Энциклопедия Кольера

ИЕРУСАЛИМ


древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города), столицей которого он является, и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим единым муниципалитетом под израильским управлением. Священный город трех мировых религий - иудаизма, христианства и ислама, Иерусалим расположен на Иудейском плато на высоте 740 м, в 58 км к востоку от Средиземного моря и в 30 км к западу от Мертвого моря.

Топография.Древний Иерусалим находился в центре Иудейского плато, которое сложено в основном из твердого известняка и обрамлено на западе, юге и востоке долинами. На западе плато опоясывает Енномова долина. На востоке эта долина сохраняет свое древнее название - Кедронская. Параллельно Кедронской тянется небольшая в сравнении с ней другая долина. За столетия она заполнилась наносами, однако в древние времена служила более четкой линией раздела между восточной и западной частями города. В настоящее время она называется эль-Вад, а раньше носила колоритное название - долина Сыроваров, или Тиропеон. До возведения акведуков город водой обеспечивали два источника. Один находился чуть ниже соединения Кедронской и Енномовой долин, сейчас он называется Бир Айюб, а в древности носил имя Ен-Рогел. Другой источник, Айн Ситти Мариам, расположен у подножия Западного холма Кедронской долины. В древности он назывался Гион.
Климат.Климат Иерусалима схож с климатом других частей Израиля и Иордании; год делится на два сезона - дождливый (зима) и сухой (лето). Поскольку Иерусалим находится на возвышенности, максимальные и минимальные температуры там выше и смена погоды происходит быстрее, чем в других частях этого района. Дожди начинаются в октябре или ноябре и длятся до марта или апреля. За эти семь месяцев город получает почти всю свою норму осадков, которая составляет в среднем ок. 560 мм в год. С мая по сентябрь дожди практически прекращаются. Средняя температура января (самого холодного месяца) ок.7° С, июля (самого теплого месяца) - 23° С. Зимой температуры часто опускаются ниже нуля, иногда выпадает снег. Летом максимальные температуры колеблются от 32 до 38° С, иногда до 44° С. Господствующие ветры северо-западные, однако летом из пустыни часто дует северо-восточный хамсин, который приносит сухую жару. Почвы маломощные, а в некоторых районах почвенный горизонт вовсе отсутствует. Естественная растительность представлена преимущественно травами, кустарниками, местами растет сосна. Ранней весной распускаются дикие цветы, в том числе крокусы и ирисы.
Ханаанейский город.Наиболее благоприятным местом для первого заселения Иерусалима был восточный холм над источником Гион. Здесь в поселении, позже названном Офель, археологи обнаружили следы жизни человека, относящиеся примерно к 3500 до н.э. Ранние поселенцы, по-видимому, жили в пещерах. Хотя во времена завоевания израильтянами город был известен как Иевус (Ис Нав 18,28), название Иерусалим встречается в египетских текстах, относящихся к более ранней эпохе. В амарнский период, время правления фараона Эхнатона (ок. 1390 - ок. 1360 до н.э. согласно основной хронологии и ок. 870 - ок. 840 до н.э. по более поздней альтернативной хронологии), город находился под властью Египта. Среди найденных в Тель-эль-Амарне клинописных табличек (т.н. Тель-эль-Амарнский архив) есть несколько посланий, написанных царем по имени Абди-Хиба. В одном из них он обращается к египетскому фараону с просьбой оказать срочную помощь в отражении захватчиков-грабителей. На одной из табличек Абди-Хиба писал: "Воистину, эта земля Урусалима не дана мне ни отцом, ни матерью, ее дал мне всемогущий царь... Воистину, царь навеки назвал своим именем земли Урусалима. Поэтому он не может оставить эти земли" (ср. Иер 14:9). Согласно Книге пророка Иезекииля (16:3), население ханаанского Иерусалима, численность которого, согласно другим источникам, составляла приблизительно 15 000, было смешанного состава и включало как аморреев, так и хеттеян. В Ис Нав 15:63 и других местах Ветхого Завета обитатели города до его захвата евреями именуются иевусеями.
