Великие философы

ЛОКК ДЖОН

(1632-1704) английский философ, родился в семье адвоката. Изучал медицину, был домашним врачом графа Шефтсбери видного общественного деятеля времен Реставрации. Вместе с ним эмигрировал за границу (в 1683 г.), вернувшись в Англию лишь после революции 1688-1689 гг. Жизнь Локка протекала в основном в эпоху второй, славной Английской революции и после нее. Он принимал активное участие в происходившей политической и идеологической борьбе как философ, экономист, общественный деятель, стремившийся в своих сочинениях обосновать законность компромисса между двумя господствующими классами английского общества. Б.Рассел назвал Дж. Локка «наиболее удачливым из всех философов» (История западной философии. М., 1959. С. 624], так как его взгляды в философии и политические воззрения находили понимание и приветствовались многими его современниками. При жизни Локка Англия была занята радикальными политическими реформами, направленньми на ограничение власти короля, создание парламентской формы правления, ликвидацию авторитаризма и обеспечение религиозной свободы. Локк воплощение этих чаяний как в политике, так и в философии. Его главные произведения: «Опыт о человеческом разумении» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1685-1692), «Некоторые мысли о воспитании» (1693). Основное внимание в своих философских трудах Локк уделяет теории познания. В этом отразилась общая ситуация в философии того времени, когда последняя стала больше заниматься индивидуальным сознанием, личными интересами людей. Локк обосновывает гносеологическую направленность своей философии тем, что указывает на необходимость максимального приближения исследований к интересам человека, так как «знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности». В «Опыте о человеческом разумении» он описывает задачу философа как задачу мусорщика, удаляющего мусор из нашего знания. Концепция знания Локка как эмпирика основывается на сенсуалистических принципах: нет ничего в уме, чего бы не было бы прежде в ощущениях, все человеческое знание в конечном счете выводится из чувственного опыта. Трактат «Опыт о человеческом разумении» начинается с критики распространенных в то время в континентальной философии концепций о врожденности идей. Здесь он имеет в виду прежде всего воззрения Декарта и кембриджских платоников. Локк показывает, что все наше знание математическое, логическое, метафизическое и др. не является врожденным, а имеет опытное происхождение. Даже логические законы тождества и противоречия неизвестны детям и дикарям. «Идеи и понятия не рождаются вместе с нами, так же, как искусства и науки», писал Локк. Не существует и врожденных нравственных принципов. Он полагает, что великий принцип нравственности (золотое правило) более «восхваляется, чем соблюдается» [Соч. М., 1985. Т. 1. С. 119, 149]. Он также отрицает и врожденность идеи Бога, которая возникает также опытным путем. Исходя из этой критики врожденности нашего знания, Локк, как любой сенсуалист, полагает, что при рождении человека его ум представляет собой «tabula rasa» («чистая доска») «белую бумагу без каких-либо знаков и идей». Единственный источник идей опыт, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний опыт это ощущения, которые заполняют «чистый лист» различными письменами и которые мы получаем посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других органов чувств. Внутренний опыт это идеи о своей собственной деятельности внутри себя, о различных операциях нашего мышления, о своих психических состояниях эмоциях, желаниях и т.п. Все они называются рефлексией, размьрилением. Под идеями Локк понимает не только абстрактные понятия, но и ощущения, фантастические образы и т.п. За идеями, по мысли Локка, стоят вещи. Идеи, ощущения подразделяются у Локка на два класса: 1) идеи первичных качеств; 2) идеи вторичных качеств. Первичные качества это присущие телам свойства, которые неотъемлемы от них ни при каких обстоятельствах, а именно: протяженность, движение, покой, форма, число, плотность. Первичные качества сохраняются при всех изменениях тел. Они находятся в самих вещах и потому называются реальными качествами. Вторичные качества не находятся в самих вещах. Они всегда изменчивы, доставляются в наше сознание органами чувств. К ним относятся: цвет, звук, вкус, запах и т.п. При этом Локк подчеркивает, что вторичные качества не иллюзорны. Хотя реальность их субъективна и находится в человеке, она все же порождена теми особенностями первичных качеств, которые вызывают определенную деятельность органов чувств. Между первичными и вторичными качествами имеется нечто общее: и в том, и в другом случаях идеи образуются через так называемый импульс. Например, фиалка посредством импульсов частиц материи создает в уме идеи голубого цвета и запаха. Идеи, получаемые из двух источников опыта (ощущений и рефлексии), составляют фундамент, материал для дальнейшего процесса познания. Все они образуют комплекс простых идей: горькое, кислое, холодное, горячее и т.