Великие философы

ГОББС ТОМАС

(1588-1679) крупнейший английский философ XVII в., хотя сегодня он более известен, чем в XVII в., благодаря своей политической философии, представленной в трактате «Левиафан». Как повествуют биографы Гоббса, он родился преждевременно, так как его мать была встревожена сообщениями, что испанская армада приблизилась к Англии. Однако он дожил до преклонного возраста 91 года, сохранив ясность ума до конца своих дней. Получил образование в Оксфорде. Свое время часто проводил, как сам впоследствии признавал, глядя на географические карты в книжных магазинах, прослеживая путешествия известных мореплавателей. Гоббс был знаком с такими выдающимися мыслителями того времени, как Мерсенн, Гассенди, Декарт. Одно время работал секретарем Ф. Бэкона, беседы с которым оказали на него значительное влияние. Большое воздействие на Гоббса также оказали Галилей и Кеплер. С первым он встречался в 1637 г. в Италии. Взгляды Гоббса формировались под влиянием Английской буржуазной революции XVII в. По своим воззрениям он был монархистом и с 1640 по 1651 г. находился в эмиграции во Франции. Однако ко времени своего возвращения после гражданской войны в Англию, где установилась диктатура Кромвеля, порвал с роялистами и вернулся в Лондон, попытавшись идеологически обосновать политику Кромвеля. Вследствие своей близости к великим событиям того времени и желая мира и безопасности своим согражданам, он полагает, что все свои способности должен посвятить решению проблем общества. Вопросы человека всегда находились в центре творчества Гоббса. Он задумал написать трилогию: «О теле», «О человеке», «О гражданине», но начал создавать ее с последней части, которую опубликовал в 1642 г. Трактат «О теле» был выпущен в 1655 г., а «О человеке» в 1658 г. В 1651 г. опубликовал самое объемистое свое произведение «Левиафан», главный труд своей жизни, в котором начальные главы содержали общефилософские взгляды, а остальная часть была посвящена вопросам государственного и социального устройства общества. Гоббс жаловался на недостаток прогресса у своих философских предшественников. В надежде исправить это неудовлетворительное положение он ставил перед собой задачу заложить элементы, или «семена», из которых «чистая» и «истинная» философия могла вырасти, при условии, если она будет пользоваться предложенным методом. Используя этот метод, мы сможем избежать ошибочных идей. Акцент Гоббса на важности методологии в научном познании перекликается с идеями Бэкона, выступавшего против схоластики. В XVII в. интерес к методу характерен для многих философов. Гоббса трудно отнести к какому-либо одному философскому направлению. С одной стороны, он был эмпириком, а с другой сторонником математического метода, который применял как в чистой математике, так и в других областях знания и прежде всего в такой области, как «политическая наука». К ней он относил совокупность знаний об обществе, которая дает возможность правительству устанавливать и поддерживать в нем мирное состояние. Специфика философских взглядов Гоббса заключалась главным образом в использовании им метода, выводимого из физики его итальянского современника Галилея. Геометрия и механика, используемые Галилеем для анализа и предсказания явлений в физическом мире, переносятся Гоббсом на исследование человеческой деятельности. Он считает, что если можно установить определенные факты о человеческой природе, то из них можно дедуцировать способ поведения человеческих существ в определенных обстоятельствах. Люди должны быть изучаемы как один из аспектов физического мира. Человеческие страсти и склонности можно анализировать на основе физических движений и их причин. Основа метода Гоббса галилеевский принцип, утверждающий, что все есть материя в движении. Природа, окружающий человека мир, это, по Гоббсу, совокупность протяженных тел. Все вещи и их изменения происходят вследствие движения материальных элементов, которое понимается Гоббсом как механическое перемещение. Движения тел передаются посредством толчка, в результате которого в теле возникает усилие, переходящее в движение. Таким же образом через движения и усилия Гоббс объясняет и духовную жизнь животных и людей, которая состоит из ощущений. В этих положениях выражена механистическая концепция Гоббса. Познание, по Гоббсу, совершается посредством «идей», источником которых выступают только чувственные восприятия внешнего мира. По Гоббсу, никакая идея не может быть врожденной, внешние чувства источник не только идей, но и всего нашего познания, содержание же идей не зависит от сознания человека. Все идеи благодаря активной деятельности ума перерабатываются им посредством сравнения, соединения и разделения. Эта концепция лежит в основе