Русская философия

ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(9(21).01.1882, Евлах Елисаветпольской губ. (ныне Азербайджан) 8.12.1937) религиозный мыслитель, ученый. Детство Ф. провел в Тифлисе и Батуме, где его отец, инженер путей сообщения, строил военную Батумо-Ахалцыхскую дорогу. Учился во 2-й Тифлисской классической гимназии вместе с Д. Д. Бурлюком, А. В. Ельчаниновым, Эрном, Л. Б. Розенфельдом (Каменевым). Летом 1899 г. Ф. пережил духовный кризис, когда ему открылась ограниченность физического знания, результатом чего было возникновение интереса к религии. В это же время зарождается его *математический идеализм*, к-рый он характеризовал как *коренное убеждение, что все возможные закономерности бытия уже содержатся в чистой математике как первом конкретном, а потому доступном использованию самообнаружении принципов мышления*. В связи с этим убеждением у него явилась *потребность построить себе философское миропонимание, опираясь на углубленные основы математического познания* (см.: Богословские труды. 1982. № 23. С. 366). В 1900 г. Ф. поступил на физико-математический ф-т Московского ун-та по отд. чистой математики. Большое влияние на него оказал Бугаев, учение к-рого о прерывности (аритмологию) он обогатил идеями теории множеств Г. Кантора. Его работа *О символах бесконечности* (1904) была первым трудом по теории множеств в России. Свое кандидатское соч. *Об особенностях плоских кривых как местах нарушения ее непрерывности* Ф. предполагал сделать частью большой философской работы *Прерывность как элемент миросозерцания*. В синтезе теории множеств Кантора и аритмоло-гии Бугаева он видел универсальный метод решения проблем не только математики, но и др. областей знания (*философско-математический синтез*). При этом точку и число он понимал как живую монаду, *умный первоорганизм*. Параллельно с занятиями математикой Ф. активно участвует в студенческом Историко-филологическом об-ве, созданном по инициативе С. Н. Трубецкого, под руководством к-рого он написал работу *Идея Бога в платоновском государстве*, а под руководством Лопатина, возглавлявшего философскую секцию в об-ве, работу *Учение Дж. Ст. Милля об индуктивном происхождении геометрических понятий*. В сентябре 1904 г., по совету епископа Антония (Флоренсова), Ф. поступает в Московскую духовную академию. Написанное по ее окончании кандидатское соч. *О религиозной истине* легло в основу его магистерской диссертации. В сентябре 1908 г. он был утвержден исполняющим должность доцента академии по кафедре истории философии. В апреле 1911 г. Ф. был рукоположен ректором академии епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским) в сан диакона, а затем в сан священника. С 1912 г. он служил в Сергиево-Посадской церкви убежища (приюта) сестер милосердия Красного Креста. За время преподавания в академии (1908-1919) Ф. создал ряд оригинальных курсов по истории античной философии, философии культуры и культа, кантовской философии, лишь нек-рые разделы к-рых были опубликованы (Пределы гносеологии // Богословский вестник. 1913. Т. 1. № 1; Смысл идеализма. Сергиев Посад, 1915; Первые шаги философии. Сергиев Посад, 1917). Оценивая вклад Ф. в изучение платонизма, Лосев писал, что он дал *концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую все, что когда-нибудь я читал о Платоне*. *Новое, что вносит Флоренский в понимание платонизма, это учение о лике и магическом имени. Платоновская Идея выразительна, она имеет определенный живой лик* (Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 692-693). Живое существо, по Ф., - это наиболее наглядное проявление идеи. Идея есть монада-единица, но особого рода - *бесконечная единица*. Идеи Платона соответствуют имени. *То, что познается, идея Платона есть точное соответствие имени, внутреннюю силу которого постигает кудесник в своем волхвовании. И эти полновесные имена так же относятся к обычным именам-кличкам, как идеи Платона к пустым рассудочным понятиям* Флоренский П. А. Общечеловеческие корни идеализма // Символ. 1984. № 11. С. 191). Т. обр., считал он, идея Платона, единица, заключает в себе силу-субстанцию-слово, формирующее самое бытие вещи. В 1908 г. в сб. *Вопросы религии* (вып. 2) появилась первая редакция кн. *Столп и утверждение истины*, к-рая легла в основу магистерской диссертации Ф. *О Духовной Истине. Опыт православной теодицеи* (М., 1913. Вып. 1-2). После защиты диссертации в 1914 г. он стал магистром богословия и экстраординарным проф. академии по кафедре истории философии. В этом же году вышел отдельным изданием самый известный его труд *Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи* (М., *Путь*). Свою жизненную задачу Ф. понимал как проложение путей к будущему цельному мировоззрению, синтезирующему веру и разум, интуицию