Русская философия

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

(5(17). 11.1896, Орша 11.06.1934, Москва) психолог. В дореволюционный период автор близкого к импрессионизму и экзистенциализму подхода, проявившегося в трактате о *Гамлете*, где звучат мотивы об известной *скорби бытия*. С 1917 г. - учитель в Гомеле. По своим взглядам В. становится сторонником естественно-научной психологии, ориентированной на учение Сеченова и И. П. Павлова как фундамент, на к-ром должна быть выстроена новая система представлений о детерминации человеческого поведения (Педагогическая психология, 1924, опубликована - 1926), в т. ч. при восприятии произв. искусства (Психология искусства, 1925, опубликована - 1965). В 1924 г. В. переезжает в Москву, работает в Ин-те психологии, перед к-рым была поставлена задача перестройки исследований на основе философии марксизма. В ст. *Сознание как проблема психологии поведения* (1925) он намечает план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве регуляторов поведения, к-рое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение К. Маркса о различии между инстинктом и сознанием, В. указывает, что благодаря труду происходит *удвоение опыта* и человек приобретает способность *строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле* (Педагогическая психология. 1926. С. 177). Понимая слово как действие (сперва речевой рефлекс, затем речевую реакцию), В. усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придает большое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека и его психических функций (восприятие, память, внимание, мышление). Из элементарных они становятся высшими. Трактуя знаки культуры как психические орудия, к-рые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, В. предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим орудиям развивается система высших психических функций. Данная программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу В., в центре интересов к-рой было культурное развитие ребенка. Наряду с нормальными детьми В. большое внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения, слуха, умственной отсталости), став основоположником особой науки дефектологии, в разработке к-рой отстаивал гуманистические идеалы. Первым соч., анализирующим закономерности психики в индивидуальном развитии человека, была его работа *Развитие высших психических функций* (1931, опубликована 1960), где представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности сперва во внешнем взаимодействии индивида с др. людьми, а затем в сфере управления им собственным поведением, способность к чему он обретет благодаря переводу процесса взаимодействия извне вовнутрь (интериоризации). В последующих работах В. делает упор на значение знака, т. е. на сопряженном с ним (преимущественно интеллектуальном) содержании. Благодаря этому подходу, он совместно с учениками разработал теорию умственного развития человека, запечатленную в его главном труде *Мышление и речь* (1934). Эти исследования В. тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие. В этом плане приобрело популярность положение о *зоне ближайшего развития*, согласно к-рому только то обучение является эффективным, к-рое *забегает вперед развития*, как бы *тянет* его за собой, выявляя возможности ребенка решать при участии педагога те задачи, с к-рыми он самостоятельно справиться не может. Умственное развитие трактовалось В. как нераздельно сопряженное с мотивационным (по его терминологии, аффективным), поэтому в своих исследованиях он утверждал принцип единства *интеллекта и аффекта*. Однако реализовать указанную программу ему помешала ранняя смерть. Сохранились лишь подготовительные работы в виде большой рукописи *Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование* (1933), осн. содержание к-рой составляет анализ *Страстей души* Р. Декарта работы, согласно В., определяющей облик совр. психологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций. При этом он полагал, что перспективы преодоления дуализма заложены в *Этике* Спинозы. Труды В. отличала высокая методологическая культура. Изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопрягалось с философским их осмыслением. Наиболее ярко это сказалось как в соч. о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в нач. XX в. В работе *Исторический смысл психологического кризиса* (1927, опубликовано 1982) он усматривал этот кризис в распаде психологии на отдельные направления, каждое из к-рых предлагает собственное, несовместимое с др. понимание предмета и методов психологии, и считал необходимым для преодоления этого процесса создание особой *общей психологии* как учения об осн. понятиях и объяснительных принципах. На этом пути, полагал В., психология будет избавлена от спиритуалистических влияний, от всякого рода версий, от несоответствия исследования внутреннего мира субъекта объективному методу и причинному анализу. Под влиянием марксиста Ж. Политцера В. выдвигал проект разработки психологии *в терминах драмы*. Драматизм, по В., выражен во внешнем поведении человека (когда происходит столкновение людей, исполняющих различные роли *на сцене жизни*) и во внутреннем, напр., при конфликте между умом и чувством. Именно драматизация (в т. ч. столкновение биологического с социальным), а не сама по себе членораздельная речь служит фактором, характеризующим специфику сознания человека в отличие от др. живых существ. Его творческие поиски с началом идеологических репрессий были *заклеймены* как *идеалистическая ревизия исторического материализма*. Еще более суровые обвинения предъявлялись ему с запретом педологии, поскольку, как изучавший психологию ребенка, он считался одним из ее лидеров. Его труды оказались в спецхране и тем самым были изъяты из научного оборота. Только во 2-й пол. 50-х гг. они стали публиковаться, вызывая интерес как в нашей стране, так и за рубежом. Они получили широкий резонанс во мн. дисциплинах, в т. ч. эстетике, семиотике, этнографии, истории культуры, науковедении и др.

