 90 фрагментов в S VF) он критикует за тотальный соматизм и пантеизм, но симпатизирует их моральному учению (концепциям нравственного долга, «бесстрастия», совершенного мудреца).
Если говорить о собственных философских предпочтениях К., то ему, как и большинству христианских авторов, ближе всего Платон, которого он воспринимает сквозь призму среднеплатонических концепций 2 в. (особенно в этом отношении показательна V кн. «Стромат»). Есть основания сближать К. и с неопифагореизмом(Нумений).
Тексты: Clemens Alexandrinus. Bd. I—III (GCS): Bd. I. Protrepticus, Paedagogus. Ed. O. Stählin, rev. ed. U. Treu. В., 19723; Bd. IL Stromata I-VI. Ed. O. Stählin, rev. ed. L. Früchtel. В., I9603; Bd. III. Stromata VII-VIII; Excerpta ex Theodoto; Eclogae Propheticae; Quis Dives Salvetur; Fragmente. Ed. O. Stählin, rev. ed. L. Früchtel, U. Treu. В., 19703; Les Stromates (SC): Stromate I. Éd., comm. par P. Caster, trad, par C. Mondésert. P., 1951; Strom. IL Éd., comm. par P. Th. Camelot, trad, par C. Mondésert. P., 1954; Strom. IV. Éd., comm. par A. van den Hoek, trad, par C. Mondésert. P., 2001; Strom. V. Éd., trad., comm. par P. Voulet. P., 1981; Strom. VI. Éd., trad., comm. par P. Descourtieux. P., 1999; Strom. VIL Éd., trad., comm. par A. Le Boulluec. P., 1997;Clementis AlexandriniProtrepticus. Ed. M. Marcovich. Leiden, 1995;Clementis AlexandriniPaedagogus. Ed. M. Marcovich. Leiden, 2002. Рус. пер. H. Корсунского:Климент Александрийский.Увещание к эллинам. Яросл., 1888; Педагог. Яросл., 1890; Строматы. Яросл., 1892;Климент Александрийский.Строматы. Т. 1-3. Пер. и комм. Е. В. Афонасина. СПб., 2003.
Лит.:GabrielssonJ.Über die Quellen des Clemens Alexandrinus. Vol. 1-2. Uppsala; Lpz., 1906-1909;Casey R. P.Clement of Alexandria and the beginning of Christian Platonism, -HThR18, 1925, p. 39-101 (= The Early Church and Greco-Roman Thought. Ed. E. Ferguson. N. Y.; L., 1993, p. 83-146);MeifortJ.Der Piatonismus bei Clemens Alexandrinus. Tub., 1928;Pohlenz M.Klemens von Alexandrien und sein hellenischen Christentum, -NAWG3, 1943, S. 103-180;Muckle J. T.Clement of Alexandria's Attitude toward Greek Philosophy, - Studies in Honour of G. Norwood. Tornt., 1952, p. 139-146;Osborn E. F.The Philosophy of Clement of Alexandria. Camb., 1957;Spanneut M.Le Stoïcisme des Pères de l'Église de Clément de Rome à Clément d'Alexandrie. P., 1957;Wytzes J.The Twofold Way. Platonic Influences in the Works of Clement of Alexandria, -VChr11, 1957, p. 226-245; 14, 1960, p. 129T153;Valentin P.Heraclite et Clément d'Alexandrie, -RScRel46, 1958, p. 27-59;Méhat A.Étude sur les Stromates de Clément d'Alexandrie. P., 1966;Lilla S. R.Clement of Alexandria. A Study in Christian Platonism and Gnosticism. Oxf., 197Ί;Apostolopoulou G.Die Dialektik bei Klemens von Alexandria. Fr./M., 1977;Clark A. E.Clement's Use of Aristotle. The Aristotelian Contribution to Clement of Alexandria's Refutation of Gnosticism. N. Y.; Tornt., 1977;DessiA.Elementi epicurei in Clémente Alessandrino, -Athenaeum60, 1982, p. 402-435;Wyrwa D.Die christliche Piatonaneignung in den Stromateis des Clemens von Alexandrien. В.; Ν. Υ., 1983;Osborn Ε.Clement of Alexandria: A Review of Research, 1958-1982, -SecondCent3, 1983, p. 219-240;Idem.Clément, Plotin et l'Un, -Alexandrina. Mélanges Cl. Mondésert. P., 1987, p. 173-189;Hoek A. van den.Techniques of quotation in Clement of Alexandria: A view of Ancient Literary Methods, -VChr50, 1996, p. 223-243;Edwards M. J.Clement of Alexandria and his Doctrine of Logos, - Ibid. 54, 2000, p. 159-177;Choufrine A.Gnosis, Theophany, Theosis: Studies in Clement of Alexandria's Appropriation of his Background. N. Y, 2002;Светлов Р. В.Античный платонизм и александрийская экзегетика. СПб., 1991;Афонасин Е. В.Философия Климента Александрийского. Новосибирск, 1997;Он же.«Гносеология» Климента Александрийского и греческая философия, - Климент Александрийский. Строматы. Пер. Е. В. Афонасина. Т. 1. М., 2003, с. 503-542.
А. А. СТОЛЯРОВ

  1. климент александрийскийок. ок. гг. н. э. греческий философ. Родился вероятно в Греции и там получил хорошее риторическое и философское образование. В Александрии появляется в роли последовател...Античные писатели. Словарь
  2. климент александрийскийТит Флавий до один из раннехрист. апологетов наставник церк. школы катсхуменов оглашенных готовящихся принять крещение в Александрии. К. стремился объединить веру и зна...Атеистический словарь
  3. климент александрийскийТит Флавий до один из раннехрист. апологетов наставник церк. школы катсхуменов оглашенных готовящихся принять крещение в Александрии. К. стремился объединить веру и з...Атеистический словарь II
  4. климент александрийскийТит Флавий до христианский теолог иписатель стремившийся к синтезу эллинской культуры и христианской верыглава Александрийской богословской школы....Большой энциклопедический словарь II
  5. климент александрийскийум. ученик Пантена автор знаменитой трилогии Протрептик Педагог Строматы. Климент развил тенденцию св. Иустина Философа к гармоническому сочетанию веры и разума но в цел...История христианства
  6. климент александрийскийум. ученик Пантена автор знаменитой трилогии Протрептик Педагог Строматы. Климент развил тенденцию св. Иустина Философа к гармоническому сочетанию веры и разума но в ц...История христианства. Справочник
  7. климент александрийскийТит Флавий ок. ок. уроженец Александрии первый теоретик христианства преподававший в александрийской богословской школе догматическое богословие полемическую апологет...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  8. климент александрийскийлат Titus Flavius Clemens отец греческой церкви и христианский философ Афины ок. г. между и гг. Он так представляет свою философию Платон просвещенный Писанием. Основа...Новый философский словарь
  9. климент александрийскийОтец Церкви и плодовитый писатель неоплатоник и ученик Аммония Саккаса. Он жил между вторым и третьим веком нашей эры в Александрии.Источник Теософский словарь...Религиозные термины
  10. климент александрийскийлат Titus Flavius Clemens отец греческой церкви и христианский философ Афины ок. г. между и гг. Он так представляет свою философию Платон просвещенный Писанием. Основа...Сверхкраткий философский словарь
  11. климент александрийскийКлимент Александрийский до г. греческий философ глава христианской школы в Александрии Нельзя же на том основании что человеку смеяться естественно все делать предмето...Сводная энциклопедия афоризмов
  12. климент александрийскийоколо между и г отец греческой церкви и христианский философ. Основал традицию философии и христианского гуманизма. Произведения Педагог Строматы...Словарь-справочник по философии
  13. климент александрийскийТит Флавий ок. ок. гг. один из отцов церкви богослов апологет христианского вероучения. Изучал античную философию в Афинах и в Александрии затем обратился в христианст...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  14. климент александрийскийКЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий до христианский теолог и писатель стремившийся к синтезу эллинской культуры и христианской веры глава Александрийской богословской ш...Современный энциклопедический словарь
  15. климент александрийскийКЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Clemens Alexandrinusem Тит Флавий ум.em до em христ.em теолог и писатель. Стремился к синтезу эллинской культуры и христ.em веры не ощущая глубоки...Философская энциклопедия
  16. климент александрийскийClemens Alexandrinus до обращения в христианство Тит Флавий р. ок. ум. ок. христ. богослов один из отцов церкви руководитель церк. школы в Александрии. В своих соч. ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  17. климент александрийскийКлимент Александрийский Тит Флавий один из знаменитейших христианских ученых первых веков умер около г. Он родился в Афинах хорошо изучил философию Платона и стоиков до...Энциклопедический словарь
  18. климент александрийскийТит Флавий один из знаменитейших христианских ученых первых веков умер около г. Он родился в Афинах хорошо изучил философию Платона и стоиков до обращения в христианств...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  19. климент александрийскийКлимент Александрийский Klemens Aleksandrinos ок. ок. гг. н. э. греческий философ. Родился вероятно в Греции и там получил хорошее риторическое и философское образование...Энциклопедия античных писателей
  20. климент александрийскийКЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙок. ок. христианский философ и богослов. Тит Флавий Климент родился в языческой семье возможно в Афинах и очень рано обратился в христианство. П...Энциклопедия Кольера II
  21. климент александрийскийКлимент Александрийский Clemens Alexandrinus Тит Флавий ум. до христианский теолог и писатель. Родился в языческой семье и получил универсальное философское и литературн...Энциклопедия культурологии