100 великих психологов

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ

Вильгельм Дильтей родился 19 ноября 1833 г. в городе Биберих (Германия) в семье священника. Уже с раннего детства родители готовили его к принятию сана протестантского пастора. После окончания в 1852 г. местной школы Дильтей поступает в Гейдельбергский университет, откуда после года обучения на теологическом факультете переезжает в Берлин и снова изучает теологию. Изучая теологию, Дильтей одновременно обращается к изучению философии и истории Он изучает древние языки, читает античных авторов, осваивает мировую литературу. Защитив диссертацию в 1864 г., Дильтей преподает в Берлине и за год до Ницше возглавляет кафедру философии в университете Базеля В 1868 г. Дильтей становится профессором в городе Киле, где, помимо преподавательской деятельности, занимается архивом философа Шлейермахера. Затем Дильтей переезжает в Бреслау, где знакомится с очень талантливым человеком, графом Паулем Йорком фон Вартенбургом Граф оказывает на философа сильное духовное влияние, и их дружба продлится до смерти Вартенбурга в 1897 г. В 1882 г. Дильтей глава кафедры философии в университете Берлина. Через год выходит его наиболее важный труд под названием «Введение в науки о духе» (1 том) Однако работа над остальными частями произведения растянется на долгие годы, и в окончательном варианте оно появится только спустя почти 100 лет после выхода первого тома. В 1906 г увидит свет сборник литературоведческих трудов Дильтея, посвященный творчеству наиболее известных немецких авторов. Последним его трудом стала работа «Построение исторического мира в науках о духе» (1910). Точку зрения Вильгельма Дильтея можно назвать психологическим историзмом. Первичной посылкой к творчеству для него послужило оформленное неокантианцами разделение наук на науки о природе и науки о духе. Сущность данного разделения состоит в том, что два вида наук имеют свои закономерности и свои способы исследования. Так, науки о природе ищут законосообразности в природе, т.е. все, что может быть объяснено с точки зрения логики. Поэтому их интересует исключительно всеобщее, то, что можно встретить в любом явлении, в то время как частное, индивидуальное оказывается вне границ их внимания. В то же время науки о духе интересуются всеми проявлениями единственного, индивидуального, тем, что не походит ни на что другое. Поэтому общее находится вне границ их внимания. Также совершенно невозможно говорить о логике по отношению к объектам этих наук, т.к. индивидуальное не подчиняется закономерностям, оно спонтанно, внезапно, алогично. Далее, помимо различий в подходах к предмету, у гуманитарных и естественных наук существует различие их методов, которое лежит в основе самой возможности перейти от лишенной внутренних проявлений закономерности, которая присуща наукам о природе, к тонкому психологизму наук о духе. Именно этой возможностью воспользовался Дильтей, предложив в качестве метода гуманитарных наук так называемый тотальный психологизм. Дильтей связывал свою психологическую методологию с такими направлениями в науке, как феноменология (обращение внимания прежде всего на психику человека и выведение из нее всего многообразия человеческих проявлений) и герменевтика (толкование текстов с пониманием особенностей психологизма автора). Исходя из подобной точки зрения, вся история науки, знания и человечества в целом предстает как огромное многообразие психологических установок и проявлений отдельных личностей. С этих позиций Дильтей постоянно критиковал своих предшественников, рассматривавших науку не как продукт творчества отдельных авторов, каждый из которых обладает собственным неповторимым почерком и стилем, но как проявление неких безличных закономерностей, никак не связанных с личностью автора, создающего концепции или формулирующего идеи. Он считал, что подобное рассмотрение гуманитарных наук лишает их сущностной специфики, без которой они перестают быть собственно науками гуманитарными, сближаясь с науками естественными (а ведь они, по мнению Дильтея, принципиально иные). Первое, на что следует обращать внимание, принимаясь за изучение гуманитарных наук, это единичность автора, его биография, события, которыми была наполнена его жизнь. Все это, как считает Дильтей, существенно влияет на учение, которое данный автор создает, на идеи, определяющие его концепцию. Изучив все это, можно понять, какими были особенности психики данного ученого или творца, и, следовательно, понять и то, что он создал. Помимо собственно психических особенностей, при изучении гуманитарных наук необходимо принимать во внимание жизненный опыт человека, ведь каждое событие так или иначе отражается на образе мысли автора. Новые впечатления дают новое знание, новые эмоции расширяют горизонты фантазии. Третье, что значимо для изучения гуманитарных наук, это глубокое знакомство с возможностями языка, только при наличии которого можно проникнуть в горизонт судьбы автора и созданного им текста. Дильтей применял к изучению истории человечества и накопленного им знания такие приемы, как вчувствование, литературную манеру изложения, морально-педагогический пафос, рассмотрение личного опыта автора и прочие возможности, упускаемые естествознанием. Наиболее важными для него были внутренний опыт, самоощущение личности в тот или иной момент жизни, саморефлексия (т.