  1. выготский лев семеновичЛьва Семеновича Выготского называют Моцартом психологии а между тем можно сказать что этот человек пришел в психологию со стороны. Лев Семенович не имел специального псих...100 великих психологов
  2. выготский, лев семенович[.strong.] психолог. В окончил юрид. фт Моск. унта и одновременно ист.филос. фт Нар. унта Шанявского. С работал в Моск. гос. инте экспериментальной психол. затем в осн...Большая биографическая энциклопедия
  3. выготский лев семеновичроссийский психолог. Разработал ориентируясь на методологию марксизма учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценн...Большая психологическая энциклопедия
  4. выготский лев семеновичВыготскийstrong Лев Семенович [ . Орша . Москва] советский психолог разработал культурноисторическую теорию в психологии. Родился в семье служащего окончил юридический ф...Большая Советская энциклопедия II
  5. выготский лев семеновичВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ известный в мировой психологии сов. психолог. Наибольшую известность принесла В. созданная им культурноисторическая концепция развития высших пс...Большой психологический словарь
  6. выготский лев семеновичVygotsky Lev Semyonovich русский психолог и ведущая фигура в советской школе чье представление о высших психических функциях как о сохранении ключевых особенностей соци...Большой толковый социологический словарь
  7. выготский лев семеновичВЫГОТСКИЙ Лев Семенович российский психолог. Разработал культурноисторическую теорию которая положила начало школе в современной психологии. Труды по развитию высших пс...Большой Энциклопедический словарь V
  8. выготский лев семеновичсов. психолог автор культ.истор. теории поведения и развития психики человека. Организовал психол. лабораторию в Гомельском пед. училище где написал учебник по психологии...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  9. выготский лев семеновичЛев Семенович российский психолог внесший большой научный вклад в сферу общей и педагогической психологии философию и теорию психологии психологию развития психологию и...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  10. выготский лев семёновичВыготский Лев Семнович Орша Москва психолог и педагог. Окончил юридический факультет Московского университета в годы учбы был слушателем историкофилологического факул...Москва (энциклопедия)
  11. выготский, лев семёновичпсихолог дефектолог педолог профессор . С вл научную и преподавательскую работу в учреждениях и вузах Москвы. Исследовал психологические закономерности восприятия литера...Педагогический терминологический словарь
  12. выготский лев семеновичВыготский Лев Семенович отечественный психолог создатель культурно исторической концепции развития высших психических функций. До второй половины х гг. занимался п...Психологический словарь
  13. выготский лев семенович. Орша . Москва отечественный психолог создатель культурноисторической концепции развития высших психических функций. Биография. В г. окончил юридический факультет Мос...Психологический словарь II
  14. выготский лев семёнович[. Орша . Москва] психолог проф. . Окончил юрид. фт Моск. унта и одновременно ист.филол. фт Нар. унта А. Л. Шанявского. В работал в Гомеле. С в психол. науч. и уч. у...Российская педагогическая энциклопедия
  15. выготский лев семёнович[. . Орша . Москва] сов. психолог. Подвергнув критике попытки объяснить поведение человека путм сведения высших форм поведения к низшим элементам В. разработал культурнои...Советский философский словарь
  16. выготский лев семеновичроссийский психолог специалист в области филои онтогенеза. Автор социокультурной теории сознания. Профессор. Окончил юридический факультет Московского университета и одн...Социологическая энциклопедия
  17. выготский лев семенович. . психолог профессор. Окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историкофилософский факультет Народного университета А.Л. Шанявского. В ...Творчество. Краткий педагогический словарь
  18. выготский лев семеновичВЫГОТСКИЙ Лев Семенович род. нояб. Орша ум. июня Москварус. психолог. В работе История развития высших психических функций разработал культурноисторическую теорию р...Философская энциклопедия
  19. выготский лев семенович[ ноября июня ] сов. психолог. Окончил Моск. унт . В. разрабатывал многие вопросы общей психологии детской психологии генетической психологии дефектологии и психопато...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  20. выготский лев семеновичрод. нояб. Орша ум. июня Москва рус. психолог. В работе История развития высших психических функций разработал культурноисторическую теорию развития психики в процес...Философский энциклопедический словарь II
  21. выготский лев семеновичсоветский психолог идеи крого оказали большое влияние на эстетику литературоведение искусствознание. В предреволюционный период написал ряд работ по литературной критике ...Эстетика