100 великих пророков и вероучителей

НЕСТОР

Итогом богословских споров IV в стало признание догмата о том, что во Христе действительно совершилось великое единение Бога и человека. Однако, оставалось неясным одно очень важное обстоятельство как должно мыслить и понимать единство Богочеловеческого Лика? Возникал вопрос когда Дева Мария родила Еммануила, Богочеловека, пришедшего спасти род человеческий, то кого, собственно, родила она — человека или Бога? И если она родила и того и другого, то в каком отношении находились между собой два естества — божеское и человеческое — в ее сыне Иисусе»? Никейский собор 325 г определил догмат пресвятой Троицы и единосущность Трех Божественных Лиц, но относительно тайны Боговоплощения он не входил в подробное и обстоятельное обсуждение. В его символе веры об этом было сказано только то, что «Иисус Христос, единородный Сын Божий, сошел с неба для нашего спасения, воплотился, и вочеловечился, и пострадал, был погребен и воскрес в третий день». Эта общая формула таила в себе много частных вопросов, которые Никейский собор ни счел нужным поднимать Неясность в этом важном вероопределении и стала причиной появления несторианской ереси. Ересиарх несторианства — Несторий родился в маленьком городке Германикии, той части Сирии, где протекает Евфрат. Происхождение Нестория было довольно темное и даже низкое. Впрочем, он рано оставил свою родину, перебрался в Антиохию и там принялся за учебу под руководством Феодора Мопсуетского. В дальнейшем он считался одним из самых лучших и блестящих воспитанников местной риторической школы. По окончании обучения Несторий удалился в монастырь Евпрепия, находившийся в нескольких милях от Антиохии, чтобы там в тишине уединения изучать творения отцов и приучать себя к началам монашеской жизни. Это был обычный в то время искус для тех, кто предназначал себя служению церкви и проповеди. Но Несторий не любил ни умерщвления плоти, ни лишений бедности, и он поспешно отбросил их от себя, как только получил возможность вернуться в город. При поступлении его в клир антиохийский архиепископ возложил на Нестория обязанность поучения верующих, — должность, которую прежде занимал Иоанн Златоуст и в которой он прославился. Несторий также вскоре приобрел известность, ибо от природы обладал всеми необходимыми для проповедника внешними данными величавой осанкой, полным и звучным голосом и природным даром — словом. Слава его в конце концов дошла до Константинополя, и после смерти константинопольского архиепископа Сисиния, император Феодосии II обратился к Несторию с просьбой занять опустевшую кафедру. Рукоположение нового архиепископа состоялось в апреле 428 г в большой константинопольской базилике, в присутствии императора Феодосия, императрицы Евдокии, сената и толпы народа. Человек гордый и тщеславный, Несторий стал часто посещать дворец и вскоре сделался настоящим царедворцем любил пышность, почести и вошел в полное доверие к императору. Он нравился также императрице Евдокии, и только строгая сестра Феодосия — Пульхерия, которая в те годы фактически правила империей, отнеслась к нему настороженно. Едва заняв архиепископский престол, Несторий начал гонения на еретиков, прежде всего на ариан. Их часовню, находившуюся за стенами столицы, он приказал разрушить. Ариане сначала отчаянно защищали свой храм, а потом подожгли его. Пламя перекинулось на соседние здания и истребило целый квартал. Вслед за арианами точно так же были изгнаны номиане, валентиниане, монтанисты и маркиониты. Многие современники осудили Нестория за эту смуту, а один из них, Кассиан, иронически писал «Несторий заблаговременно принял меры, чтобы не существовало на свете других ересей, кроме его собственной». Еретические воззрения Нестория открылись совершенно неожиданно. Однажды один из близких архиепископу людей, пресвитер Анастасий, говорил поучение к народу в присутствии самого Нестория и вдруг, остановившись на минуту, как бы для того, чтобы сделать своим слушателям важное предостережение, сказал. «Остерегайтесь называть Деву