Великие философы

ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1882-1943) русский религиозный философ, представитель той школы философии, основы которой заложил Вл. Соловьев. Учился в Московском университете на математическом и философском факультетах, а также в Московской духовной академии. Преподавал на кафедре истории философии Московской духовной академии, ав 1911 г. принял сан священника. Был инженером-электриком, занимал ответственную должность после революции 1917 г. в комиссии по электрификации. Написал ряд работ по математике и электротехнике, занимался живописью, музыкой, был полиглотом, изобретателем, сконструировавшим несколько машин. Его называли «русским Леонардо да Винчи». В 30-х годах его арестовали и сослали на Соловки, где он и погиб. Основные философские работы: «Столп и утверждение истины» (1913), «Смысл идеализма» (1915). В работе «Столп и утверждение истины» Флоренский излагает свои мысли на основе религиозного опыта, который для него является единственно законным методом познания догматов. Он полагает, что истину нельзя найти посредством слепой интуиции, она познается лишь с помощью интуиции рациональной. Он пишет: «Если истина есть, то она реальная разумность и разумная реальность; она есть конечная бесконечность и бесконечная конечность, или, выражусь математически, актуальная бесконечность, бесконечное, мыслимое как целокупное Единство» [Столп и утверждение истины. М., 1990. С. 43]. Подлинная истина, разумная истина возможна только на небе, а на земле мы имеем лишь множество истин, «осколков истин». В этом произведении Флоренский исследовал проблему любви. Для него любовь не является просто психическим процессом, она представляет собой субстанциальный акт, переходящий от субъекта на объект, и имеет опору в объекте, что приводит в конце концов к отождествлению двух супеств и преображает онтологически любящие существа. Истинная любовь возможна лишь при участии божественной силы, так как мы любим только в Боге и через Бога. Истинная любовь формирует новую реальность, которая состоит из трех абсолютных ценностей: любви, красоты, истины, представляющих не три разных начала, а одну и ту же, но под разными углами рассматриваемую духовную жизнь. Так как любовь освобождает от эгоизма, то красота мира доступна тому, кто любит. Флоренский рассматривает проблему Софии. Для него София вселенская реальность, которая представляет собой «четвертую ипостась», понимаемую многогранно. София выступает как Великий Корень «целокупной твари», как творческая любовь Бога. Он пишет: «В отношении к твари София есть Ангел-Хранитель твари, Идеальная личность мира» [Там же. С. 326]. Поэтому София является церковью как в небесном, так и в земном аспектах. «Если София есть вся Тварь, то душа и совесть Твари Человечество есть София по преимуществу. Если София есть все Человечество, то душа и совесть Человечества Церковь есть София по преимуществу. Если София есть Церковь, то душа и совесть Церкви Церковь Святых есть София по преимуществу. Если София есть Церковь Святых, то душа и совесть Церкви Святых Ходатаица и Заступница за Тварь пред Словом Божиим, судящим Тварь и рассекающим ее надвое Матерь Божию, «миру Очистилище», опять-таки есть София по преимуществу» [С. 350-351). Флоренский развивает учение Соловьева о конкретных идеальных началах мироздания, об идеальном бытии. Понятие идеальной целостности жизни было развито многими религиями, они выражали это символическими терминами, а именно, «изображение жизни в ее целостности, или, иначе, идея жизни». Флоренский полагает, что цельность личности состоит не в эгоизме, а в любви. Он пишет: «Без любви, а для любви нужна прежде всего любовь Божия, без любви личность рассыпается в дробность психологических элементов и моментов. Любовь Божия связь личности... Весь организм, как телесный, так и душевный из целостного и стройного орудия, из органа личности превращается в случайную колонию, в сброд не соответствующих друг другу и самодействующих механизмов. Одним словом, все оказывается свободным во мне и вне меня, все, кроме меня самого» [С. 173, 175]. Поэтому идеальная христианская жизнь должна состоять не в отгораживании от мира, а в принятии жизни и мира оптимистическим образом, в его улучшении. Флоренский писал о св. Кирилле, обратившем в христианство славян, что сияние Софии озаряло всю жизнь этого святого, который искал спасения в пустыне и не был похож на изможденных святых Египта и Палестины. Он обладал несметными богатствами и вел королевский образ жизни, благословляя не отчуждение от жизни, а преображение полноты бытия. Флоренский полагал, что идеи Платона представляют собой не нечто абстрактное, а вполне живые конкретные личности, хотя под личностями он понимал не только отдельное Я, но расу, нацию, человечество.

