Великие философы

ХАЙДЕГГЕР МАРТИН

(1889-1976) один из основоположников экзистенциализма. Хотя экзистенциалистские идеи уже выдвигались ранее, Хайдеггер в монографии «Бытие и время» (1927) впервые сделал попытку в систематической форме изложить основные принципы экзистенциалистского подхода в философии. Кроме этой книги Хайдеггер написал следующие работы: «Кант и проблема метафизики» (1929), «Что такое метафизика?» (1930), «Введение в метафизику» (1935), «Учение Платона об истине» (1942), «Ложные тропы» (1950), «Ницше» (1961, 2 тома) и др. Хайдеггер родился в Бадене, в Германии. Он изучал философию во Фрейбургском университете, где с 1916 по 1929 г. преподавал Гуссерль. Был профессором в Марбурге, но затем вернулся во Фрейбург в 1928 г. и стал ректором этого университета в 1933 г. благодаря своей связи с нацистами. В инаугурационной речи он с энтузиазмом превозносил национал-социализм, связывая себя с нацистским движением и защищая объединение языка современной политики со своим собственным философским языком. Но десять месяцев спустя подал в отставку с поста ректора и ушел от активной деятельности в политике. В сентябре 1966 г. в интервью газете «Шпигель» Хайдеггер ответил на упреки, которые предъявлялись ему в течение 30 с лишним лет, но разрешил публиковать это интервью только после своей смерти. Оно было опубликовано лишь 5 мая 1976 г., спустя пять дней после смерти Хайдеггера. В этом интервью Хайдеггер утверждал, что надеялся сохранить самоопределение германского университета, но ему было ясно, что это «невозможно сделать без некоторых компромиссов». В то время он говорил о национал-социализме, что «здесь есть нечто новое, есть новые проблески». В 1933 г. он умолял студентов: «Не позволяйте доктринам и идеям властвовать над вашим бытием. Сам фюрер и он один является настоящим и будущим германской реальности и ее нормой». В интервью он сказал: «Сегодня я больше не написал бы предложений, которые вы цитировали. Даже в 1934 г. я не сказал бы таких вещей». Возможно, позиция Хайдеггера объясняется тем, что он был испуган антикультурными тенденциями в технологическом обществе и видел в нацистах людей, стремящихся утвердить старую культуру и миссию Германии в этом отношении. К сожалению, исходные позиции, которые привели его к принятию нацизма, по крайней мере до того, как он увидел, что нацизм совершенно не преследует те цели, которых добивался Хайдеггер, не изменились даже в его последующих работах. Хайдеггер описывает свою философию как исследование Бытия. Его считают экзистенциалистом, хотя он сам отрицает эту связь, утверждая, что именно Бытие как таковое, а не личностное существование представляет для него наибольший интерес. Его работа направлена в основном на поиски некоторого вида значения, лежащего в сердце удивительного факта, состоящего в том, что «существуют вещи». Он многим обязан Къеркегору и своему учителю Эдмунду Гуссерлю. В свою очередь Хайдеггер оказал большое влияние на Сартра. Хайдеггер использует термин Dasein (бытие), чтобы описать способ существования человеческого существа, и утверждает, что человеческая жизнь радикально отлична от других форм жизни, потому что способна познать себя и размышлять об этом бытии. Человеческие существа, утверждает он, могут выбрать подлинную жизнь, полностью понимая свое положение в мире, или неподлинную, существование наподобие автоматов, бездумно приспосабливаясь к установленным порядкам и образцам. Главная работа Хайдеггера «Бытие и время» опубликована в 1927 г. В ней он дает анализ человеческого существования и рассматривает его как путь к пониманию самого бытия. Его методом является феноменология, воспринятая от Гуссерля. Цель ее состоит в том, чтобы указать и описать данные непосредственного опыта просто как они есть, не накладывая на них организующие понятия. С феноменологической точки зрения, мир есть состояние, в кагором мы заняты и живем, он конституирует наши жизни. Скорее мы представляем собой «существа-в-мире» и Dasein наша человеческая реальность, или способ существования является тем множеством путей, в которых мы осуществляем жизнь. Это означает «что-то делать, что-то производить, обраищть внимание на чтото, присматривать за чем-то, использовать что-то, отказываться от чего-то и давать возможность чему-то, поддерживая, сопровождая, проявляя, раздражаясь, рассуждая, обсуждая, определяя». Хайдеггер пишет о «столкновении» с миром и «настроении», с которым мы сталкиваемся с миром, как об оценке мира. Мы находимся в мире, претворяя наши собственные перспективы в жизни. Человек присваивает мир, схватывает ситуацию, в которой он находится в мире, и понимает, что он может попытаться сделать, прежде чем все это будет увлечено потоком событий. Однако эта тесная связанность с жизнью мира вызывает напряжение между самореализацией человека и бездумной коллективной практикой, которую осуществляют «они» в мире. Я могу сделаться деперсонализированным объектом