Марию Матерью Божией, Богородицей. Мария была человек, а от человека не может родиться Бог». При этих словах, противоречивших вере и учению константинопольской церкви, среди слушателей поднялся сильный шум. Архиепископ встал со своего места и сказал «Анастасий прав; не нужно более называть Марию Матерью Божией, Богородицей; она мать только человека, человекородица». В течение нескольких дней в Константинополе только и было разговоров, что о сцене, происшедшей в церкви, и об учении, которое проповедовал новый архиепископ. Много спорили об этом и при дворе Император не знал, как ему поступить. Наконец Несторию было велено объясниться перед собранием народа. Архиепископ согласился, отложив однако свое выступление до 25 декабря, праздника Рождества Христова, более удобного времени для изложения догмата Воплощения нельзя было выбрать. 25 декабря весь город отправился в собор. Несторий, подойдя в своей проповеди к интересующему всех предмету, сказал: «Говорить, что Слово Божие, второе лицо Пресвятой Троицы, имело мать, не значит ли это оправдывать безумие язычников, которые дают матерей своим богам? От плоти может родиться только плоть, и Бог, как чистый Дух, не мог быть рожден женщиной; создание не могло родить Создателя… Нет, Мария не родила Бога, совершившего наше искупление… Мария родила только человека, в котором воплотилось Слово, она родила человеческое орудие нашего спасения. Слово приняло плоть в смертном человеке, но Само оно не умирало, а напротив, воскресило и Того, в Ком воплотилось. Но и Иисус, рожденный Марией, тем не менее и для меня есть в некотором смысле Бог, потому что Он вмещал в себя Бога. Я почитаю храм ради Обитающего в Нем; я почитаю видимого человека ради скрытого в Нем невидимого Бога. Я не отделяю Бога от видимого Иисуса; не разделяю части неразделяемого, разделяю естество, но соединяю поклонение». Свою идею Несторий пояснил еще таким примером: человек состоит из души и тела. Так как от родителей происходит только тело, а душа от Бога, то мать рождает собственно тело, ее можно назвать матерью человека, но нельзя назвать «душеродицею», хотя и несомненно, что она рождает одушевленное существо. Слушатели Нестория разделились одни одобряли его, другие осуждали. Константинопольский пресвитер по имени Прокл на одном из праздников в честь Богородицы постарался доказать, что такое имя вполне и по истине благоприлично Марии. В своей проповеди он между прочим сказал: «Мы веруем, что Христос не через постепенное восхождение к божественному естеству сделался Богом, но, будучи Богом, по Своему милосердию соделался человеком. Не говорим человек сделался Богом, но исповедуем, что Бог воплотился. Рабу Свою избрал для Себя в матери Тот, Кто по существу Своему не имеет матери… Если бы Христос был Кто-либо особый и Бог Слово — особый, то была бы уже не Троица, но четверица…» Проповедь заканчивалась обращением к Несторию: «Не разрывай одежды домостроительства… не раздирай соединения двух естеств, что бы тебе не быть отлучену от Бога». Смелый пример Прокла воодушевил ревнителей православия. Некто Евсевий, константинопольский адвокат, поместил у дверей храма свое воззвание с призывом «заградить путь еретику» и доказывал сходство учения Нестория с еретическим учением Павла Самосатского. От этих волнений и раздоров, возмущавших город, не оказался в стороне и императорский дворец. На одной его половине, где жил император, Несторий торжествовал — здесь никто не смел называть Марию Богородицей. Феодосий, которому архиепископ сумел представить и разъяснить несообразность этого наименования, был первым его сторонником. За ним, кто как мог, старались быть или казаться несторианами все придворные. Но на другой половине дворца, где жила сестра императора Пульхерия, положение было совершенно иное: здесь имя Нестория произносили с ужасом и едва терпели его присутствие. Нападки Нестория на Марию были только следствием его общего взгляда на природу Христа. Главное же понятие его вероучения состояло в том, что во Христе Божество и человек существовали по отдельности — каждое в своих свойствах, в своей ипостаси. Причем человеческое во Христе было настолько полно, что могло жить и развиваться как бы само по себе, вне зависимости от Божества. Отсюда видно, что человек Иисус являлся для Нестория не Богом в полном смысле этого слова, а только «храмом» для «живущего в нем Господа» или «сосудом» Божества. Соединение «лиц» Божества и человека в Христе Несторий определял как обмен и взаимообщение, как «взаимное пользование образами»: Бог Слово приемлет «лицо» человека и сообщает человеку свое «лицо». «Бог воплотился в человека, — писал Несторий, — и сделал его лицо Своим собственным лицом», принял в Себя «лицо» виновной природы. В том и состоит безмерность Божественного снисхождения, «что лицо человека становится Своим для Бога, и Он дает человеку Свое лицо» Божество пользуется лицом человека, а человек — лицом Божества. В этом смысле можно говорить о вселении Божества, о восприятии человечества. Человеческая природа выступает тогда как орудие Божества, как Богоносная по существу, ибо в Христе мы прежде всего исповедуем скрытого Бога. Единство двух естеств в Христе есть относительное, развивающееся. В детстве и юности Он не творит чудес и не имеет власти учить. Только после крещения и искушения в пустыне, возвысившись душою к Богу, Иисус окончательно приводит Свою волю в согласование с волей Бога. И лишь тогда Он получает власть и силу. Иными словами, «когда Он закончил подвиг собственного совершенствования среди всяческих искушений, Он начинает действовать ради нас», ибо Ему мало было собственной победы. При таком понимании природы Спасителя Несторий отчетливо противопоставлял имена: Бог Слово и Иисус Христос, смешивать которые он считал невозможным, так как этим смешиваются самые природы, каждая из которых имеет собственные свойства. Например, можно ли говорить о смерти Бога Слова? Несторий отвечал отрицательно и писал: «Если ты прочтешь весь Новый Завет, ты не найдешь там, чтобы смерть приписывалась Богу Слову, но только Христу…». То же самое в отношении рождения. Можно ли говорить о рождении Бога Слова, совечного Отцу? Мария никак не может считаться Богородицей. Она — Христородица, человекородица, на крайний случай — Богоприимица, ибо она родила Того, в Ком Бог. Бог «сошел с неба», «воплотился», но не родился от Марии. (Возникает вопрос: если Спаситель был для Нестория только человеком, хотя и соединенным с Богом, то что же в таком случае он понимал под спасением? Это не совсем ясно, но очевидно, что об обожении человека, как религиозном идеале, Несторий не мог и не решался говорить). Волнения и смуты, возбуждаемые новым учением, не ограничились одним Константинополем. По мере того как Несторий произносил свои беседы в разъяснение и оправдание своего учения, они немедленно публиковались и рассылались по всем направлениям, и повсюду, куда они доходили, возникали такие же горячие споры и раздоры, как в столице. В Антиохии и вообще в Сирии очень многие приняли сторону Нестория. Но в Александрии и в Риме несторианство встретило сильное противодействие. Главным оппонентом Нестория вскоре стал Кирилл, архиепископ александрийский, написавший несколько обстоятельных посланий с опровержением несторианства. В послании, адресованном лично Несторию, Кирилл, разбирая тайну Боговоплощения, писал: «Мы не говорим, что естество Слова, изменившись, стало плотью, ни того, что Оно преложилось в целого человека, состоящего из души и тела, но говорим, что Слово, соединив с Собою в единстве лица тело, одушевленное разумною душою, неизреченно и непостижимо для нашего ума стало человеком, сделалось сыном человеческим, не волею одною и благоволением, не восприятием только лица, а говорим, что естества, истинно соединенные между собой, хотя различно, но в соединении обоих этих естеств есть один Христос и Сын. Это мы представляем не так, что в этом соединении уничтожается различие естеств, но Божество и человечество, при неизреченном и неизъяснимом соединении, пребыли совершенными, являя нам единого Господа Иисуса Христа и Сына. Сущий