100 великих психологов

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ

Иван Петрович Павлов великий российский естествоиспытатель, физиолог, оставивший неизгладимый след в истории отечественной науки, и всемирно известный ученый, лауреат Нобелевской премии. Достижения научных школ, созданных учениками Павлова, определили новое воплощение павловских идей в современных исследованиях и открыли возможность проникновения физиологической мысли на клеточный, мембранный и молекулярный уровни системных функций, что позволило понять тонкие механизмы адаптивных реакций организма. Родился Иван Петрович Павлов 14 (26) сентября 1849 г. в Рязани в семье священника. Происхождение и определило то, что начальное образование Павлова духовное: он окончил Рязанское духовное училище, а затем, в 1864 г., поступил в Рязанскую духовную семинарию. В 1870 г. Павлов поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет, по окончании которого в 1875 г. поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии. Учась в академии, Павлов одновременно работал в лаборатории профессора-физиолога К.Н. Устимовича. В 1879 г. Павлов окончил Медико-хирургическую академию и был оставлен для продолжения научной деятельности. В 1881 г. Павлов защитил диссертацию на степень доктора медицины. Затем 46 лет жизни и деятельности И.П. Павлова были неразрывно связаны с Институтом экспериментальной медицины, где он возглавил отдел физиологии, названный впоследствии его именем. Иван Петрович Павлов внес огромный вклад в развитие русской психологии, развивая учение Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности. С помощью разработанного им метода исследования условных рефлексов он установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Павлов впервые выступил с новой программой в 1903 г. на Международном медицинском конгрессе в Мадриде. Свою речь он озаглавил «Экспериментальная психология и психопатология на животных». Для участников конгресса это было неожиданностью. Павлов уже приобрел всемирную славу своими работами по физиологии пищеварения, а тут психология. Но сам Павлов констатировал: «...этот переход произошел хотя и неожиданно, но вполне естественно...» От физиологических опытов Павлов непринужденно перешел к психологическим опытам, что и определило его последующую работу. Павлов изложил свое представление о новом психофизиологическом направлении в медицине, которое было построено на обширном опытном материале. В своем сообщении он упомянул о 12 вариантах опытов по изучению рефлекторной регуляции поведения. Каждый вариант стал в дальнейшем моделью для разработки множества других новшеств, введенных Павловым. В опытах над собаками применялись раздражители, провоцирующие противоположные по своему мотивационному знаку реакции. Так, например, подводимый к коже животного электрический ток, причиняющий сильную боль, оказался способным вместо негативной оборонительной реакции вызвать позитивную пищевую реакцию. Опыты Павлов проводил сам и при помощи своих коллег-ассистентов. Известно, что раз в неделю, по средам, в 10 часов утра Павлов собирал сотрудников своих лабораторий для обсуждения результатов опытов, а также общих проблем учения о высшей нервной деятельности. В стенограмме одной из «Павловских сред» (так назывались эти встречи) записано «Иван Петрович рассказал об описанном Фрейдом случае излечения истерического психоза». Примерно в таком же ключе, только более расширенном, проходила и мадридская встреча Павлова Начав с того, что он остановится только на опытах со слюнными железами и будет говорить только языком фактов, Павлов в действительности развернул перед слушателями методологию своих исследований. Именно в этой новой конкретно-научной методологии и новой исследовательской программе, а не только в фактах заключался смысл павловской революции в физиологии и психологии. Впоследствии в массовом обыденном сознании павловское открытие воспринималось в крайне примитивном образе (примерно как и с «сеченовскими лягушками»): слюноотделение у собаки наблюдается не только при соприкосновении с пищей, но и при воздействии на мозг раздражителя, подающего сигнал о ней. Между прочим, точно так же представляли себе павловский рефлекс и его критики, наделенные изощренным философским умом. Однако простота феномена скрывала гораздо более значимые для науки новшества. Историческое значение учения Павлова заключалось во введении новой категории категории поведения (вспомним, что при Сеченове такой категории еще не существовало). Все предшествующие попытки понять концепцию рефлекса от Декарта до Сеченова строились на концепции рефлекса, трактуемого в качестве сенсомоторного акта. Сохранив ориентацию на принцип рефлекса, Павлов избрал для анализа целесообразных действий живого организма другой объект орган, соединяющий эн-доэкологию с экзоэкологией биосистемы, внутреннюю