и рассудок, богословие и философию, искусство и науку. Отвлеченные построения были ему чужды, и сам он в *Мнимостях в геометрии* (1922) называл свою философию *конкретной метафизикой*. Т. обр., Ф. следует традиции рус. философской мысли, выраженной в названии кн. В. С. Соловьева *Критика отвлеченных начал*. Существенной проблемой как онтологии, так и теории познания он считал выявление языка символов. Бытие, по Ф., имеет два взаимосвязанных модуса: оно обращено внутрь, сосредоточено и укоренено в своей глубине и вместе с тем являет себя энергетически вовне. Носителями энергий бытия выступают имена и слова. Они суть не что иное, как само бытие в его открытости человеку, а посему они символы бытия. *Бытие, которое больше самого себя, таково основное определение символа... Символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, растворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю*. По Ф., *слово, как деятельность познания, выводит ум за пределы субъективности и соприкасает с миром, что по ту сторону наших собственных психических состояний. Будучи психофизиологическим, слово не дымом разлетается в мире, но сводит нас лицом к лицу с реальностью и, следовательно, прикасаясь к своему предмету, оно столь же может быть относимо к его, предмета, откровению в нас, как и нас ему и пред ним* (У водоразделов мысли // Соч. М., 1990. Т. 2. С. 287, 281). Познание переживается Ф. как брак бытия познающего с бытием познаваемым, как взаимодействие их энергий. Поскольку язык выражает познавательное отношение к миру, он двойствен. Он есть и устойчивая система, и живая деятельность духа. Это напряженное двуединство условие бытия языка. Ф. выступал на стороне имеславия, увидев в имеборчестве стремление к разрушению символов, аналогичное иконоборчеству, результат влияния позитивизма. Антиномичность (см. Антиномизм) Ф. считал одной из осн. характеристик бытия в его нынешнем падшем состоянии. Соответственно антиномично и всякое действие разума. Мир надтреснут, и причина этого грех и зло. Антиномичность, по мнению Ф., преодолевается подвигом веры и любви. *Руководящая тема культурно-исторических воззрений Флоренского, писал он в Автореферате, отрицание культуры как единого во времени и пространстве процесса, с вытекающим отсюда отрицанием эволюции и прогресса культуры. Что же касается до жизни отдельных культур, то Флоренский развивает мысль о подчиненности их ритмически сменяющимся типам культур средневековой и культуры возрожденской*. Признаками средневековой культуры как объективного типа, с этой т. зр., являются целостность и органичность, соборность, диалектичность, динамика, активность, волевое начало, прагматизм (деяния), реализм, синтетичность, аритмология, конкретность и самособранность. Признаками же культуры Возрождения (как субъективного типа) выступают: раздробленность, индивидуализм, логичность, статичность, пассивность, интеллектуализм, сенсуализм, иллюзионизм, аналитичность, отвлеченность и поверхностность. Ренессансовая культура Европы, по убеждению Ф., закончила свое существование к нач. XX в., и теперь можно наблюдать первые ростки культуры нового типа. Собственное мировоззрение Ф. считал соответствующим в принципе складу мышления XIV-XV вв. рус. средневековья. Осн. законом мира, полагал Ф., является закон возрастания энтропии, понимаемый им как закон возрастания хаоса во всех областях мира. Хаосу противостоит Логос. Средневековая культура, коренящаяся в культе, сознательно борется с человекобожнической культурой Возрождения, несущей в своих глубинах начало хаоса. Вера определяет культ, а культ миропонимание, от к-рого далее следует культура. Ф. был против представления о культуре как о первичной и самодовлеющей ценности. Для определения подлинной шкалы ценностей необходимо выйти за пределы культуры к ценностям высшим по отношению к ней. Такой ценностью Ф. полагал религиозный культ как единство трансцендентного и имманентного, чувственного и рационального, духовного и телесного. Ф. верил в возможность *райской цельности творчества* в любую эпоху и связывал ее с доступной человеку духовной гармонией, что живет в глубинах личности. Вопрос о пространстве он считал одним из осн. в искусстве и в миропонимании вообще. Такое представление привело Ф. к разработке понятий прямой и обратной перспектив как конкретно-исторических типов художественного изображения, соответствующих *возрожденскому* и *средневековому* миропониманию. Соответственно этому в работе *Иконостас* Ф. рассматривает икону как высший художественный символ духовной реальности, выявляет духовное значение не только художественного образа иконы, но и символику ее вещественных составляющих. Исследуя, какими средствами, непосредственно связанными с миросозерцанием, художник воспроизводит