и рожденный от Отца прежде веков по плоти родился и от жены… не так, что прежде родился от Св. Девы простой человек, а после сошел на него Бог Слово, но Слово соединилось с плотью в самой утробе, родилось от плоти, усвоив Себе плоть, с которой родилось… Таким образом, мы исповедуем Христа единым и Господом не так, как бы мы поклонялись Слову и вместе с тем поклонялись еще какому-то человеку, но поклоняемся единому и тому же…» Отсюда следовало, что все совершенное Богочеловеком, все факты земной жизни Христа не следует приписывать Божеству или человеку в отдельности, но обоим природам вместе в их гармоническом сочетании. Христос есть единственный центр всей жизни Богочеловека, а потому Его страдания есть собственные страдания Бога Слова, потому что страдала Его Собственная плоть, хотя Бог Сын по божеству Своему бесстрастен. Разбирая далее приведенный выше пример Нестория о человеческой душе и теле, Кирилл писал, что человек, конечно, состоит из души и тела, но это объединение не механическое (то есть нельзя сказать, что живой человек это просто «душа + тело»), но такое объединение, при котором они составляют живое единство. Такое же единство Божественного и человеческого в Богочеловеке Христе. Это и другие послания Кирилла раздражали Нестория. Умело действуя при дворе, он старался для борьбы с оппонентами заручиться поддержкой императора. Однако, Феодосий не стал прямо вмешиваться в догматический спор и постановил разрешить его на Вселенском соборе. Согласно его воле третий Вселенский собор открылся в 431 г. в Эфесе. На него съехались представители Александрийской, Иерусалимской и Константинопольской церквей. Долго ждали епископов из Антиохийской митрополии и из Рима. Прождав гораздо более назначенного срока, председательствовавший на соборе Кирилл решил открыть его заседания. Несторий, однако, отказался присутствовать на них до тех пор, пока не соберутся все епископы. Рассмотрев заочно его учение, 200 епископов признали его еретическим и отлучили Нестория от церкви. Между тем прибыли в Эфес сирийские епископы во главе с Иоанном Антиохийским. Они не только не признали решение собора, но, в свою очередь, осудили Кирилла и приняли решение о его низложении. Вскоре приехали легаты из Рима, от тамошнего архиепископа Целестина. Разобравшись в доводах сторон, они присоединились к Кириллу, после чего собор отлучил от церковного общения самого Иоанна с сирийскими епископами. Видя, что пожар церковной смуты усиливается с каждым днем, император Феодосии велел взять под стражу и Кирилла, и Нестория, а остальным епископам соединиться и найти какое-либо примеряющее решение. Но примирение не состоялось. Узнав о заключении Кирилла, монахи константинопольских монастырей во главе с архимандритами Далмацием и Евтихием с пением псалмов, с горящими светильниками и при многочисленном стечении народа отправились к дворцу императора и стали просить Феодосия, чтобы тот освободил Кирилла и подтвердил определения собора относительно Нестория. Эта демонстрация произвела на императора сильное впечатление, и он стал с этого времени решительнее поддерживать православных епископов. Низложенного Нестория отправили обратно в его антиохийский монастырь, а на его место поставили архиепископом Максимилиана. Сирийские епископы, после отъезда из Константинополя, собрали в Антиохии поместный собор, на котором было выработано более точное исповедание веры. В нем говорилось, что Господь Иисус Христос совершенный Бог и совершенный человек и что на основании неслитного в нем единения Божества и человечества Пресвятая Дева Мария может быть названа Богородицей. Кирилл, когда ему переслали это исповедание, нашел его православным и подписался под ним. Таким образом, церковный мир был восстановлен. Судьба Нестория после его низложения была печальной. Поначалу его заключение в монастыре Св. Евпрепия близ Антиохии было прикрыто знаками почтения. Но 435 г. Иоанн Антиохийский подал в столицу представление, что Несторий настаивает на своем богохульстве и совращает многих от веры. Вследствие этого