  1. флоренский павел александровичрус. религ. философ священник и богослов последователь Д. Соловьеве. Центр. вопрос его гл. работы Столп и утверждение истины обоснование истинности правосл. догматики осо...Атеистический словарь
  2. флоренский, павел александровичРод. ум. расстрелян . Священнослужитель религиозный мыслитель ученый. Выпускник физикоматематического факультета Московского университета позднее Московской духовной ак...Большая биографическая энциклопедия
  3. флоренский павел александровичрелигиозный философ ученый энциклопедист многие труды которого имеют важное значение для психологии в особенности культурноисторической. Ф. развивал орудийный подход к ку...Большая психологическая энциклопедия
  4. флоренский павел александровичФлоренскийstrong Павел Александрович [. г. Евлах ныне Азербайджанской ССР .] русский учный религиозный философ. Окончил физикоматематическую отдельного Московского униве...Большая Советская энциклопедия II
  5. флоренский павел александровичФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ религиозный философ ученый энциклопедист многие труды которого имеют важное значение для психологии в особенности культурноисторической. ...Большой психологический словарь
  6. флоренский павел александровичФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович российский ученый религиозный философ богослов. В сочинении Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи разрабатывал учение о ...Большой Энциклопедический словарь V
  7. флоренский, павел александровичПавел Александрович российский ученый религиозный философ богослов. В сочинении Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи разрабатывал учение о Софии Пре...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. флоренский павел александровичроссийский деятель культуры ученый религиозный философ богослов.С г. преподаватель в гг. профессор Московской духовной академии. В г. принял священство. В г. был на...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  9. флоренский павел александровичОтец Павел религиозный мыслитель и ученый. Основные работы Философия культа Иконостас Детям моим. Воспоминания прошлых дней Имена и др. Отстаивал духовные ценности пр...Педагогический словарь
  10. флоренский, павел александровичОтец Павел религиозный мыслитель и ученый. Отстаивал духовные ценности православия. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М. . С....Педагогический терминологический словарь
  11. флоренский павел александровичВ ред. ж. Богословский вестник. Философ богослов. Окончил физ.матем. фт Моск. унта и Моск. духовную акад. где преподавал в с профессор по каф. истории философии. В ...Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
  12. флоренский павел александрович. Евлах Елисаветпольской губ. ныне Азербайджан . религиозный мыслитель ученый. Детство Ф. провел в Тифлисе и Батуме где его отец инженер путей сообщения строил военную Ба...Русская философия
  13. флоренский павел александрович. . религиозный философ ученыйэнциклопедист. В принял сан священника не занимая приходской должности. В защитил магистерскую диссертацию О духовной истине. Опыт правос...Святая Русь - энциклопедический словарь
  14. флоренский павел александровичФлоренский Павел Александрович сотр. Богослов. В.Псевдонимыi П. Ф. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  15. флоренский павел александровичФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович религиозный мыслитель ученыйэнциклопедист. Учился в Московском унте на физикоматематическом факультете стал приверженцем математической ш...Философская энциклопедия
  16. флоренский павел александровичрод. янв. Евлах Елизаветопольской губ. ум. Соловки расстрелян рус. религиозный философ ученый священник и богослов последователь В. С. Соловьева. В принял священство ...Философский энциклопедический словарь II
  17. флоренский павел александровичо. Павел русский философ богослов искусствовед литературовед математик и физик. Оказал существенное влияние на творчество Булгакова особенно заметное в романе Мастер и М...Энциклопедия Булгакова
  18. флоренский павел александровичученый религиозный мыслитель богослов. В сочинении Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи разрабатывал учение о Софии Премудрости Божией как основе осмысл...Энциклопедия История отечества
  19. флоренский павел александровичученый религиозный мыслитель богослов. В сочинении Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи разрабатывал учение о Софии Премудрости Божией как основе осмысл...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  20. флоренский, павел александровичФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ русский философ богослов ученый. Родился января в Евлахе Елисаветпольской губернии. Учился на физикоматематическом факультете Московского...Энциклопедия Кольера II
  21. флоренский павел александровичрусский философ богослов ученый. Родился января в Евлахе Елисаветпольской губернии. Учился на физикоматематическом факультете Московского университета с . Уже в студенч...Энциклопедия Кольера
  22. флоренский павел александровичрус. религиозный философ ученый инженер. В своих общемировоззренческих и эстетических установках придерживался традиции христианского платонизма исходя из единства двух м...Эстетика