е. мысли человека о самом себе, своих поступках, мотивах, желаниях и целях). Дильтей писал о том, что душа и протекающие в ней процессы не могут быть измерены при помощи физических величин, например секунд или граммов, что также не могут они быть измерены и в единицах точных наук, таких как миллиметры и проценты. Для души человека требуются совершенно иные измерения, не материальные и даже не математические. И при этом нельзя сказать, что явления душевной жизни вообще могут быть измерены с какой-либо точностью, ведь по сей день науке так и не удалось уяснить даже местоположение души в теле. В центре всего рассмотрения гуманитарных наук, по Дильтею, должен стоять «целостный человек», т.е. человеческое существо во всем многообразии его проявлений, со всеми его проблемами, оттенками психических реакций, пусть даже парадоксальных. Такой подход позволяет рассматривать человека и его творчество как целостное явление культуры и физической жизни, обращаясь к которому, ученый погружается, подобно ныряльщику, в полноту жизни и только таким образом способен обрести понимание и истинное знание своего предмета. Путем подобного обращения к личному опыту Дильтей полностью переключается на человеческое самосознание, исходя из которого, человек конструирует всю внешнюю реальность Соотнося себя с предметами окружающей среды, с другими людьми, с явлениями общественной жизни, вырабатывая относительно всего этого свою точку зрения, любой из нас приходит в конце концов к каким-то формулировкам, делает выводы, высказывается, оставляет записи, выражает себя в творчестве Получается, что любой предмет, созданный руками человека, содержит частицу его самого, отражает его мысли и мнения, несет печать автора. Не менее важный аспект представляет собой и тело человека, т.к. для достижения единства психофизического рассмотрения личности как автора текста необходимо учитывать не только психологические, но и физиологические параметры жизни. Поэтому разностороннее рассмотрение чувств и эмоций человека сопровождается рассмотрением особенностей его физиологии, которая, бесспорно, является не менее важной для творчества. Ведь каждому известно, что плохое самочувствие, болезнь, ощущение физической боли могут являться факторами, способствующими созданию гениальных произведений. Таким образом, гуманитарные науки, по Дильтею, существуют на пересечении эффектов души и тела. Только в их синтезе может образовываться произведение искусства, будь то литературный текст, картина, музыкальное произведение и т.д. Только рассматривая все это как единство, можно достичь истинного понимания. Для того чтобы следовать методу Дильтея, необходимо рассмотреть культурные явления, которые, взятые сами по себе, будут выражением объективного духа, т.е. всеобщего опыта человечества как целостности, как единого творческого субъекта. При этом очень важно рассматривать творчество объективного духа как историческое явление, в каждую новую эпоху обретающее свою неповторимую специфику Только исходя из исторического рассмотрения, индивидуальные явления могут быть поняты и правильно осмыслены. Ученый, приступающий к изучению гуманитарных наук, видит следы индивидуального творчества в памятниках культуры. Каждый ученый через наличие у него тела и души отчасти приобщен ко всем остальным людям, что позволяет ему понимать любого творца и любое произведение. Читая тот или иной текст, ноты, взирая на красочное полотно, исследователь приобщается к внутреннему опыту автора своим внутренним опытом и таким образом проникает в атмосферу творчества и понимает произведение, исходя из нее, как бы изнутри. В предельной ситуации подобное рассмотрение дает возможность сделать прямую трансляцию смысла от творца к изучающему или воспринимающему его произведение и таким образом осмыслить авторский текст даже лучше, чем его осмысливал сам автор. Таким образом, в своем «тотальном психологизме» Дильтей попытался показать то, как движение телесно-психической жизни отражается в произведении, а затем улавливается, хранится и передается в культуре через века и поколения. Культурно-историческая психология как основа наук о духе в своей сущности глубоко гуманистична, т.к. содержит идею создания новой личности ученого, погруженной в среду высокого духовного существования. Скончался Дильтей в Зейсе близ австрийского города Больцано 3 октября 1911 г.