Ветхозаветный город.Иерусалим был окончательно завоеван евреями вскоре после 1000 до н.э. Первый поход на город осуществил Давид (2 Цар 5:6-10; 1 Пар 11:4-9). Очевидно, Иерусалим был хорошо укреплен, поскольку сообщается, что иевусейские защитники хвастались его неприступностью. Тем не менее в сражении, где отличился Иоав, воинам Давида удалось захватить город. Предположительно они проникли в город через туннель, по которому туда поступала вода. С тех пор крепость Сион носит имя города Давидова. Согласно Библии, Давид "обстроил город кругом". Похоже, что эти слова относятся к работам, произведенным на городских стенах. Во время раскопок в Иерусалиме был обнаружен фрагмент стены шириной 8 м. Считается, что это часть стены города иевусеев, которая после ремонта и укрепления стала главным фортификационным сооружением города Давида. Башня и земляная насыпь, воздвигнутые у источника Гион, вполне могли быть сооружены во времена Давида или Соломона. Обладая мощными укреплениями, город Давида был относительно невелик. На востоке его границей служил холм над Кедронской долиной, а весь город занимал пространство источника Гион до окрестностей пруда Силоам. При царе Соломоне (ок. 973 - ок. 933 до н.э.) Иерусалим значительно разросся и превратился в международный торговый центр. Новая стена, построенная Соломоном, вероятно, окружала часть холма, находившегося на западе плато. Храмовый комплекс к северу от Офеля, воздвигнутый Соломоном, стал наиболее важной частью города. Главной чертой природного ландшафта района Храма является большой выход скалы, который до сих пор можно видеть под Куполом Скалы. Вероятно, жертвенник был воздвигнут на самой скале, а Храм находился от него строго к западу. Соломону понадобилось семь лет на сооружение Храма, для его строительства из Ливана был привезен кедр, а царь Тира Хирам прислал мастеров. Дворец Соломона, строительство которого заняло 13 лет, находился от Храма строго к югу, как и дворец дочери фараона, жены Соломона. Поблизости располагались знаменитый портик с колоннами и различные административные учреждения. Система водоснабжения иевусейского Иерусалима, соединенная с источником Гион, была расширена. Новый акведук проходил по краю холма от источника Гион до т.н. Старого, или Нижнего, пруда ниже города Давида. Во время царя Езекии старые водопроводы были заброшены, но был прорублен новый туннель Силоам, по которому воды Гиона поступали в Верхний, или Силоамский, пруд. Этот пруд находился внутри окруженного стеной города, недалеко от старого пруда. Чтобы добраться до Силоамского пруда, туннель пришлось прорубать сквозь сплошную скалу на глубине 520 м. Работники использовали клинья, молоты и кирки, они вели проходку с обоих концов и в итоге встретились в середине туннеля внутри холма. Недалеко от Силоамского выхода была обнаружена следующая надпись: "Долго мы пробивались вперед, и вот цель достигнута". Вероятно, прокладку туннеля осуществил Езекия, о котором упоминается в 2 Цар 20:20 и 2 Пар 32:30, с целью обеспечить более надежное водоснабжение перед угрозой вторжения Палестины и вероятностью осады Иерусалима царем Ассирии Синахерибом (Сеннахиримом) (701 до н.э.). Иерусалиму удалось избежать захвата Синахерибом, но он был взят вавилонским царем Навуходоносором II в 598 до н.э. и еще раз после восстания 587 до н.э., когда город подвергся особо жестокому разрушению. Стены были снесены, Храм, дворец царя и "все домы в Иерусалиме, и все домы большие" сожжены (4 Цар 25:8-10). Тогда же родилась памятная клятва: "Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя" (Пс 136). После возвращения евреев из вавилонского плена Иерусалим был отстроен заново. Под руководством Зоровавеля был возведен новый, Второй храм (516 до н.э.), он был меньше и скромнее Храма Соломона. Вдохновителем восстановления городских стен был Неемия, о чем повествует Книга Неемии. На протяжении долгих лет после этого (примерно до 445 до н.э.) Иерусалим оставался небольшим, не имевшим политического значения городом, хотя на время он стал духовным центром для евреев диаспоры. Во время борьбы между Птолемеями и Селевкидами Палестину сначала захватили правители Египта. Вероятно, по крайний мере один раз Иерусалим оказал сопротивление, поскольку зафиксировано, что Птолемей I взял город в еврейскую субботу (320 до н.э.), когда религиозные запреты не позволяли горожанам эффективно обороняться. Однако в 198 до н.э. Антиоху III Великому в конце концов удалось отбить Палестину, и после этого Иерусалим вошел в состав владений правителей Сирии. Селевкиды были приверженцами эллинистической культуры, и в этот период в Иерусалиме получили распространение греческая одежда, обычаи и атлетические упражнения. Молва приписывает первосвященнику Иасону строительство недалеко от храма гимнасия, которого впоследствии назвали Сикст. Однако, когда в 168 до н.э. Антиох IV Епифан предпринял попытку уничтожить религию евреев, фактически осквернив иерусалимский Храм и прекратив религиозные жертвоприношения, он столкнулся с упорным сопротивлением. Имея мало шансов на победу, Маккавеи все же подняли восстание, и после долгой и ожесточенной борьбы евреи добились независимости. На начальном этапе восстания Антиох Эпифан контролировал не только Храм, но и крепость Акру, расположенную на господствующей высоте к югу от храмового комплекса. Через три года Маккавеи отвоевали Храм и вновь освятили его. С тех пор это событие отмечается праздником Освящения (Ханукка). Через двадцать с лишним лет им удалось полностью очистить от врагов Акру и окончательно освободить Иерусалим к 143 до н.э. После этого Маккавеи разрушили Акру и срыли вершину холма, на которой он стоял, чтобы впредь исключить угрозу для храмового комплекса. Они построили крепость Барис на скале в северо-западной части ограды Храма. Другой постройкой маккавейского периода был дворец Хасмонеев (так называли поздних Маккавеев), который сохранялся и во времена Ирода Агриппы II.