использования другими, поддаваясь механическим привычкам и условностям повседневного существования, приспосабливаясь к тому, что является средним, обычным и часто банальным. Хайдеггер описывает такого человека в качестве «анонимного существа», человеческого существа, ставшего отчужденным от своего истинного «Я», существа, страдающего отсутствием аутентичности, подлинности. Однако дело не в том, что если я аутентичен, то буду вести себя обязательно необыкновенным или странным образом, а в том, что мои действия, независимо от того, странные они или привычные, происходят из моего собственного поведения, а не из внешних факторов. Хайдеггер использует термин «забота», чтобы описать господствующую позицию человеческого бытия. Человеческое существо является, так сказать, «заброшенным» в уже существующий мир и вследствие этого должно быть ответственным за себя. Оно участвует заинтересованным образом в мире, в котором находится. Таким образом, забота характеризует наше бесконечное взаимодействие со всем, что мы находим, используем или с чем связаны. Это и есть структура способа, которым мы «проживаем жизнь», активное отношение, конститутивное и необходимое условие человеческого бытия Dasein. С понятием «забота» тесно связано понятие «беспокойство», или «страх», которое является ключевым в экзистенциалистской философии. Подобно Кьеркегору, Хайдеггер различает «беспокойство» и «страх», указывая, что страх проявляется перед какимто объектом, в то время как тот, кто испытывает беспокойство, переживает нечто угрожающее ниоткуда. Беспокойство есть признание бытия мира. Оно переживается как непреодолимое чувство неизбежности присутствия и полной бессмысленности бытия. Оно принуждает человека к ясному пониманию своего собственного существования и, кроме того, к размышлениям о возможностях, которые существуют для него в будущем. Таким образом, забота является характеристикой цельного переживания: она имеет дело с настоящей ситуацией, с будущим, которое открыто перед человеком, и со способом, которым он связан с другими людьми и с вещами. Человеческие существа, утверждает Хайцеггер, постоянно отворачиваются от этого переживания своей свободы и ответственности, прячась в анонимность коллективной рефлективной жизни. Это и есть неизбежная ситуация, которую представляет Dasein: мы существуем не только как части сообщества, но и как изолированные индивиды. Оба способа существования определяют человеческий путь бытия в мире. Они являются его универсальной структурой. Переживание беспокойства или страха обнаруживается для нас в том, что мы можем выбрать себя сами. Оно также обнаруживается для нас тогда, когда мы можем избежать ответственности за то, что делается этот бесконечный выбор. Хайдеггер утверждает, что реализация смерти человека ключ к аутентичности. Признавая, что смерть превращает все в бессмысленное и прекращает все возможности, мы приходим к выводу, говорит он, что мы можем или противостоять этому факту, или уйти от него. Принять его полностью означает не отвергать участие в жизни мира, а просто видеть деятельность мира внутри контекста знания смерти и противостоять абсурдности той жизни, которая имела перед собой ничто и за которой последует то же ничто. Именно это понимание может заставить человека принять ответственность за свое существование. Хайдеггер не хочет утверждать, что подлинная (аутентичная) жизнь в моральном отношении превосходит неаутентичную, неподлинную. Его мысль состоит в том, что человек обнажает структуру Dasein и делает он это для того, чтобы понять Бытие как целое. Это то, что связывает личное существование, обладающее временным характером, с цельм, так как личность не является просто кем-то, существующим во времени, но есть временное существо, т.е. существо, обладающее прошлым, настоящим и будущим, которые выступают в вечном взаимодействии и воспроизведении, что и составляет личное существование. Временная структура этого существования условие самосознания и действия, а также бытия, способного постулировать больший мир и все другие наличности, относительно которых можно спросить, почему существует такое бытие как целое. Сочинения Хайдеггера написаны исключительно сложным языком и в силу этого трудны для понимания. Дело не только в том, что он стремится проникнуть в абстрактные вопросы, но также в том, что он использует язык весьма своеобразным способом, создавая свой собственный словарь и эксплуатируя способность немецкого языка к конструированию новых составных слов. Наречия, предлоги, местоимения, союзы превращаются Хайдеггером в существительные. Слова, которые претерпели долгую историю семантического изменения, заново используются в их старых смыслах. Специализированные идиомы обобщаются значительно дальше тех пределов, в которых они обычно применяются. Каламбуры никоим образом не выступают как общепринятые, и часто ключевое слово может быть использовано в нескольких смыслах, последовательно или одновременно.

