Энциклопедический словарь

ОРФЕЙ

Орфей (Όρφεύς). — Имя О. связано как с ранней историей греческой литературы; в которой он занимает место как мифический поэт фракийского происхождения, так и с историей греческой религии, в которой он является установителем особого вероучения и религиозных обрядов и учредителем секты, названной по его имени сектой орфиков. О. считался сыном фракийского царя Эагра, бога реки, и музы Каллиопы; жил в догомеровскую эпоху. Его лира издавала такие чудные звуки, что дикие звери выходили из своих логовищ и следовали за ним; деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать его дивную игру. Из мифологических сказаний об О. особенным распространением пользовался миф о спуске певца в подземное царство за женой своей Евридикой ("Κατάβασις είς Αιδου" — стихотворение, приписывавшееся Геродику Перинескому, по другим Продику; в римской литературе прекрасные поэтические изложения этой легенды у Виргилия, "Georgic.", 454—527, и у Овидия, "Metamorph.", X, 1—85). См. Евридика. Окончательно потеряв Евридику, О. влачил жизнь в одиночестве, чуждаясь женщин или, по некоторым сказаниям, перенеся свою любовь на юношей. По сказаниям позднейших мифографов, О. участвовал в экспедиции аргонавтов в Колхиду; при звуках его лиры море не шумело; двигавшиеся симплегады остановились на месте, чтобы пропустить корабль Арго, и с тех пор остались прикованными на своих местах; благодаря его игре был усыплен дракон, стороживший золотое руно в Колхиде, и выполнена трудная задача аргонавтов — достать это руно. По некоторым сказаниям, О. был сыном Аполлона (Pind. Pyth. IV, 176—177), его учеником и учредителем в честь его культа. По одним сказаниям, О. умер от тоски по Евридике; его могилу показывали в Пиерии, возле Пимплейского источника; фракийцы рассказывали, что соловьи, свившие гнезда возле могилы О., пели приятнее и громче прочих соловьев. По другому сказанию, О. был растерзан менадами или за непочтение к культу Вакха, или за ревность к памяти Евридики. Овидий рассказывает (Metam. ХII, 1—66), что менады, убив О. своими тирсами, растерзали его труп, раскидали части его по долине Гебра, а голову и лиру бросили в реку, которая вынесла останки певца в море и принесла к Лесбосу; здесь, в Антиссе, был поставлен в память О. жертвенник. Это сказание аллегорично изображает переход первоначальной фракийской поэзии на Лесбос в острова Эгейского моря. Есть еще предание, вероятно сложенное орфиками, что О. был убит молнией Зевса за то, что открыл людям священные таинства. В этом сказании слышится отклик мифа о Прометее; О. является здесь создателем особой религии и провозвестником учения и мистерий Диониса. Продолжателями орфеевой поэзии во Фракии считались Филаммон, Фамирид, Евмолп и Музей. Как создатель сектыорфикови орфического учения, О. — эпоним мифического певца. Распространившийся в первых десятилетиях VI в. тайный культ Диониса вызвал целую литературу, произведения которой составителями сборников при Писистрате были приписаны Орфею, получившему откровения от Диониса. Вера в действительное существование О., как автора этих произведений, глубоко укоренилась в секте орфиков; трезвое мнение Аристотеля, что О. никогда не существовал, не могло поколебать этой веры. Поэт Ономакрит, живший в Афинах при Писистрате, считался автором орфических стихотворений, напр. τελεταί (религиозные таинства) и τιτανογραφία, вероятно тождественного с θεογονία, и редактором орфического сборника. Одновременно с ним работали Орфей Кротонский и Зопир Гераклейский. Происхождение этих двух поэтов из Южной Италии, а также тот факт, что некоторые орфические стихотворения приписывались южноиталийским и сицилийским авторам (Κέρκωψ, Τιμοκλής, Νικίας, Ορφεύς, Κροτωνιάτης