Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ГОББС ТОМАС

Hobbes), Томас (5 апр. 1588 – 4 дек. 1679) – англ. философ-материалист. Родился в Мамзбери в семье приходского священника. Окончив Оксфордский ун-т (1608), Г. поступил гувернером в аристократич. семью У. Кавендиша (впоследствии герцога Девонширского), с к-рой был связан всю жизнь. Философия Г. сложилась под влиянием англ. бурж. революции 17 в. Она отразила эволюцию взглядов обуржуазившегося дворянства и крупной англ. буржуазии. На формирование воззрений Г. большое влияние оказали встречи и беседы с родоначальником англ. материализма Ф. Бэконом (в 1621–26), изучение геометрии Эвклида. Выработке его мировоззрения способствовали также открытия новой физики, прежде всего Галилея (к-рого Г. навестил, будучи во Флоренции ок. 1636), и работы передовых мыслителей того времени – Гассенди, Декарта, Мерсенна, с к-рыми он общался в Париже. Осн. соч. Г. являются: "Элементы законов естественных и политических" ("The elements of law natural and politic", изд. 1889 – первоначальный набросок его учения, написанный в 1640 и распространявшийся в рукописи), филос. трилогия "Основы философии": "О теле", "О человеке", "О гражданине" ("Elementorum Philosophiae Sectio prima, De Corpore, 1655, Sectio secunda, De Homine, 1658, Sectio tertia, De cive, 1642), "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" ("Leviathan, or the matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil", 1651). Радикальный разрыв Г. со схоластич. философией обнаруживается уже в самом понимании им предмета и назначения философии. Продолжая линию Бэкона, Г. считал, что целью философии является практич. польза, однако центр интересов Г. (по сравнению с Бэконом) переместился в область обществ. явлений. Поскольку главным злом современности Г. считал гражданскую войну, на первый план он выдвигал науч. понимание общества как средство познания причин гражданских войн и их преодоления. Продолжая и углубляя борьбу Бэкона против подчинения философии теологии, Г. "уничтожил т е и с т и ч е с к и е предрассудки бэконовского материализма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Г. отстаивал необходимость подчинения церкви государству, отвергая теократич. притязания церковников. Вместе с тем Г. считал необходимым сохранение религии как идеологич. орудия гос. власти для обуздания народа, в чем проявляется аристократия, характер его антирелигиозности. Г. боролся против идеалистич. и дуалистич. решения осн. вопроса философии, заявляя: "...мир... вещественен, т.е. есть тело..., что не есть тело... есть ничто и, следовательно, н и г д е н е существует" ("Левиафан", М., 1936, с. 468–69). Ярким образцом воинств. материализма являются его полемич. выступления против идеалистич. метафизики Декарта [опубл. как "Третьи возражения" – "...Objectiones tertiae" – в приложении к "Метафизическим размышлениям" Декарта (1641)], в к-рых Г. отверг особую, мыслящую субстанцию, доказывая, что мыслящая вещь представляет собой нечто материальное (см. Избр. соч., М.–Л., 1926, с. 144). "Гоббизм" заслуженно стал в Англии 17–18 вв. синонимом "материализма". Духом воинств. материализма и детерминизма проникнута также многолетняя полемика Г. с епископом Деррийским Дж. Бремхоллом по вопросу о свободе и необходимости ("О свободе и необходимости" – "Of liberty and necessity...", 1654; "Вопросы, относящиеся к свободе, необходимости и случайности" – "The questions concerning liberty, necessity and chance", 1656). Наряду с Декартом Г. был основоположником новой формы материализма – механистич. материализма. Но в отличие от Декарта, материализм к-рого ограничивался областью физики, Г. распространил его также на понимание человеч. сознания, создав первую в истории философии законченную систему механистич. материализма. В философии Г. материализм принял новый, отличный от бэконовского вид, соответствовавший характеру и требованиям механистически-математич. естествознания. Геометрия и механика являются для Г. прообразами научного мышления вообще, его философия обобщает, универсализирует их, распространяя на все сферы познания (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 143). Вся природа представлялась Г. как совокупность протяженных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понималось при этом как чисто механическое, как перемещение. Все высшие формы движения сводились Г. к механич. движению, все чувств. качеств. многообразие бытия растворялось в количеств. определениях. Ограниченность исторически прогрессивной для своего времени механистич. формы материализма Г. прежде всего сказывается в отрицании им объективной реальности качеств. многообразия природы. Чувств. качества рассматриваются Г. не как свойства самих вещей, а