Великие философы

СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

(1853-1900) первый крупнейший русский философ религиозного плана, создавший всеобъемлющую философскую систему. Он был сыном известного историка Сергея Михайловича Соловьева, написавшего Историю России в 29 томах. Учился на физико-математическом факультете Московского университета. Защитил магистерскую диссертацию под названием «Кризис западной философии (против позитивистов)» в 1874 г. После окончания Московского университета около года учился в Московской духовной академии. Для проведения научных исследований в области индийской гностической и средневековой философии, а также проблем Софии Соловьев отправляется в Лондон и работает там в Британском музее. Из Лондона едет в Египет, побуждаемый своими мистическими видениями. Первое такое видение, связанное с безответной детской любовью, он пережил в десятилетнем возрасте. Оно посетило его под церковными сводами во время богослужения и оказало влияние на всю его последующую жизнь. Во второй раз видение явилось ему в Лондоне и подсказало поездку в Египет. Почему Соловьев отправился в Египет, достоверно никому не известно, это можно объяснить лишь личными причинами. Приехав в Каир, он уже через несколько дней отправился в Фиваиду, находящуюся в 200 километрах от Каира. Фиваида это древнейшее место, где сохранились памятники египетской и христианской культур. По всей вероятности, мистические тайны, связанные с Фиваидой, и влекли Соловьева, интересовавшегося в тот период каббалистическими мотивами. Он отправился в Фиваиду пешком, один, одетый в европейское платье в цилиндр и пальто. Недалеко от Каира, в 20 километрах, ему встретились бедуины, которые его ограбили и исчезли. Один среди пустыни он лежал на земле, и ему явилось видение, которое он описал в стихотворении «Три свидания»: Все видел я, и все одно лишь было, Один лишь образ женской красоты... Безмерное в его размер входило, Передо мной, во мне одна лишь ты. Это стихотворение в некоторой степени объясняет путешествие Соловьева в Египет и Фиваиду. Его всю жизнь волновал образ вечной женственности образ Софии Премудрости Божией. Это понятие Софии Соловьев взял из каббалистической литературы. Источники, связанные с этим образом, он изучал в Британском музее. Под влиянием изучения теософской литературы он и отправился в Египет. Соловьева в этот период охватывали мистические эмоционально-умозрительные состояния, в которых ему представлялся образ Софии в виде некой космической лазури с женским лицом. Это Соловьев отразил в своем стихотворении (1875): Вся в лазури сегодня явилась Передо мною царица моя, Сердце сладким восторгом забилось, И в лучах восходящего дня Тихим светом душа засветилась, А вдали, догорая дымилось Злое пламя земного огня. После возвращения из Египта Соловьев переселился в Петербург, поступив на службу в Ученый совет Министерства народного просвещения. В 1880 г. защитил докторскую диссертацию под названием «Критика отвлеченных начал». 28 марта 1881 г. прочитал публичную лекцию, в которой призвал царя Алексадра III помиловать убийц Александра II, так как, по его мнению, казнь народовольцев, осуществивших убийство Александра II 1 марта 1881 г., противоречила христианскому понятию о нравственности. Это вызвало отрицательное отношение к Соловьеву со стороны официальных кругов России. Он подал в отставку из Министерства народного просвещения, а в 1888 г. окончательно оставил профессорскую деятельность. В 80-е годы Соловьев по приглашению епископа Штроссмейера посетил Загреб в Хорватии и там опубликовал книгу «История и будущность теократии». В этой книге, а также в книге «Россия и вселенская церковь», опубликованной в Париже на французском языке, Соловьев положительно отзывается о римско-католической церкви. Все это породило мнение, что Соловьев отошел от православия и стал католиком. Однако это не соответствовало действительности. В этот период он интересовался проблемой воссоединения церквей и был уверен в нерушимости мистических уз