гоббсовского учения о знании. Как и Бэкон, Гоббс отстаивал эмпирическое истолкование знания, присоединяясь к сенсуалистической позиции и полагая, что «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения» [Соч. М., 1991. Т. 2. С. 9]. По его мнению, знание приобретается из опыта. «Вся наука исходит из ощущений». Рациональное знание это дело языка и чувств, подлинных или ложных, выраженных словами. Суждения составляются путем своего рода сочетания слов, которые обозначают ощущения, поскольку за пределами ощущений нет ничего. Для обыденного мышления, по Гоббсу, вполне достаточно простого знания фактов, но этого совершенно недостаточно для знания научного, для которого требуются всеобщность, необходимость, что достигается только математикой. Поэтому Гоббс отождествлял науку прежде всего с математикой. Однако свои рационалистические позиции, сходные с декартовскими (хотя сам он и не признавал картезианского влияния), он сочетал с исходной эмпиристской позицией. Истины в математике достигаются не непосредственным чувственным опытом, а словами. Развивая знаковую концепцию языка, согласно которой любой язык это результат человеческого соглашения, Гоббс истолковывает общее как языковый знак, закрепленный в слове. Стоя на позициях номинализма, Гоббс называет слова именами, которые всегда условны и выступают в виде произвольной метки для какой-либо вещи. Когда эти метки приобретают общезначимое значение для более или менее солидной группы людей, они становятся именами-знаками. В «Левиафане» он писал: «Человек, который ищет точной истины, должен помнить, что обозначает каждое употребляемое им имя, и соответственно этому пометить его; в противном случае он попадает в ловушку слов, как птица в силок, и чем больше усилий употребит, чтобы вырваться, тем больше запутается... Для мудрых людей слова суть метки, которыми они пользуются для счета, для глупцов же они полноценные монеты, освященные авторитетом какого-нибудь Аристотеля или Цицерона, или Фомы, или какого-нибудь другого ученого мужа» [Соч. Т. 2. С. 26-27]. Гоббс считал, что точность слов должна определяться дефинициями, очищающими слова от двусмысленности, а не интуицией, как полагал Декарт. Согласно номиналистической концепции, которой придерживался Гоббс, идеи (вещи) могут быть только частными, слова же могут быть также и общими. Общие слова такие, которые обозначают две и более вещи одного и того же класса. Но общего как объективной вещи, согласно номинализму, не существует. Онтологические воззрения Гоббса, механистически объясняющие окружающий мир, сталкивались с определенными трудностями, в частности в вопросе об источнике движения. В работах «О гражданине», «Левиафан» источником первоначального движения Гоббс объявляет Бога; последующие же движения вещей, по его мнению, происходят совершенно независимо от Бога. Деистические воззрения Гоббса расходились с господствующими в то время религиозными представлениями. Доктрина Гоббса, утверждавшая, что все является движущейся материей (или материей в движении), называется механистическим материализмом. Механистический материализм Гоббса поднимает ряд проблем. Одна из них понимание человека. Гоббс смотрит на жизнедеятельность человека как на чисто механический процесс, в котором сердце это пружина, нервы нити, суставы колеса, которые сообщают всей машине движение. Вся человеческая психика объясняется механистически. Другая проблема, поднимаемая философией Гоббса, вопрос о свободе воли. Если все есть материя, и материя движется путями, которые предсказуемы и неизбежны, и раз мы познали причинные законы, которые определяют их движения, тогда можно ли сказать, что человеческая воля свободна? Гоббс отвечает на этот вопрос прямо, ясно и в целом в соответствии со своими исходными принципами. Несомненно, говорит он, все, что имеет место, происходит так вследствие того, что оно причинно необходимо, а человеческие существа часть причинной системы, как и все в мире. Но человеческая свобода не может быть понята как свобода от причинной необходимости. По мнению Гоббса, хотеть чего-то означает стремиться к тому, чего хочется. Если мое движение к тому, чего я хочу, беспрепятственно, тогда я действую свободно. Если мое движение задерживается чем-то, тогда я не способен действовать свободно. Эти внешние препятствия суть ограничения моей свободы. Однако если я не могу получить или сделатьто, чего хочу, вследствие чего-то такого, что присутствует во мне, если, например, я не могу перепрыгнуть изгородь, потому что я физически не могу прыгнуть так высоко, тогда это не ограничение моей свободы, а просто естественный недостаток способности во мне. Гоббс использует пример с текучей водой: «Свобода и необходимость совместимы. Вода реки, например, имеет