Большая Советская энциклопедия II

ЛОКК ДЖОН

Локк(Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, ≈ 28.10.1704, Отс), английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем был преподавателем; занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (графа Шефтсбери) ≈ видного общественного деятеля времён Реставрации, Л. приобщается к активной политической жизни. Вслед за Шефтсбери, спасаясь от преследования английского правительства, в 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королём Англии возвратился в 1689 на родину. С 1691 жил в Отсе в поместье Мэшем, занимаясь в основном литературной работой.

═ В центре философии Л. стоит его теория познания, которую он строил в традиции английского эмпиризма и материализма Ф.Бэкона,противостоякартезианству,кембриджским платониками университетской схоластической философии. На взгляды Л. оказали также влияние идеи П.Гассенди,Р.Бойля,Т. Сиденхема и И.Ньютона.Главное сочинение ≈ «Опыт о человеческом разуме» (1690), над которым Л. работал около 20 лет, посвящено рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания. Согласно Л., не существуетврождённых идейи принципов ≈ ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта.Все идеи возникают из двух основных источников ≈ опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел ≈ первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Л. склоняется кконцептуализму,отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент. К «Опыту...» примыкают сочинения Л. «О пользовании разумом» (опубликовано 1706), «Исследование мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в боге» (1694), а также его ответы критикам-богословам Норрису и Стиллингфлиту. В письмах к последнему (1697≈1698) особый интерес представляют мысли Л. о способности материальной субстанции к мышлению, о критериях достоверного знания.

═ Выступая против религиозного фанатизма различных сект, Л. настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религиозной свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости (изданы в 1689, 1690, 1692 и 1706). В сочинении «Разумность христианства» (1695) Л. в духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Л. близкадеизмуиунитариям,однако он считает, что, поскольку человеческий разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении, в приобщении к божественному опыту «через его дух», без чего всякая религия пуста.

═ Хотя Л. полагал, что этика может быть наукой наподобие математики, и практиковал приёмы точного анализа этических терминов и положений, он не создал последовательной этической теории. Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдания, что в достижении этого и заключается счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы, Л. корректировал определением морального добра как подчинения человеческих волевых акций закону, коренящемуся в божественной воле ≈ «истинной основе морали». В благоразумном и благочестивом сознании в конечном счёте достигается гармония между личными и общественными интересами.

═ Классическим трактатом по педагогике стали «Некоторые мысли о воспитании» (1693), где Л. исходит из идей о решающем влиянии среды на воспитание, необходимости учёта естественной склонностей ребёнка, формирования у него здорового тела и духа. Вначале ребёнок всецело находится под влиянием родителей и воспитателей, которые должны быть для него примером; по мере того как он взрослеет, он получает свободу. Относя «пользование разумом», а следовательно, и плодотворное обучение к зрелому возрасту, Л. считал, что к учению следует приступать лишь после того, как сформирован характер ребёнка (притом в семье, а не в школе) и ему привиты основы морали. Задачам, содержанию и методам схоластического обучения Л. противопоставлял программу образования, исходящую из потребностей делового буржуазного общества. Оно должно основываться на развитии у детей интереса к учению и любознательности. Обучение древним языкам сводится к минимуму; подчёркивается важность изучения родного языка. Наряду с новыми языками и математикой, особенно способствующей развитию мышления, должно быть введено изучение географии, истории, основ права и «естественной философии».

═ Социально-политическая концепция Л. содержится в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690). Первый трактат посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй ≈ содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688≈89. Неизбежность института государственной власти Л. рисует с позиций теорииестественного праваиобщественного договора.В отличие от абсолютистской теории государства Т. Гоббса, по Л., правительству передаётся только некоторая часть «естественных прав» (отправление правосудия, внешних сношений и т. п.) ради эффективной защиты всех остальных ≈ свободы слова, веры и прежде всего собственности. Чтобы предотвратить злоупотребления, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внешних сношений), причём само правительство должно подчиняться закону (см.«Разделение властей»).Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство. В экономической теории Л. придерживался принципов меркантилизма и трудовой теории стоимости.