и др.), свидетельствуют о том, что орфическое учение было известно в конце VI в. в Южной Италии, где в это время господствовал пифагореизм. Взаимное влииние пифагореизма и орфизма несомненно, особенно в вопросе о переселении душ. Вероятно Ономакрит воспользовался готовым учением секты, сложившимся в Италии, и перенес его в Афины (см.E. Rohde, "Psyche", стр. 400). Учение орфиков проводило обряды Дионисова культа в практическую жизнь, в связи с идеями душевного очищения, аскезы и освобождения от земной греховности. Оно представляло собой практическую мораль, с целым катехизисом правил и установлений. Нравственному учению предшествует космогония и феогония, созданная по Гезиоду и несколько видоизмененная в деталях, причем утрачена вся целостность образов греческой религии: орфические боги — скорее отвлеченные понятия. В орфической теогонии господствует тенденция привести политеизм к монотеизму или так назыв. теокразии; орфики признают лишь Зевса, Персефону и Диониса Загрея. Это учение было выражено в орфической поэме Θεογονία, которую отождествляют с поэмой ίεροι λόγοι, в 24 рапсодиях. Содержание орфической космогонии и феогонии вкратце следующее. Праначало мира (χρόνος, Αίών) породило из себя хаос и эфир, от которых произошло миpoвoe серебряное яйцо. Когда яйцо это лопнуло, из него появился перворожденный (πρωτογόνος) бог Φάνης, называвшийся еще Μήτις, Έρις, Ήρικαπατος, и заключавший в себе семя всех богов. Из половинок яйца образовались земля и небо. Φάνης был гермафродитом и имел головы и атрибуты различных животных. От него произошла Ехидна или Ночь, а от нее — Уран и Гея. Дальнейшая феогония идет по Гезиоду вплоть до Зевса. Когда Зевс овладел престолом, он поглотил Фанета, после чего, заключив в себе семена всех вещей, произвел всех богов последнего поколения и мир. От Персефоны и Зевса родился Дионис Загрей, которому Зевс доверил управление миром. Титаны, враги Зевса, растерзали Загрея, принявшего, во время преследования ими, форму быка. Афина спасла сердце Загрея и принесла его к Зевсу, который поглотил его и вновь произвел на свет Диониса от Семелы, возродив в нем Загрея. Этиологически это сказание, признанное всеми орфиками, связано с обрядом растерзания быка в дионисовых ночных оргиях, существовавших во Фракии и перенесенных в Афины. В этом сказании выразилась идея, что единое, благодаря злому началу (титаны), раздроблено на множество вещей, но снова приведено к единому. Когда Дионис Загрей был возрожден к жизни, титаны были уничтожены и из праха их произведен человеческий род. С этих пор начинается мировой период. Так как человек создан из злого начала, то, чтобы вернуться к богу, часть которого в нем все же живет, он должен очиститься и пройти целый ряд подвигов воздержания и очищения. Об обязанностях, целях и судьбе человека, ищущего очищения, и говорит, главным образом, орфическое учение. Душа человека, находясь в теле, испытывает рабство; она пребывает в темнице, и чтобы выйти из нее, должна пройти длинный путь освобождения. Естественная смерть, перенося на время душу из царства жизни в подземное царство, освобождает ее лишь на время. Душе предстоит пройти еще долгий "круг необходимости", путем переселения в другие тела, чтобы, наконец, "освободиться от круга и вздохнуть от зла". Это освобождение приносит О. и его вакхические посвящения; средством освобождения является орфическая жизнь, полная аскетизма и воздержания от всего, что ведет к смерти и похоти тела. Временное существование по смерти проходит для посвященных (δσιοι) в обществе богов, за вечными пирами (συμπόσια όσίων, μεθη αίώνιος), между тем как непосвященные пребывают в грязи (βόρβορος), а презрители культа испытывают несказанные