100 великих психологов

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

Льва Семеновича Выготского называют «Моцартом психологии», а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию «со стороны». Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения на проблемы, стоящие перед психологической наукой. Его во многом новаторский подход объясняется тем, что над ним не тяготели традиции эмпирической «академической» психологии. Лев Семенович Выготский родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Год спустя семья Выготских переехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке. Еще в гимназические годы Выготский прочел книгу А.А. Потебни «Мысль и язык», которая пробудила у него интерес к психологии области, в которой ему предстояло стать выдающимся исследователем. После окончания школы в 1913 г. поехал в Москву и поступил сразу в два учебных заведения в Народный университет на историко-философский факультет по собственному желанию и в Московский императорский институт на юридический факультет по настоянию родителей. Выготский был страстным почитателем театра, не пропускал ни одной театральной премьеры. В юношеские годы писал литературно-критические этюды и статьи в различные литературные журналы о романах А. Белого, Д. Мережковского. После революции 1917 г., которую он принял, Лев Семенович уезжает из столицы обратно в родной Гомель, где работает учителем литературы в школе. Позже его приглашают преподавать философию и логику в Педагогический техникум. Вскоре в стенах этого техникума Выготский создает кабинет экспериментальной психологии, на базе которого активно занимается научно-исследовательской работой. В 1924 г. на II Всероссийском съезде по психоневрологии, который проходил в Ленинграде, молодой, никому не известный работник просвещения из провинциального городка выступил со своей первой научной работой. Его доклад содержал острую критику рефлексологии. Доклад этот назывался «Методика рефлексологического и психологического исследования». В нем указывалось на разительное несоответствие классического метода воспитания условного рефлекса задаче научно обусловленного объяснения поведения человека в целом. Современники отмечали, что содержание доклада Выготского было новаторским, и преподнесен он был просто блистательно, чем, собственно, и привлек к себе внимание известнейших психологов того времени А.Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. А. Лурия пригласил Выготского в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента Лев Семенович становится лидером и идейным вдохновителем легендарной тройки психологов: Выготский, Леонтьев, Лурия. Наибольшую известность принесла Выготскому созданная им психологическая теория, приобретшая широкую известность под названием «Культуро-историческая концепция развития высших психических функций», теоретический и эмпирический потенциал которой не исчерпан до сих пор. Сутью этой концепции является синтез учения о природе и учения о культуре. Эта теория представляет альтернативу существовавшим поведенческим теориям, и прежде всего бихевиоризму. По мнению самого автора, изучение основных закономерностей развития культуры может дать представление о законах формирования личности. Лев Семенович рассматривал эту проблему в свете детской психологии. Согласно Выготскому, все психические, данные природой («натуральные») функции с течением времени преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»): механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие произвольным и т.д. Все эти внутренние процессы зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем закрепляются в его сознании. Выготский писал: «...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерапсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Важность этой формулы для исследований в области детской психологии была в том, что духовное развитие ребенка ставилось в определенную зависимость от организованного воздействия на него взрослых. Выготский предпринимал попытки объяснить, каким образом отношения организма с внешним миром формируют его внутреннюю психическую среду. Он убедился, что на становление личности ребенка, на его полноценное развитие практически в равной степени оказывают влияние как наследственные задатки (наследственность), так и социальные факторы. У Льва Семеновича много работ посвящено изучению психического развития и закономерностей становления личности в детском возрасте, проблемам учения и обучения детей в школе. Причем не только нормально развивающихся детей, но и детей, имеющих различные аномалии развития. Именно Выготскому принадлежит самая выдающаяся роль в становлении науки дефектологии. Он создал в Москве лабораторию психологии аномального детства, которая стала впоследствии составной частью Экспериментального дефектологического института. Он одним из первых среди отечественных психологов не только теоретически обосновал, но и подтвердил на практике, что любой недостаток как в психологическом, так и в физическом развитии поддается коррекции, т.е. его можно компенсировать за счет сохранных функций и путем длительной работы. Основной упор при изучении психологических особенностей аномальных детей Выготский делал на умственно отсталых и слепоглухонемых. Он не мог, как многие другие его коллеги по цеху, делать вид, что такой проблемы не существует. Раз дефективные дети живут среди нас, необходимо приложить все усилия, чтобы они стали полноправными членами общества. Выготский считал своим долгом в меру сил и возможностей помогать таким обделенным судьбой детям. Еще один фундаментальный труд Выготского «Психология искусства». В нем он выдвинул положение об особой «психологии формы», о том, что в искусстве форма «развоплощает материал». Вместе с тем автор отверг формальный метод из-за его неспособности «вскрыть и объяснить исторически меняющееся социально-психологическое содержание искусства». Стремление удержаться на почве психологии, на «позиции читателя, испытывающего воздействие искусства», Выготский доказывал, что последнее является средством преобразования личности, орудием, которое вызывает у нее «огромные и подавленные и стесненные силы». По мнению Выготского, искусство радикально изменяет аффективную сферу, играющую очень важную роль в организации поведения, социализирует ее. На последнем этапе своей научной деятельности он занялся проблемами мышления и речи и написал научную работу «Мышление и речь». В этом фундаментальном научном труде основной является мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью. Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов. Выготскому его научное прошлое уготовило одну альтернативу. Взамен диады «сознание-поведение», вокруг которой вращалась мысль остальных психологов, средоточием его исканий становится триада «сознание-культура-поведение». К огромному сожалению, многолетняя и достаточно плодотворная работа Л.С. Выготского, его многочисленные научные труды и разработки, как это часто случается с талантливыми людьми, особенно в нашей стране, не были оценены по достоинству. При жизни Льва Семеновича его работы не допускались к публикации в ,СССР. С начала 1930-х гг. на него началась настоящая травля, власти обвиняли его в идеологических извращениях. 11 июня 1934 г. после продолжительной болезни, в возрасте 37 лет Лев Семенович Выготский умер. Наследие Л.С. Выготского это около 200 научных работ, среди которых Собрание сочинений в 6-ти томах, научный труд «Психология искусства», работы по проблемам психологического развития человека с рождения (переживания, кризисы) и закономерностям формирования личности, ее основных свойств и функций. Он внес большой вклад в раскрытие вопроса о влиянии коллектива, социума на личность. Бесспорно, Лев Выготский оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию, а также на смежные науки педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию. Ближайший друг и ученик Льва Семеновича Выготского А. Р. Лурия называл его гением и великим гуманистом XX в.