ДРЕВНИЙ ИЕРУСАЛИМ (реконструкция).

Новозаветный город.При хасмонейском правителе Александре Ианнайе (ок. 103 - ок. 76 до н.э.) независимое иудейское царство достигло почти такого же величия, как и при Давиде. Однако его сыновья Гиркан II и Аристовул II развязали междоусобную борьбу за трон, в результате чего римлянам удалось установить над страной свой контроль. Когда Помпей в 63 до н.э. прибыл в Иерусалим, сторонники Аристовула укрылись на укрепленном холме храмового комплекса, а Гиркан вступил в союз с римским полководцем. После трехмесячной осады Храм был взят в еврейскую субботу, и священнослужители дали себя истребить, поскольку занимались отправлением религиозных обрядов. Подобно Антиоху Епифану, Помпей вступил в Святое святых Храма, но в отличие от него не разграбил богатства и не стал подвергать гонениям евреев. Гиркан II (ум. 30 до н.э.) и его друг и соратник Антипатр Идумеянин вели умелую политическую игру и примкнули к Юлию Цезарю, когда тот стал правителем Рима, обеспечив тем самым Иудее особые привилегии. Антипатр, в свою очередь, назначил двух своих сыновей, Фасаила и Ирода, правителями Иерусалима и Галилеи. В итоге Рим сделал Ирода царем Иудеи, и тот правил с 40 по 4 до н.э. Ирод Великий был неутомимым строителем, и при нем Иерусалим обрел тот облик, с которым город вступил в эру христианства. Ирод восстановил городские стены, разрушенные Помпеем. В старом городе он построил три новые башни - Гиппик, Фасаил и Мариамна. По описанию Иосифа, основания башен представляли собой мощную каменную кладку. Башни имели зубчатые стены и башенки, внутри них были помещения. Вероятно, они были воздвигнуты на том месте, где сейчас стоит т.н. башня Давида близ Яффских ворот. К башням прилегал дворец Ирода. Иосиф сообщает, что во дворце были залы невероятных размеров для пиров и спальные покои для сотен гостей, вокруг дворца были прорыты каналы и высажены деревья. В северо-западной части храмового комплекса Ирод перестроил крепость Барис и переименовал ее в крепость Антония - в честь Марка Антония, который в те годы правил восточными провинциями Римской империи. Каждый из четырех углов крепости, стоявшей на скалистом обрыве, венчали мощные башни. Внутри крепости находился великолепный дворец, а снаружи она соединялась лестницами и мостами с галереями храма. Ирод Великий также завершил возведение стен вокруг холма, на котором располагался храм; типичный образец каменной кладки того времени можно до сих пор видеть на Стене плача в западной части храмового комплекса. Стена сложена из громадных каменных блоков.