издан был указ о том, чтобы все книги ересиарха были сожжены, а все собрания несториан — закрыты. Самого Нестория приговорили к ссылке сначала в Петру (уединенный город на границе с Аравией), а потом в Великий оазис на самом краю Ливийской пустыни. Место это, окруженное океаном раскаленных песков, обыкновенно служило местом заключения для опасных государственных преступников. Спустя несколько лет на оазис совершили набег кочевники-блеммийцы. Несторий был захвачен в плен, но потом отпущен, как ни на что не годный старик. С трудом он добрался до византийских владений и сдался приграничному чиновнику. Тот был чрезвычайно обеспокоен грузом свалившейся на него ответственности, старался не спускать с Нестория глаз и постоянно перевозил его с собой с места на место. Утомленный скитаниями, Несторий однажды упал с лошади и сильно ушиб себе бок. В месте ушиба началась гангрена. По свидетельству церковного историка Евагрия, все тело ересиарха подверглось гниению, а язык был изъеден червями. Наконец, в сильнейших мучениях, он в 440 г. испустил дух. Но ересь, посеянная Несторием, не умерла вместе с ним. Не все сирийские и месопотамские епископы согласились с исповеданием антиохийского собора. Поскольку в византийских владениях несториане подвергались гонениям, они нашли убежище в персидской части Месопотамии. В 499 г. ктесифонский епископ Бабей созвал в Селевкии собор персидских христиан, на котором было формально объявлено об отделении персидской церкви от церкви греко-римской империи. Во главе нее встал католикос. Кроме догматических разностей персидско-несторианская церковь со временем допустила у себя разности в церковном устройстве. Так, здесь был дозволен брак не только священникам, но и епископам. Из Персии несторианство проникло в Индию, где его последователи получили название фомитов (по имени своего учителя Фомы).

  1. несторНесторstrong гр. вернувшийся на родину по толкованию старых календарей....Ты и твоё имя (список имён)
  2. нестороколо святой древнерусский писатель и летописец У истоков отечественной историографии стоит величественная известная многим по знаменитой скульптуре М. Антокольского фиг...100 великих украинцев
  3. несторГомер считал Нестора царем Пилоса запад Пелопоннеса. Он единственный сын Нелея избежавший гибели в войне Геракла с его отцом. В Илиаде Нестор почтенный старец предающий...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  4. несторок. ок. гг. н. э. греческий христианский писатель. Монах а впоследствии патриарх Константинопольский основоположник ереси названной по его имени несторианством. Осужденн...Античные писатели. Словарь
  5. несторгреч.u Nestor в греческой мифологии царь Пилоса славившийся своей мудростью. Он боролся на стороне фессалийского племени лапифагов против кентавров принимал участие в охо...Античный мир. Словарь-справочник
  6. несторВ греческой мифологии царь Пилоса один из участников Троянской войны. В Илиаде изображался старцем славящимся мудростью и житейским опытом. Древнерусский писатель летопи...Астрономический словарь
  7. несторпреподобный монах КиевоПечерского монастыря род. в г. ти лет пришел в монастырь был пострижен в иноки потом посвящен в диаконы. В г. ему было поручено открыть мощи преп...Большая биографическая энциклопедия
  8. несторимя собств. сущ. муж. родаНесторимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  9. несторвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  10. несторв греческой мифологии царь Пилоса один из участников Троянскойвойны. В Илиаде изображался старцем славящимся мудростью и житейскимопытом....Большой энциклопедический словарь II
  11. несторНЕСТОР древнерусский писатель летописец нач. вв. монах КиевоПечерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из...Большой энциклопедический словарь III
  12. несторНЕСТОР в греческой мифологии царь Пилоса один из участников Троянской войны. В Илиаде изображался старцем славящимся мудростью и житейским опытом....Большой энциклопедический словарь III