среду с внешней. В связи с этим понятия, вводимые Павловым, преодолевали традиционное членение психики и ее субстрата на два разряда, о каждом из которых Павлов говорил отдельным языком. Сравнивая выделенный им круг новых условно-рефлекторных явлений с традиционными физиологическими функциями, Павлов отмечал, что различие между ними в том, что «в физиологической форме опыта вещество соприкасается непосредственно с организмом, а в психической форме оно действует на расстоянии», но Павлов оговаривает, что существенное различие не в этом. Поиск этого различия приводит его в сферу сигнальных отношений. Сигнал в понимании Павлова выступал как средство различения не только внутренних условий работы организма, но и ее внешних условий, позволяя тем самым ориентироваться в окружающем мире, улавливать объективные, независимые от живой системы свойства и отношения. Впоследствии Павлов видел задачу «первых сигналов» в сенсорном, чувственно-образном распознавании предметного мира. А потребность приобрела у него в контексте категории поведения значение мотивационного фактора, обозначенного Павловым термином «подкрепление». Другими важнейшими переменными (детерминантами поведения) выступили торможение и повторение. Павлов утверждал в качестве важнейшей особенности рефлекторной регуляции модифицируемость уже сложившихся форм поведения. Таким образом, созданный Павловым язык является языком-посредником, позволяющим сомкнуть биологическую жизнь и неотделимую от нее психическую. Именно в этом и заключается «гениальный взлет павловской мысли». Надо сказать, что изучение физиологии во времена Павлова сочеталось с изучением Достоевского, произведения которого обнажали сложность и многоплановость душевной организации человека. Поэтому мысль о том, что открытия и знание законов, полученных в результате опытов над животными, позволят обеспечить людям истинное счастье, неслучайно занимала Павлова и его единомышленников. Идея активности организма (человека), его собственных преобладающих возможностей, его деятельность, установки по отношению к внешней среде владела умами тех, кто отстаивал объективный метод в физиологии и психологии. Об этом говорили понятия о рефлексе сосредоточения, об ориентировочном (по Павлову установочном) рефлексе. Примечательно в этом отношении введение Павловым понятия о «рефлексе цели». Ориентировочный рефлекс включает стремление овладеть предметом, безразличным для жизнеобеспечения организма. В качестве типичного примера рефлекса цели Павлов приводил страсть к коллекционированию. Павлов приходит к выводу, что «надо отделять самый акт стремления от смысла и ценности цели и его сущность дела заключается в самом стремлении, а цель дело второстепенное». «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас», утверждал Павлов. Применительно к рефлексу цели как энергетической переменной Павлов ввел представление о социально-исторической детерминации. Причины падения энергии он усматривал в общественных влияниях. В 1923 г. вышла работа Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных», в которой он изложил свою программу и описал колоссальную, проделанную им и его сотрудниками работу Учение Павлова постепенно обогащалось не только фактами, но и теоретическими представлениями. Павлов поднял огромный пласт вопросов, касающихся работы высшей нервной деятельности: о причинах индивидуальных различий, о роли генетических факторов, о зависимости нервно-психической патологии от свойств типа ВИД и другие. Другое направление павловского труда касалось специфики ВИД человека. Труды И.П. Павлова получили международное признание. В 1935 г. в нашей стране проходил 15 Международный конгресс физиологов, на котором ученые всего мира назвали Павлова «старейшиной физиологов мира». К этому времени И.П. Павлов был уже академиком, почетным членом и доктором «гонорис кауза» более чем 120 научных обществ, академий и университетов, отечественных и зарубежных. Известный во всем мире как создатель учения о высшей нервной деятельности, лауреат Нобелевской премии за труды по физиологии пищеварения, И.П. Павлов оставался до конца дней своих неутомимым тружеником и активным гражданином России. Учение Павлова и его современное развитие служит одной из важнейших естественно-научных основ материалистической психологии и диалектико-материалистической теории «отражения» (положение о связи языка и мышления, чувственного отражения и логического познания и др.). Труды Павлова и его школы в последнее время используются для разработки и создания кибернетических устройств, имитирующих отдельные стороны психической деятельности. Умер Павлов в 1936 г. на 87-м году жизни в Ленинграде и похоронен на Волковом кладбище. Уже при жизни труды И.П. Павлова были высоко оценены, что, в частности, отразилось на создании ему необходимых условий для плодотворной работы и нормальной жизни.