пространственно-временные отношения изображаемого, Ф. усматривал его задачу избрать такую организацию пространства-времени, к-рая объективно символизировала бы многослойную действительность, преодолевая чувственную видимость, натуралистическую кору случайного, и открывала бы устойчивое, неизменно общезначимое в действительности (Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. С. 70-71). Ф. автор оригинальной философской прозы: лирические места *Столпа и утверждения истины*, *Иконостаса*, *Философии культа* и др., воспоминаний *Детям моим*. Поэтическое творчество Ф. выражает его переход от *без Бога*, через *идеализм* к *православию*. Богословские труды Ф. принадлежат к области христианской философской апологетики. Он разработал систему теодицеи (оправдания Бога) и антроподицеи (оправдания человека). По Ф., теодицея основана на *столпе и утверждении истины*, т. е. на церкви. Антроподицея, решающая вопрос, как согласовать веру в то, что человек создан по образу и подобию Божию, т. е. совершенным и разумным, с наличным его несовершенством и греховностью, развита Ф. в незавершенной кн. *У водоразделов мысли* и во мн. связана у Ф. с проблемами философской антропологии. В характерном для рус. религиозной философии представлении о мире как органическом целом, пронизанном Божьим замыслом и силой, коренилось понимание Ф. Софии Премудрости Божией. Для него София прежде всего есть *начаток и центр искупленной твари*, *тварное естество, воспринятое Божественным Словом* (Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 350). Это представление лежало в основе его взглядов на Софию как церковь в ее земном и небесном аспекте, как Деву Марию, как *идеальной личности человека*, т. е. образе Божием в человеке, как Царстве Божием, *предсуществующей... запредельной реальности*, *миротворческой мысли Божией*, *существенной красоте во всей твари* (Там же. С. 329, 333, 351). Вместе с тем Ф. была чужда тенденция перенесения своих высказываний по проблемам софиологии из области религиозной философии в церковную догматику. В 1912 г. Ф. был назначен редактором издававшегося при Московской духовной академии журн. *Богословский вестник*, в к-ром публиковались при сохранении церковности и традиционной академичности многочисленные статьи философского, литературного и математического характера. После Февральской революции 1917 г. Ф. был отстранен от редактирования *Богословского вестника*, а вскоре после Октября была закрыта Московская духовная академия. После революции Ф. продолжал свою проповедническую деятельность (в лекциях, к-рые он читал в Москве; изданы под названием *Из богословского наследия* (Богословские труды. 1977. Сб. 17). Не прекращалось и его иерейское служение. В октябре 1918 г. он был приглашен в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Так началась его государственная служба, к-рую он понимал как служение своему народу, Отечеству. Комиссией было принято, научно описано и спасено огромное историко-художественное духовное богатство Лавры. С мая 1920 г. он участвовал в работе византийской секции Московского ин-та историко-художественных изысканий и музееведения при Российской Академии истории материальной культуры Наркомпроса, а также в организации Русского (ныне Государственного) исторического музея. С 1920 г. Ф. начал работать на московском заводе *Карболит*, а затем перешел на исследовательскую работу в Главэлектро ВСНХ РСФСР. В январе 1921 г. поступил в Карболитную комиссию ВСНХ. В то же время он вел экспериментальные работы в Государственном экспериментальном электротехническом ин-те, стал зав. лабораторией испытания материалов ин-та, к-рую сам создал. В своих соч. он продолжал углублять темы богословия и философии. В 1921 г. Ф. был избран проф. ВХУТЕ-МАСа по кафедре *Анализ пространственное в художественных произведениях* на печатно-графическом ф-те. В это время он сотрудничает с литературно-художественным объединением *Маковец*. В церковно-общественной жизни того времени он не участвовал, сохраняя каноническую верность патриарху Тихону, а впоследствии его местоблюстителю митрополиту Сергию. С 1927 г. Ф. один из редакторов *Технической энциклопедии*, опубликовал в ней ок. 150 статей. Летом 1928 г. Ф. находился в ссылке в Нижнем Новгороде, где работал в радиолаборатории, вернувшись же из ссылки, продолжал работать в ГЭЭИ. Его многочисленные изобретения и открытия в различных областях науки и техники имели важное значение в развитии народного хозяйства. 25 февраля 1933 г. Ф. был арестован и осужден по ложному обвинению. В г. Сковородино в Забайкалье он работал на мерзлотоведческой станции, а 1 сентября 1934 г. был отправлен в Соловецкий лагерь, где в лаборатории занимался вопросами добычи йода и агар-агара из водорослей. 8 декабря 1937 г. Ф. был расстрелян.