═ Идеи Л. сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние на английских деистов Дж. Толанда и Дж. Пристли, на Вольтера, Кондильяка (Франция) и в особенности на французских материалистов 18 в. ≈ Ламетри, К. Гельвеция и Д. Дидро, а также на английского идеалиста Дж. Беркли и агностика Д. Юма. Идеи Л. положили начало разработкеассоцианизмав психологии, на теорию воспитания Л. опирались передовая педагогика 18 в. и утопический социализм начала 19 в. Политическая философия Л., являющегося, по словам К. Маркса, «...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 371), развивалась Ш.Монтескьёи нашла отражение в политических теориях французских и американских буржуазных революций.


═ Соч.: Works, 10ed., v. 1≈10, L., 1801; Anessay concerning human understanding, ed. by A. C. Fraser, v. 1≈р2, Oxf., 1894; Second treatise of civil government, ed. by J. W. Gough, L., 1946; Locke's educational writings, ed. by J. W. Adamson, Camb., 1922; Essays on the law of nature, ed. by W. von Leyden, L., 1954; в рус пер. ≈ Педагогические сочинения, М., 1939; Избранные философские произведения, т. 1≈2, М., 1960.


Лит.:Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 139≈47; там же, т. 23 (см. Указатель); Серебренников В., Учение Локка о прирождённых началах знания и деятельности, СПБ, 1892; С убб отин А. Л., Принципы гносеологии Локка, «Вопросы философии», 1955, № 2; Зайченко Г. А., философия Дж. Локка, М., 1959; Нарский И. С., Философия Дж. Локка, М., 1960; Fox Bourne Н. R., The life of John Locke, v. 1≈2, L., 1876; Gibson J., Locke's theory of knowledge and its historical relation, Camb. ≈ N. Y., 1917; Gough J. W., John Locke's political philosophy, L., 1950; Bonno G., Les relations intellectuelles de Locke avec la France, Berk. ≈ Los Ang., 1955; Aaron R., John Locke, 2 ed., L., 1955; Yolton J. W., John Locke and the way of ideas, Oxf., 1956; Cronston М. W., John Locke; a biography, N. Y., 1957.

═ А. Л. Субботин.