  1. выготский, лев семенович[.strong.] психолог. В окончил юрид. фт Моск. унта и одновременно ист.филос. фт Нар. унта Шанявского. С работал в Моск. гос. инте экспериментальной психол. затем в осн...Большая биографическая энциклопедия
  2. выготский лев семеновичроссийский психолог. Разработал ориентируясь на методологию марксизма учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценн...Большая психологическая энциклопедия
  3. выготский лев семеновичВыготскийstrong Лев Семенович [ . Орша . Москва] советский психолог разработал культурноисторическую теорию в психологии. Родился в семье служащего окончил юридический ф...Большая Советская энциклопедия II
  4. выготский лев семеновичВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ известный в мировой психологии сов. психолог. Наибольшую известность принесла В. созданная им культурноисторическая концепция развития высших пс...Большой психологический словарь
  5. выготский лев семеновичVygotsky Lev Semyonovich русский психолог и ведущая фигура в советской школе чье представление о высших психических функциях как о сохранении ключевых особенностей соци...Большой толковый социологический словарь
  6. выготский лев семеновичВЫГОТСКИЙ Лев Семенович российский психолог. Разработал культурноисторическую теорию которая положила начало школе в современной психологии. Труды по развитию высших пс...Большой Энциклопедический словарь V
  7. выготский лев семеновичсов. психолог автор культ.истор. теории поведения и развития психики человека. Организовал психол. лабораторию в Гомельском пед. училище где написал учебник по психологии...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  8. выготский лев семеновичЛев Семенович российский психолог внесший большой научный вклад в сферу общей и педагогической психологии философию и теорию психологии психологию развития психологию и...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  9. выготский лев семёновичВыготский Лев Семнович Орша Москва психолог и педагог. Окончил юридический факультет Московского университета в годы учбы был слушателем историкофилологического факул...Москва (энциклопедия)
  10. выготский, лев семёновичпсихолог дефектолог педолог профессор . С вл научную и преподавательскую работу в учреждениях и вузах Москвы. Исследовал психологические закономерности восприятия литера...Педагогический терминологический словарь
  11. выготский лев семеновичВыготский Лев Семенович отечественный психолог создатель культурно исторической концепции развития высших психических функций. До второй половины х гг. занимался п...Психологический словарь
  12. выготский лев семенович. Орша . Москва отечественный психолог создатель культурноисторической концепции развития высших психических функций. Биография. В г. окончил юридический факультет Мос...Психологический словарь II
  13. выготский лев семёнович[. Орша . Москва] психолог проф. . Окончил юрид. фт Моск. унта и одновременно ист.филол. фт Нар. унта А. Л. Шанявского. В работал в Гомеле. С в психол. науч. и уч. у...Российская педагогическая энциклопедия
  14. выготский лев семенович. . Орша . Москва психолог. В дореволюционный период автор близкого к импрессионизму и экзистенциализму подхода проявившегося в трактате о Гамлете где звучат мотивы об из...Русская философия
  15. выготский лев семёнович[. . Орша . Москва] сов. психолог. Подвергнув критике попытки объяснить поведение человека путм сведения высших форм поведения к низшим элементам В. разработал культурнои...Советский философский словарь
  16. выготский лев семеновичроссийский психолог специалист в области филои онтогенеза. Автор социокультурной теории сознания. Профессор. Окончил юридический факультет Московского университета и одн...Социологическая энциклопедия
  17. выготский лев семенович. . психолог профессор. Окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историкофилософский факультет Народного университета А.Л. Шанявского. В ...Творчество. Краткий педагогический словарь
  18. выготский лев семеновичВЫГОТСКИЙ Лев Семенович род. нояб. Орша ум. июня Москварус. психолог. В работе История развития высших психических функций разработал культурноисторическую теорию р...Философская энциклопедия
  19. выготский лев семенович[ ноября июня ] сов. психолог. Окончил Моск. унт . В. разрабатывал многие вопросы общей психологии детской психологии генетической психологии дефектологии и психопато...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  20. выготский лев семеновичрод. нояб. Орша ум. июня Москва рус. психолог. В работе История развития высших психических функций разработал культурноисторическую теорию развития психики в процес...Философский энциклопедический словарь II
  21. выготский лев семеновичсоветский психолог идеи крого оказали большое влияние на эстетику литературоведение искусствознание. В предреволюционный период написал ряд работ по литературной критике ...Эстетика