  13. несторНЕСТОР древнерусский писатель летописец нач. вв. монах КиевоПечерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба Феодосия Печерского. Традиционно считается одним и...Большой Энциклопедический словарь V
  14. несторНЕСТОР в греческой мифологии царь Пилоса один из участников Троянской войны. В Илиаде изображался старцем славящимся мудростью и житейским опытом....Большой Энциклопедический словарь V
  15. несторНестор персонаж грецького епосу у переносному вживанн...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  16. нестора ч.i Птах ряду папуг....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  17. несторв греч. эпосе царь Пилоса югозап. часть Пелопоннеса участник Троянской войны. В Илиадеem и Одиссееem Н. рисуется мудрым сладкоречивымem старцем крый пережил уже два покол...Древний мир. Энциклопедический словарь
  18. несторум. ок. константиноп. патриарх в основатель несторианства. Эффесским собором был низложен осужден как еретик и сослан в Египет где умер....Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  19. нестордревнерусский писатель летописец начала вв. монах КиевоПечерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из круп...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  20. несторИнок КиевоПечерского монастыря писатель Древней Руси агиограф основоположник жанра церковной биографии на отечественной почве автор Жития Феодосия Печерского где содержи...Историки Курского края - Биографический словарь
  21. нестордревнерусский летописец XI нач. XII вв. монах КиевоПечерского монастыря считается автором Повести временных лет житий Бориса и Глеба Феодосия Печерского. Гробница Нестор...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  22. нестордревнерусский летописец ХI начала ХII вв. монах Киево Печерского монастыря. Автор жизнеописания князей Бориса и Глеба Феодосия Печерского первой редакции Повести времен...Краткий исторический словарь II
  23. несторв мифологии царь Пилоса сын Нелея. Под Троей он выделялся из числа прочих героев своей мудростью справедливостью и красноречием. В юности он был храбрым воином и принимал...Краткий словарь античности
  24. несторцарь Пилоса города на юге Пелопоннеса самым старый вождь принимавший участие в войне греков против Трои...Краткий справочник мифологических терминов
  25. несторпосле после по происхождению перс пресвитер из Антиохии с г. константинопольский патриарх. В г. по настоянию своего противника Кирилла Александрийского он был отлуч...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  26. несторе гг. XI нач. XII в. монах КиевоПечерского монастыря агиограф и летописец. Из написанного Н. Жития Феодосия Печерского мы узнаем что он был пострижен при игумене Стефане...Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь
  27. несторНЕСТОР нач. вв. русский писатель инок КиевоПечерского монастыря. Повесть временных лет ок. . Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба Житие Феодосия Печерского е л...Литературный энциклопедический словарь
  28. несторНестор греч. пилосский царь сын Нелея и Хлориды супруг Эвридики от которой имел семь сыновей и двух дочерей. Когда Геракл перебил его братьев Н. отсутствовал и поэтому у...Мифологический словарь
  29. несторцарь Пилоса. Сын Нелея и Хлориды. Отец Арета и Антилоха. В молодости прославился ратными подвигами в войне с Аркадией он убил грозного силача Эревфалиона в войне с Элидой...Мифы Древней Греции, словарь-справочник
  30. несторНачальная форма Нестор единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  31. несторНесторstrong а м. разг. Нестер а. Отч. Несторович Несторовна. Производные Несторка Неся. [Греч. личное имя Nestor.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  32. несторНестор Нестор а мифол. историк летописец...Орфографический словарь
  33. несторu мu мифол.u также о предводителе имя историк летописец птица...Орфографический словарь русского языка
  34. несторНестор менник чоловчого роду стота мя...Орфографічний словник української мови
