100 великих пророков и вероучителей

ОРФЕЙ

Греческий мир не создал ни одной значительной религиозной системы. Однако некоторые вероучения, зародившиеся здесь, достойны того, чтобы задержать на них внимание, так как они в значительной степени подготовили умы европейцев к восприятию христианства. Речь прежде всего должна пойти об орфиках, пифагорейцах и герметиках, которые, отталкиваясь от традиционных религиозных представлений, предложили и развили целый ряд глубоких богословских идей. Что касается собственно народной религии греков, то (если не брать во внимание удивительно яркую и тщательно разработанную мифологию) она не содержала в себе ничего оригинального. У греков никогда не было ни священных книг, ни богословия, ни религиозно-нравственных заповедей. Жрецы не составили здесь могущественной корпорации и не играли значительной политической роли, как это было, например, в Египте. Если египетское духовенство являлось средой, в которой культивировалась богословская мысль, медицина, математика, если израильское духовенство боролось за нравственное воспитание народа, то греческие жрецы были только совершителями ритуалов, произносителями заклятий и устроителями жертвоприношений. Поэтому многие религиозные представления были оформлены здесь не богословами в подлинном смысле слова, а поэтами — прежде всего Гомером и Гесиодом. Геродот впоследствии писал, что до Гомера греки не имели ясного представления о богах, их жизни, отношениях и сферах деятельности. Можно таким образом говорить о своеобразном феномене — «гомеровской религии», для которой поэмы ионийского певца послужили чем-то вроде священной книги. Действительно, в «Илиаде» и «Одиссее» содержится очень много сцен, рисующих жизнь и отношения семейного клана Олимпийских богов. Возглавлял его, как известно, Зевс, деливший власть с двумя своими братьями — владыкой моря Посейдоном и правителем преисподней Аидом. Большую роль наряду с ними играли жена-сестра Зевса Гера, его дети Аполлон, Гермес, Гефест, Арес, Афродита, Артемида, а также некоторые другие божества (например, богиня плодородия Деметра). Рисуя богов, Гомер в качестве образца для них брал людей. В этом был огромный шаг вперед по сравнению, например, с древнеегипетскими звероподобными богами. Но одновременно такой взгляд на богов таил в себе большую опасность — угадывая в божественном разумное начало, греки вкладывали в него все многообразие чисто человеческой ограниченности и чисто человеческих слабостей. По большому счету гомеровские боги не несли в себе фактически ничего сверхчеловеческого. Прежде всего, они не были подлинно духовными существами, так как обладали телом пусть особым, исполинским, но все же телом. Они нуждались в сне и отдыхе, любили веселые пиршества и охотно предавались любовным играм. Кроме того, боги были жадны до приношений, завистливы, коварны, ревнивы и мелочны. Единственное принципиальное отличие олимпийцев от людей заключалось в их бессмертии, но и оно было не изначально присуще их природе, а поддерживалось принятием волшебного напитка нектара. Особенно чувствительным недостатком Зевсова пантеона стало отсутствие в нем ясных этических принципов. С первобытной древности этика шла рука об руку с религией. Нравственный же идеал олимпийцев был настолько шаток, что уже через несколько поколений вызывал протесты и насмешки у самих греков. У Гомера мы находим также сложившееся представление о загробном мире — оно было мрачным и безнадежным. Яркое описание его содержится в «Одиссее». Поэт наделяет сонное царство Аида чертами кошмарного сновидения. Это — обиталище полубессознательных теней, блуждающих в черных подземных безднах, вход в которые окутан вечной ночью. В этом скорбном мире ревут адские реки, в которых отражаются голые мертвые деревья и бледные цветы. Здесь пребывают чудовища и казнятся преступные титаны. Безысходным отчаянием проникнуто сетование духа Ахилла: Лучше б хотел я живой, как поденщик работая в поле, Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать… Однако это унылое представление не могло быть всеобщим и долгим. Было слишком очевидно, что у всех людей не могут быть одинаковые посмертные жребии. Постепенно появились первые робкие представления о загробном воздаянии за зло. Муки Тантала и Сизифа, описанные Гомером, — это первые символы