Советский философский словарь

ХАЙДЕГГЕР МАРТИН

(26.9.1889, Мескирх, Баден 26.5.1976, там же), нем. философ-экзистенциалист. В мировоззрении раннего X. слились различные тенденции идеалистич. философии кон. 19нач. 20 вв.: феноменология Гуссерля и Шелера, философия жизни Дильтея, отд. мотивы диалектической теологии. В соч. «Бытие и время» («Sein und Zeit», 1927) X. ставит вопрос о смысле бытия, к-рый, по его мнению, оказался «забытым» традиц. европ. философией. Пытаясь строить онтологию на основе гуссерлевской феноменологии, X. стремится раскрыть «смысл бытия» через рассмотрение человеч. бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия («открыто» бытие). По X., онтологич. основу человеч. существования составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия. X. стремится переосмыслить европ. филос. традицию, рассматривавшую чистое бытие как нечто вневременное. Причину такого «неподлинного» понимания бытия X. видит в абсолютизации одного из моментов времени настоящего, «вечного присутствия», когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в последовательный ряд моментов «теперь», в физическое (по X., «вульгарное») время. Осн. пороком совр. науки, как и европ. миросозерцания вообще, X. считает отождествление бытия с сущим, с эмпирич. миром вещей и явлений. Переживание временности отождествляется у раннего X. с острым чувством личности. Сосредоточенность на будущем даёт личности подлинное существование, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что «мир вещей», мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Такие понятия, как «страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота» и т. п., выражают у X. духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность. В дальнейшем, с сер. 30-х гг., на смену им приходят понятия, выражающие реальность не столько личностноэтическую, сколько безличнокосмическую: бытие и ничто, сокрытое и открытое, основа и безосновное, земное и небесное, человеческое и божественное. Теперь X. пытается постигнуть самого человека, исходя из «истины бытия». Анализируя происхождение метафизического способа мышления и мировосприятия в целом, X. пытается показать, как метафизика, будучи основой всей европейской жизни, постепенно подготовляет новоевроп. науку и технику, ставящие своей целью подчинение всего сущего человеку, как она порождает иррелигиозность и весь стиль жизни совр. общества, его урбанизацию и омассовление. Истоки метафизики восходят, по X., к Платону и даже к Пармениду, положивших начало рационалистич. пониманию бытия, а также пониманию мышления как созерцания вечных идей, т. е. чего-то самотождественного и пребывающего. В противоположность этой традиции X. употребляет для, характеристики истинного мышления термин « вслушивание»: бытие нельзя созерцать, ему можно только внимать. Преодоление метафизич. мышления требует, по X., возвращения к изначальным, но нереализованным возможностям европ. культуры к той «досократовской» Греции, которая ещё жила «в истине бытия». Такое возвращение, по X., возможно потому, что (хоть и «забытое») бытие всё же живёт ещё в самом интимном лоне культуры в языке: «Язык это дом бытия» («Platons Lehre von der Wahrheit», Bern, 1947, S. 61). При совр. отношении к языку как к орудию язык технизируется, становится средством передачи информации и тем самым умирает как подлинная «речь», как «речение», «сказание»; теряется та последняя нить, к-рая связывала человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мёртвым. Поэтому задача «прислушивания к языку» рассматривается X. как всемирно-историческая; не люди говорят «языком», а язык «говорит» людям и «людьми». Открывающий «истину бытия» язык продолжает жить прежде всего в произв. поэтов; не случайно X. обращается к исследованию творчества Ф. Гёльдерлина, Р. М. Рильке, Г. Тракля, С. Георге. Свою «спекулятивную филологию» X. развивал в русле традиций нем. романтизма (Гамана, Новалиса, позднего Шеллинга), выражая романтич. отношение к иск-ву как хранилищу бытия, дающему человеку «защищённость» и «надёжность». В последние годы X. в поисках бытия всё чаще обращал свой взор на Восток, в частности к дзэнбуддизму (см. Дзэн), с к-рым его роднила тоска по «невыразимому» и «неизречённому», склонность к мистич. созерцанию и метафорич. способ выражения. Т. о., если в первых своих работах X. попытался построить филос. систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В целом иррационалистич. философия X. является одним из острых проявлений кризиса совр. бурж. сознания.