п. Простые идеи не содержат других идей и не могут быть созданы нами. Кроме них существуют сложные идеи, которые производятся умом, когда он составляет и комбинирует простые. Сложными идеями могут быть необычные вещи, такие, как единороги и сатиры, которые не обладают реальным существованием, но всегда могут быть проанализированы как смесь простых идей, приобретаемых через опыт. Концепция возникновения и формирования первичных и вторичных качеств пример применения аналитического и синтетического методов. Посредством анализа образуются простые идеи, посредством синтеза сложные. В синтетической деятельности по соединению простых идей в сложные проявляется активность человеческого ума. Сложные идеи, образуемые синтетической деятельностью человеческого мышления, составляют ряд разновидностей. Одной из них является субстанция. По Локку, под субстанцией следует понимать как отдельные вещи железо, камень, солнце, человек, представляющие примеры эмпирических субстанций, так и философские понятия материя, дух. Понятие субстанции проблема для Локка. В главе XXIII книги II «Опыта...» он указывает, что группы простых идей «находятся постоянно вместе», т.е. образуют объекты, которые мы называем деревьями, яблоками, собаками и т.п. Он говорит, что, «не представляя как эти простые идеи могут существовать сами по себе, мы привыкаем предполагать некоторый субстрат, на основе которого они существуют и из которого они проистекают и который мы поэтому называем субстанцией». Так как Локк утверждает, что все наши понятия выводятся из опыта, можно было бы ожидать, что он отвергнет понятие субстанции как бессмысленное, но он этого не делает, вводя разделение субстанций на эмпирические любые вещи, и философскую субстанции универсальную материю, основа которой непознаваема. В теории восприятия Локка важная роль принадлежит языку. Роли языка много внимания уделяли предшествующие философы Бэкон, Спиноза, Гоббс. Локк посвящает данному вопросу третью книгу своего «Опыта...». Для Локка язык несет на себе две функции гражданскую и философскую. Первая средство общения между людьми, вторая точность языка, выражающаяся в его эффективности. В главе «О злоупотреблении словами» Локк показывает, что несовершенство и запутанность языка, лишенного содержательности, используются малограмотными, невежественными людьми и отдаляют общество от истинного познания. Локк подчеркивает важную особенность в развитии общества, когда в застойные или кризисные периоды процветают схоластические псевдознания, на которых наживается множество бездельников и шарлатанов. Согласно Локку, язык это система знаков, состоящая из чувственных меток наших идей, которые дают нам возможность, когда желаем, общаться друг с другом. Он утверждает, что идеи могут быть понятными сами по себе, без слов, а слова это просто общественное выражение мысли; они имеют значение, смысл, если поддерживаются идеями. Локк объясняет, как мы можем прийти к общим словам, которые обозначают общие идеи, путем обращения к понятию абстракции. Все существующие вещи, говорит он, являются индивидуальными, но по мере того, как мы развиваемся от детства к взрослому состоянию, мы наблюдаем общие качества в людях и вещах. Видя многих отдельных людей, например, и «отделяя от них обстоятельства времени и пространства и любые другие частные идеи», мы можем прийти к общей идее «человека». В этом и заключается процесс абстракции. Так образуются и другие общие идеи животного, растения. Все они результат деятельности разума, в основе их лежит сходство самих вещей. С вышеизложенным тесно связана проблема видов знания и его достоверности. По степени точности Локк различает следующие виды знания: интуитивное, демонстративное, сенситивное. Интуитивное знание это истины самоочевидные. Примерами могут служить высказывания: «белое не есть черное», «треугольник не есть круг» и т.п. Демонстративное знание это выводы, доказательства, они образуют дедуктивный вид познания. Интуитивное и демонстративное знание составляют умозрительное знание, которое обладает качеством бесспорности. Третий вид знания образуется на основании ощущений, чувств, возникающих при восприятии отдельных предметов. Они по своей достоверности значительно ниже первых двух. Существует, по Локку, и знание недостоверное, вероятное, или мнение. Однако из того, что мы иногда не можем обладать ясным и отчетливым знанием, не следует, что мы не можем познавать вещи. Знать все невозможно, считал Локк, необходимо знать самое важное для нашего поведения. В работе «Два трактата о государственном правлении» (1690) Локк излагает свое учение о государстве. Как и Гоббс, он рассматривает людей в естественном состоянии как свободных, равных и независимых [Соч. М., 1988. Т. 3. С. 265]. Он исходит из идеи борьбы индивида за свое самосохранение. Но в отличие от Гоббса, Локк разрабатывает тему частной собственности и труда, которые рассматривает как неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он считает, что для естественного человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы. Без частной собственности, по мнению Локка, невозможно удовлетворить главные потребности человека. Наибольшую пользу природа может дать только тогда, когда становится личным достоянием. В