не только свободу, но и необходимость течь по своему руслу. Такое же совмещение мы имеем в действиях, совершаемых людьми добровольно.., так как добровольные действия проистекают из воли людей, то они проистекают из свободы, но так как всякий акт человеческой воли, всякое желание и склонность проистекают из какой-нибудь причины, а эта причина из другой в непрерывной цепи... то они проистекают из необходимости» [Соч. Т. 2. С. 264]. Природа наша такова, что мы имеем ряд сил и способностей и свобода их беспрепятственное проявление. Гоббс проводит различие между случаями, когда мы свободны, а когда нет, и утверждает, что все, что мы делаем, необходимо. Общее воззрение, что человеческая свобода совместима с причинной необходимостью, часто называется «мягким детерминизмом». Гоббс подчеркивал эгоистическую природу человека, который, как правило, действует ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим. В «Левиафане» он писал, что «если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии» [Соч. Т. 2. С. 79]. Большое место в философской доктрине Гоббса занимает его социальная философия, учение о человеке, обществе и государстве. Социальной философии посвящены трактаты «О гражданине» и «Левиафан». Вслед за рядом гуманистов своей эпохи он подчеркивал роль личности в общественной жизни. В главе XIII «Левиафана» Гоббс описывает «естественное состояние» людей. В своем естественном состоянии, т.е. по природе, люди мало отличаются по своим способностям друг от друга. «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей» [Соч. Т. 2. С. 93]. Более того, сама природа и человеческое существо само по себе не являются ни добрыми, ни злыми. В естественном состоянии каждый индивид осуществляет естественное право сохранить свою жизнь и избежать смерти. «Счастье этой жизни» состоит в постоянном успехе в осуществлении желаний. Однако это счастье никогда не бывает спокойным довольствием, потому что, говорит Гоббс, жизнь не может существовать без желаний, без чувств. Наше естественное состояние таково, что, двигаясь к тому, чего мы желаем, мы сталкиваемся с другими людьми, такими же, как мы. Человеческие существа, желая безопасности и мира, постоянно вовлекаются в конфликт с другими. В естественном состоянии люди руководствуются только природными законами самосохранения. Здесь каждый имеет право на все, что может захватить силой. Подобное состояние Гоббс называет «войной всех против всех», когда «человек человеку волк». Выход из этого несчастливого состояния Гоббс видит в создании государства. Ради самосохранения, для того, чтобы выжить, каждый в обществе должен делегировать свою часть первоначальной свободы суверену, который в обмен на мир осуществляет неограниченную власть. Индивиды, таким образом, добровольно отказываются от своей свободы в пользу монарха, который единолично обеспечивает социальную сплоченность. Так возникает государство Левиафан, гордое, мощное, но смертное существо, высшее на Земле, но подчиняющееся божественным законам. Сильная централизованная власть создается путем общественного договора между всеми участвующими индивидами. Эта власть обеспечивает политический порядок и выживание человечества. Общественный договор дает мир «только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю» 1004. Т. 2. С 132]. Власть суверена ограничена естественными законами, выражающимися в стремлении к миру и утверждению справедливости. Всего естественных законов Гоббс насчитывает 12, но все они по сути выражаются в одном «золотом правиле»: «не делай другому того, чего ты не пожелал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Эта моральная максима выступала важным самоограничением постоянного человеческого эгоизма и заставляла считаться с существованием эгоизма у других людей. Неограниченная власть государства распространялась Гоббсом как на поведение человека, так и на его воззрения. Государственной власти подчиняется также и церковная власть. Однако в некоторых случаях Гоббс признает возможность противодействовать неограниченной верховной власти государства, суверена. Он рассматривает право индивида на самосохранение как нерушимое и поэтому полагает, что можно отказаться сражаться за государство по приказу монарха, если этот приказ противоречит жизненным интересам индивида. Хотя Гоббс был убежденным монархистом, он признавал возможность существования неограниченной государственной власти в различных формах. Созданная Гоббсом концепция государственной власти содержала многие важные положения. Он указывал, что государство необходимое условие культуры и общественной жизни: «Вне государства владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество, в государстве владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знание и благосклонность». Социальная философия Гоббса вызвала у современников отрицательную реакцию по многим направлениям: возражения вызывало то, что он рассматривал человеческие существа как части материи в движении, нарисовал мрачную картину человеческой природы и жизни в естественном состоянии, защищал абсолютную власть суверена, отрицал божественный характер власти суверена и т.