  1. хайдеггер, мартинНемецкий философ один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии фундаментальная онтология в основе которого противопоставление подлинного суще...100 великих мыслителей
  2. хайдеггер мартиноснователь нем. экзистенциализма. Рассматривал человеч. существование как заботу заброшенность падшесть бытиексмерти и т. д. Христ. учение о грехе переводится X. в экзист...Атеистический словарь
  3. хайдеггер, мартиноснователь нем. экзистенциализма. Рассматривал человеч. существование как заботу заброшенность падшесть бытиексмерти и т. д. Христ. учение о грехе переводится X. в экзист...Атеистический словарь II
  4. хайдеггер мартинХайдеггерstrong Heidegger Мартин . Мескирх Баден . там же немецкий философэкзистенциалист. Учился во Фрейбургском университете у Г. Риккерта. С ассистент Э. Гуссерля. П...Большая Советская энциклопедия II
  5. хайдеггер мартинHeidegger Martin немецкий философ и ведущий разработчик феноменологии и экзистенциализма. Его философия повлияла на современную социологическую теорию в ряде направлений...Большой толковый социологический словарь
  6. хайдеггер, мартинHeidegger Мартин немецкий философ один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии фундаментальная онтология в основе которого противопостав...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. хайдеггер, мартиннем. философ представитель экзистенциальнофеноменологического направления в совр. философии. Учился на теол. фте Фрейбургского и на филос. фте Марбургского унтов. В гг...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  8. хайдеггер мартиннемецкий философ и психолог один из создателей экзистенциализма. Др философии профессор Марбургского с и Фрейбургского с унтов. Ученик и последователь Э. Гуссерля. Зан...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  9. хайдеггер, мартин. Мескирх Баден . там же. Один из основоположников нем. экзистенциализма. Ректор Фрейбургского унта. Использовал интерпретации некрых идей кит. философии япон. варианта ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  10. хайдеггер мартинHeidegger Martin нем. философ ученик Гуссерля феноменология один из основоположников экзистенциализма. В своей гл. работе Бытие и время X. предпринял попытку вернуть фи...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  11. хайдеггер (мартин)немецкий философ Мескирх Баден там же . Ученик Гуссерля. В г. публикует свою диссертацию Теория суждения в психологизме. Профессор в Марбурге в г. публикует Бытие и В...Новый философский словарь
  12. хайдеггер мартинХАЙДЕГГЕР МАРТИН Heidegger Martin Немецкий философ чьи социальнополитические воззрения сделались предметом множества споров изза его поддержки Гитлера Hitler и националс...Политология. Словарь.
  13. хайдеггер, мартиннемецкий философ Мескирх Баден там же . Ученик Гуссерля. В г. публикует свою диссертацию Теория суждения в психологизме. Профессор в Марбурге в г. публикует Бытие и В...Сверхкраткий философский словарь
  14. хайдеггер мартин. Мескирх Баден . там же нем. философэкзистенциалист. В мировоззрении раннего X. слились различные тенденции идеалистич. философии кон. нач. вв. феноменология Гуссерля и...Советский философский словарь
  15. хайдеггер мартинHEIDEGGER Martin Немецкий философ в своей работе Бытие и время Heidegger подверг критике абстрактные теории человеческого бытия за их пренебрежение конкретным действите...Социологический словарь
  16. хайдеггер, мартинHeidegger Martin . Центральная фигура в современном экзистенциализме а также основоположник новых направлений в герменевтике. Хайдеггер родился в Бадене Германия. В начал...Теологический энциклопедический словарь
  17. хайдеггер, мартинфилософ сыгравший решающую роль в становлении экзистенциализма хотя сам себя экзистенциалистом не называл. Основная работа Бытие и время....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  18. хайдеггер, мартиннемецкий философ из небогатой католической семьи приверженец нацистского режима вплоть до окончания второй мировой войны за что был отлучен от преподавания философии в ун...Философия науки и техники
  19. хайдеггер мартинвеликий немецкий философ создатель новой онтологии. Утверждал что современная европейская цивилизация упустила из внимания главный вопрос вопрос о бытии подменив глубоко...Философия политики - словарь персоналий
  20. хайдеггер, мартинp. сент. нем. философэкзистенциалист. Учился в иезуитской школе изучал философию во Оренбургском унте под руководством Риккерта. В защитил дисс. Учение о суждении пси...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  21. хайдеггер, мартинодин из основоположников и гл. представитель нем. экзистенциализма. Защищал диссертацию у Риккерта был ассистентом Гуссерля преподавал в Марбурге Фрейбурге. Осн. категори...Философский энциклопедический словарь
  22. хайдеггер, мартинХАЙДЕГГЕР МАРТИНHeidegger Martin немецкий философэкзистенциалист оказал значительное влияние на европейскую философию в. Будучи студентом и ассистентом Э.Гуссерля внес ...Энциклопедия Кольера II