  1. локк джонАнглийский философ основатель либерализма. В Опыте о человеческом разуме разработал эмпирическую теорию познания. Социальнополитическая концепция Локка опирается на есте...100 великих мыслителей
  2. локк джонангл. философ. Критиковал теорию врожденных идей и прежде всего идею бога видя в последней плод воспитания осуществляемого в интересах тех кто желал бы властвовать от его...Атеистический словарь
  3. локк джонангл. философ. Критиковал теорию врожденных идей и прежде всего идею бога видя в последней плод воспитания осуществляемого в интересах тех кто желал бы властвовать от его...Атеистический словарь II
  4. локк джонанглийский философ. В истории психологической мысли занял важное место противопоставив рационализму и априоризму Декарта учение о происхождении всех идей из опыта эмпириз...Большая психологическая энциклопедия
  5. локк джонЛОКК ДЖОН Locke англ. философ психолог педагог политический деятель. Создал фундамент эмпирической психологии сознания. В оппозиции к концепции Р. Декарта признававшего...Большой психологический словарь
  6. локк джонLocke John английский философ и политический теоретик чей главный политический труд Два трактата о государственном правлении был вызван его убеждением в том что мона...Большой толковый социологический словарь
  7. локк джонанглийский философ родился в семье адвоката. Изучал медицину был домашним врачом графа Шефтсбери видного общественного деятеля времен Реставрации. Вместе с ним эмигрирова...Великие философы
  8. локк, джонLocke Джон английский философ создатель идейнополитической доктрины либерализма. В Опыте о человеческом разуме разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая сущес...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. локк джонанглийский философ и политик родоначальник либерализма. Возражая против учения Т. Гоббса об абсолютном неограниченном характере государственной . власти Локк доказывал чт...Именной словарь-справочник политических деятелей
  10. локк джонангл. философ психолог полит. мыслитель педагог один из осн. представителей философии сенсуализма и основоположник теории полит. либерализма. Род. в семье богатого адвока...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  11. локк джонанглийский философпросветитель педагог основоположник социальнополитической доктрины либерализма создатель основ эмпирической психологии. Развил многие философские идеи Ф...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  12. локк джонанглийский философ просветитель государственный деятель в своих философскопедагогических воззрениях отразил эпоху революционнодемократических преобразований в Англии и ин...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  13. локк джонLocke John англ философ и полит мыслитель либерального направления. В своем Опыте о человеческом разуме развил эмпирический подход эмпиризм к вопросу об основаниях и пр...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  14. локк (джон)английский философ Рингтон Соммерсет Отс Эссекс . Сын юриста. Среднее образование получил в Лондоне в Вестминстере затем поступил в Оксфордский университет. Интерес к р...Новый философский словарь
  15. локк джонЛокк Джон Locke John англ философ один из наиб влиятельных англ полит мыслителей друг Шефтсбери. Будучи заподозренным в гос. измене в г. бежал в Голландию и вернулся в ...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  16. локк джонангл. философ и педагог. Основные труды Опыт о человеческом разуме Мысли о воспитании. Считал что душа человека при рождении представляет собой чистую доску добрыми или з...Педагогический словарь
  17. локк джонанглийский философ и политик родоначальник либерализма. Возражая против учения Т. Гоббса об абсолютном неограниченном характере государственной власти Локк доказывал что ...Политическая наука - Словарь-справочник
  18. локк джонанглийский философпросветитель и политический мыслитель сторонник концепции общественного договора и естественного права родоначальник либерализма. В работе Два трактата ...Политологический словарь-справочник
  19. локк, джонЛокк Джон английский философ и политик родоначальник либерализма. Возражая против учения Т. Гоббса об абсолютном неограниченном характере государственной власти Локк док...Политология. Словарь.
  20. локк джонЛОКК ДЖОН Locke John Английский философ признаваемый всеми одним из основоположников Просвещения Enlightenment и главной фигурой в развитии либерализма liberalism. В г....Политология. Словарь.
  21. локк джонЛокк Джон английский философ психолог педагог создатель основ эмпирической психологии. Развивал положение о происхождении всего психологического содержания из индивид...Психологический словарь
  22. локк джон. Рингтон . Отс английский философ психолог педагог создатель основ эмпирической психологии. Биография. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вест...Психологический словарь II
  23. локк джон. Рингтон . Отс англ. философ полит. мыслитель и педагог. Род. в пуританской семье. Окончил Оксфордский унт. С чл. Лондонского королевского обва. Активно участвовал в п...Российская педагогическая энциклопедия
  24. локк джонанглийский философ Рингтон Соммерсет Отс Эссекс . Сын юриста. Среднее образование получил в Лондоне в Вестминстере затем поступил в Оксфордский университет. Интерес к р...Сверхкраткий философский словарь
  25. локк джонгг. английский философ. Разработал эмпирическую теорию познания и идейнополитическую доктрину либерализма. В центре философии Локка теория познания развитая в традиции ...Словарь-справочник по философии
  26. локк джон. Рингтон . Отс англ. философпросветитель и политич. мыслитель. Разработал эмпирич. теорию познания и идейнополитич. доктрину либерализма. Род. в пуританской семье мелко...Советский философский словарь
  27. локк джонанглийский философпросветитель. Главное произведение Опыт о человеческом разуме. Душа человека с момента рождения наподобие чистой доски tabula rаза которая при жизни че...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  28. локк джонанглийский политический деятель и философсенсуалист от лат. чувство соединяющий в своем учении эмпиризм и рационализм. Родился в семье офицера служившего в армии Кромвеля...Философия науки и техники
  29. локк джонанглийский философматериалист создатель идейнополитической доктрины либерализма. В Опыте о человеческом разуме разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существо...Философия политики - словарь персоналий
  30. локк джонавг. окт. англ. просветитель философ основоположник материалистич. сенсуализма первый в философии нового времени систематически разрабатывавший теорию познания как с...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  31. локк джонрод. авг. Рингтон близ Бристоля ум. окт. Отс Эссекс англ философ психолог педагог. Главный представитель эмпиризма теорию познания строил на основе психологической ...Философский энциклопедический словарь
  32. локк, джонЛокк Джон Рингтон англ. флософ. Освту здобув в Оксфорд ступнь бакалавра у р. магстра у р. Викладав в Оксфордському унт риторику давньогрецьк. мову флософю. Од р. ...Філософський енциклопедичний словник
  33. локк, джонЛОКК ДЖОНLocke John английский философ иногда называемый интеллектуальным вождем в. и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия ока...Энциклопедия Кольера II
  34. локк джонанглийский философ и политический мыслитель. Идеи естественного права и договорного происхождения государства Л. трактовал в духе либерализма признания неотчуждаемых прав...Юридическая энциклопедия