п. Несмотря на это, историческое значение идей Гоббса и их влияние на последующую жизнь огромно. Они не потеряли своего эвристического значения и до сегодняшнего дня. Наибольший интерес представляет его концепция государственной власти. Однако и другие идеи Гоббса заслуживают внимания и изучения, в частности, со стороны специалистов по аналитической философии привлекательны его семиотические идеи.

  1. гоббс томасАнглийский философ. Геометрия и механика для Гоббса идеальные образцы научного мышления. Природа совокупность протяженных тел различающихся величиной фигурой положением...100 великих мыслителей
  2. гоббс томасангл. философ один из основателей механистич. материализма. По Г. религия порождение страха и обмана узда для народа суеверие поддерживаемое госвом. Г. подверг сокрушит к...Атеистический словарь
  3. гоббс томасангл. философ один из основателей механистич. материализма. По Г. религия порождение страха и обмана узда для народа суеверие поддерживаемое госвом. Г. подверг сокрушит ...Атеистический словарь II
  4. гоббс томасанглийский философ. Будучи поборником естественнонаучной методологии считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики. Отверг представление ...Большая психологическая энциклопедия
  5. гоббс томасГоббсstrong Hobbes Томас . Малмсбери . Хардуик английский философматериалист. Родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский университет поступил гувернром...Большая Советская энциклопедия II
  6. гоббс томасГОББС ТОМАС Hobbes англ. философматериалист. Еще до возникновения ассоциативной психологии как направления создал систему механистической психологии где элементы сознан...Большой психологический словарь
  7. гоббс томасHobbes Thomas английский философ и политический теоретик предпринявший первую сознательную попытку выстроить науку Гражданского общества в основе первостепенных принципо...Большой толковый социологический словарь
  8. гоббс, томасанглийский философ....Даты рождения и смерти известных людей
  9. гоббс, томасHobbes Томас английский философ. Геометрия и механика для Гоббса идеальные образцы научного мышления. Природа совокупность протяженных тел различающихся величиной фи...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. гоббс томасанглийский философ и политический мыслитель. Гоббс определял государство как искусственное тело продукт человеческой деятельности а не божественное установление. Государс...Именной словарь-справочник политических деятелей
  11. гоббс томасангл. философматериалист. Род. в семье сельского священника вблизи Мальмсбери. В гг. учился в Оксфордском унте. С г. воспитатель и секретарь в аристокр. семье барона В...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  12. гоббс томасHobbes Томас английский философ и государственный деятель. Окончив Оксфордский унт поступил гувернером в аристократическую семью У. Кавендиша впоследствии герцог Девон...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  13. гоббс томасHobbes Thomas англ полит философ знаменитый в первую очередь своей концепцией госва как абс. суверена созданной под влиянием событий Гражданской войны в Англии и мастер...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  14. гоббс (томас)английский философ Уеспорт Хардуик Холл . Материалист отрицающий существование души выводящий идеи и знания из ощущений. Его утилитаристская мораль изложенная в Элемент...Новый философский словарь
  15. гоббс томасГоббс Томас Hobbes Thomas англ философ автор полит теорий госва. После окончания Оксфордского унта в г. стал наставником семейства Кавендиш затем долгое время фактическ...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  16. гоббс томасанглийский философ и политический мыслитель. Гоббс определял государство как искусственное тело продукт человеческой деятельности а не божественное установление. Государс...Политическая наука - Словарь-справочник
  17. гоббс томасанглийский философ и политический деятель один из авторов теории общественного договора. Основы оригинальной философской системы Гоббса оформляются уже в г. в работе Осн...Политологический словарь-справочник
  18. гоббс, томасГоббс Томас английский философ и политический мыслитель. Гоббс определял государство как искусственное тело продукт человеческой деятельности а не божественное установле...Политология. Словарь.