как формы восприятия вещей, в основе к-рых лежат механич. различия вещей. Источник многообразия природы переносится тем самым с объекта на субъект познания. Последовательно проводя эту линию, Г. приходил к резкому различению протяженности, реально присущей телам, и пространства как образа, создаваемого разумом ("фантазма"). Такое же разграничение, колеблющее материалистич. теорию отражения, Г. устанавливал между объективно-реальным движением тел и временем как субъективным образом движения. Особые трудности встают перед механицизмом в понимании сознания. Допущение сознания как особого надмеханич. свойства материи находится в явном противоречии с механицизмом: движение может породить только движение. Вместе с тем сознание, являющееся, по Г., источником всего качеств. многообразия восприятий, порождающее чувств. образы, "фантазмы", нельзя свести к механич. движению. Мысль Г. безуспешно билась над проблемой сознания, неразрешимой в рамках строгого механицизма. Характерной особенностью механистич. материализма Г. является отрыв им рацион. формы познания от эмпирической. Его метод представляет собой искусств. соединение рационализма с номинализмом. Переход от эмпирического к рациональному, от единичного к общему, от чувств. восприятий к понятиям совершался у Г. на основе номиналистич. концепции, согласно к-рой общие понятия – лишь "имена имен". Геометрич. научный идеал, осн. на "произвольных" определениях рационалистич. дедукции, Г. стремился совместить с материалистич. эмпиризмом. Неудача его попытки привела к разграничению двух методов познания: рационалистич. "механики", осн. на логич. дедукции, и эмпирич. "физики", осн. на индукции, не позволяющей прийти к всеобщим и необходимым выводам. Методологич. двойственность философии Г. выражала неспособность механицизма понять диалектику эмпирического и логического, отдельного и общего. Особенно большое влияние на развитие обществ. мысли имело учение Г. о гос-ве и праве. Г. определял гос-во как "искусственное тело", что не меняло идеалистич. характера его понимания социальной жизни. Из этого учения впоследствии развились два направления – органич. социология, рассматривающая общество на основе аналогии с биологич. процессами, и договорная теория гос-ва (см. Общественный договор). Прогрессивное значение учения Г. о гос-ве заключается прежде всего в том, что он рассматривал гос-во как человеческое, а не божеств. установление. Гос-во, по Г., возникло на основе обществ. договора из естеств. догосударств. существования, когда люди жили разобщенно и находились в состоянии "войны всех против всех". Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В противовес феод. схеме сословной иерархии, Г. придерживался принципа изначального всеобщего равенства людей. В результате обществ. договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были перенесены на государя (или государств. органы), на к-рого была возложена также функция охраны мира и благоденствия. Благо народа, считал Г., – высший закон гос-ва. Забота о мире – основа "естественного права", созданного обществ. договором (всего Г. сформулировал 20 "естественных законов"). Г. всячески превозносил роль гос-ва, признаваемого абсолютным сувереном. Его возвеличение мощного гос-ва было одной из первых теорий бурж. диктатуры, осн задача к-рой, по Г., – прекращение гражд. войны. В вопросе о формах гос-ва симпатии Г. были на стороне монархии. Связующим звеном между филос. и социально-политич. учением Г. служит его этика. Отправной ее пункт – неизменная чувств. "природа человека". В основе нравственности лежит "естественный закон" – стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей "Благо" есть предмет влечения и желания, "зло" – предмет отвращения и ненависти. Т.о., осн. этич. понятия определяются не сами по себе, как абсолютные, а в их отношении к человеку, как относительные. Добродетели и пороки обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Вследствие этого гражд. обязанности, вытекающие из обществ. договора, совпадают по своему содержанию с моральным долгом. Поскольку гражд. мир рассматривался Г. как величайшее благо, естественные законы нравственности совпадают с гражданскими добродетелями. Интересы государства объявляются высшим критерием морали. В целом учение Г. являлось движением вперед в истории филос. мысли; он развил механистич. форму материализма, сблизил философию с естествознанием и математикой, а также разработал проблемы жизни общества, остро поставленные в эпоху бурж. Революции. Б. Быховский. Москва. "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и г р а ж д а н с к о г о" ("Leviathan, or the matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil") – осн. соч. Г. Вышло в свет на англ. яз. (Лондон, 