При Ироде в Иерусалиме было построено много
зданий, в том числе театр, амфитеатр и ипподром, но его наиболее важным деянием в области строительства считается перестройка самого Храма. Царь не скрывал привязанности к языческой культуре, однако приказал, чтобы работы велись в строжайшем соответствии с канонами иудаизма, причем в качестве строительных рабочих использовались лишь специально обученные священнослужители. При этом сам Ирод не входил во внутренние пределы Храма, куда могла ступить нога лишь посвященного. Работы начались в 20-19 до н.э., перестройка же самого Храма завершилась через полтора года. Строительство продолжалось до тех пор, пока римляне не сожгли Храм в 70 н.э. Согласно приведенным Иосифом данным, во внешний двор храмового комплекса с западной стороны можно было попасть через четверо ворот, в других источниках упоминаются двое ворот на юге - одни на востоке и одни на севере. Стены внешнего двора имели портики, особо примечательным строением была базилика на южной стороне, имевшая не менее 162 колонн, которые с трудом могли обхватить трое мужчин. Внешний двор обычно называли двором гоев (двором язычников), поскольку в него разрешалось входить и непосвященным. Внутреннее пространство Храма отделялось перегородкой, и внутрь имели доступ только евреи. Иосиф упоминает о надписях с соответствующими предупреждениями на этой стене, и эти надписи были найдены современными археологами. Внутренний Храм состоял из двора для женщин, двора для мужчин и двора для священнослужителей. Во дворе для священнослужителей, прямо напротив здания дворца, как и полагалось, находился жертвенник. Над ним был возведен пролет из двенадцати ступеней, который вел в святилище - сооружение из огромных белых камней, покрытых золотом. Внутрення комната святилища называлась Святое святых. Общий вид этого здания, символа еврейской веры, должно быть, поражал воображение, и раввины с гордостью говорили: "Кто не видел нового Храма Ирода, тот в жизни не видел прекрасного сооружения".
См. также ХРАМ. Иосиф упоминает о трех городских стенах, две из которых были восстановлены с разрешения Юлия Цезаря и в таком виде сохранились до времен Христа. Третья стена, которую начал возводить Ирод Агриппа I, была завершена незадолго до 70 н.э. Первая, самая древняя стена шла на запад от храмового комплекса к трем башням Ирода и затем опоясывала всю юго-западную часть города. Некоторые ее фрагменты были найдены к югу от современного Иерусалима. Вторая стена начиналась от ворот под названием Гинаф и охватывала север города, заканчиваясь в крепости Антония. Ворота Гинаф, вероятно, находились около башен Ирода, однако спорным остается вопрос о том, где проходила стена от этого места до крепости Антония. Главный вопрос состоит в том, была ли стена расположена внутри или вовне по отношению к церкви Гроба Господня. Если церковь оставалась за пределами стены, то общепринятое представление о месте распятия и погребения Иисуса оказывается неточным, поскольку в Новом Завете говорится, что Христос страдал, "не выходя за ворота". Если же стена проходила внутри того места, где сейчас расположена церковь Гроба Господня, тогда оно действительно может совпадать с тем местом, где был распят и погребен Иисус, этот факт был авторитетно подтвержден во времена Константина Великого и с тех пор не был опровергнут. Третья стена, сооружение которой началось уже после Христа, шла от башни Гиппика, окружала обширные северные окраины и возвращалась в северо-западный угол храмового комплекса. Фрагменты этой стены были недавно обнаружены в северной части города. Все эти стены находятся значительно севернее современной стены вокруг города, которая, вероятно, была построена Адрианом, когда во 2 в. Иерусалим был римской колонией. Ряд мест, связанных с жизнью Иисуса, можно определить с высокой степенью точности. Пруд Силоам до сих носит это древнее название, тогда как пруд Вифезда, вероятно, располагался в низине рядом с церковью св. Анны, к северу от храмового комплекса. Ворота, через которые триумфально въехал Христос, находились, по-видимому, около Золотых ворот. Гефсимания была приблизительно на месте современной Гефсиманской церкви на нижних склонах Масличной горы. Претория Пилата могла быть в замке Антония, хотя некоторые исследователи считают, что она могла располагаться во дворце Ирода Антипы. Иерусалимская резиденция Ирода Антипы, к которому также водили Иисуса (Лк 23:7), возможно, находилась во дворце Хасмонеев, между храмовым комплексом и дворцом Ирода. Как уже отмечалось, Голгофа могла быть на месте современной церкви Гроба Господня. В 70, во время еврейского восстания, Иерусалим был осажден, взят и разрушен римским полководцем (впоследствии императором) Титом. Храм был сожжен, а город стерт с лица земли. Когда Тит отбыл из города, оставались только три башни Ирода и часть стены. Последующие исторические события. Римский император Адриан попытался восстановить Иерусалим как языческий город. Это и ряд других действий римлян вызвали еще одно еврейское восстание (132-135), которое возглавил Бар-Кохба. После подавления восстания Адриан разделил город на семь кварталов, построил и перестроил многие общественные здания, в том числе термы, театр и ипподром. Были сооружены два главных