посмертного возмездия в античном мире. Помимо поэм Гомера религиозные представления древних греков были суммированы в «Теогонии» Гесиода. Поэт собрал в ней сказания и мифы, касающиеся происхождения богов и мира. Мы не будем подробно говорить об этом творении добросовестного мифографа — в нем нет никаких особенных религиозных откровений. Как и многие восточные народы, греки не знали единого творческого начала, стоящего у истоков бытия. В начале мироздания они видели только слепую безликую громаду, которую называли хаосом. Божественное начало, растворенное в ней, проявлялось лишь в результате акта рождения. Поэтому Гесиод начинает свое сказание с хаоса и вечной матери-земли. Дальше огромную роль в устройстве мироздания играет сексуальный элемент — боги вступают друг с другом в браки и рождают других богов. Так Земля породила своего супруга — блещущего звездами Урана, который осенил ее. Их связала сила Эроса — предвечного начала любви животворящей и плодящей. Потом идет рассказ о смене поколений богов — как Уран был оскоплен и свергнут своими детьми-титанами во главе с Кроном, а те, в свою очередь, после тяжелой битвы оказались побеждены богами-олимпийцами. С тех пор миром начал править Зевс. Наряду с олимпийской религией Гомера и Гесиода, в Древней Греции существовали другие религиозные культы, лишь отчасти связанные с ней поздними мифами. Совершенно особенным по своему духу и очень древним был культ Диониса, оказавший глубокое влияние на все эллинское сознание. Его яркой отличительной чертой являлись дионисии — разнузданные женские оргии. В определенные дни почтенные матери семейства, женщины и девушки уходили в глухие леса и здесь, опьяненные вином, предавались диким иступленным пляскам. Считалось, что в эти минуты они всецело принадлежали божеству производительной силы природы — Дионису или Вакху. Культ Диониса не был связан с каким-то особым вероучением или ритуалом, а являлся, по определению Вяч. Иванова, «психологическим состоянием по преимуществу». Отдаваясь власти Диониса, человек стряхивал с себя путы повседневности, освобождаясь от общественных норм и здравого смысла. Опека разума исчезала, вакханка как бы сливалась с потоком божественной жизни и включалась в стихийные ритмы мироздания. Позже буйное божество было введено в семью олимпийцев — его объявили сыном Зевса и смертной женщины Семелы. В классическую эпоху, когда древние примитивные представления перестали удовлетворять пытливую греческую мысль, появились новые религиозные учения. Наиболее ранним из них был орфизм, названный так по имени своего основателя Орфея — легендарного провидца и музыканта, олицетворявшего собой гармонию божественного духа. По свидетельству мифов, этот пророк был выходцем из Фракии и жил в ахейскую эпоху. Матерью его считалась муза Каллиопа. Игра и пение Орфея были настолько совершенны, что им покорялись даже стихии; когда он путешествовал с аргонавтами, волны и ветер смирялись, зачарованные его дивной музыкой. Самый знаменитый миф об Орфее повествует о том, как, пытаясь вернуть свою горячо любимую жену Эвридику, погибшую от укуса змеи, он спустился в Преисподнюю. И даже там его лира творила чудеса: чудовища, услышав его дивную музыку, закрывали свои пасти, успокаивались злобные эринии, сам властитель Аида был покорен Орфеем. Он согласился отдать ему Эвридику, но с тем условием, чтобы певец шел впереди и не оглядывался на нее. Но Орфей не смог преодолеть беспокойства и обернулся. Из-за чего Эвридика опять была увлечена в бездну на этот раз навсегда. Безутешный певец после этого долгое время скитался по земле, не находя покоя. Однажды, во Фракии он встретил толпу безумствующих вакханок, которые в припадке исступления растерзали его. Такова, если верить преданиям, была судьба основателя орфизма, погибшего в глубокой древности, еще до начала Троянской войны. Однако у современных историков есть все основания считать, что учение это появилось гораздо позже. Главным источником для знакомства с ним служат так называемые «Орфические гимны». Полагают, что их записи относятся к V в. до Р.Х., а окончательно они сложились не ранее II в. до Р.