ужасы. Для неуспевших очиститься на земле, однако, есть еще возможность достигнуть очищения впоследствии, благодаря подвигам потомков, которые могут искупить грехи предков. По окончании этого временного заточения в подземном царстве душа поднимается к свету и входит в новое тело, чтобы продолжать путь освобождения: в этих бесконечных переходах — наказание грешника. Если, наконец, душа очистилась, то она выходит из цепи земного бытия — а это, по учению орфиков, цель всей человеческой жизни. Бессмертная душа, очистившись от греха, должна победить смерть, а так как на земле — царство смерти, то чистой душе суждено переселиться в царство богов; на луну и звезды. Таково, в общих чертах, учение орфиков, заимствованное у фракийцев, среди которых, насколько позволяют судить отрывочные сведения, был распространен аскетизм. Посвященным возбранялось употреблять в пищу мясо, бобы, носить иные одежды кроме белых; умерших обертывали в льняные покровы. Кровавые жертвы были исключены из культа. Литература орфиков получила особое распространение в III—IV вв. по Р. Х., когда язычество, борясь с христианством, черпало в ней для себя вдохновение и доказательства своей силы. До нас дошел сборник орфических поэм: Όρφικά или Τα είς Όρφέα άναφερόμενα. Сюда вошли, между прочим 1) мифолог. эпопея Αργοναυτικά, в 1384 гексаметра, относящаяся к позднейшему времени греческой литературы, 2) Λιθικά — теургический эпос в 768 стих., в котором О. рассказывает Приамиду Феиодаму об удивительной силе камней, 3) Ύμνοι (числом 88) — литургические стихотворения, обращенные к различным божествам и олицетворенным силам природы. Остальные сочинения орфиков дошли до нас только в отрывках. Заглавия некоторых из них имеют особое значение; так, напр., стихотворение κρατήρ (чаша) озаглавлено так для проведения мысли, что разнообразие вещей в единстве мира подобно смеси в чаше, куда наливается вода и вино. В аллегорическом смысле даны также заглавия Πέπλος (одежда), δίκτυον (сеть). Орфические поэмы читались публично на рапсодических состязаниях, рядом с произведениями Гомера и Гезиода; некоторые стихотворения употреблялись в качестве молитв на мистериях во Флиунте и Элевзине. Много занимались их исследованием и собиранием александрийские ученые.Литература.Hermann, "Orphica" (Лпц., 1805); Tyrwhitt, "Lithica" (Л., 1781); Mullach, "Fragm. Philos. Graec." (П., Didot, 1860, т. 1, 166); Abel, "Orphika et Procli hymn." (Прага, 1885); его же, "Orphei Lithica" (1881); Lobeck, "Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum Causis" (Кенигсб., 1829; капитальное сочинение); Schuster, "De veteris Orphicae theogoniae indole atque origine" (Лпц., 1869); Bь chsenschü tz, "De hymnis Orphicis" (дисс. 1851); Cron, "De Orpheo" (1839); Goettling, "De Ericapaeo Orphicorum numine" (Иенa, 1862); Kern, "De Orphei, Epimeinidis, Pherecydis theogoniis quaestiones criticae" (Б., 1888); Luebbert, "De Pindaro theologiae Orphi cae censore" (1888); Susemihl, "De Theogoniae Orphicae forma antiquissima" (1890); Riese, "Orpheus etc." ("Neue Jahrhucher fü r Philologie", 4 вып., т. CXV); Zeller, "Die Philosophie der Griechen" (1892, т. I); Rohde, "Psyche, Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen" (Фрейбург, 1890—94, стр. 395—428); Christ, "Geschichte der Griechischen litieratur" (Мюнхен, 1890); Croiset, "Histoire de la litt é rature Grecque" (т. II, стр. 446—454); Kuhnert, "Orpheus in der Unterwelt" ("Philol." LIV, 2 р., 193—204); Maass, "Orpheus, Untersuchungen zur Griechischen, Rö mischen, Altchristlichen Jenseitsdichtung u. Religion" (Мюнх., 1895); Holwerda, "De theogonia Orphica" ("Mnemosyne", XXII); Martigny, "La presentation d‘Orph ée sur le monuments chré tiens" (П., 1875).Н. О.