  1. павлов иван петровичсов. физиолог лауреат Нобелевской премии основоположник эксперимент изучения высш. нервной деятельности животных и человека. Учение П. об условных рефлексах явилось фунда...Атеистический словарь
  2. павлов иван петровичсов. физиолог лауреат Нобелевской премии основоположник эксперимент изучения высш. нервной деятельности животных и человека. Учение П. об условных рефлексах явилось фунда...Атеистический словарь II
  3. павлов иван петровичПавлов Иван Петрович родился в году физиолог сын священника Рязанской губернии. Окончил курс наук в медикохирургической академии в году в году назначен приватдоцентом...Биографический словарь
  4. павлов, иван петровичрод. в г. физиолог сын священника Рязанской губ. Окончил курс наук в Медикохирургической акад. в г. в г. назначен приватдоцентом физиологии и в том же году получил ко...Большая биографическая энциклопедия
  5. павлов иван петровичрусский физиолог. Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящи...Большая психологическая энциклопедия
  6. павлов иван петровичПавловstrong Иван Петрович [ . Рязань . Ленинград] советский физиолог создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о п...Большая Советская энциклопедия II
  7. павлов иван петровичПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ выдающийся рос. физиолог разработавший учение о высшей нервной деятельности ВНД сыгравшее значительную роль в становлении и развитии объективной пс...Большой психологический словарь
  8. павлов иван петровичродился в году физиолог сын священника Рязанской губернии. Окончил курс наук в медикохирургической академии в году в году назначен приватдоцентом физиологии и в том ж...Большой российский биографический словарь
  9. павлов иван петровичПАВЛОВ Иван Петрович российский физиолог создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности крупнейшей физиологической школы современности новых подходо...Большой Энциклопедический словарь V
  10. павлов, иван петровичИван Петрович российский физиолог создатель учения о высшей нервной деятельности крупнейшей физиологической школы. Классические труды по физиологии кровообращения и пи...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. павлов иван петровичрус. физиолог создатель учения о высшей нервной деятельности. Основатель крупнейшей науч. шк. физиологии. Др медицины проф. фармакологии и физиологии . Лауреат Нобелевск...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  12. павлов иван петровичроссийский физиолог создатель учения о высшей нервной деятельности. Основатель крупнейшей научной школы физиологии. Др медицины профессор фармакологии и физиологии . Лау...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  13. павлов иван петровичроссийский ученый физиолог академик Петербургской АН РАН АН СССР лауреат Нобелевской премии . В работал в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича с г. зав. физ...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  14. павлов иван петровичPavlov Ivan Petrovich рус. физиологэкспериментатор создатель учения о высшей нервной деятти крупнейшей физиологической школы лауреат Нобелевской премии за труды по физи...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  15. павлов иван петровичИван Петрович Павлов интересовался гипнозом который он рассматривал как промежуточное состояние между сном и бодрствованием. В этом состоянии на фоне ограниченного как т...Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
  16. павлов (иван петрович)русский физиолог и медик Рязань Ленинград . Получил медицинское образование в г. в Военной Академии СанктПетербурга. Работал в Германии у физиологов Гейденгайна и Людви...Новый философский словарь
  17. павлов, иван петровичфизиолог создатель учения о высшей нервной деятельности академик Петербургской АН с и академик АН СССР лауреат Нобелевской премии . Профессор с Военномедицинской академ...Педагогический терминологический словарь