Х. Сами греки были уверены, что Орфей научился тайной мудрости в Египте. Согласно космогоническим и теогоническим положениям орфизма в основе мироустройства лежат два начала: женское материнское естество и оплодотворяющая сила Диониса: Два начала в мире Суть главные. Одно — Деметра-мать (она же Земля как хочешь называй)… Ее дары дополнил сын Семелы. Но, в то же время, в орфизме имела место идея верховного единства, заключавшаяся в некой божественной стихии, предвечном мировом лоне. В некоторых текстах оно именовалось Хроносом, Временем. Хронос породил светлый Эфир неба и клокочущий Хаос. Из них родилось космическое яйцо, которое содержало в себе все зародыши Вселенной: богов, титанов и людей. Когда гигантское яйцо раскололось, из него вышел сияющий Протогонос, то есть Первородный — бог, объемлющий собой все природное многообразие. Один из орфических гимнов обращается к нему в таких торжественных выражениях: Могучий Первородный, зов услышь, Двойной, яйцерожденный, ты сквозь воздух Блуждающий, могучий ревом бык, На золотых крылах своих пресветлый, Живой родник племен богов и смертных. Неизреченный, скрытый, славный, власть, Цвет всех сияний, всех цветов и блесков. Движенье, сущность, длительность и самость, Ты ото тьмы освобождаешь взор, Протогонос, могучий, Первородный, Всемирный свет, небесно-осиянный, Ты, вея, чрез Вселенную летишь. В некоторых чертах орфическая теогония следовала поэме Гесиода: из земли вышло племя титанов, которым правил Крон, против него поднялись его дети-олимпийцы под предводительством Зевса. Но это было не главное. Орфей учил, что Зевс, поглотив Первородного, стал тождественным ему. Зевс в религии орфиков — единственное мировое божество, являющееся во многих ликах: Зевс — первый, Зевс же и последний громовержец. Зевс — глава, Зевс — середина, из Зевса лее все создано… Зевс — основатель земли и звездного неба… Зевс — корень моря, он — солнце и вместе луна. Зевс — владыка, Зевс сам — всему первородец. Единая есть Сила, единое Божество, всему великое Начало. Но этим история богов не заканчивается. Громовержец вступает в союз с Преисподней и от ее царицы Персефоны родит сына — Диониса-Загрея. Появление этого божества не означает отказа от веры в единую силу, пронизывающую космос. Дионис-Загрей для Орфея был как бы ипостасью Зевса — его мощью, его «одождяющей силой». Таким образом, Дионис есть Зевс, а Зевс — ни кто иной, как Первородный. Наиболее оригинальной частью орфической доктрины было учение о человеке. Миф повествует, что однажды титаны ополчились против Диониса, который, пытаясь ускользнуть от них, принимал различные облики. Когда он обернулся быком, враги настигли его, растерзали и пожрали. Нетронутым осталось лишь сердце — носитель Дионисовой сущности. Принятое в лоно Зевса, оно возродилось в новом Дионисе, а небесные громы спалили мятежников. Из оставшегося пепла, в котором божественное было перемешано с титаническим, возник человеческий род. Это означает, что человек имеет двойственную природу — божественную и титаническую. Последняя приводит людей к озверению, и она же безжалостно ввергает их в темницу тела. Душа в учении Орфея считалась высшим началом. Подавленная телом и заключенная в него как в гробницу, она принуждена влачить в его границах жалкое существование. Даже смерть не приносит освобождения от тисков титанической природы. Орфей учил, что после смерти душа — эта дионисова искра — под гнетом низменной природы вновь возвращается на землю и вселяется в другое тело. Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы освободить душу из плена материального мира — выйти из бесконечной цепи перевоплощений и вновь вернуться к божеству. Для этого человек должен развивать в себе божественную сторону бытия — Дионисово начало. Этому служили особые мистерии орфиков и весь их образ жизни. Прежде всего от вступающего на путь просвещения требовалось блюсти заветы добра. Орфик был обязан вести неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце. И мысли и дела его должны были оставаться чистыми. Были и другие правила поведения. Так, Орфею приписывался запрет употреблять в пищу животных. Были отвергнуты кровавые жертвы. Вся жизнь орфиков проходила в сложных магических обрядах. Отдельные идеи орфизма были близки многим грекам. В VI–V вв. до Р.Х. это вероучение, по-видимому, было широко распространено, однако подлинно народным оно так и не стало. Общины орфиков — маленькие замкнутые кружки — существовали вплоть до начала нашей эры.