  1. орфейОрфей Из древнегреческой мифологии. Как сообщают римские авторы Вергилий Георгики и Овидий Метаморфозы пение Орфея легендарного музыканта Древней Греции было столь хоро...Словарь крылатых слов и выражений
  2. орфейГреческий мир не создал ни одной значительной религиозной системы. Однако некоторые вероучения зародившиеся здесь достойны того чтобы задержать на них внимание так как он...100 великих пророков и вероучителей
  3. орфейОрфей. По представлениям греков величайший певец и музыкант сын музы Каллиопы и Аполлона по другой версии фракийского царя. Орфей считался основателем орфизма особого ...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  4. орфейгреч.u Orpheus в греческой мифологии фракийский певец сын речного бога Эагра и музы Каллиопы. После смерти его жены Эвридики от укуса змеи он спустился в подземное царств...Античный мир. Словарь-справочник
  5. орфеймифич. фракийский певец сын музы Каллиопы. Обладал божеств даром очаровывать окружающих своим прекрасным пением был участником похода аргонавтов. Миф об О. широко использ...Атеистический словарь
  6. орфеймифич. фракийский певец сын музы Каллиопы. Обладал божеств даром очаровывать окружающих своим прекрасным пением был участником похода аргонавтов. Миф об О. широко использ...Атеистический словарь II
  7. орфейОРФЕЙ мифический фракийский певец сын музы Каллиопы. Согласно мифам его чудесное пение очаровывало богов и людей и укрощало дикие силы природы. Мифы об О. участнике похо...Большая советская энциклопедия
  8. орфеймифический фракийский певец сын музы Каллиопы. Согласно мифам его чудесное пение очаровывало богов и людей и укрощало дикие силы природы. Мифы об О. участнике похода арг...Большая Советская энциклопедия II
  9. орфейм. Orfeo тж. расширит. Итальянорусский словарь. Синонимы астероид певец...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. орфейм. миф....Большой русско-испанский словарь
  11. орфейимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  12. орфеймиф. Orphe...Большой русско-французский словарь
  13. орфейвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  14. орфеймиф. астероид певец...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. орфейв греческой мифологии фракийский певец сын музы Каллиопы.Чудесным пением очаровывал богов и людей укрощал дикие силы природы. Мифыоб Орфее участнике похода аргонавтов из...Большой энциклопедический словарь II
  16. орфейОРФЕЙ в греческой мифологии фракийский певец сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей укрощал дикие силы природы. Мифы об Орфее участнике похода аргон...Большой энциклопедический словарь III
  17. орфейОРФЕЙ в греческой мифологии фракийский певец сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей укрощал дикие силы природы. Мифы об Орфее участнике похода арго...Большой Энциклопедический словарь V
  18. орфейОрфей мфологчний персонаж у переносному вживанн...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  19. орфейя ч.i У давньогрецькй мфолог чарвний музика й спвак. перен. Солодкозвучний спвець....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  20. орфейв греч. миф. сын фракийск. речного бога Эагра и музы Каллиопы. О. славился как певец и музыкант наделенный магич. силой исква крой покорялись не только люди но и боги и д...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. орфейОрт Ортр в греч. миф. двуглавый пес Гериона порождение Тифона и Эхидны брат Кербера. От О. Эхидна родила Фикс. По Поллуксу в Иберии где имя О. Гаргеттий или Тартеттий у ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. орфейв греческой мифологии фракийский певец и музыкант сын музы Каллиопы. Пением очаровывал богов и людей укрощал дикие силы природы уговорил подземных богов отпустить из Аида...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. орфейОрфей в мифах древних греков знаменитый певец и музыкант сын музы Каллиопы. Магической силе его искусства покорялись не только люди но и боги и даже природа. Он участвов...Исторический словарь