  19. гоббс томасГОББС ТОМАС Hobbes Thomas Один из величайших политических философов мира и конечно же самый яркий и основательный из всех когдалибо писавших на английском языке. Родился...Политология. Словарь.
  20. гоббс томасГоббс Томас английский философ материалист создатель психологической модели в которой элементы сознания актуальные ощущения и представления как их следы связываются...Психологический словарь
  21. гоббс томас. Малмсбери . Хардуик английский философматериалист. Биография. Родился в семье приходского священника. Образование получил в Оксфордском университете. Работал в качест...Психологический словарь II
  22. гоббс томас. Малмсбери . Хардуик англ. философ. Продолжая в философии линию Ф. Бэкона Г. создал законченную систему механистич. материализма соответствовавшую уровню развития естес...Российская педагогическая энциклопедия
  23. гоббс томасанглийский философ Уеспорт Хардуик Холл . Материалист отрицающий существование души выводящий идеи и знания из ощущений. Его утилитаристская мораль изложенная в Элемент...Сверхкраткий философский словарь
  24. гоббс томасГоббс Томас Hobbes Гоббс Томас Hobbes Thomas strong Английский философматериалист. находился в эмиграции во Франции. Афоризмы цитаты Цель оправдывает средства. Нель...Сводная энциклопедия афоризмов
  25. гоббс томасгг. английский философматериалист. Конечной задачей философии признавал ее практическую пользу содействие увеличению количества жизненных благ. На первый план выдвигал н...Словарь-справочник по философии
  26. гоббс томас. . Малмсбери . Хардуик англ. философматериалист. Род. в семье приходского священника. Окончив Оксфордский унт поступил гувернром в аристократич. семью У. Кавендиша вп...Советский философский словарь
  27. гоббс томасанглийский философ создатель системы механического материализма. Главные сочинения трилогия Основы философии Левиафан. Сторонник теории общественного договора. Естественн...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  28. гоббс томасанглийский философ создатель первой законченной системы механистического материализма. Геометрия и механика для Гоббса идеальные образцы механицистской парадигмы. Природ...Философия политики - словарь персоналий
  29. гоббс томасHobbes Томас апр. дек. англ. философматериалист. Родился в Мамзбери в семье приходского священника. Окончив Оксфордский унт Г. поступил гувернером в аристократич. ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  30. гоббс томасрод. апр. Малмсбери ум. . дек. Хардвик англ государственный деятель и философ. Отверг спекулятивную метафизику и определил философию с одной стороны как познание сле...Философский энциклопедический словарь
  31. гоббс, томасГоббс Томас Вестпорт англ. флософ полтичний теоретик О. свту отримав в Оксфордському унт Н. а формування теоретичних поглядв Г. значний вплив справили флософськ й нау...Філософський енциклопедичний словник
  32. гоббс, томасГОББС ТОМАСHobbes Thomas английский философ и литератор известный прежде всего своим трактатом о государстве Левиафаном. Родился апреля в Малмсбери графстве Глостерши...Энциклопедия Кольера II
  33. гоббс томасанглийский философ и политический мыслитель. Естественное состояние где нет государства и общей власти и каждый имеет все Г. характеризует как состояние войны всех против...Юридическая энциклопедия