западной и восточной церквей, несмотря на их внешнее разделение. Он остался верным православной церкви, и это он сам подтвердил по возвращении из Загреба в 1888 г. Он всегда осуждал переход из одной веры в другую и в кругу друзей решительно отрицал свой переход из православия в католичество. По своему внешнему облику Соловьев, «не будучи аскетом... имел вид изможденный и представлял собой какие-то живые мощи. Густые локоны, спускавшиеся до плеч, делали его похожим на икону... С этой наружностью аскета резко контрастировал его звучный, громкий голос: он поражал своей неизвестно откуда шедшей, мистической силой и глубиной» {Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.С.Соловьева. М., 1913. Т. 2. С. 3, 18]. «Своим духовным обликом он напоминал тот созданный бродячей Русью тип странника, который ищет вышняго Иерусалима, а потому проводит жизнь в хождении по всему необъятному простору земли, чтит и посещает все святыни, но не останавливается надолго ни в какой здешней обители» [Там же. С. 33]. Внешний вид Соловьева говорил о его беспорядочном образе жизни. Он не придерживался определенного распорядка в работе и отдыхе. Питался не систематически и как попало, часто бывал в разъездах и жил где попало: то в гостинице, то у друзей или знакомых. Не был женат, и ему не посчастливилось в личной жизни. В семнадцать лет он влюбился в свою кузину Екатерину Романову. После нескольких лет помолвки Романова ему отказала. В 1875 г. в альбоме Т.Л. Сухотиной он записал, отвечая на вопрос, был ли он влюблен и сколько раз: «Серьезно один, вообще 27 раз». В материальных и денежных вопросах он был крайне нетребователен и пренебрежителен и отдавал деньги всем, кто у него их просил, сам часто оставаясь без копейки. А если не было денег, то он отдавал и вещи, также оставаясь сам без вещей. В силу своего ума, широты интересов, эрудиции, общительности, остроумия он был душой компании и имел много друзей среди различных слоев общества. Ему нравились дружеские сборища за рюмкой вина, предпочитал он красное вино. Он говорил Трубецкому: «Вино прекрасный реактив: в нем обнаруживается весь человек: кто скот, тот в вине станет совершенной скотиной, а кто человек, тот станет выше человека» [Там же. С. 16-17]. Основные философские труды Вл. Соловьева: «Кризис западной философии (против позитивистов)» (1874), «Философские начала цельного знания» (1877), «Критика отвлеченных начал» (1877-1880), «Чтения о Богочеловечестве» (1877-1881), «История и будущность теократии» (1885-1887), «Россия и вселенская церковь» (1889), «Смысл любви» (1892-1894), «Оправдание добра» (1895), «Первое начало теоретической философии» (1897-1899), среди политико-философских работ следует отметить его «Национальный вопрос в России» (1883-1891), «Китай и Европа» (1890). Кроме того, Соловьевым написано большое количество стихотворений, которые в некоторых случаях выражают и его философские мысли. В течение всей своей жизни Соловьев переживал глубокую духовную эволюцию. С малых лет он был воспитан в религиозном духе. Однако в юности пережил религиозный кризис, продолжавшийся с 1866 по 1871 г. В этот период он разочаровался в религии, стал атеистом, выбросил в сад иконы, стоял на позициях вульгарного материализма Бюхнера. Но постепенно под влиянием чтения произведений различных философов отошел от атеистических воззрений и стал глубоко верующим человеком, создал свою религиозную философскую систему, хотя и не соблюдал систематически религиозные обряды. Соловьев пришел к твердому мнению, что лишь благодаря вере в Христа человечество способно возродиться. По мнению Соловьева, прогресс науки и философии привел к тому, что форма, в которой существует христианство, перестала соответствовать его содержанию. Следует восстановить истинное христианство: «Ввести вечное содержание христианства в новую, соответствующую ему, т.