1651). В нем изложены взгляды на гос-во, уподобляемое Г. мифич. библейскому чудовищу – Левиафану. Книга состоит из четырех частей. Первая часть ("О человеке") содержит нек-рые положения материалистич. теории познания Г. и описание страстей (аффектов), нравов и религ. верований. Вторая часть ("О государстве") посвящена вопросам образования и устройства гос-ва, правам власти и обязанностям подданных. Гос-во есть искусств. составное тело, искусств. организм, а подданный – частица его, подчиняющаяся целому. Эта мысль автора была символически выражена на титульном листе книги, где изображен гигант, состоящий из множества маленьких фигурок (в лондонском издании лицо гиганта имело портретное сходство с Кромвелем). Третья и четвертая части ("О христианском государстве" и "О царстве тьмы") носят резко выраж. антицерк. характер. Доказывается, что претензии всякой церкви на власть необоснованы, а церковники с их неумеренной жаждой власти и денег – причина всех зол в гос-ве. Г. неоднократно прибегал к ссылкам на тексты "священных" книг, однако с помощью этих ссылок и цитат он доказывал земное содержание библии и подрывал основы веры в библейские истины и религии в целом. В кратком обзоре и заключении Г. призывал граждан, после того как революция совершилась, подчиниться новой власти. В "Левиафане" Г. допускал возможность диктатуры демократич. парламента, обладающего абс. властью. Появление книги вызвало негодование в лагере феод. реакции (см., напр., Filmer R., Observations concerning the original of government.... 1652, его же, Patriarcha, or the natural power of kings, 1680; см. также вкн.: T?nnies F., Hobbes Leben und Lehre, 2 Aufl., 1896, S. 44). После реставрации Стюартов Г. выпустил на лат. яз. второе изд. своего труда (Амстердам, 1668), в к-ром отбросил заключение, несколько смягчил выпады против церкви и изменил все места, где под гос-вом можно было понимать и республику [слово commonwealth (республика) он заменил всюду словом civitas (гос-во) или monarchia (монархия)]. "Левиафан" переведен на нем. (1794) и франц. языки. В рус. пер. появился впервые в 1864, но был конфискован. Полный рус. текст издан в Москве в 1936 (рецензию на этот перевод см. И. Колубовский, Русский перевод "Левиафана" Гоббса, "Фронт науки и техники", 1937, No 12). "О т е л е" ("De Corpore") – первая часть филос. трилогии Г.; вышла в свет на лат. яз. (Лондон, 1655) и переиздана на англ. яз. (там же, 1656). Философия, по Г., есть учение о телах. В частях трилогии рассматриваются различные виды тел: естественные, природные ("О теле"), искусственные, т.е. общество, гос-во ("О гражданине"), и находящееся между ними двойств. тело, к-рое, будучи естественным, само создает искусств. тело и участвует в нем ("О человеке"). В книге Г. рассматривал вопросы логики и методологии, затем натурфилософию, к-рая распадается на "первую философию" (онтологию), учение о законах движения и величин и собственно физику (учение о явлениях природы). В последнем разделе содержится ряд неверных и наивных даже для того времени представлений. В целом книга представляет собой систематич. изложение филос. основ механистич. материализма Г. Переведена на франц. (1804) и нем. языки. Впервые на рус. яз. издана в 1926 (сб. – "Избр. соч." Т. Гоббса). Е. Вейцман. Москва. Соч.: Opera philosophica, quae latine scripsit.. , ed. W. Molesworth, v. 1–5, L., 1839–45; The English works, (ed. by W. Molesworth, v. 1–11, L., 1839–45; The elements of law, natural and politic, Camb., 1928; Behemoth; or the Long parliament, L., 1889; Соч. в рус. пер.: Фомы Гоббезия начальные основания философические, о гражданине, [пер. с англ.], СПБ, 1776; Философские основания учения о гражданине, М., 1914; Избр. соч. (Основы философии: ч. 1 – Учение о теле, ч. 2 – Учение о человеке; Человеческая природа), М.–Л., 1926. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., т. 3, 2 изд., М., 1955; История философии, т. 2, М., 1941, с. 106–122; История философии, т. 1,М., 1957, гл. 5; Быховский Б. Э., Психофизическое учение Томаса Гоббса. "Вестн. Коммунистической Акад.", 1928, No 26; его же, Материализм Томаса Гоббса, "Под знаменем марксизма", 1938, No 6; Ческис ?. ?., Томас Гоббс, М., 1929; Деборин А. М., Томас Гоббс, в его сб.: Очерки по истории материализма XVII–XVIII вв., М.–Л., 1930; Томас Гоббс. Торжественное заседание по поводу 250-летия со дня смерти, "Вестн. Коммунистической Акад.", 1930, No 37–38; Петросова М., Гоббс о религии, "Под знаменем марксизма", 1938, No 6; Герман Л., Учение Гоббса об обществе, там же; Бихдрикер Д., Учение Гоббса о государстве и праве, там же; Познер В., Томас Гоббс – выдающийся материалист и атеист, "Книга и пролетарская революция", 1938, No 4; Вейцман ?. ?., Т. Гоббс – борец против религии, в сб.: Материализм и религия, М., 1958; Голосов В. Ф., Очерки по истории английского материализма XVII–XVIII вв., Красноярск, 1958. ??nnies F., Th. Hobbes, der Mann und der Denker, Osterwieck, 1912; H?nigswald R., Hobbes und die Staatsphilosophie, M?nch., 1924; Lips J., Die Stellung des Thomas Hobbes zu den politischen Parteien der grossen englischen Revolution, Lpz., 1927; Lyon G., La philosophie de Hobbes, P., 1893; Robertson G. С., Hobbes, Edinburgh – L., 1905; Laird J., Hobbes, L., 1934; Polin R., Politique et philosophie chez Thomas Hobbes, P., 1952; Peters R., Hobbes, [L., 1956].