  1. дильтей вильгельмнемецкий философ. Разделил психологию на две дисциплины естественнонаучную и духовнонаучную. Первая изучает механику сознания путем выделения изолированных однозначно опр...Большая психологическая энциклопедия
  2. дильтей вильгельмДильтейstrong Dilthey Вильгельм . БибрихнаРейне . Зейс немецкий историк культуры и философидеалист представитель философии жизни. Профессор в Базеле Киле Бреслау и Берли...Большая Советская энциклопедия II
  3. дильтей вильгельмДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ Dilthey нем. философ и психолог. В работе Мысли об описательной и расчленяющей психологии четко сформулировал идею которая в то время занимала умы мн...Большой психологический словарь
  4. дильтей вильгельмDilthey Wilhelm немецкий философидеалист отстаивающий методологическое различие между естественными и культурными науками. Главные его труды Жизнь Шляйермахеров и Конст...Большой толковый социологический словарь
  5. дильтей, вильгельмDilthey Вильгельм немецкий историк культуры и философ ведущий представитель философии жизни основатель философской герменевтики. Развил учение о понимании как специфич...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. дильтей вильгельмнем. философ психолог историк культуры представитель философии жизни. Проф. Берлинского унта с . Осн. соч. Жизнь Новалиса Жизнь Шлейермахера Фантазия и психология в поэ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  7. дильтей вильгельмнемецкий философ и психолог. Представитель философии жизни основоположник понимающей психологии и школы истории духа истории идей в немецкой истории культуры XX в. Создат...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  8. дильтей (вильгельм)немецкий философ Бибрих Рейнская область Зейс Тироль . Сын пастора начал писать к годам а его влияние стало особенно сильным уже после его смерти. Именно ему принадлеж...Новый философский словарь
  9. дильтей вильгельмДильтей Вильгельм немецкий философ и психолог. Разделял психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины психологию аналитическую номотетичес...Психологический словарь
  10. дильтей вильгельм. БибрихнаРейне . Сьюзи немецкий философ и психолог. Биография. С г. профессор в Базеле затем в Киле Бреслау с г. в Берлине. Исследования. Разделял психологию на дв...Психологический словарь II
  11. дильтей вильгельм[. Бибрих близ Висбадена . Сьюзи нем. Зайс близ Больцано Сев. Италия похоронен в Бибрихе] нем. философ психолог историк культуры. Учился в Гейдельбергском и Берлинском...Российская педагогическая энциклопедия
  12. дильтей вильгельмнемецкий философ Бибрих Рейнская область Зейс Тироль . Сын пастора начал писать к годам а его влияние стало особенно сильным уже после его смерти. Именно ему принадлеж...Сверхкраткий философский словарь
  13. дильтей вильгельмнемецкий философ которому принадлежит такое понятие как науки о духе названные впоследствии гуманитарными науками. Творчество Дильтея остается актуальным его значение сос...Словарь-справочник по философии
  14. дильтей вильгельм. БибрихнаРейне . Зайс нем. историк культуры и философидеалист. Представитель философии жизни основоположник понимающей психологии и школы истории духа истории идей в нем...Советский философский словарь
  15. дильтей вильгельмнемецкий историк культуры и философ. Представитель философии жизни основоположник понимающей психологии и школы истории духа истории идей в немецкой истории культуры. Осн...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  16. дильтей вильгельмнемецкий философ представитель философии жизни повлиявший на формирование общей герменевтики как научной дисциплины разработавший концепцию согласно которой естественныеи...Философия науки и техники
  17. дильтей вильгельмнояб. окт. нем. философидеалист один из основоположников иррационалистич. т.н. философии жизни. С проф. в Базеле затем в Киле и Бреслау с в Берлине. Мировоззрени...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  18. дильтей вильгельмнем. философидеалист представитель философии жизни. Центральным для Д. было понятие о живом духе развивающемся в исторических формах. Д. отверг познание закономерностей и...Философский энциклопедический словарь
  19. дильтей, вильгельмДильтей Вильгельм Dilthey немецкий философ профессор Берлинского университета. Род. в г. В своем сочинении Einleitung in die Geisteswissenschatten он отвергает метафиз...Энциклопедический словарь
  20. дильтей вильгельмDilthey нем. философ проф. Берл. унив. Род. в г. В своем соч. Einleitung in die Geisteswissenschatten он отвергает метафизическое обоснование научного познания. Написа...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  21. дильтей, вильгельмДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМDilthey Wilhelm немецкий философ и историк культуры ведущий представитель философии жизни основатель философской герменевтики и понимающей психологии. Р...Энциклопедия Кольера II