  1. орфейОрфей Из древнегреческой мифологии. Как сообщают римские авторы Вергилий Георгики и Овидий Метаморфозы пение Орфея легендарного музыканта Древней Греции было столь хоро...Словарь крылатых слов и выражений
  2. орфейОрфей. По представлениям греков величайший певец и музыкант сын музы Каллиопы и Аполлона по другой версии фракийского царя. Орфей считался основателем орфизма особого ...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. орфейгреч.u Orpheus в греческой мифологии фракийский певец сын речного бога Эагра и музы Каллиопы. После смерти его жены Эвридики от укуса змеи он спустился в подземное царств...Античный мир. Словарь-справочник
  4. орфеймифич. фракийский певец сын музы Каллиопы. Обладал божеств даром очаровывать окружающих своим прекрасным пением был участником похода аргонавтов. Миф об О. широко использ...Атеистический словарь
  5. орфеймифич. фракийский певец сын музы Каллиопы. Обладал божеств даром очаровывать окружающих своим прекрасным пением был участником похода аргонавтов. Миф об О. широко использ...Атеистический словарь II
  6. орфейОРФЕЙ мифический фракийский певец сын музы Каллиопы. Согласно мифам его чудесное пение очаровывало богов и людей и укрощало дикие силы природы. Мифы об О. участнике похо...Большая советская энциклопедия
  7. орфеймифический фракийский певец сын музы Каллиопы. Согласно мифам его чудесное пение очаровывало богов и людей и укрощало дикие силы природы. Мифы об О. участнике похода арг...Большая Советская энциклопедия II
  8. орфейм. Orfeo тж. расширит. Итальянорусский словарь. Синонимы астероид певец...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  9. орфейм. миф....Большой русско-испанский словарь
  10. орфейимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  11. орфеймиф. Orphe...Большой русско-французский словарь
  12. орфейвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  13. орфеймиф. астероид певец...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. орфейв греческой мифологии фракийский певец сын музы Каллиопы.Чудесным пением очаровывал богов и людей укрощал дикие силы природы. Мифыоб Орфее участнике похода аргонавтов из...Большой энциклопедический словарь II
  15. орфейОРФЕЙ в греческой мифологии фракийский певец сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей укрощал дикие силы природы. Мифы об Орфее участнике похода аргон...Большой энциклопедический словарь III
  16. орфейОРФЕЙ в греческой мифологии фракийский певец сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей укрощал дикие силы природы. Мифы об Орфее участнике похода арго...Большой Энциклопедический словарь V
  17. орфейОрфей мфологчний персонаж у переносному вживанн...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  18. орфейя ч.i У давньогрецькй мфолог чарвний музика й спвак. перен. Солодкозвучний спвець....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  19. орфейв греч. миф. сын фракийск. речного бога Эагра и музы Каллиопы. О. славился как певец и музыкант наделенный магич. силой исква крой покорялись не только люди но и боги и д...Древний мир. Энциклопедический словарь
  20. орфейОрт Ортр в греч. миф. двуглавый пес Гериона порождение Тифона и Эхидны брат Кербера. От О. Эхидна родила Фикс. По Поллуксу в Иберии где имя О. Гаргеттий или Тартеттий у ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  21. орфейв греческой мифологии фракийский певец и музыкант сын музы Каллиопы. Пением очаровывал богов и людей укрощал дикие силы природы уговорил подземных богов отпустить из Аида...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  22. орфейОрфей в мифах древних греков знаменитый певец и музыкант сын музы Каллиопы. Магической силе его искусства покорялись не только люди но и боги и даже природа. Он участвов...Исторический словарь
  23. орфейГреческий музыкант и поэт. По традиции сын Еагро короля Приции где родился Орфей и Музы Калиоле. Имя ее уже выражает отношение которое имел Орфей к искусству. Первые упом...История гитары. Библиографический и терминологический словарь