свою очередь собственность тесно связана с трудом. Труд и трудолюбие главные источники создания стоимости. Переход людей от естественного состояния к государству диктуется, согласно Локку, ненадежностью прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность должны сохраняться и в условиях государства, так как для этого оно и возникает. При этом верховная государственная власть не может быть произвольной, неограниченной. Локку принадлежит заслуга выдвижения впервые в истории политической мысли идеи разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и федеративную, так как только в условиях их независимости друг от друга можно обеспечить права личности. Локк фактически выступает как теоретик конституционных режимов, при которых законы и исполнительная власть подчинены правосудию и естественному праву. Политическая система становится соединением народа и государства, в котором каждый из них должен играть свою роль в условиях равновесия и контроля. Локк сторонник отделения церкви от государства, а также противник подчинения знания откровению, отстаивающий «естественную религию». Пережитые Локком исторические смуты побудили его проводить новую по тому времени идею веротерпимости. Она предполагает необходимость разделения между гражданской и религиозной сферами: гражданская власть не может устанавливать законы в религиозной сфере. Что же касается религии, то она не должна вмешиваться в действия гражданской власти, осуществляемой общественным договором между народом и светским государством. Свою сенсуалистическую теорию Локк применял и в сфере воспитания, считая, что если индивид не может получить в обществе необходимые впечатления и идеи, то значит надо изменить общественные условия. В работах по педагогике он развил идеи формирования физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает знания, полезные для общества. В своем «Опыте...» Локк утверждал, что добро это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдание. В этом и состоит счастье человека. В то же время Локк подчеркивает, что моральное добро это добровольное подчинение человеческой воли законам и общества и природы, которые находятся в божественной воле истинной основе морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении. Философия Локка оказала огромное влияние на всю интеллектуальную мысль Запада как при жизни философа, так и в последующие периоды. Под воздействием его философии формировались взгляды Толанда, Кондильяка, французских материалистов. Влияние Локка чувствуется вплоть до XX в. Его мысли дали толчок развитию ассоциативной психологии. Большое влияние локковская концепция воспитания оказала на передовые педагогические идеи XVIII-XIX веков.

  1. локк джонАнглийский философ основатель либерализма. В Опыте о человеческом разуме разработал эмпирическую теорию познания. Социальнополитическая концепция Локка опирается на есте...100 великих мыслителей
  2. локк джонангл. философ. Критиковал теорию врожденных идей и прежде всего идею бога видя в последней плод воспитания осуществляемого в интересах тех кто желал бы властвовать от его...Атеистический словарь
  3. локк джонангл. философ. Критиковал теорию врожденных идей и прежде всего идею бога видя в последней плод воспитания осуществляемого в интересах тех кто желал бы властвовать от его...Атеистический словарь II
  4. локк джонанглийский философ. В истории психологической мысли занял важное место противопоставив рационализму и априоризму Декарта учение о происхождении всех идей из опыта эмпириз...Большая психологическая энциклопедия
  5. локк джонЛоккstrong Locke Джон . Рингтон . Отс английский философпросветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейнополитическую доктрину либе...Большая Советская энциклопедия II
  6. локк джонЛОКК ДЖОН Locke англ. философ психолог педагог политический деятель. Создал фундамент эмпирической психологии сознания. В оппозиции к концепции Р. Декарта признававшего...Большой психологический словарь
  7. локк джонLocke John английский философ и политический теоретик чей главный политический труд Два трактата о государственном правлении был вызван его убеждением в том что мона...Большой толковый социологический словарь
  8. локк, джонLocke Джон английский философ создатель идейнополитической доктрины либерализма. В Опыте о человеческом разуме разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая сущес...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. локк джонанглийский философ и политик родоначальник либерализма. Возражая против учения Т. Гоббса об абсолютном неограниченном характере государственной . власти Локк доказывал чт...Именной словарь-справочник политических деятелей