храма - Юпитера Капитолийского на том месте, где раньше стоял еврейский Храм, и святилище Венеры на месте гробницы Христа. Новый город был назван колонией Элия Капитолина, евреям под страхом смерти запрещалось входить на его территорию. В 325 император Константин сделал Иерусалим христианским городом. Как свидетельствует церковный историк Евсевий, языческое святилище Венеры было разрушено, и гробница Христа вновь открылась миру. На этом месте была сооружена прекрасная базилика, в 325 она была освящена, что подробно описал Евсевий в Жизни Константина. Церковь разрушили в 614, и от нее остались лишь фрагменты. На этом месте воздвигались другие сооружения, в том числе построенная крестоносцами базилика, она дошла до наших дней как церковь Гроба Господня. В 614 Иерусалим захватили персы во главе с Хосровом II, а в 638 он был завоеван арабским халифом Омаром. Город получил название эль-Кудс, храмовый комплекс был назван Харам аш-Шариф (Благородное святилище). Над священной скалой воздвигли восьмиугольное сооружение с куполом - мечеть Куббат ас-Сахра ("Купол над скалой") или мечеть Омара, в южной части храмового комплекса была сооружена мечеть эль-Акса. В 1072 Иерусалим захватили турки-сельджуки, а в 1099 он был взят крестоносцем Готфридом Бульонским. Город являлся столицей Иерусалимского королевства до 1187, а затем перешел к Саладину. Крестоносцы отбили Иерусалим в 1229, но в 1244 мусульмане вновь установили над ним свой контроль. В 1517 город был захвачен османскими турками. При Сулеймане Великолепном (правил в 1520-1566) была возведена стена, которая до сих пор окружает Старый город. Иерусалим оставался под мусульманским управлением до Первой мировой войны, однако к концу 19 в. большинство его населения вновь составляли евреи.
Современный Иерусалим.Современный Иерусалим делится на две части - Новый и Старый город. В Старом городе, в черте стены Сулеймена, расположены четыре квартала: еврейский на юге; армянский на юго-западе; христианский на северо-западе (примыкает к церкви Гроба Господня) и мусульманский на северо-востоке и востоке, куда входит территория древнего храмового комплекса. Строительство Нового города за пределами стены началось в 1860 с сооружения первой еврейской окраины на западе и продолжалось, пока Новый город не превзошел Старый как по размерам, так и по численности населения. В районе Меа Шеарим проживает община крайне ортодоксальных евреев, придерживающихся неизменных на протяжении столетий традиций. Большую часть периода современной истории город находился под турецким контролем. Союзные войска под командованием британского генерала Алленби нанесли поражение турецким и германским силам во время Первой мировой войны, и город попал под британское управление как часть подмандатной Палестины. Британцы решили уйти из Палестины весной 1948, когда было образовано еврейское государство Израиль. ООН постановила, что Иерусалим должен находиться под международным управлением, однако в ходе войны 1948-1949 между арабами и израильтянами Старый город и прилегающие к нему с севера, востока и юга районы перешли под контроль войск Иордании, а Новый город и прилегающий западный район отошли к Израилю. Благодаря достигнутому под эгидой ООН соглашению о прекращении огня были установлены границы, кроме того, в большинстве городских районов между израильской и иорданской территориями были созданы нейтральные полосы. 14 декабря 1949 Иерусалим был провозглашен столицей Израиля. Во время арабо-израильского конфликта 1967 израильские войска заняли иорданские районы Иерусалима и провозгласили весь город единым муниципалитетом. Барьеры, разделявшие город после 1948-1949, были уничтожены. Вдобавок были разрушены символические Мандельбаумские ворота, служившие в прошлом единственным переходом между двумя секторами. В границы Нового города вошли Рамат Рахиль (Гробница Рахили) и эль-Азария (Вифиния), но Вифлеем остался вне границ. Израильтяне планировали создать арабские кварталы на севере и востоке, а к югу от Старого города обустроить территорию для промышленных предприятий и создать национальный парк. Восстановительные работы были начаты в еврейском квартале Старого города, большая часть которого была разрушена во время военных действий 1948-1949. Из-за климата и тонкого слоя почвы сельское хозяйство не стало важной отраслью в районе Иерусалима. Выращивается пшеница, некоторые сорта овощей, оливы, вокруг города пасутся стада овец и коз. Единственным полезным ископаемым является известняк, который используется в строительстве. Однако в последние годы вокруг города были созданы сельскохозяйственные поселения. Появились виноградники, фруктовые сады, молочные фермы, стали выращивать скот и птицу. Были расширены и модернизированы каменоломни. Однако основное значение Иерусалима заключается в его истории и религиозных святынях, которые привлекают туристов, поэтому в городе развито производство сувениров и предметов религиозного культа. Святые места Иерусалима расположены в Старом городе. Круглый год туристы и христианские паломники приезжают посетить церковь Гроба Господня, Крестный путь (см. КРЕСТНЫЙ ПУТЬ),
Гефсиманский сад, Масличную гору, церковь Вознесения и Вифинию. Мечеть аль-Акса является третьей по значению святыней мусульман.