е. разумную, безусловно, форму... Но до этого практического осуществления христианства в жизни пока еще далеко. Теперь нужно еще сильно поработать над теоретической стороной, над богословским вероучением. Это мое настоящее дело». Поэтому настоящим делом Соловьева стало создание христианской православной философии, которая представляет основные догматы христианства, имеющие огромное значение как для философских основ естествознания, так и для нравственной жизни человека. Все эти теоретические исследования Соловьева направлены на решение практических задач: на совершенствование мира, борьбу с себялюбием, претворение в жизнь христианских идеалов любви, обладание абсолютными ценностями. Всесторонние исследователи Соловьева делят творчество этого мыслителя на три периода: 1) период занятий теософией, т.е. христианским учением; 2) период занятий теократией; 3) период занятий теургией, эсхатологией. Система Соловьева попытка создать религиозную философию,

  1. соловьев владимир сергеевичизвестный философ публицист и поэт соединявший церковномистическое мировоззрение с либеральными взглядами в политических и общественных вопросах. Философия Соловьева была...1000+ биографических данных - словарь
  2. соловьев владимир сергеевичрус. релит философмистик крый в своих работах Критика отвлеченных начал Чтения о богочеловечестве Оправдание добра и др. попытался создать всеобъемлющее филос.богосл. ...Атеистический словарь
  3. соловьёв владимир сергеевичРусский поэт философ публицист критик. Автор поэмы Три свидания лирических стихотворений цикла софийный цикл Вся в лазури сегодня явилась У царицы моей есть высокий дворе...Афоризмы русских писателей
  4. соловьев владимир сергеевичСоловьев Владимир Сергеевич знаменитый философ и публицист. Родился января г. Отец его знаменитый историк см. ниже мать происходит из малороссийской дворянской семьи ...Биографический словарь
  5. соловьев, владимир сергеевичзнаменитый философ и публицист. Род. января г. Отец его знаменитый историк см. мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых. Двоюродным прадедом С. с м...Большая биографическая энциклопедия
  6. соловьёв владимир сергеевичСоловьвstrong Владимир Сергеевич [. Москва . с. Узкое ныне в черте г. Москвы] русский религиозный философ поэт публицист и критик. Сын С. М. Соловьева. Учился на физиком...Большая Советская энциклопедия II
  7. соловьев владимир сергеевич1знаменитый философ и публицист. Родился января г. Отец его знаменитый историк см. ниже мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых . Двоюродным прадед...Большой российский биографический словарь
  8. соловьев владимир сергеевичСОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич российский религиозный философ поэт публицист. Сын С. М. Соловьева. В учении Соловьева об универсуме как всеединстве христианский платонизм ...Большой Энциклопедический словарь V
  9. соловьёв, владимир сергеевичВладимир Сергеевич российский религиозный философ поэт публицист. Сын С.М. Соловьева. В учении Соловьева об универсуме как всеединстве христианский платонизм переплета...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. соловьев, владимир сергеевичрелигиозный философ. Наиболее полно политикоправовые взгляды Соловьева сформулированы в Оправдание добра и Право и нравственность . Своей концепцией всеединства Соловьев...Именной словарь-справочник политических деятелей
  11. соловьев владимир сергеевичизвестный философ публицист и поэт соединявший церковномистическое мировоззрение с либеральными взглядами в политических и общественных вопросах. Философия Соловьева имел...Исторический справочник русского марксиста
  12. соловьев владимир сергеевичроссийский философ поэт публицист. Сын историка СМ. Соловьева ректора Московского унта и автора томной Истории России с древнейших времен . Окончив с отличием Московский...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  13. соловьев владимир сергеевичроссийский религиозный философ поэт публицист переводчик и литературный критик. Сын С. М. Соловьева. Создал учение об объединении Востока и Запада через воссоединение цер...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  14. соловьёв владимир сергеевичСОЛОВЬВstrong Владимир Сергеевич рус. религ. философ поэт. Оценка творчества Л. вытекает из его общих философскоэстетич. воззрений в центре крых утверждение что красота...Лермонтовская энциклопедия