  10. локк джонангл. философ психолог полит. мыслитель педагог один из осн. представителей философии сенсуализма и основоположник теории полит. либерализма. Род. в семье богатого адвока...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  11. локк джонанглийский философпросветитель педагог основоположник социальнополитической доктрины либерализма создатель основ эмпирической психологии. Развил многие философские идеи Ф...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  12. локк джонанглийский философ просветитель государственный деятель в своих философскопедагогических воззрениях отразил эпоху революционнодемократических преобразований в Англии и ин...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  13. локк джонLocke John англ философ и полит мыслитель либерального направления. В своем Опыте о человеческом разуме развил эмпирический подход эмпиризм к вопросу об основаниях и пр...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  14. локк (джон)английский философ Рингтон Соммерсет Отс Эссекс . Сын юриста. Среднее образование получил в Лондоне в Вестминстере затем поступил в Оксфордский университет. Интерес к р...Новый философский словарь
  15. локк джонЛокк Джон Locke John англ философ один из наиб влиятельных англ полит мыслителей друг Шефтсбери. Будучи заподозренным в гос. измене в г. бежал в Голландию и вернулся в ...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  16. локк джонангл. философ и педагог. Основные труды Опыт о человеческом разуме Мысли о воспитании. Считал что душа человека при рождении представляет собой чистую доску добрыми или з...Педагогический словарь
  17. локк джонанглийский философ и политик родоначальник либерализма. Возражая против учения Т. Гоббса об абсолютном неограниченном характере государственной власти Локк доказывал что ...Политическая наука - Словарь-справочник
  18. локк джонанглийский философпросветитель и политический мыслитель сторонник концепции общественного договора и естественного права родоначальник либерализма. В работе Два трактата ...Политологический словарь-справочник
  19. локк, джонЛокк Джон английский философ и политик родоначальник либерализма. Возражая против учения Т. Гоббса об абсолютном неограниченном характере государственной власти Локк док...Политология. Словарь.
  20. локк джонЛОКК ДЖОН Locke John Английский философ признаваемый всеми одним из основоположников Просвещения Enlightenment и главной фигурой в развитии либерализма liberalism. В г....Политология. Словарь.
  21. локк джонЛокк Джон английский философ психолог педагог создатель основ эмпирической психологии. Развивал положение о происхождении всего психологического содержания из индивид...Психологический словарь
  22. локк джон. Рингтон . Отс английский философ психолог педагог создатель основ эмпирической психологии. Биография. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вест...Психологический словарь II
  23. локк джон. Рингтон . Отс англ. философ полит. мыслитель и педагог. Род. в пуританской семье. Окончил Оксфордский унт. С чл. Лондонского королевского обва. Активно участвовал в п...Российская педагогическая энциклопедия
  24. локк джонанглийский философ Рингтон Соммерсет Отс Эссекс . Сын юриста. Среднее образование получил в Лондоне в Вестминстере затем поступил в Оксфордский университет. Интерес к р...Сверхкраткий философский словарь
  25. локк джонгг. английский философ. Разработал эмпирическую теорию познания и идейнополитическую доктрину либерализма. В центре философии Локка теория познания развитая в традиции ...Словарь-справочник по философии
  26. локк джон. Рингтон . Отс англ. философпросветитель и политич. мыслитель. Разработал эмпирич. теорию познания и идейнополитич. доктрину либерализма. Род. в пуританской семье мелко...Советский философский словарь
  27. локк джонанглийский философпросветитель. Главное произведение Опыт о человеческом разуме. Душа человека с момента рождения наподобие чистой доски tabula rаза которая при жизни че...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  28. локк джонанглийский политический деятель и философсенсуалист от лат. чувство соединяющий в своем учении эмпиризм и рационализм. Родился в семье офицера служившего в армии Кромвеля...Философия науки и техники
  29. локк джонанглийский философматериалист создатель идейнополитической доктрины либерализма. В Опыте о человеческом разуме разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существо...Философия политики - словарь персоналий
  30. локк джонавг. окт. англ. просветитель философ основоположник материалистич. сенсуализма первый в философии нового времени систематически разрабатывавший теорию познания как с...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  31. локк джонрод. авг. Рингтон близ Бристоля ум. окт. Отс Эссекс англ философ психолог педагог. Главный представитель эмпиризма теорию познания строил на основе психологической ...Философский энциклопедический словарь
  32. локк, джонЛокк Джон Рингтон англ. флософ. Освту здобув в Оксфорд ступнь бакалавра у р. магстра у р. Викладав в Оксфордському унт риторику давньогрецьк. мову флософю. Од р. ...Філософський енциклопедичний словник
  33. локк, джонЛОКК ДЖОНLocke John английский философ иногда называемый интеллектуальным вождем в. и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия ока...Энциклопедия Кольера II
  34. локк джонанглийский философ и политический мыслитель. Идеи естественного права и договорного происхождения государства Л. трактовал в духе либерализма признания неотчуждаемых прав...Юридическая энциклопедия