  24. орфейГреческий музыкант и поэт. По традиции сын Еагро короля Приции где родился Орфей и Музы Калиоле. Имя ее уже выражает отношение которое имел Орфей к искусству. Первые упом...История гитары. Библиографический и терминологический словарь
  25. орфейпоэт догомеровской эпохи мифическое лицо по преданию он был сыном Эагра и Каллиопы жил во Фракии и участвовал в походе аргонавтов. Он так хорошо пел и играл на лире получ...Краткий словарь античности
  26. орфейв греческой мифологии великий музыкант сын фракийского царя Эагра и Каллиопы музы эпической поэзии считался основателем мистической секты орфиков...Краткий справочник мифологических терминов
  27. орфейОРФЕЙ фр. Orphee герой трагедии Ж.Кокто Орфей . Кокто использует античный материал в поисках вечного и всегда современного философского смысла скрытого в основе древнего...Литературные герои
  28. орфейгреч. мифология поэт который спустился в ад за своей возлюбленной Эвридикой сюжет использован но частично инвертирован Данте который лучше представлял себе человеческую п...Мир Лема - словарь и путеводитель
  29. орфейОрфей греч. фракийский певец сын речного бога Эагра вариант Аполлона и музы Каллиопы. О. участвовал в походе аргонавтов усмиряя музыкой волны и помогая гребцам корабля. ...Мифологический словарь
  30. орфейфракийский певец сын музы Каллиопы и бога Аполлона либо речного бога Эагра. Брат Лина который научил его музыке но впоследствии Орфей превзошел своего учителя. Чудесным п...Мифы Древней Греции, словарь-справочник
  31. орфейНачальная форма Орфей единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  32. орфейОрфей Орфей я...Орфографический словарь
  33. орфейu мu Пр.u об Орфее мифол.u также перен.u сладкоголосый певец астероид певец...Орфографический словарь русского языка
  34. орфейОрфей менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  35. орфейОрфографическая запись слова орфей Ударение в слове Орфей Деление слова на слоги перенос слова орфей Фонетическая транскрипция слова орфей [арфэ] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  36. орфейОрфей фея фем гр.em...Правописний словник Голоскевича
  37. орфейOrpheus мифический герой певец фракийцев живших на юге Фракии в Пиерии у Олимпа в Фокиде и Беотии вокруг Парнаса и Геликона. Фракийцы были ревностными почитателями Диони...Реальный словарь классических древностей
  38. орфейОрфей яСинонимы астероид певец...Русский орфографический словарь
  39. орфейСинонимы астероид певец...Русско-китайский словарь
  40. орфейOrpheus миф....Русско-немецкий словарь по искусству
  41. орфейлат.em Orpheus мифич. греч. певец родом из Фракии сын Музы Каллиопы и речного бога Эагра или Аполлона. Своим пением и ш рой на кифаре он зачаровывал даже животных и расте...Словарь античности
  42. орфейМуж Эвридики...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  43. орфейОРФЕЙ Баснословный музыкант который до того хорошо играл что звери приходя ложились у ног его а деревья и камни приходили в движение. Объяснение иностранных слов вошедши...Словарь иностранных слов русского языка
  44. орфеймифический фракийский певец сын музы Каллиопы. Обладал божественным даром очаровывать окружающих своим прекрасным пением был участником похода аргонавтов. В переносном зн...Словарь исторических терминов
  45. орфейсын Эагра и музы Каллиопы мифический поэт. Уп. Евг. Он. Путеш....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  46. орфейОрфей греч. В греческой мифологии Орфей певецгерой. Сила чудесных его песен заставляла диких зверей выходить из своих логовищ и следовать за ним деревья и скалы сдвигали...Словарь личных имен
  47. орфейНастоящее имя Янинu Н.Примечаниеi Псевдоним воспроизводится в форме данной в печатиИсточникиi Толстяков А.П. Кто вы маска Создается новый словарь псевдонимов Книжное обо...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  48. орфейОрфизм. Мифический персонаж который ассоциируется с Фракией и с реформой культа Диониса в VI в. до н.э. Звуками своей лиры он зачаровывает скалы растения птиц рыб и даже ...Словарь религий, обрядов и верований