  18. павлов иван петровичПавлов Иван Петрович . . выдающийся русский физиолог создатель учения о высшей нервной деятельности. В г. за работы по пищеварению и кровообращению получил Нобелевскую...Психологический словарь
  19. павлов иван петрович. Рязань . Ленинград выдающийся русский физиолог создатель учения о высшей нервной деятельности. Биография. Окончил в г. Петербургский университет в г. Медикохирурги...Психологический словарь II
  20. павлов иван петрович[. . Рязань . Ленинград] физиолог создатель учения о высшей нервной деятельности акад. АН СССР акад. Петерб. АН с лауреат Нобелевской пр. . Окончил Рязанское духовное у...Российская педагогическая энциклопедия
  21. павлов иван петрович. Рязань . Ленинград физиолог лауреат Нобелевской премии . Создатель учения о высшей нервной деятельности поведении живых существ крое сложилось под влиянием материалисти...Русская философия
  22. павлов иван петровичПавлов Иван Петрович физиолог создатель учения о высшей нервной деятельности академик АН СССР академик Петербургской АН с . В Петербурге Ленинграде с . Окончил Петербург...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  23. павлов иван петровичрусский физиолог и медик Рязань Ленинград . Получил медицинское образование в г. в Военной Академии СанктПетербурга. Работал в Германии у физиологов Гейденгайна и Людви...Сверхкраткий философский словарь
  24. павлов иван петрович. . русский физиолог создатель учения о высшей нервной деятельности и физиологической школы последователь И.М. Сеченова. В по окончании Рязанского духовного училища учи...Святая Русь - энциклопедический словарь
  25. павлов иван петровичрусский физиолог основоположник учения о высшей нервной деятельности ВНД которое сложилось под влиянием идей И. М. Сеченова. По Павлову основной принцип ВНД человека и жи...Словарь дрессировщика
  26. павлов иван петрович[. Рязань . Ленинград] рус. физиолог акад. АН СССР . Нобелевская пр. . Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистич. традиций рус. филосо...Советский философский словарь
  27. павлов иван петровичрусский физиолог Отвлекаясь от многочисленных исследований П. по физиологии ВНД человека следует определить такие основные открытия П. в аспекте сравнительной психологии ...Справочник по зоопсихологии
  28. павлов иван петровичПАВЛОВ Иван Петрович род. сент. Рязань ум. февр. Ленинградрус. физиолог лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в профессор в Петербурге. Завоевал изв...Философская энциклопедия
  29. павлов иван петровичсент. февр. ] рус. физиолог. Акад. с лауреат Нобелевской премии. Окончил Петерб. унт и Медикохирургич. позднее Военномед. академию в крой начал науч. деятельность ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  30. павлов иван петровичрод. сент. Рязань ум. февр. Ленинград рус. физиолог лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в профессор в Петербурге. Завоевал известность своими исслед...Философский энциклопедический словарь II
  31. павлов иван петровичрод. сент. Рязань ум. февр. Ленинград рус. физиолог лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в профессор в Петербурге. Завоевал известность своими исс...Философский энциклопедический словарь
  32. павлов, иван петровичПавлов Иван Петрович род. в г. физиолог сын священника Рязанской губ. Окончил курс наук в Медикохирургической акад. в г. в г. назначен приватдоцентом физиологии и в т...Энциклопедический словарь
  33. павлов иван петровичрод. в г. физиолог сын священника Рязанской губ. Окончил курс наук в Медикохирургической акад. в г. в г. назначен приватдоцентом физиологии и в том же году получил ко...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  34. павлов, иван петровичПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ русский физиолог получивший мировую известность благодаря своим работам по физиологии высшей нервной деятельности. Родился сентября в Рязани в семь...Энциклопедия Кольера II