  15. соловьёв владимир сергеевичСоловьв Владимир Сергеевич Москва село Узкое ныне в черте Москвы философ поэт публицист. Отец Соловьва знаменитый историк профессор Московского университета С.М. Соло...Москва (энциклопедия)
  16. соловьев (владимир сергеевич)русский философ и поэт Москва там же . Его собрание сочинений включает томов . Крупнейшая фигура русского философского идеализма. Его метафизика индивида софиология или...Новый философский словарь
  17. соловьев, владимир сергеевичроссийский религиозный философ поэт публицист. Сын С. М. Соловьева. В учении Соловьева об универсуме как всеединстве христианский платонизм переплетается с идеями новоевр...Политическая наука - Словарь-справочник
  18. соловьев, владимир сергеевичрусский религиозный философ поэт автор концепции всеединства. Отстаивал неразрывную связь права и государства с религиознонравственными ценностями. Видел в государстве и ...Политологический словарь-справочник
  19. соловьев владимир сергеевич. Москва . с. Узкое ныне в черте Москвы философ поэт публицист литературный критик. Сын историка и проф. Московского унта С. М. Соловьева. По окончании гимназии в г. С...Русская философия
  20. соловьев владимир сергеевич. . философ поэт публицист и критик. Сын историка С.М. Соловьева. Общий пафос философского творчества Соловьева освобождение человека как от пагубной власти индивидуали...Святая Русь - энциклопедический словарь
  21. соловьев владимир сергеевичрус. религиозный философ публицист и поэт. Проблема человеческой личности трактуемая в духе христианской традиции одна из стержневых в философии С. Он видел в личности не...Словарь по этике
  22. соловьев владимир сергеевичСоловьев Владимир Сергеевич янв. июля поэт публицист и философПсевдонимыi В. С.u В. С. С.u Вл. С.u Гелиотропов К.u Князь Гелиотроповu Князь Э. Гелиотроповu Князь Эс...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  23. соловьёв владимир сергеевич[. Москва . с. Узкое ныне в черте г. Москвы] рус. религ. философ поэт публицист и критик. Сын историка С. М. Соловьва. После речи против смертной казни в марте в связи с...Советский философский словарь
  24. соловьёв владимир сергеевичСОЛОВЬВ Владимир Сергеевич философ поэт публицист литературный критик. Сын известного историка См. Соловьева учился на естественном и историкофилологическом факультетах...Философская энциклопедия
  25. соловьев владимир сергеевичрод. янв. Москва ум. июля там же крупнейший рус. религиозный философ поэт публицист сын С. М. Соловьева ректора Московского унта и автора томной Истории России с древ...Философский энциклопедический словарь II
  26. соловьев владимир сергеевичСоловьев Владимир Сергеевич знаменитый философ и публицист. Род. января г. Отец его знаменитый историк см. ниже мать происходит из малороссийской дворянской семьи Ром...Энциклопедический словарь
  27. соловьев владимир сергеевичIstrongзнаменитый философ и публицист. Род. января г. Отец его знаменитый историк см. ниже мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых. Двоюродным пра...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  28. соловьев, владимир сергеевичСОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ русский философ публицист поэт. Родился января в Москве в семье историка С.М.Соловьева. В родительском доме либеральноконсервативные взгляды...Энциклопедия Кольера II
  29. соловьев владимир сергеевичрусский философ публицист поэт. Родился января в Москве в семье историка С.М.Соловьева. В родительском доме либеральноконсервативные взгляды сочетались с традициями пра...Энциклопедия Кольера
  30. соловьев владимир сергеевичрус. религиозный философ и богослов поэт публицист и критик. Сын историка С. М. Соловьева. На формирование его взглядов в т. ч. эстетических помимо христианской литры ока...Эстетика