Военный энциклопедический словарь

ПОЛИТИКА ВОЕННАЯ

Совокупность действий и мер органов власти, институтов и структур государства по предотвращению войны, военно-политических кризисов и вооруженных конфликтов, сдерживанию агрессии, отражению вооруженных нападений и разгрому агрессора, организации военного строительства и подготовки вооруженных сил, населения и экономики страны к защите её национальных интересов. Основным субъектом П.в. выступает государство, созданные им высшие органы законодательной и исполнительной власти: должностные лица органов политического и военного руководства, права и обязанности которых определены в национальном законодательстве.

Основным объектом П.в. имеет военную теорию и практику - особую область деятельности людей, которая непосредственно связана с решением вопросов войны и мира; социальные структуры и отношения, определяющие военную мощь (обороноспособность) государства; военно-промышленный (оборонный) комплекс; государственные стратегические ресурсы и запасы; людские ресурсы для военной службы: социальный статус военнослужащих; военно-патриотическое сознание населения; Вооружённые Силы и др. П.в. оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественной жизни, в известной мере организуя их в интересах решения задач с использованием военной силы, и поэтому сама имеет многогранный характер, включает военно-экономические, военно-социальные, военно-научные, военно-технические, военно-кадровые и другие направления (виды) деятельности.

П.в. представляет собой органичное единство теоретических и практических сторон. Теоретическая охватывает раскрытие закономерностей и принципов военной деятельности, анализ военно-политической обстановки, прогнозирование и предвидение в военном деле, выработку военно-стратегических установок, определение принципов военного строительства и др. П.в. предполагает: оценку характера и источника военной опасности, роли военной силы в международных отношениях; определение функций вооружённых сил и способов их выполнения; выбор приоритетов в развитии вооружений и военной техники; подготовку и реализацию военного бюджета. Практическая сторона П.в. включает создание и поддержание необходимой военной мощи страны, строительство Вооружённых Сил, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности; организацию производства оружия и боевой техники; создание и развитие оборонной инфраструктуры; формирование морально-психологической готовности граждан к защите страны; создание и накопление мобилизационных резервов; международное военное сотрудничество и др.
Государство в интересах широкой социальной поддержки своей П.в. вырабатывает и внедряет в массы военную идеологию и формирует военно-политические отношения между людьми, их общностями и государствами в процессе военной деятельности. Они могут иметь характер тесного сотрудничества и взаимопомощи, взаимной подозрительности и отчуждённости, конфронтационного противостояния, открытого вооруженного столкновении и др. Основными факторами влияющими на характер П.в. выступают: экономические и политические интересы государства (коалиции государств), выраженные в соответствующих концепциях, доктринах и установках потенциальных и наличных возможностях субъекта военной политики; внутренние и внешние условия существования государства, результаты и тенденция, развития военного дела. В зависимости от характера П.в. её основными моделями могут быть: наступательная, агрессивно-экспансивная модель, оборонительно-освободительная модель, конфронтационная модель, военно-охранительная или оборонительная модель. В зависимости от решаемых задач, П.в. подчинена либо предотвращению войны развитию мер доверия, либо подготовке к военной экспансии. Деятельность государства по предупреждению, срыву или отражению вооруженного нападения, обеспечению своей безопасности военными методами должна соответствовать нормам международного права.

Одной из разновидностей обшей и П.в. в РФ является государственная ракетно-ядерная политика, в основе которой лежит разработка и осуществление планов и программ в области обоснования необходимости создания, развития и применения ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения. Ракетно-ядерная политика реализует значительную часть военной доктрины и включает решение вопросов по возможному использованию оперативно-стратегических группировок, входящих в стратегические ядерные силы, для поддержания военно-стратегического паритета с другими государствами или их изменения в своих интересах, а также гарантированного обеспечения суверенных политических акций на международной арене. РВСН все чаще становятся не просто аргументом, а основным средством проведения внешней политика РФ.

  1. политика военнаяскери саясат...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  2. политика военнаясистема взглядов отношений и деятельности общества и его социальнополитических институтов непосредственно связанных с созданием военной организации е применением для обес...Словарь терминов чрезвычайных ситуаций
  3. политика военнаяСистема взглядов отношений и деятельности общества и его социальнополитических институтов непосредственно связанных с созданием военной организации подготовкой и применен...Термины РВСН