  35. несторОрфографическая запись слова нестор Ударение в слове Нестор Деление слова на слоги перенос слова нестор Фонетическая транскрипция слова нестор [нэстар] Характеристика вс...Полный фонетический разбор слов
  36. несторсвятой преподобный память сентября октября октября ноября монах КиевоПечерского монастыря летописец. Составил Повесть временных лет написал Сказание о Борисе и Глебе и ...Православный энциклопедический словарь
  37. несторNestor сын Пелея и Хлориды Ноm. Od.u слл.u повелитель мессенского или трифилийского Пилоса. Область его граничила с одной стороны с Лакедемоном а с другой в области А...Реальный словарь классических древностей
  38. несторсер. XI нач. XII в. писательагиограф постриженник КиевоПечерского монастыря Н. являлся автором древнейших рус. житий Чтения о житии и погублении блаженных страстотерпцев ...Русская философия
  39. несторНЕСТОР монах КиевоПечерского монастыря писатель летописец начала вв. Автор житий князей Бориса и Глеба Феодосия Печерского. Традиция приписывает Нестору авторство й ре...Русская энциклопедия
  40. несторНестор а Несторович Несторовнаem Синонимы имя историк летописец птица...Русский орфографический словарь
  41. несторСинонимы имя историк летописец птица...Русско-китайский словарь
  42. несторв греч. мифологии сын Нелея. Воспитывался в Герении поэтому единств из сыновей своего отца избежал гибели в войне Геракла с Нелеем. Н. был старейшим среди греч. героев ос...Словарь античности
  43. несторМужское имя...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  44. несторНЕСТОР Мудрейший из всех греков участвовавших в осаде Трои. Имя его в настоящее время придается почетнейшему лицу в какомнибудь обществе или собрании. Объяснение иностра...Словарь иностранных слов русского языка
  45. несторМонах КиевоПечерского Монастыря первый Российский Летописатель по исследованию Татищева Миллера и Шлецера родился в году но место рождения его доподлинно неизвестно. Тат...Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)
  46. несторНестор а муж.em разг.em Нестер а.Отч.strong Несторович Несторовна. Производныеstrong Несторка Неся. Происхождениеstrong Греч.em личное имя Nestor. Именины марта марта ...Словарь личных имен
  47. несторноября Вятка ноября Москва. Отец военный чиновник статский советник мать дочь протоиерея. Окончил Казанское реальное училище послушник казанского Спасского монастыр...Словарь Политические деятели России, 1917 г.
  48. несторНастоящее имя Сватковскийu Всеволод ПавловичПериодические изданияi Новое Время х гг. Русь Молва XX век Новая Русь Летопись ЛучПравды Источникиi Масанов И.Ф. Словарь ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  49. несторНестор см. советник...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  50. нестораem м.iСтарейший среди героев осаждавших Трою отличившийся мудростью и красноречием.На первом наличном написахом Агамемнона Нестора и Енеа ихже перваго убо храбростию вт...Словарь русского языка XVIII в
  51. несторнесторСм. советник....Словарь синонимов II
  52. несторнестор См. советник. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. Нестор см. историк Словарь синонимов русского язык...Словарь синонимов II
  53. несторh Несторbig [летописецi] сущ.муж.одуш.i ед.им. Нестор лета .Пр....Словарь языка Грибоедова
  54. несторh Несторbig [герой Илиады переносно советчик руководительi] сущ.муж.одуш.i ед.им. Тот Нестор негодяев знатных Толпою окруженный слугГоУ ....Словарь языка Грибоедова
  55. нестор.гг. рожд. и смерти не уст. монах КиевоПечерского монастыря с х гг. в. др.рус. историк и публицист. В х гг. написал Чтение о житие и погублении. Бориса и Глеба и Житие....Советская историческая энциклопедия
  56. несторНЕСТОР древнерусский писатель летописец начала вв. монах КиевоПечерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба Феодосия Печерского. Традиционно считается одним ...Современная энциклопедия
  57. несторНЕСТОР древнерусский писатель летописец нач. вв. монах КиевоПечерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из...Современный энциклопедический словарь