  1. гоббс томасАнглийский философ. Геометрия и механика для Гоббса идеальные образцы научного мышления. Природа совокупность протяженных тел различающихся величиной фигурой положением...100 великих мыслителей
  2. гоббс томасангл. философ один из основателей механистич. материализма. По Г. религия порождение страха и обмана узда для народа суеверие поддерживаемое госвом. Г. подверг сокрушит к...Атеистический словарь
  3. гоббс томасангл. философ один из основателей механистич. материализма. По Г. религия порождение страха и обмана узда для народа суеверие поддерживаемое госвом. Г. подверг сокрушит ...Атеистический словарь II
  4. гоббс томасанглийский философ. Будучи поборником естественнонаучной методологии считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики. Отверг представление ...Большая психологическая энциклопедия
  5. гоббс томасГоббсstrong Hobbes Томас . Малмсбери . Хардуик английский философматериалист. Родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский университет поступил гувернром...Большая Советская энциклопедия II
  6. гоббс томасГОББС ТОМАС Hobbes англ. философматериалист. Еще до возникновения ассоциативной психологии как направления создал систему механистической психологии где элементы сознан...Большой психологический словарь
  7. гоббс томасHobbes Thomas английский философ и политический теоретик предпринявший первую сознательную попытку выстроить науку Гражданского общества в основе первостепенных принципо...Большой толковый социологический словарь
  8. гоббс томаскрупнейший английский философ XVII в. хотя сегодня он более известен чем в XVII в. благодаря своей политической философии представленной в трактате Левиафан. Как повеству...Великие философы
  9. гоббс, томасанглийский философ....Даты рождения и смерти известных людей
  10. гоббс, томасHobbes Томас английский философ. Геометрия и механика для Гоббса идеальные образцы научного мышления. Природа совокупность протяженных тел различающихся величиной фи...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. гоббс томасанглийский философ и политический мыслитель. Гоббс определял государство как искусственное тело продукт человеческой деятельности а не божественное установление. Государс...Именной словарь-справочник политических деятелей
  12. гоббс томасангл. философматериалист. Род. в семье сельского священника вблизи Мальмсбери. В гг. учился в Оксфордском унте. С г. воспитатель и секретарь в аристокр. семье барона В...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  13. гоббс томасHobbes Томас английский философ и государственный деятель. Окончив Оксфордский унт поступил гувернером в аристократическую семью У. Кавендиша впоследствии герцог Девон...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  14. гоббс томасHobbes Thomas англ полит философ знаменитый в первую очередь своей концепцией госва как абс. суверена созданной под влиянием событий Гражданской войны в Англии и мастер...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  15. гоббс (томас)английский философ Уеспорт Хардуик Холл . Материалист отрицающий существование души выводящий идеи и знания из ощущений. Его утилитаристская мораль изложенная в Элемент...Новый философский словарь
  16. гоббс томасГоббс Томас Hobbes Thomas англ философ автор полит теорий госва. После окончания Оксфордского унта в г. стал наставником семейства Кавендиш затем долгое время фактическ...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  17. гоббс томасанглийский философ и политический мыслитель. Гоббс определял государство как искусственное тело продукт человеческой деятельности а не божественное установление. Государс...Политическая наука - Словарь-справочник
  18. гоббс томасанглийский философ и политический деятель один из авторов теории общественного договора. Основы оригинальной философской системы Гоббса оформляются уже в г. в работе Осн...Политологический словарь-справочник
  19. гоббс, томасГоббс Томас английский философ и политический мыслитель. Гоббс определял государство как искусственное тело продукт человеческой деятельности а не божественное установле...Политология. Словарь.
  20. гоббс томасГОББС ТОМАС Hobbes Thomas Один из величайших политических философов мира и конечно же самый яркий и основательный из всех когдалибо писавших на английском языке. Родился...Политология. Словарь.
  21. гоббс томасГоббс Томас английский философ материалист создатель психологической модели в которой элементы сознания актуальные ощущения и представления как их следы связываются...Психологический словарь
  22. гоббс томас. Малмсбери . Хардуик английский философматериалист. Биография. Родился в семье приходского священника. Образование получил в Оксфордском университете. Работал в качест...Психологический словарь II
  23. гоббс томас. Малмсбери . Хардуик англ. философ. Продолжая в философии линию Ф. Бэкона Г. создал законченную систему механистич. материализма соответствовавшую уровню развития естес...Российская педагогическая энциклопедия
  24. гоббс томасанглийский философ Уеспорт Хардуик Холл . Материалист отрицающий существование души выводящий идеи и знания из ощущений. Его утилитаристская мораль изложенная в Элемент...Сверхкраткий философский словарь
  25. гоббс томасГоббс Томас Hobbes Гоббс Томас Hobbes Thomas strong Английский философматериалист. находился в эмиграции во Франции. Афоризмы цитаты Цель оправдывает средства. Нель...Сводная энциклопедия афоризмов
  26. гоббс томасгг. английский философматериалист. Конечной задачей философии признавал ее практическую пользу содействие увеличению количества жизненных благ. На первый план выдвигал н...Словарь-справочник по философии
  27. гоббс томас. . Малмсбери . Хардуик англ. философматериалист. Род. в семье приходского священника. Окончив Оксфордский унт поступил гувернром в аристократич. семью У. Кавендиша вп...Советский философский словарь
  28. гоббс томасанглийский философ создатель системы механического материализма. Главные сочинения трилогия Основы философии Левиафан. Сторонник теории общественного договора. Естественн...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  29. гоббс томасанглийский философ создатель первой законченной системы механистического материализма. Геометрия и механика для Гоббса идеальные образцы механицистской парадигмы. Природ...Философия политики - словарь персоналий
  30. гоббс томасрод. апр. Малмсбери ум. . дек. Хардвик англ государственный деятель и философ. Отверг спекулятивную метафизику и определил философию с одной стороны как познание сле...Философский энциклопедический словарь
  31. гоббс, томасГоббс Томас Вестпорт англ. флософ полтичний теоретик О. свту отримав в Оксфордському унт Н. а формування теоретичних поглядв Г. значний вплив справили флософськ й нау...Філософський енциклопедичний словник
  32. гоббс, томасГОББС ТОМАСHobbes Thomas английский философ и литератор известный прежде всего своим трактатом о государстве Левиафаном. Родился апреля в Малмсбери графстве Глостерши...Энциклопедия Кольера II
  33. гоббс томасанглийский философ и политический мыслитель. Естественное состояние где нет государства и общей власти и каждый имеет все Г. характеризует как состояние войны всех против...Юридическая энциклопедия