  1. флоренский павел александровичрус. религ. философ священник и богослов последователь Д. Соловьеве. Центр. вопрос его гл. работы Столп и утверждение истины обоснование истинности правосл. догматики осо...Атеистический словарь
  2. флоренский, павел александровичРод. ум. расстрелян . Священнослужитель религиозный мыслитель ученый. Выпускник физикоматематического факультета Московского университета позднее Московской духовной ак...Большая биографическая энциклопедия
  3. флоренский павел александровичрелигиозный философ ученый энциклопедист многие труды которого имеют важное значение для психологии в особенности культурноисторической. Ф. развивал орудийный подход к ку...Большая психологическая энциклопедия
  4. флоренский павел александровичФлоренскийstrong Павел Александрович [. г. Евлах ныне Азербайджанской ССР .] русский учный религиозный философ. Окончил физикоматематическую отдельного Московского униве...Большая Советская энциклопедия II
  5. флоренский павел александровичФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ религиозный философ ученый энциклопедист многие труды которого имеют важное значение для психологии в особенности культурноисторической. ...Большой психологический словарь
  6. флоренский павел александровичФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович российский ученый религиозный философ богослов. В сочинении Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи разрабатывал учение о ...Большой Энциклопедический словарь V
  7. флоренский павел александровичрусский религиозный философ представитель той школы философии основы которой заложил Вл. Соловьев. Учился в Московском университете на математическом и философском факуль...Великие философы
  8. флоренский, павел александровичПавел Александрович российский ученый религиозный философ богослов. В сочинении Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи разрабатывал учение о Софии Пре...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. флоренский павел александровичроссийский деятель культуры ученый религиозный философ богослов.С г. преподаватель в гг. профессор Московской духовной академии. В г. принял священство. В г. был на...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  10. флоренский павел александровичОтец Павел религиозный мыслитель и ученый. Основные работы Философия культа Иконостас Детям моим. Воспоминания прошлых дней Имена и др. Отстаивал духовные ценности пр...Педагогический словарь
  11. флоренский, павел александровичОтец Павел религиозный мыслитель и ученый. Отстаивал духовные ценности православия. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М. . С....Педагогический терминологический словарь
  12. флоренский павел александровичВ ред. ж. Богословский вестник. Философ богослов. Окончил физ.матем. фт Моск. унта и Моск. духовную акад. где преподавал в с профессор по каф. истории философии. В ...Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
  13. флоренский павел александрович. . религиозный философ ученыйэнциклопедист. В принял сан священника не занимая приходской должности. В защитил магистерскую диссертацию О духовной истине. Опыт правос...Святая Русь - энциклопедический словарь
  14. флоренский павел александровичФлоренский Павел Александрович сотр. Богослов. В.Псевдонимыi П. Ф. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  15. флоренский павел александровичФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович религиозный мыслитель ученыйэнциклопедист. Учился в Московском унте на физикоматематическом факультете стал приверженцем математической ш...Философская энциклопедия
  16. флоренский павел александровичрод. янв. Евлах Елизаветопольской губ. ум. Соловки расстрелян рус. религиозный философ ученый священник и богослов последователь В. С. Соловьева. В принял священство ...Философский энциклопедический словарь II
  17. флоренский павел александровичо. Павел русский философ богослов искусствовед литературовед математик и физик. Оказал существенное влияние на творчество Булгакова особенно заметное в романе Мастер и М...Энциклопедия Булгакова
  18. флоренский павел александровичученый религиозный мыслитель богослов. В сочинении Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи разрабатывал учение о Софии Премудрости Божией как основе осмысл...Энциклопедия История отечества
  19. флоренский павел александровичученый религиозный мыслитель богослов. В сочинении Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи разрабатывал учение о Софии Премудрости Божией как основе осмысл...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  20. флоренский, павел александровичФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ русский философ богослов ученый. Родился января в Евлахе Елисаветпольской губернии. Учился на физикоматематическом факультете Московского...Энциклопедия Кольера II
  21. флоренский павел александровичрусский философ богослов ученый. Родился января в Евлахе Елисаветпольской губернии. Учился на физикоматематическом факультете Московского университета с . Уже в студенч...Энциклопедия Кольера
  22. флоренский павел александровичрус. религиозный философ ученый инженер. В своих общемировоззренческих и эстетических установках придерживался традиции христианского платонизма исходя из единства двух м...Эстетика