  1. иерусалимjerusalem. Археологические исследования этого города занимающего важнейшее место во всемирной истории начались в г. и продолжаются до настоящего времени. История И. начи...Археологический словарь
  2. иерусалимгород в Палестине считается священным городом у христиан иудеев мусульман небесный И. апокалипсический образ св. града. После страшного суда в нем будут жить праведники ...Атеистический словарь
  3. иерусалимгород в Палестине считается священным городом у христиан иудеев мусульман небесный И. апокалипсический образ св. града. После страшного суда в нем будут жить праведники...Атеистический словарь II
  4. иерусалимИерусалим. Первонач. возм. основание Божия Салима в Библии толкуется как основание мира. I.strong НАЗВАНИЕВо времена Авраама И. назывался Салимом мир Быт ср. Пс Евр п...Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. иерусалимЕрушалаим. Иерусалим Город Великого Царя радость всей земли Пс. Пс. святой город Неем. Мат. из которого слово Господне должно распространиться по всей земле Ис. ра...Библейский энциклопедический словарь
  6. иерусалимоснование или жилище мира этот всемирно известный город древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли назывался в древности Иевусомem Нав. по имени родоначал...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  7. иерусалимИерусалим основание мира или безопасное жилище главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли Ибо от Сиона выйдет закон и слов...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  8. иерусалимдр.евр. Иерушалаим араб. АльКудс город в Палестине. Расположен к З. от Мртвого моря на полупустынном плоскогорье. тыс. жителей . Железнодорожная станция. Узел автодорог....Большая Советская энциклопедия II
  9. иерусалимгород Gerusalemme Итальянорусский словарь. Синонимы город даром дарохранительница сион столица...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. иерусалимгородem Jerusalem n s город даром дарохранительница сион столица...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. иерусалимгородem Jerusaln...Большой русско-испанский словарь
  12. иерусалимимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  13. иерусалимJrusalem...Большой русско-французский словарь
  14. иерусалимJrusalem город даром дарохранительница сион столица...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. иерусалимИЕРУСАЛИМ город в Израиле. тыс. жителей . Религиозный священный центр иудеев христиан и мусульман. Металлообрабатывающая радиотехническая фармацевтическая текстильная ле...Большой энциклопедический словарь III
  16. иерусалимИЕРУСАЛИМ город в Израиле. тыс. жителей . Религиозный священный центр иудеев христиан и мусульман. Металлообрабатывающая радиотехническая фармацевтическая текстильная л...Большой Энциклопедический словарь V
  17. иерусалимИЕРУСАЛИМ араб. ЭльКудс евр. Иерушалем в разл. периоды древн. времен столица царств израильскаго и иудейскаго затем короткое время основаннаго крестоносцами царства иерус...Военная энциклопедия (1911-1915)
  18. иерусалимИерусалим город в Палестине. Упоминается в египет. текстах XIX XVIII вв. до н. э. как Рушалимум в письменах XV в.em до н. э. Урушалим в VIII в.em до н. э. Урсалимму. Перв...Географическая энциклопедия
  19. иерусалимИЗРАИЛЬ Иерусалим столица Израиля с населением около жителей. Еврейское слово иерушалаим означает место мира арабское название города Эль Кудс переводится как святость ...Города и столицы мира
  20. иерусалимИерушалаим АльКудс город в Палестине крупный культ. центр. Считается свящ. городом у христиан иудеев и мусульман место паломничества. Первые упомин. об И. относятся к се...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. иерусалимИерушалаим АльКудс город в Палестине крупный культ. центр. Считается свящ. городом у христиан иудеев и мусульман место паломничества. Первые упомин. об И. относятся к се...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. иерусалимгород в Израиле. тыс. жителей. Религиозный священный центр иудеев христиан и мусульман. Разнообразная промышленность. Университет. Музеи национальные Бецалель художестве...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. иерусалимИерусалим столица Государства Израиль. В древности местонахождение Храма и столица с конца в. до н.э. ИзраильскоИудейского царства в период г. до н.э. г. н.э. Иуде...Исторический словарь
  24. иерусалимИерусалим Hierosolyma orum n...Латинский словарь
  25. иерусалимОт момента когда римляне изгнали евреев из Палестины до основания государства Израиль Иерусалим был преимущественно арабским городом. Эта концепция выдвинута арабами. Пос...Лексикон популярных заблуждений
  26. иерусалимНачальная форма Иерусалим винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число топоним мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  27. иерусалимИерусалим Jerusalem свящ. город иудеев иудаизм христиан христианство и мусульман. Первоначально место поселения иебуситов захвачен царем Давидом ок. г. до н.э. Храм Соло...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  28. иерусалимИерусалимstrong а м. Стар. форма имени Ерусалим см. Отч. Иерусалимович Иерусалимовна....Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  29. иерусалимГород в Палестине. Один из древнейших городов мира. Его возраст более лет. Неоднократно упоминается в Библии как место связанное с жизнью Иисуса Христа. Это священный го...Основы православной культуры
  30. иерусалимИерусалимоснование или жилище мира этот всемирно известный город древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли назывался в древности Иевусом Нав. по имени ро...Полная популярная библейская энциклопедия
  31. иерусалимглавный город древней Палестины место освященное жизнью учением страданиями смертью воскресением и вознесением Иисуса Христа.Синонимы город даром дарохранительница сион с...Православный энциклопедический словарь
  32. иерусалимHierosolma или просто поеврейски Ieruschalajim сильно укрепленный главный город Палестины почти в середине Иудеи в колене Виньяминовом на нескольких холмах на западном...Реальный словарь классических древностей
  33. иерусалимJerosalem Септуаг. и Hierosolyma Вульгата. Поеврейски это пишется Yrshlim или город покоя но древние греки удачно назвали его Hierosalem или Сокровенным Салемом поскольку...Религиозные термины
  34. иерусалимрусалим ма и русалима Русалима. салимский русалимський....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  35. иерусалимИЕРУСАЛИМ слово символ рус. православной традиции. Град И. в рус. культуре занимает особое место. Образ И. со времен Др. Руси прежде всего преломлялся через понятие Неб...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  36. иерусалимJerusalem eo Jerusalemo...Русский-африкаанс словарь
  37. иерусалимерусалм...Русско-белорусский словарь
  38. иерусалимг.i ерусалм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  39. иерусалимJeruzsalem город даром дарохранительница сион столица...Русско-венгерский словарь
  40. иерусалимИерусалим г....Русско-греческий словарь (Сальнов)
  41. иерусалимИерусали город даром дарохранительница сион столица...Русско-ивритский словарь
  42. иерусалимИерусалим ала...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  43. иерусалимг. ylslngСинонимы город даром дарохранительница сион столица...Русско-китайский словарь
  44. иерусалимQudus Uralim...Русско-крымскотатарский словарь
  45. иерусалимКъудус Уршалим...Русско-крымскотатарский словарь II
  46. иерусалимгород Jerusalem n....Русско-немецкий словарь
  47. иерусалимJerusalem...Русско-немецкий словарь по искусству
  48. иерусалимJeruzalem...Русско-нидерландский словарь
  49. иерусалимJerusalem город даром дарохранительница сион столица...Русско-норвежский словарь
  50. иерусалимJerozolima...Русско-польский словарь
  51. иерусалимгеогр город даром дарохранительница сион столица...Русско-португальский словарь
  52. иерусалимJerusalem...Русско-финский словарь
  53. иерусалимJeruzalm...Русско-чешский словарь
  54. иерусалимдр.евр. Jeruschalajim греколат. Hierosolyma араб elkuds святой город на Ю. Палестины. Вплоть до кон. тыс. до н. э. ханаанский городгосударство при Давиде столица Изра...Словарь античности
  55. иерусалимИерусалим а муж.em Стар.em форма имени см.em Ерусалим.Отч.strong Иерусалимович Иерусалимовна. Словарь личных имн Иерусалим а м.u Стар. форма имени Ерусалим см. Отч.em Иер...Словарь личных имен
  56. иерусалимПревращенный в столицу царем Давидом X в. до н.э. Иерусалим стал священным городом евреев после возведения Храма Соломона где хранился Ковчег Завета символизирующий едине...Словарь религий, обрядов и верований
  57. иерусалимИерусалим Сион дарохранительница Словарь русских синонимов. иерусалим сущ. колво синонимов город даром дарохранительница сион столица Словарь синонимов ASIS.В....Словарь синонимов II
  58. иерусалимИерусалим Сион дарохранительница...Словарь синонимов
  59. иерусалимИерусалим Jerusalem др.еврейское Иерушалаим арабское АльКудс город в Израиле на полупустынных Иудейских холмах к З. от Мртвого моря. тыс. жителей евреи арабы. По ре...Словарь современных географических названий
  60. иерусалимсущ. собств. греч. главный город Иудеи и Палестины расположенный в южной части Палестины между Иорданом и Средиземным морем на четырех холмах Cионе на юге Акре на зап...Словарь церковнославянского языка
  61. иерусалимh Иерусалимbig сущ.муж.неод.ед.i вин. зажиточные проповедуют Штиллингов золотой Иерусалим с жемчужными вратами недостаточные работаютПр....Словарь языка Грибоедова
  62. иерусалимдр.евр. Иерушалаим араб. АльКудс город в Палестине. Зап. большая часть И. оккупирована госвом Израиль т. н. Старый город и кварталы к С. и В. от него Иорданией. т. ж. ...Советская историческая энциклопедия
  63. иерусалимИЕРУСАЛИМ город в Израиле. тыс. жителей. Религиозный священный центр иудеев христиан и мусульман. Разнообразная промышленность. Университет. Музеи национальные Бецалель ...Современная энциклопедия
  64. иерусалимИЕРУСАЛИМ город в Израиле. тыс. жителей . Религиозный священный центр иудеев христиан и мусульман. Металлообрабатывающая радиотехническая фармацевтическая текстильная ле...Современный энциклопедический словарь
  65. иерусалимJerusalemYerushalayim священный город иудеев являющийся святыней также для христиан и мусульман расположен на Иудейских холмах примерно в км от р.Иордан провозглашен сто...Страны и города мира. Словарь
  66. иерусалимJerusalem. Происхождение города теряется в глубокой древности но первые следы цивилизации относятся к г. до н.э. и город упоминается в египетских текстах уже в нач. II т...Теологический энциклопедический словарь
  67. иерусалимRzeczownik Иерусалим Jerozolima...Универсальный русско-польский словарь
  68. иерусалимИерусалим араб. АльКудс город в Палестине. Религиозный центр христиан иудеев и мусульман. По решению ООН должен был стать самостоятельной административной единицей под у...Художественная энциклопедия
  69. иерусалимСерум Сериал Сера Сема Сау Сарм Сари Самуил Русалии Рис Рим Риал Риа Реум Рем Реал Раус Рамс Рами Рам Раис Муси Мус Мур Мул Муар Мис Мир Мила Мес Мерс Мера Мелис Мел Марс...Электронный словарь анаграмм русского языка
  70. иерусалимИЕРУСАЛИМ город в Израиле. тыс. жителей . Религиозный священный центр иудеев христиан и мусульман. Металлообрабатывающая радиотехническая фармацевтическая текстильная л...Энциклопедический словарь естествознания
  71. иерусалимлат. Hierosolyma в клинообразных надписях Ursalimmu в иероглифах Schalam еврейск. Jeruschalajim турецк. Soliman или Kdsi Schrif араб. EIKuds т. е. святой главн. г. древн...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  72. иерусалимИЗРАИЛЬИерусалим столица Израиля с населением около жителей. Еврейское слово иерушалаим означает место мира арабское название города Эль Кудс переводится как святость ...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  73. иерусалимИЗРАИЛЬИерусалим столица Израиля с населением около жителей. Еврейское слово иерушалаим означает место мира арабское название города Эль Кудс переводится как святость ...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  74. иерусалимJerusalem .strong Иудейские войны Римской империи Город был осажден тысячным рим. войском под командованием Тита в марте . Его с величайшим героизмом защищали иудеи предв...Энциклопедия битв мировой истории
  75. иерусалимЙерушалаим Столица Израиля один из древнейших городов мира. О первых годах И. ничего не известно. По мнению современных археологов И. занимал на заре своего существования...Энциклопедия иудаизма
  76. иерусалимИЕРУСАЛИМСм.ИЕРУСАЛИМ А. ДРЕВНИЙ ГОРОД В ПАЛЕСТИНЕИЕРУСАЛИМ Б. ТОПОГРАФИЯИЕРУСАЛИМ В. КЛИМАТИЕРУСАЛИМ Г. ХАНААНЕЙСКИЙ ГОРОДИЕРУСАЛИМ Д. ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ГОРОДИЕРУСАЛИМ ...Энциклопедия Кольера II
  77. иерусалимсм. Ерусалим....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  78. иерусалимИерусалим Иерусалимсм. Ерусалим....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)