  24. орфейпоэт догомеровской эпохи мифическое лицо по преданию он был сыном Эагра и Каллиопы жил во Фракии и участвовал в походе аргонавтов. Он так хорошо пел и играл на лире получ...Краткий словарь античности
  25. орфейв греческой мифологии великий музыкант сын фракийского царя Эагра и Каллиопы музы эпической поэзии считался основателем мистической секты орфиков...Краткий справочник мифологических терминов
  26. орфейОРФЕЙ фр. Orphee герой трагедии Ж.Кокто Орфей . Кокто использует античный материал в поисках вечного и всегда современного философского смысла скрытого в основе древнего...Литературные герои
  27. орфейгреч. мифология поэт который спустился в ад за своей возлюбленной Эвридикой сюжет использован но частично инвертирован Данте который лучше представлял себе человеческую п...Мир Лема - словарь и путеводитель
  28. орфейОрфей греч. фракийский певец сын речного бога Эагра вариант Аполлона и музы Каллиопы. О. участвовал в походе аргонавтов усмиряя музыкой волны и помогая гребцам корабля. ...Мифологический словарь
  29. орфейфракийский певец сын музы Каллиопы и бога Аполлона либо речного бога Эагра. Брат Лина который научил его музыке но впоследствии Орфей превзошел своего учителя. Чудесным п...Мифы Древней Греции, словарь-справочник
  30. орфейНачальная форма Орфей единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  31. орфейОрфей Орфей я...Орфографический словарь
  32. орфейu мu Пр.u об Орфее мифол.u также перен.u сладкоголосый певец астероид певец...Орфографический словарь русского языка
  33. орфейОрфей менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  34. орфейОрфографическая запись слова орфей Ударение в слове Орфей Деление слова на слоги перенос слова орфей Фонетическая транскрипция слова орфей [арфэ] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  35. орфейОрфей фея фем гр.em...Правописний словник Голоскевича
  36. орфейOrpheus мифический герой певец фракийцев живших на юге Фракии в Пиерии у Олимпа в Фокиде и Беотии вокруг Парнаса и Геликона. Фракийцы были ревностными почитателями Диони...Реальный словарь классических древностей
  37. орфейОрфей яСинонимы астероид певец...Русский орфографический словарь
  38. орфейСинонимы астероид певец...Русско-китайский словарь
  39. орфейOrpheus миф....Русско-немецкий словарь по искусству
  40. орфейлат.em Orpheus мифич. греч. певец родом из Фракии сын Музы Каллиопы и речного бога Эагра или Аполлона. Своим пением и ш рой на кифаре он зачаровывал даже животных и расте...Словарь античности
  41. орфейМуж Эвридики...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  42. орфейОРФЕЙ Баснословный музыкант который до того хорошо играл что звери приходя ложились у ног его а деревья и камни приходили в движение. Объяснение иностранных слов вошедши...Словарь иностранных слов русского языка
  43. орфеймифический фракийский певец сын музы Каллиопы. Обладал божественным даром очаровывать окружающих своим прекрасным пением был участником похода аргонавтов. В переносном зн...Словарь исторических терминов
  44. орфейсын Эагра и музы Каллиопы мифический поэт. Уп. Евг. Он. Путеш....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  45. орфейОрфей греч. В греческой мифологии Орфей певецгерой. Сила чудесных его песен заставляла диких зверей выходить из своих логовищ и следовать за ним деревья и скалы сдвигали...Словарь личных имен
  46. орфейНастоящее имя Янинu Н.Примечаниеi Псевдоним воспроизводится в форме данной в печатиИсточникиi Толстяков А.П. Кто вы маска Создается новый словарь псевдонимов Книжное обо...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  47. орфейОрфизм. Мифический персонаж который ассоциируется с Фракией и с реформой культа Диониса в VI в. до н.э. Звуками своей лиры он зачаровывает скалы растения птиц рыб и даже ...Словарь религий, обрядов и верований
  48. орфейорфей сущ. колво синонимов астероид певец Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы астероид певец...Словарь синонимов II
  49. орфейОрфей ч. гр. . У давньогрецькй мфолог чарвний музика й спвак. . перен. Солодкозвучний спвець....Словник іншомовних слів