  1. хайдеггер, мартинНемецкий философ один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии фундаментальная онтология в основе которого противопоставление подлинного суще...100 великих мыслителей
  2. хайдеггер мартиноснователь нем. экзистенциализма. Рассматривал человеч. существование как заботу заброшенность падшесть бытиексмерти и т. д. Христ. учение о грехе переводится X. в экзист...Атеистический словарь
  3. хайдеггер, мартиноснователь нем. экзистенциализма. Рассматривал человеч. существование как заботу заброшенность падшесть бытиексмерти и т. д. Христ. учение о грехе переводится X. в экзист...Атеистический словарь II
  4. хайдеггер мартинХайдеггерstrong Heidegger Мартин . Мескирх Баден . там же немецкий философэкзистенциалист. Учился во Фрейбургском университете у Г. Риккерта. С ассистент Э. Гуссерля. П...Большая Советская энциклопедия II
  5. хайдеггер мартинHeidegger Martin немецкий философ и ведущий разработчик феноменологии и экзистенциализма. Его философия повлияла на современную социологическую теорию в ряде направлений...Большой толковый социологический словарь
  6. хайдеггер мартинодин из основоположников экзистенциализма. Хотя экзистенциалистские идеи уже выдвигались ранее Хайдеггер в монографии Бытие и время впервые сделал попытку в систематичес...Великие философы
  7. хайдеггер, мартинHeidegger Мартин немецкий философ один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии фундаментальная онтология в основе которого противопостав...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. хайдеггер, мартиннем. философ представитель экзистенциальнофеноменологического направления в совр. философии. Учился на теол. фте Фрейбургского и на филос. фте Марбургского унтов. В гг...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  9. хайдеггер мартиннемецкий философ и психолог один из создателей экзистенциализма. Др философии профессор Марбургского с и Фрейбургского с унтов. Ученик и последователь Э. Гуссерля. Зан...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  10. хайдеггер, мартин. Мескирх Баден . там же. Один из основоположников нем. экзистенциализма. Ректор Фрейбургского унта. Использовал интерпретации некрых идей кит. философии япон. варианта ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  11. хайдеггер мартинHeidegger Martin нем. философ ученик Гуссерля феноменология один из основоположников экзистенциализма. В своей гл. работе Бытие и время X. предпринял попытку вернуть фи...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  12. хайдеггер (мартин)немецкий философ Мескирх Баден там же . Ученик Гуссерля. В г. публикует свою диссертацию Теория суждения в психологизме. Профессор в Марбурге в г. публикует Бытие и В...Новый философский словарь
  13. хайдеггер мартинХАЙДЕГГЕР МАРТИН Heidegger Martin Немецкий философ чьи социальнополитические воззрения сделались предметом множества споров изза его поддержки Гитлера Hitler и националс...Политология. Словарь.
  14. хайдеггер, мартиннемецкий философ Мескирх Баден там же . Ученик Гуссерля. В г. публикует свою диссертацию Теория суждения в психологизме. Профессор в Марбурге в г. публикует Бытие и В...Сверхкраткий философский словарь
  15. хайдеггер мартинHEIDEGGER Martin Немецкий философ в своей работе Бытие и время Heidegger подверг критике абстрактные теории человеческого бытия за их пренебрежение конкретным действите...Социологический словарь
  16. хайдеггер, мартинHeidegger Martin . Центральная фигура в современном экзистенциализме а также основоположник новых направлений в герменевтике. Хайдеггер родился в Бадене Германия. В начал...Теологический энциклопедический словарь
  17. хайдеггер, мартинфилософ сыгравший решающую роль в становлении экзистенциализма хотя сам себя экзистенциалистом не называл. Основная работа Бытие и время....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  18. хайдеггер, мартиннемецкий философ из небогатой католической семьи приверженец нацистского режима вплоть до окончания второй мировой войны за что был отлучен от преподавания философии в ун...Философия науки и техники
  19. хайдеггер мартинвеликий немецкий философ создатель новой онтологии. Утверждал что современная европейская цивилизация упустила из внимания главный вопрос вопрос о бытии подменив глубоко...Философия политики - словарь персоналий
  20. хайдеггер, мартинp. сент. нем. философэкзистенциалист. Учился в иезуитской школе изучал философию во Оренбургском унте под руководством Риккерта. В защитил дисс. Учение о суждении пси...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  21. хайдеггер, мартинодин из основоположников и гл. представитель нем. экзистенциализма. Защищал диссертацию у Риккерта был ассистентом Гуссерля преподавал в Марбурге Фрейбурге. Осн. категори...Философский энциклопедический словарь
  22. хайдеггер, мартинХАЙДЕГГЕР МАРТИНHeidegger Martin немецкий философэкзистенциалист оказал значительное влияние на европейскую философию в. Будучи студентом и ассистентом Э.Гуссерля внес ...Энциклопедия Кольера II