Значимые вехи военной истории России

СРАЖЕНИЕ НА РЕКЕ КАГУЛ


Победа над турками при Кагуле. Художник Д. Ходовецкий.

Сражение на реке Кагул – одно из ключевых сражений Русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг., состоявшееся 21 июля (1 августа) 1770 г. на реке Кагул, юг современной Молдавии (между городом Вулканешты и селом Гречень), в ходе которой 1-я русская армия под командованием генерал-аншефа П.А. Румянцева нанесла поражение главными силами турецкой армии великого визиря Иваззаде Халил-паши.

Победы на Ларге приблизила русскую армию к решению основной задачи кампании 1770 г. – борьбе с главными силами противника и овладению устьем Дуная и всей территорией по Пруту и Днестру. Решить эту задачу предстояло в сложных условиях. В середине июля турецкая армия численностью 100 тыс. конницы и 50 тыс. пехоты, около 140 орудий под начальством верховного визиря Иваззаде Халил-паши переправилась через Дунай и Исакчи и вышла к реке Кагул, куда двигалась и русская армия (32 тыс. человек при 118 орудиях). Союзники турок – войска Крымского хана (до 80 тыс. человек конницы), находившиеся в районе озера Ялпуг, должны были атаковать русскую армию с тыла и захватить обозы.


План сражения при Кагуле, произошедшего 1 августа 1770 между русскими
и турецкими войсками. Рисунок от руки тушью и акварельными красками. 1770 г.

Для прикрытия транспортов с продовольствием Румянцев вынужден был выделить 10-тысячный отряд для охраны тыла. Для действий против турецкой армии в составе русской армии оставалось 27 750 человек, включая и нестроевых.

Укрепленный лагерь турок находился восточнее деревни Вулканешти на высотах на левом берегу реки Кагул. С запада он прикрывался рекой Кагул, с востока большой лощиной, с фронта – Трояновым валом, построенным еще римлянами. На позиции турецкие войска были расположены скученно.

Румянцев решил атаковать турецкую армию прежде, чем татары появятся в тылу русских. На рассвете 21 июля (1 августа) три русские дивизии шестью колоннами перешли Троянов вал и построились в боевой порядок из пяти отдельных каре. Кавалерия находилась в интервалах каре и позади них, в середине располагалась артиллерия.

Каждое каре получило задачу и направление для действий. Такой расчлененный боевой порядок русской армии обеспечивал выполнение замысла Румянцева и отражение контратак турецкой конницы. Главный удар по левому флангу противника наносили каре Ф.В. Баура и П.Г. Племянникова (здесь были сосредоточены и главные силы артиллерии – 97 орудий), с фронта – каре П.И. Олица. П.А. Румянцев находился при дивизии Олица и имел здесь в качестве резерва тяжелую конницу И.П. Салтыкова и В.В. Долгорукова (3500 сабель) и артиллерию П.И. Мелиссино. Всего против левого фланга противника было сосредоточено две трети сил. Каре Я.А. Брюса предстояло наносить удар по правому флангу неприятеля, а каре Н.В. Репнина – осуществить его охват и выйти в тыл. Такой боевой порядок русской армии обеспечивал концентрацию сил на направлении главного удара и отражение контратак многочисленной турецкой конницы.

Обнаружив наступление полков Румянцева, турки открыли сильный артиллерийский огонь по наступающим, а их конница устремилась на центр и левый фланг русских. Российские каре остановились и открыли огонь. Особенно эффективен был огонь батарей Мелиссино. Когда артиллерия отбила атаку на центр, турки переместили удар вправо для усиления атаки на колонны генерала Брюса и князя Репнина. Воспользовавшись лощиной между этими каре, турки окружили их со всех сторон. Тогда же часть турецкой конницы, воспользовавшись другой долиной, пересекла Траянов вал и ринулась в тыл каре Олица. Выполнив этот манёвр, османы засели во рву вдоль вала и открыли по войскам Олица ружейный огонь

В это время Румянцев отправил резервы из атакованных колонн для занятия лощины и создания угрозы турецким путям отступления к лагерю и ретраншементам. Турки, боясь потерять пути отступления, бросились из лощины к ретраншементу под картечным огнём русской артиллерии. При этом остальная турецкая конница, атаковавшая каре на правом и левом флангах, также поспешно отступила. Неуспех сопутствовал туркам и на левом их фланге, где генерал Баур не только отбил атаку, но и перешёл в наступление и под огнём успешно штурмовал 25-пушечную батарею, а затем захватил и ретраншемент, овладев 93 орудиями.

Отразив турецкую атаку, русские войска в 8-м часу утра двинулись к главному ретраншементу турецкого лагеря. Каре Баура, Племянникова и конница Салтыкова под прикрытием огня своей артиллерии потеснили левый фланг неприятеля. Одновременно обход правого фланга турок совершали каре Брюса, Репнина и Олица. При непосредственной борьбе за укрепленный лагерь каре под начальством генерала Племянникова подверглось сильной контратаке 10-тысячного отряда янычар и было смято. Создалась непосредственная угроза для Олица и срыва атаки русских войск. На подкрепление расстроенных полков Румянцев направил резерв с четырьмя орудиями, с помощью которого положение было восстановлено. Приведя войска в боевой порядок, Румянцев лично повел их в атаку. В наступление перешли каре Баура и Брюса. В то время, когда главные силы русской армии атаковали лагерь противника с фронта, войска под начальством Репнина вышли на высоту южнее лагеря и открыли по нему ружейный и артиллерийский огонь с тыла. Враг не выдержал одновременного удара русских и, опасаясь быть отрезанным, в панике бежал с поля боя.

Усталость солдат, бывших на ногах с часу ночи не позволила русской пехоте продолжать преследование в день сражения далее четырёх верст. По окончании сражения Румянцев занял позицию позади бывшего турецкого лагеря.