  49. орфейорфей сущ. колво синонимов астероид певец Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы астероид певец...Словарь синонимов II
  50. орфейОрфей ч. гр. . У давньогрецькй мфолог чарвний музика й спвак. . перен. Солодкозвучний спвець....Словник іншомовних слів
  51. орфейгрец. . У давньогрецькй мфолог чарвний музика й спвак. . Переносно солодкозвучний спвець....Словник іншомовних слів Мельничука
  52. орфейгрец. Orpheus я ч. У давньогрецькй мфолог музикант спвак спв якого причаровував не тльки людей але й диких зврв рчки скел. Всеспалення Тво автодафе перепочинок перед р...Словник мови Стуса
  53. орфейв др.греч. мифологии певец сын Музы Каллиопы и речного бога Эагра растерзан вакханками Пусть для ваших открытых сердец До сих пор это светлая фея С упоительной лирой Ор...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  54. орфейОРФЕЙ в др.греч. мифологии певец сын Музы Каллиопы и речного бога Эагра растерзан вакханками Пусть для ваших открытых сердец До сих пор это светлая фея С упоительной ли...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  55. орфейОРФЕЙ в греческой мифологии фракийский певец сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей укрощал дикие силы природы. Мифы об Орфее участнике похода аргон...Современный энциклопедический словарь
  56. орфейв греческой мифологии прекрасный юноша певец и музыкант символ магической силы искусства приятные известия сильные любовные переживания....Сонник Странника
  57. орфейиноск.em певец музыкант намек на Орфеяem миф.em певца сына Аполлона и Каллиопы Ср.em Пора нам в оперу скорейТам упоительный РоссиниЕвропы баловеньорфейem.Он звуки льет ...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  58. орфейОрфейstrong иноск.em пвецъ музыкантъ намекъ на Орфеяem ми. пвца сына Аполлона и Калопы. Ср.em Пора намъ въ оперу скорйТамъ упоительный РоссиниЕвропы баловеньорфей.em Онъ...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  59. орфейорфей [гр. orpheus] в древнегреческой мифологии певец пение которого очаровывало не только людей во и диких зверей деревья скалы реки....Толковый словарь иностранных слов
  60. орфейя ч. У давньогрецькй мфолог чарвний музика й спвак. перен. Солодкозвучний спвець....Толковый словарь украинского языка
  61. орфейУдарение в слове ОрфейУдарение падает на букву е...Ударение и правописание
  62. орфеймф....Українсько-англійський словник
  63. орфейRzeczownik Орфей Orfeusz...Универсальный русско-польский словарь
  64. орфейУ грец. мфолог фракйський спвак музикант поет син царя Еагра та музи Каллопи вважають одним з мфчних творцв грец. музики а також засновником секти орфкв свом мистецтвом ...Універсальний словник-енциклопедія
  65. орфейу грец. мфолог фракйський спвак музикант поет син царя Еагра та музи Каллопи вважають одним з мфчних творцв грец. музики а також засновником секти орфкв свом мистецтвом ...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  66. орфейпевец и музыкант носитель магической силы искусства в греческой культуре. Его искусству покорялись боги люди и даже природа. Орфей участвовал в походе аргонавтов усмиряя ...Человек и общество
  67. орфейРой Реф Рей Орфей Фойе...Электронный словарь анаграмм русского языка
  68. орфейОРФЕЙ в греческой мифологии фракийский певец сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей укрощал дикие силы природы. Мифы об Орфее участнике похода арго...Энциклопедический словарь естествознания
  69. орфей. Имя О. связано как с ранней историей греческой литературы в которой он занимает место как мифический поэт фракийского происхождения так и с историей греческой религии ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  70. орфейОРФЕЙ фильм французского режиссера и поэта Жана Кокто один из самых ярких и впечатляющих фильмов европейского модернизма и неомифологизма сочетающий в себе жанры поэтич...Энциклопедия культурологии
  71. орфейОрфейOrpheus . Поэт догомеровской эпохи мифическое лицо по преданию он был сын Эагра и Каллиопы жил во Фракии и участвовал в походе Аргонавтов. Он так хорошо пел и играл ...Энциклопедия мифологии