  50. орфейгрец. . У давньогрецькй мфолог чарвний музика й спвак. . Переносно солодкозвучний спвець....Словник іншомовних слів Мельничука
  51. орфейгрец. Orpheus я ч. У давньогрецькй мфолог музикант спвак спв якого причаровував не тльки людей але й диких зврв рчки скел. Всеспалення Тво автодафе перепочинок перед р...Словник мови Стуса
  52. орфейв др.греч. мифологии певец сын Музы Каллиопы и речного бога Эагра растерзан вакханками Пусть для ваших открытых сердец До сих пор это светлая фея С упоительной лирой Ор...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  53. орфейОРФЕЙ в др.греч. мифологии певец сын Музы Каллиопы и речного бога Эагра растерзан вакханками Пусть для ваших открытых сердец До сих пор это светлая фея С упоительной ли...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  54. орфейОРФЕЙ в греческой мифологии фракийский певец сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей укрощал дикие силы природы. Мифы об Орфее участнике похода аргон...Современный энциклопедический словарь
  55. орфейв греческой мифологии прекрасный юноша певец и музыкант символ магической силы искусства приятные известия сильные любовные переживания....Сонник Странника
  56. орфейиноск.em певец музыкант намек на Орфеяem миф.em певца сына Аполлона и Каллиопы Ср.em Пора нам в оперу скорейТам упоительный РоссиниЕвропы баловеньорфейem.Он звуки льет ...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  57. орфейОрфейstrong иноск.em пвецъ музыкантъ намекъ на Орфеяem ми. пвца сына Аполлона и Калопы. Ср.em Пора намъ въ оперу скорйТамъ упоительный РоссиниЕвропы баловеньорфей.em Онъ...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  58. орфейорфей [гр. orpheus] в древнегреческой мифологии певец пение которого очаровывало не только людей во и диких зверей деревья скалы реки....Толковый словарь иностранных слов
  59. орфейя ч. У давньогрецькй мфолог чарвний музика й спвак. перен. Солодкозвучний спвець....Толковый словарь украинского языка
  60. орфейУдарение в слове ОрфейУдарение падает на букву е...Ударение и правописание
  61. орфеймф....Українсько-англійський словник
  62. орфейRzeczownik Орфей Orfeusz...Универсальный русско-польский словарь
  63. орфейУ грец. мфолог фракйський спвак музикант поет син царя Еагра та музи Каллопи вважають одним з мфчних творцв грец. музики а також засновником секти орфкв свом мистецтвом ...Універсальний словник-енциклопедія
  64. орфейу грец. мфолог фракйський спвак музикант поет син царя Еагра та музи Каллопи вважають одним з мфчних творцв грец. музики а також засновником секти орфкв свом мистецтвом ...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  65. орфейпевец и музыкант носитель магической силы искусства в греческой культуре. Его искусству покорялись боги люди и даже природа. Орфей участвовал в походе аргонавтов усмиряя ...Человек и общество
  66. орфейРой Реф Рей Орфей Фойе...Электронный словарь анаграмм русского языка
  67. орфейОрфей . Имя О. связано как с ранней историей греческой литературы в которой он занимает место как мифический поэт фракийского происхождения так и с историей греческой ре...Энциклопедический словарь
  68. орфейОРФЕЙ в греческой мифологии фракийский певец сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей укрощал дикие силы природы. Мифы об Орфее участнике похода арго...Энциклопедический словарь естествознания
  69. орфей. Имя О. связано как с ранней историей греческой литературы в которой он занимает место как мифический поэт фракийского происхождения так и с историей греческой религии ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  70. орфейОРФЕЙ фильм французского режиссера и поэта Жана Кокто один из самых ярких и впечатляющих фильмов европейского модернизма и неомифологизма сочетающий в себе жанры поэтич...Энциклопедия культурологии
  71. орфейОрфейOrpheus . Поэт догомеровской эпохи мифическое лицо по преданию он был сын Эагра и Каллиопы жил во Фракии и участвовал в походе Аргонавтов. Он так хорошо пел и играл ...Энциклопедия мифологии