Вскоре преследование турок продолжилось. Для выполнения этой задачи Румянцевым был выделен корпус Бауэра, который настиг неприятеля 23 июля (3 августа) у Картала во время переправы через Дунай. Хотя в распоряжении турок находилось более 300 судов, на месте переправы царил полный беспорядок. Оказавшись у пункта посадки на суда, Бауэр быстро оценил ситуацию и принял решение атаковать османов. Для этой цели генерал-квартирмейстер выстроил свои войска единым фронтом, центр которого был образован пехотными каре, а фланги — кавалерийскими частями. В таком порядке корпус Бауэра решительно атаковал турок, нанеся им очередное поражение и таким образом довершив разгром войска великого визиря. После боя возле переправы победители захватили весь находившийся у реки обоз, артиллерийскую батарею в 30 пушек, а также более тысячи пленных.

Зная итоги Кагульской битвы, конница крымских татар не решились наступать и отошли к Аккерману (Белгород-Днестровский). В соответствии с обстановкой Румянцев принял решение начать их преследование. Для этой цели был послан отряд генерала И.А. Игельстрома. Войска Игельстрома выступили в поход в одно время с корпусом Бауэра и в скором времени овладели мостами в устье реки Ялпух у деревни Тобака. 23 июля (3 августа) к Измаилу выступил корпус Репнина, усиленный подразделениями под командованием Потёмкина. 26 июля (6 августа) войска Репнина взяли Измаил, после чего двинулись дальше, последовательно захватывая оставшиеся в распоряжении турок опорные пункты на Нижнем Дунае

В ходе сражения русские потери составили 353 убитых (в том числе – 3 офицера), 557 раненых (в том числе – 18 офицеров), 11 пропавших без вести. Всего – 921 чел. Турки во время сражения, бегства и взятии Измаила потеряли 8000 убитых и утонувших, 4285 пленных. Всего – 12285 чел. Русскими трофеями стали 140 орудий (в том числе – 17 мортир, 24 фальконета), 50 знамён и обоз[1].

В сражении при Кагуле русские войска показали высокий уровень военного искусства и боевого духа, позволившего разгромить противника значительно меньшими силами. Их успех был обусловлен умелым массированием сил на направлении главного удара, применением расчлененного боевого порядка в виде взаимодействующих между собой дивизионных каре, отрядов кавалерии и егерей, действовавших в рассыпном строю. Атаке войск предшествовал массированный огонь артиллерии, широко осуществлялся маневр войсками и артиллерией на поле боя, а также умело организовывалось преследование противника.

Медаль "За победу при Кагуле" учреждена именным указом Адмиралтейской коллегии, подписанным Екатериной II 23 сентября 1770 года.


В память о сражении была отчеканена медаль «За победу при Кагуле». Ей были награждены более 18 тысяч солдат и унтер-офицеров. Генералы, штаб- и обер-офицеры получили золотые шпаги, ордена, внеочередные чины[2]. П.А. Румянцев был произведён в генерал-фельдмаршалы и удостоен ордена Св. Георгия 1-й ст., учреждённого годом раньше. Он стал первым его кавалером, если не считать учредительницы ордена – Екатерины II. Кроме того, императрица прислала личную, украшенную бриллиантами, золотую звезду к ордену Св. Георгия, написав при этом: «Как я вспомнила, что в Молдавии золотошвеи статься может мало, то посылаю к Вам кованую георгиевскую звезду, какую я сама ношу»[3].

Получил Румянцев и большую настольную персональную золотую медаль, на лицевой стороне которой изображён по грудь в профиль он сам, увенчанный лавровым венком, в латах, с накинутой на плечи шкурой немейского льва. На оборотной стороне Румянцев изображён уже в полный рост, в одежде древнеримского воина, с оливковой ветвью в правой и копьём в левой руке. По верхнему краю медали крупная короткая надпись: «Победителю и примирителю», внизу, под обрезом, дата подписания мирного договора: «10 июля 1774 года».


Кагульский (Румянцевский) обелиск в Екатерининском парке г. Пушкина. Создан в 70-х годах XVIII в. Архитектор А. Ринальди. На постаменте высечена надпись: "В память победы при реке Кагуле в Молдавии - июля 21 дня 1770 года, под предводительством генерала графа Петра Румянцова - Российское воинство числом семнадцать тысяч - обратило в бегство до реки Дуная турскаго визиря Галиль-Бея - с силою полторастатысячною".

В память Кагульской победы была отчеканена и мемориальная медаль с латинскими надписями. На ней изображена богиня войны и победы – Афина Паллада, а надпись в переводе на русский язык гласила: «Мудростью и оружием турки на суше и на море побеждены. 1770 г.». Она предназначалась в основном в качестве подарков для иностранных дипломатов.

В Царском Селе в честь славной победы был сооружён в 1771–1772 гг. по проекту архитектора А. Ринальди Кагульский обелиск высотой одиннадцать метров. На пьедестале его укреплена бронзовая доска с надписью: «В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 21 дня 1770 года, предводительством генерала графа Петра Румянцева. Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турецкого визиря Галилбея с силою полтораста тысячною».


Памятник Кагульской битвы (Колонна Славы на Кагульском поле) – монумент в городе Вулканешты в Гагаузии, на юге современной Молдавии. Воздвигнут в 1849 г. Архитектор Ф.К. Боффо.

__________________________________________

[1]А. Л. Зиссерман. Военно-исторические очерки. Гл. IX. // Русский вестник, Т. 130. Июль 1877. С. 148.

[2]См.: П.А. Румянцев: Документы. М., 1953. Т. 2. С. 349.

[3]Там же. С. 350.

Юрий Алексеев,
старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной истории
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации