Теологический энциклопедический словарь

ИЕРУСАЛИМ

(Jerusalem). Происхождение города теряется в глубокой древности, но первые следы цивилизации относятся к 3000 г. до н.э., и город упоминается в египетских текстах уже в нач. II тысячелетия до н.э. Пророк Иезекииль говорит, что некогда на этом месте жили аморреи и хеттеи (16:3). Возможно, он раньше назывался Салимом (Быт 14:18; Пс 75:2) и в нем властвовал царь Мелхиседек, "священник БогаВсевышнего". Некрые библеисты считают, что Иерусалимский Храм был построен на "земле Мориа" (Быт 22:2), где Авраам должен был принести в жертву Исаака, но эта гипотеза не подтверждена. Иерусалим в истории. В эпоху завоевания Иерусалима (или Сиона, названного так по имени горы, расположенной на юговостоке от города, где стояла древняя крепость) в городе жили иевусеи семитское племя во главе с царем иерусалимским Адониседеком. Иисус Навин разбил войско пяти царей во главе с Адониседеком (Нав 10),но так и не взял Иерусалим, крый стал нейтральной территорией между коленом Иудиным и Вениаминовым. Им попрежнему управляли иевусеи, хотя сыны Иудины напали на город, и часть его была соЖЖ6НЯ (Суд 1:8,21).Позднее царь Давид решил перенести свою столицу из Хеврона в Иерусалим. Он одержал победу над иевусеями (2 Цар 5:610),взял крепость Сион и сделал ее столицей. Он назвал ее городом Давидовым (2Цар 5:9), укреплял и украшал до самой смерти, а его сын и преемник Соломон стремил ся с делать город еще пышней. Разделение царства после смерти Соломона ознаменовало начало его упадка. " На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима" (3 Цар 14:25). В царствование Иорама город был вновь разграблен, на сей раз филистимлянами и арабами; и часть стен была разрушена во время столкновения между владыкой Южного царства Амазией и царем Северного царства Иоасом. Город был восстановлен при Ахазе, что позволило ему выстоять во время нападения Сирии и Израиля. Когда на Северное царство напали ассирийцы, город чудом уцелел. Но в 597 г. до н.э. его завоевали, а в 586 г. до н.э. разрушили вавилоняне; большая часть жителей была убита или взята в плен. Во время персидского владычества несколько тысяч евреев вернулись в страну и в город, где был выстроен Храм, уступавший размерами величественному Храму Соломона. Он был перестроен лишь в сер. V в. до н.э. при Неемии. Вассальная зависимость Иерусалима продолжалась при греках, когда Александр Великий разгромил Персидскую империю; но после его безвременной кончины (323 г. до н.э.) Иерусалим стал центром ожесточенной борьбы между династией Селевкидов на севере и египетской династией Птоломеев на юге. Эта борьба привела к восстанию Маккавеев, крым удалось заново освятить Храм в 165 г. до н.э. Внутренние распри и разложение привели к тому, что в 63 г. до н.э. римляне захватили, а в 54 г. до н.э. усмирили город. Ирод Великий пришел к власти в 37 г. до н.э. Он подчинялся Риму и решил расширить и украсить Храм и другие городские здания. Эти замыслы были осуществлены через несколько десятилетий после его смерти. В 66 г. н.э. вспыхнуло великое восстание против Рима, и в 70 г. н.э. Иерусалим был разрушен римлянами. Через 70 лет вспыхнуло еще одно восстание под предводительством БарКохбы, и город в 135 г. был вновь разрушен. Римляне заново отстроили Иерусалим в меньшем маештабе. Теперь это был языческий город, закрытый для евреев. Лишь при императоре Константине евреи получили право жить в Иерусалиме. В нач. IV в. в Иерусалиме вырастает множество церквей и монастырей и он становится "христианским" городом. Его по очереди захватывали персы, арабы, турки, крестоносцы, англичане и израильтяне. Все они оставили свой религиозный и культурный отпечаток на облике города; а в 1967 г. город был объединен под властью Израиля. Центральное место Иерусалима. Став политической и духовной столицей Израиля, Иерусалим постепенно превратился в двойной символ: с одной стороны, он символизировал народ и всю его греховность и непокорность, а с другой олицетворял место, где Бог открылся людям, место чаяния будущего благословения, уготованного Богом для своего народа. В Св. Писании Сион это град Божий (Пс 45:5; 49:23), а потому радость всей земли (Пс 49:2). Сам Господь сделал Сион своей обителью (Пс 131:1314). Т.о., Иерусалим фактически равноценен "Храму", а иногда олицетворяет весь народ Божий: "родиться на Сионе" значит познать Бога и ощутить Его спасительную силу (Пс 86:5). Эти понятия частично пересекаются, поскольку Храм расположен на святой горе Сион (Пс 14:1; Ис31:4; Иоил 2:1), асвятая гора символизирует Иерусалим (Ис 45:13; Дан 9:1617). Следовательно, Иерусалим святой город (Неем 11:1; Ис48:2; 52:1), настолько, что подняться на Сион, посути, то же самое, что приблизиться к Богу (Иер 31:6), а спасение с Сиона это спасение от Господа (Пс 13:7; ср. Пс 127:5; 133:3). Грех Иерусалима. Именно в силу этого тождества грех его жителей особенно страшен. Пророки (особенно Исаия, Иеремия, Иезекииль и Михей) называют Иерусалим блудницей он отпал от Бога, поклоняется идолам и нарушил заповеди Божьи. Его ожидает суд Божий (Ис 1:21; 29:14; 32:9 и дал.; Иер 6:22 и дал.). Общественные и религиозные прегрешения Иерусалима столь велики, что Иезекииль называет его "городом кровей" (22:23; 24:6). Изза своей греховности Иерусалим приравнен к язычникам (Иез 16:13) и несомненно будет уничтожен (Иез 15:6). Грехи Иерусалима превысили грехи Содома и Самарии (Плач 4:6; Иез 16:4458; ср. Ам 2:45; Мал 2:11). Город Давидов будет судим Богом (Ис 29:17). Этому двойному символическому значению Иерусалима соответствуют два вида постоянно чередующихся пророчеств: угроза разрушения и обещание будущего благословения. Грехи Иерусалима навлекли на него суд Божий и разрушение (Ис 1:21; 32:1314; Иез 22:19); виновные должны держать ответ (Соф 1:12). Этот суд сказался в ужасах Вавидонского плена (4 Цар 24:13,20; Иер 42:18; 44:13; Плач 15); но Иисус предрекает и другой, более страшный суд (Мф 23:3739). Слава Иерусалима. Однако не все так мрачно. Народы, крых Бог избрал своим орудием, чтобы наказать Иерусалим, сами должны держать ответ перед Богом (Пс 136:1,49; Ис 10:12). Обетования о восстановлении Иерусалима после плена связаны с обетованиями будущего благословения (Ис 40:15; 54:1117; 60; ср. Агг 2:19; Зах 1:1217). Иерусалим для Господа дороже, чем грудное дитя для матери (Ис 49:1318). Иезекииль предвидит, что Господь вернется на Сион. Господь будет царствовать на Сионе (Пс 145:10; 149:2; Ис 24:23; 52:7; Авд 21; Мих 4:7; Соф 36:15; Зах 14:9) либо сам, либо через своего Помазанника (Зах 9:910) и Раба (Ис 4066). Хотя Бог постоянно взывает к Иерусалиму, чтобы тот (а метонимически и весь Израиль) покаялся в преддверии будущей славы, высшую славу Иерусалиму принесет спасительное посредничество Божье (Ис 62; 66:1015). Господьсмоет греховную скверну с дочерей Сиона (Ис 4:4). Иерусалим станет столицей будущего царства (Ис 16:1; 45:14), и будут называть его "благоволение" Божье, а землю его "замужнею" (Ис 62:4, 12; Иер 3:17; 33:16; Иез 48:35; Зах 8:3). Он будет построен с немыслимой роскошью (Ис 54:1117), и враги не войдут в него (Ис 52:1; Иоил 2:32; 3:17). На Сион вернутся "избавленныеБогом", т.е. святой остаток (4Цар 19:31; Ис 4:3; 35:10; 51:11). Это возвращение из плена предвосхищает грядущее возвращение народа в Иерусалим перед концом времен (Ис 27:13; 62:11; Зах 6:8,15). Храм средоточие всей жизни города (Иез 4048; ср. Ис 44:28; Зах 1:16). Грядущая слава Сиона будет ознаменована преображением природы, долгой и изобильной жизнью, героической мощью, благоденствием, радостью и благодарной хвалой (Ис 11; 12:46; 61:3; 62:89; 65:20; ИерЗЗ:11; Зах 2:4,5). Хотя здесь звучит настойчивая уверенность в том, что народы, сокрушившие Иерусалим, сами подвергнутся разорению, с другой стороны, после неудачного нападения на Иерусалим (Ис 29:78; Мих 4:11) народы земли объединятся и "потекут" к Сиону, где Господь научит их творить Его волю(Ис 2:24; Иер 33:9; Мих 4:13; Зах 2:11). Иерусалиму отведена центральная роль в событиях последних времен. Иерусалим в НЗ. В НЗ слово "Сион" встречается только семь раз: Рим 9:33 и 1 Пет 2:6 (где цитируетсяИс28:16), Рим 11:26 (где цитируется Ис 59:20), Мф 21:5 и Ин 12:15 (ср. Зах 9:9; Ис 40:9; 62:11 где жители названы дщерью Сионовой)иЕвр 12:22 и Откр 14:1 (в обоих стихах говорится о "горе Сион"). Название города "Иерусалим" упоминается 139 раз. Даже многократные упоминания в евангелиях и Деян, крые на первый взгляд имеют лишь топографическое значение, распадаются на определенные группы. Иерусалим это "святой город" (Мф 4:5; 27:53), где стоит Храм и происходит богослужение, это центр раввинистического иудаизма. Иисус должен умереть в Иерусалиме (Мф 16:21; Мк 10:3334; Лк9:31), "пострадав" от старейшин и первосвященников. Своей смертью и воскресением Он исполнил все их чаяния, но парадокс и трагедия Его жертвы состояли в том, что люди, связанные с в. з. установлениями, не поняли исторического смысла Его спасительной миссии. Храм стал вертепом разбойников (Мк 11:17), и сам Иерусалим навлек на себя обвинения в убийстве пророков (Мф 23:3739; ср. Лк 13:33). Иерусалим должен быть разрушен чужеземными завоевателями (Мф 23:38; Лк 19:4344; 21:20,24). Отсюда Евангелие будет распространяться по всей земле (Деян 1:8), здесь во время Пятидесятницы Св. Дух сошел на апостолов. Иерусалим нравственный центр христианства и вместе с тем цитадель иудействующих, желавших обращения язычников в христианство на основе Моисеева закона, подход, крый осуждал an. Павел (Гал 1:89). Однако сам ап. Павел прекрасно понимает, как признательны все верующие "малому остатку",т.е. христианам Иерусалима (Гал 2:10; 2 Кор 89); в общем плане истории нашего спасения этот город поистине матерь всех церквей. Еще глубже связаны в. з. представления об Иерусалиме с " небесным Иерусалимом" (Евр 12:22), крого уже достигли христиане, и с "Иерусалимом вышним". "Нынешний" Иерусалиме детьми своими в рабстве; "вышний Иерусалим" в широком смысле охватываетн. з. верующих, и он свободен (Гал 4:26). Иисус исполняет и потому вытесняет в. з. пророчества о городе. Иисус входит в Иерусалим как мессианский царь (Мк 11:111) и хочет, чтобы Иерусалимский Храм был чист (Мк 11:1517), именно потому, что город и Храм предвидят Его близкую смерть и воскресение события, крые смещают решающую встречу между Богом и человеком в сторону самого Иисуса (Мк 14:5758; Ин 2:1922). Здесь можно усмотреть часть более широкого образца,подробно описанного в Евр, согласно к-ром у Евангелие, с одной стороны, исполняет в. з. установления и упования, а с другой стороны, делает их устаревшими (8:13). Конечная цель всех свершений это Новый Иерусалим. Иерусалим и Церковь. Пытаясь правильно связать в. з. и н. з. представления об Иерусалиме, Церковь сталкивалась с определенными трудностями, поэтому ей пришлось изменить свои взгляды на себя, евреев и Иерусалим. В связи с разрушением города в 13235 гг. христиане стали считать себя единственными наследниками народа Божьего и представителями истинного Иерусалима. Город Иерусалим стал центром христианского благочестия и предания, идеальным местом для монастырей и базилик, особенно после строительства, предпринятого царицей Еленой, матерью императора Константина, уделявшей много внимания христианским святыням города. При императоре Константине (нач. IV в.) христианство продолжали считать законным наследииком иудаизма, но смешение церковной и духовной власти привело к преследованиям евреев и крушению иллюзий, в особенности когда Рим, крый воспринимался как наследник Иерусалима, был разорен варварами. Это событие подтолкнуло Августина к созданию его знаменитой книги "ОГраде Божием", где акцент сместился от Иерусалима и Рима к духовному измерению; но когда средневековый католицизм достиг расцвета и власть Рима простиралась чуть ли не на все сферы земной жизни, это представление было утрачено. Деятели Реформации и особенно пуритане в Англии были настроены против евреев и вместе с тем испытывали все больший интерес к еврейской проповеди Евангелия: они не стремились вернуть евреям Иерусалим, но желали, чтобы евреи влились в народ Божий и тем самым (как надеялись пуритане) вошли в грядущее Тысячелетнее Царство Христово. Современные теологи часто обращаются к теме замещения (У.Д.Дэвис. "Евангелие и Земля") или используют город в качестве шифра для красочного смешения социологии и бартианства (Ж. Эллюль. "Смысл Града"). Представители консервативной теологии спорят, какие в. з. обетования о возрождении Иерусалима исполнились в НЗ. Одни утверждают, что эти пророчества полностью исполнились (различные формы амилленаризма), другие делят его прошлую и будущую историю на совершенно изолированные периоды (различные формы диспенсационализма). Важно обратить внимание на классификацию и в равной мере на глубокое умолчание о будущем Иерусалима и страны, характерное для НЗ, однако в некрых н. з. текстах, особенно в Лк 21:2124, по всей видимости, предсказано возрождение Иерусалима. D. A.Carson (пер. А. к.) Библиография: F.F.Bruce,"Paul and Jerusalem", ТВ 19:323; ?. Burrows,ЮВ, II, 84366; G. Fohrer and E. Lohse,TDNT, VII, 292338; J. Jcremias,Jerusalem in the Time of Jesus; К. M. Kenyon, Digging up Jerusalem; B. Mazar,The Mountain of the Lord; J. Munck,Paul and the Salvation of Mankind; G.F. Oehler, Theology of the ОТ, 50921; D.F. Pavne, IBD, II, 75260; J.B.Payne,ZPEB, III, 45995; G.N.H. Peters,The Theocratic Kingdom, III, 3263; N. W Porteous, "JerusalemZion: the Growth of a Symbol", in Living the Mystery; G. A. Smith.Jerusalem, 2 vols.; Y. Yadin, ed.,Jerusalem Revealed. См. также: НовыйИерусалим.

  1. иерусалимjerusalem. Археологические исследования этого города занимающего важнейшее место во всемирной истории начались в г. и продолжаются до настоящего времени. История И. начи...Археологический словарь
  2. иерусалимгород в Палестине считается священным городом у христиан иудеев мусульман небесный И. апокалипсический образ св. града. После страшного суда в нем будут жить праведники ...Атеистический словарь
  3. иерусалимгород в Палестине считается священным городом у христиан иудеев мусульман небесный И. апокалипсический образ св. града. После страшного суда в нем будут жить праведники...Атеистический словарь II
  4. иерусалимИерусалим. Первонач. возм. основание Божия Салима в Библии толкуется как основание мира. I.strong НАЗВАНИЕВо времена Авраама И. назывался Салимом мир Быт ср. Пс Евр п...Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. иерусалимЕрушалаим. Иерусалим Город Великого Царя радость всей земли Пс. Пс. святой город Неем. Мат. из которого слово Господне должно распространиться по всей земле Ис. ра...Библейский энциклопедический словарь
  6. иерусалимоснование или жилище мира этот всемирно известный город древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли назывался в древности Иевусомem Нав. по имени родоначал...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  7. иерусалимИерусалим основание мира или безопасное жилище главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли Ибо от Сиона выйдет закон и слов...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  8. иерусалимдр.евр. Иерушалаим араб. АльКудс город в Палестине. Расположен к З. от Мртвого моря на полупустынном плоскогорье. тыс. жителей . Железнодорожная станция. Узел автодорог....Большая Советская энциклопедия II
  9. иерусалимгород Gerusalemme Итальянорусский словарь. Синонимы город даром дарохранительница сион столица...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. иерусалимгородem Jerusalem n s город даром дарохранительница сион столица...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. иерусалимгородem Jerusaln...Большой русско-испанский словарь
  12. иерусалимимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  13. иерусалимJrusalem...Большой русско-французский словарь
  14. иерусалимJrusalem город даром дарохранительница сион столица...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. иерусалимИЕРУСАЛИМ город в Израиле. тыс. жителей . Религиозный священный центр иудеев христиан и мусульман. Металлообрабатывающая радиотехническая фармацевтическая текстильная ле...Большой энциклопедический словарь III
  16. иерусалимИЕРУСАЛИМ город в Израиле. тыс. жителей . Религиозный священный центр иудеев христиан и мусульман. Металлообрабатывающая радиотехническая фармацевтическая текстильная л...Большой Энциклопедический словарь V
  17. иерусалимИЕРУСАЛИМ араб. ЭльКудс евр. Иерушалем в разл. периоды древн. времен столица царств израильскаго и иудейскаго затем короткое время основаннаго крестоносцами царства иерус...Военная энциклопедия (1911-1915)
  18. иерусалимИерусалим город в Палестине. Упоминается в египет. текстах XIX XVIII вв. до н. э. как Рушалимум в письменах XV в.em до н. э. Урушалим в VIII в.em до н. э. Урсалимму. Перв...Географическая энциклопедия
  19. иерусалимИЗРАИЛЬ Иерусалим столица Израиля с населением около жителей. Еврейское слово иерушалаим означает место мира арабское название города Эль Кудс переводится как святость ...Города и столицы мира
  20. иерусалимИерушалаим АльКудс город в Палестине крупный культ. центр. Считается свящ. городом у христиан иудеев и мусульман место паломничества. Первые упомин. об И. относятся к се...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. иерусалимИерушалаим АльКудс город в Палестине крупный культ. центр. Считается свящ. городом у христиан иудеев и мусульман место паломничества. Первые упомин. об И. относятся к се...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. иерусалимгород в Израиле. тыс. жителей. Религиозный священный центр иудеев христиан и мусульман. Разнообразная промышленность. Университет. Музеи национальные Бецалель художестве...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. иерусалимИерусалим столица Государства Израиль. В древности местонахождение Храма и столица с конца в. до н.э. ИзраильскоИудейского царства в период г. до н.э. г. н.э. Иуде...Исторический словарь
  24. иерусалимИерусалим Hierosolyma orum n...Латинский словарь
  25. иерусалимОт момента когда римляне изгнали евреев из Палестины до основания государства Израиль Иерусалим был преимущественно арабским городом. Эта концепция выдвинута арабами. Пос...Лексикон популярных заблуждений
  26. иерусалимНачальная форма Иерусалим винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число топоним мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  27. иерусалимИерусалим Jerusalem свящ. город иудеев иудаизм христиан христианство и мусульман. Первоначально место поселения иебуситов захвачен царем Давидом ок. г. до н.э. Храм Соло...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  28. иерусалимИерусалимstrong а м. Стар. форма имени Ерусалим см. Отч. Иерусалимович Иерусалимовна....Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  29. иерусалимГород в Палестине. Один из древнейших городов мира. Его возраст более лет. Неоднократно упоминается в Библии как место связанное с жизнью Иисуса Христа. Это священный го...Основы православной культуры
  30. иерусалимИерусалимоснование или жилище мира этот всемирно известный город древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли назывался в древности Иевусом Нав. по имени ро...Полная популярная библейская энциклопедия
  31. иерусалимглавный город древней Палестины место освященное жизнью учением страданиями смертью воскресением и вознесением Иисуса Христа.Синонимы город даром дарохранительница сион с...Православный энциклопедический словарь
  32. иерусалимHierosolma или просто поеврейски Ieruschalajim сильно укрепленный главный город Палестины почти в середине Иудеи в колене Виньяминовом на нескольких холмах на западном...Реальный словарь классических древностей
  33. иерусалимJerosalem Септуаг. и Hierosolyma Вульгата. Поеврейски это пишется Yrshlim или город покоя но древние греки удачно назвали его Hierosalem или Сокровенным Салемом поскольку...Религиозные термины
  34. иерусалимрусалим ма и русалима Русалима. салимский русалимський....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  35. иерусалимИЕРУСАЛИМ слово символ рус. православной традиции. Град И. в рус. культуре занимает особое место. Образ И. со времен Др. Руси прежде всего преломлялся через понятие Неб...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  36. иерусалимJerusalem eo Jerusalemo...Русский-африкаанс словарь
  37. иерусалимерусалм...Русско-белорусский словарь
  38. иерусалимг.i ерусалм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  39. иерусалимJeruzsalem город даром дарохранительница сион столица...Русско-венгерский словарь
  40. иерусалимИерусалим г....Русско-греческий словарь (Сальнов)
  41. иерусалимИерусали город даром дарохранительница сион столица...Русско-ивритский словарь
  42. иерусалимИерусалим ала...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  43. иерусалимг. ylslngСинонимы город даром дарохранительница сион столица...Русско-китайский словарь
  44. иерусалимQudus Uralim...Русско-крымскотатарский словарь
  45. иерусалимКъудус Уршалим...Русско-крымскотатарский словарь II
  46. иерусалимгород Jerusalem n....Русско-немецкий словарь
  47. иерусалимJerusalem...Русско-немецкий словарь по искусству
  48. иерусалимJeruzalem...Русско-нидерландский словарь
  49. иерусалимJerusalem город даром дарохранительница сион столица...Русско-норвежский словарь
  50. иерусалимJerozolima...Русско-польский словарь
  51. иерусалимгеогр город даром дарохранительница сион столица...Русско-португальский словарь
  52. иерусалимJerusalem...Русско-финский словарь
  53. иерусалимJeruzalm...Русско-чешский словарь
  54. иерусалимдр.евр. Jeruschalajim греколат. Hierosolyma араб elkuds святой город на Ю. Палестины. Вплоть до кон. тыс. до н. э. ханаанский городгосударство при Давиде столица Изра...Словарь античности
  55. иерусалимИерусалим а муж.em Стар.em форма имени см.em Ерусалим.Отч.strong Иерусалимович Иерусалимовна. Словарь личных имн Иерусалим а м.u Стар. форма имени Ерусалим см. Отч.em Иер...Словарь личных имен
  56. иерусалимПревращенный в столицу царем Давидом X в. до н.э. Иерусалим стал священным городом евреев после возведения Храма Соломона где хранился Ковчег Завета символизирующий едине...Словарь религий, обрядов и верований
  57. иерусалимИерусалим Сион дарохранительница Словарь русских синонимов. иерусалим сущ. колво синонимов город даром дарохранительница сион столица Словарь синонимов ASIS.В....Словарь синонимов II
  58. иерусалимИерусалим Сион дарохранительница...Словарь синонимов
  59. иерусалимИерусалим Jerusalem др.еврейское Иерушалаим арабское АльКудс город в Израиле на полупустынных Иудейских холмах к З. от Мртвого моря. тыс. жителей евреи арабы. По ре...Словарь современных географических названий
  60. иерусалимсущ. собств. греч. главный город Иудеи и Палестины расположенный в южной части Палестины между Иорданом и Средиземным морем на четырех холмах Cионе на юге Акре на зап...Словарь церковнославянского языка
  61. иерусалимh Иерусалимbig сущ.муж.неод.ед.i вин. зажиточные проповедуют Штиллингов золотой Иерусалим с жемчужными вратами недостаточные работаютПр....Словарь языка Грибоедова
  62. иерусалимдр.евр. Иерушалаим араб. АльКудс город в Палестине. Зап. большая часть И. оккупирована госвом Израиль т. н. Старый город и кварталы к С. и В. от него Иорданией. т. ж. ...Советская историческая энциклопедия
  63. иерусалимИЕРУСАЛИМ город в Израиле. тыс. жителей. Религиозный священный центр иудеев христиан и мусульман. Разнообразная промышленность. Университет. Музеи национальные Бецалель ...Современная энциклопедия
  64. иерусалимИЕРУСАЛИМ город в Израиле. тыс. жителей . Религиозный священный центр иудеев христиан и мусульман. Металлообрабатывающая радиотехническая фармацевтическая текстильная ле...Современный энциклопедический словарь
  65. иерусалимJerusalemYerushalayim священный город иудеев являющийся святыней также для христиан и мусульман расположен на Иудейских холмах примерно в км от р.Иордан провозглашен сто...Страны и города мира. Словарь
  66. иерусалимRzeczownik Иерусалим Jerozolima...Универсальный русско-польский словарь
  67. иерусалимИерусалим араб. АльКудс город в Палестине. Религиозный центр христиан иудеев и мусульман. По решению ООН должен был стать самостоятельной административной единицей под у...Художественная энциклопедия
  68. иерусалимСерум Сериал Сера Сема Сау Сарм Сари Самуил Русалии Рис Рим Риал Риа Реум Рем Реал Раус Рамс Рами Рам Раис Муси Мус Мур Мул Муар Мис Мир Мила Мес Мерс Мера Мелис Мел Марс...Электронный словарь анаграмм русского языка
  69. иерусалимИЕРУСАЛИМ город в Израиле. тыс. жителей . Религиозный священный центр иудеев христиан и мусульман. Металлообрабатывающая радиотехническая фармацевтическая текстильная л...Энциклопедический словарь естествознания
  70. иерусалимлат. Hierosolyma в клинообразных надписях Ursalimmu в иероглифах Schalam еврейск. Jeruschalajim турецк. Soliman или Kdsi Schrif араб. EIKuds т. е. святой главн. г. древн...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  71. иерусалимИЗРАИЛЬИерусалим столица Израиля с населением около жителей. Еврейское слово иерушалаим означает место мира арабское название города Эль Кудс переводится как святость ...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  72. иерусалимИЗРАИЛЬИерусалим столица Израиля с населением около жителей. Еврейское слово иерушалаим означает место мира арабское название города Эль Кудс переводится как святость ...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  73. иерусалимJerusalem .strong Иудейские войны Римской империи Город был осажден тысячным рим. войском под командованием Тита в марте . Его с величайшим героизмом защищали иудеи предв...Энциклопедия битв мировой истории
  74. иерусалимЙерушалаим Столица Израиля один из древнейших городов мира. О первых годах И. ничего не известно. По мнению современных археологов И. занимал на заре своего существования...Энциклопедия иудаизма
  75. иерусалимИЕРУСАЛИМСм.ИЕРУСАЛИМ А. ДРЕВНИЙ ГОРОД В ПАЛЕСТИНЕИЕРУСАЛИМ Б. ТОПОГРАФИЯИЕРУСАЛИМ В. КЛИМАТИЕРУСАЛИМ Г. ХАНААНЕЙСКИЙ ГОРОДИЕРУСАЛИМ Д. ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ГОРОДИЕРУСАЛИМ ...Энциклопедия Кольера II
  76. иерусалимдревний город в Палестине. С по был разделен между Израилем большая часть Нового города столицей которого он является и Иорданией в основном Старый город. В Израиль ок...Энциклопедия Кольера
  77. иерусалимсм. Ерусалим....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  78. иерусалимИерусалим Иерусалимсм. Ерусалим....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)