  58. несторНЕСТОР в греческой мифологии царь Пилоса один из участников Троянской войны. В Илиаде изображался старцем славящимся мудростью и житейским опытом....Современный энциклопедический словарь
  59. несториноск.em мудрый и опытный советник Ср.em Из уст его речь сладчайшая меда текла. Homer. Ilias . пер. Гнедича. Ср.em Ex cujus lingua melle dulcior fluebat oratio. С языка...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  60. несторНесторъstrong иноск.em мудрый и опытный совтникъ. Ср.em Изъ устъ его рчь сладчайшая меда текла.Homer. Ilias пер. Гндича. . Ср.em Ex cujus lingua melle dulcior fluebat or...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  61. нестора ч. Птах ряду папуг....Толковый словарь украинского языка
  62. несторУдарение в слове НесторУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове Нестор...Ударение и правописание
  63. несторНЕСТОР НЕ Нестор Печерськийбл. Кивщина бл. Кив. похов. у Ближнх печерах КивоПечер. монастиря агограф лтописець основоположник давньорус. сторограф чернець КивоПеч...Українська літературна енциклопедія
  64. несторRzeczownik Нестор Nestor Niestor...Универсальный русско-польский словарь
  65. несторпсля давньоруський лтописець письменник з чернець КивоПечерського монастиря автор житй св.em Бориса Глба та Феодося Печерського вважаться упорядником за н.em версю ав...Універсальний словник-енциклопедія
  66. несторпсля давньоруський лтописець письменник з чернець КивоПечерського монастиря автор житй св. Бориса Глба та Феодося Печерського вважаться упорядником за н. версю авторо...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  67. несторНестор бл. р. поч. XII ст. укр. мислитель лтописець агограф. Чернець КивоПечерського монастиря. Автор Житя Бориса Глба Житя Феодося Печерського один з моврних авторв ...Філософський енциклопедичний словник
  68. несторСор Сонет Сон Сет Серо Сорт Соте Сотерн Сотр Сент Стен Стер Сено Рот Стон Стр Тенор Рост Рон Теор Терн Рет Рено Тес Тесно Тор Торс Остер Ост Осетр Трен Трон Орт Орн Орест...Электронный словарь анаграмм русского языка
  69. несторНЕСТОР древнерусский писатель летописец нач. вв. монах КиевоПечерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба Феодосия Печерского. Традиционно считается одним и...Энциклопедический словарь естествознания
  70. несторНЕСТОР в греческой мифологии царь Пилоса один из участников Троянской войны. В Илиаде изображался старцем славящимся мудростью и житейским опытом....Энциклопедический словарь естествознания
  71. несторI. Нестор Nestor из Ларанды совр. Караман в Малой Азии II в. н. э. греческий поэт Получил римское гражданство. Автор многочисленных произведений от которых остались мелки...Энциклопедия античных писателей
  72. нестордревнерусский писатель летописец начала вв. монах КиевоПечерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба Феодосия Печорского. Традиционно считается одним из автор...Энциклопедия История отечества
  73. нестордревнерусский писатель летописец начала вв. монах КиевоПечерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба Феодосия Печорского. Традиционно считается одним из авто...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  74. несторсын Нелея и царь Пилоса. Принимал участие в битве лапифов с кентаврами в Калидонской охоте и в походе аргонавтов а позже несмотря на преклонные годы отплыл вместе с грека...Энциклопедия Кольера
  75. несторНесторNestor . Сын Нелея и царь Пилоса в Мессении. Под Троей он выделялся из числа прочих героев своей мудростью справедливостью и красноречием. В юности он был храбрым в...Энциклопедия мифологии
  76. несторм. собств. др.русск. Несторъ ХI в. в результате ассимиляции гласных Нестеръ Нестор Жит. Бориса и Глеба изд. Абрамовича стр. ХI в. Из греч. см. Корш Сб. Дринову ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  77. несторНестор Несторм. собств. др.русск. Несторъ ХI в. в результате ассимиляции гласных Нестеръ Нестор Жит. Бориса и Глеба изд. Абрамовича стр. ХI в. Из греч. см. Корш Сб. Др...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)