Теологический энциклопедический словарь

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

(Hegel, Georg Wilhelm Friedrich, 17701831). Немецкий философ Гегель родился в Штутгарте в семье государственного чиновника. В его ранние и школьные годы никто не мог даже заподозрить, что вполне заурядный юноша с годами приобретет такую власть над умами нескольких поколений. По окончании Тюбингенского университета в 1793 г. Гегель получает диплом, вк-ром говорится, что он отличается благонравием и проявляет способности к изучению теологии и филологии, тогда как философия дается ему с превеликим трудом. Несколько лет Гегель служит домашним учителем в аристократических домах, а с 1801 г. преподает в Йенском университете. В те годы он находится под сильным влиянием Шеллинга, вместе с крым издает "Критический философский журнал ". В Йене он создает свое главное произведение, " Феноменологию Духа". В1807 г. изза близости театра военных действий университет закрывается, и Гегель несколько месяцев служит в ежедневной газете. В1808 г. он становится директором гимназии в Нюрнберге, где продолжает работать над своими философскими сочинениями. В 1816 г. его приглашают в Гейдельберг, где он преподает философию, а в 1818 г. он становится профессором философии в Берлине, где наконец обретает славу и авторитет. Гегель самый видный представитель немецкого идеализма. По его мысли, подлинной реальностью обладает только Дух; все прочее лишь проявления Духа. Для Гегеля философия была своего рода теологией, ибо он полагал, что вся наличная действительность не что иное, как проявление Аболюта, крый и есть Бог. Поскольку все сущее представляет собой проявление божественного Духа, то "все действительное разумно, и все разумное действительно ". Применяя свой диалектический метод, Гегель выявлял слабые стороны тех или иных утверждений, стараясь наглядно продемонстрировать противоречия человеческого мышления. Он полагал, что причина мыслительных ошибок либо в незавершенности мысли, либо в ее чересчур абстрактном характере. Если показать человеку присущие его рассуждениям "противоречия", он сможет убедиться в незавершенности своих философских построений, а это побудит его стремиться ко все более полному пониманию диалектики частного и всеобщего. Гегель представлял историю как некий форум, на к-ром разоблачаются противоречия и несоответствия конечной человеческой мысли и действия, а бесконечный разум Абсолюта переходит на более высокий уровень культурного и духовного проявления. Государство, по мысли Гегеля, это высочайшее социальное достижение человека. Подчеркивая важность семейной любви, Гегель утверждал, что государство ее более высокое и универсальное проявление. Государство обеспечивает осуществление этического идеала; Дух нации это божественное, это "действительный Бог". То, что государство осуществляет свою волю при помощи силы, мало беспокоило Гегеля, крый считал войны благом. По его мнению, война предохраняет исторический процесс от застоя и способствует здоровью нации. Два народа могут быть правыми, оба могут быть проявлениями божественного; но только война помогает решить, чье "право" должно восторжествовать. Религия, согласно Гегелю, проходит четыре стадии четыре пути познания Абсолюта. Первая естественная религия, или анимизм, т.е. обожествление деревьев, животных и проч. На второй стадии Бога представляют в человеческом облике; люди строят храмы и поклоняются статуям богов. Третья стадия появление на исторической сцене христианства. Бог воплощается и действует в мире, будучи и Богом, и человеком. Гегель высоко оценивал этическое учение Иисуса, особенно Нагорную проповедь. Иисус не делал различия между врагами и друзьями, Он отвергал всякое неравенство. Для Иисуса нравственность спонтанное проявление жизни, сопричастность божественному. Четвертая, и высшая стадия этотрадиционные христианские верования, переведенные Гегелем на язык понятий спекулятивной философии. Гегель рассматривал различные аспекты проявления Бога в мире. Сама история была для него средством изучения божественного промысла. Посредством божественного деяния "противоречия" между антитетическими движениями или культурами вновь и вновь разрешаются в высшем синтезе. Бог во всей полноте проявился в воплощении, ибо здесь Его присутствие не было ограничено Его трансцендентностью. Тем не менее в воплощении Бог был слишком привязан к конкретной исторической ситуации. Поэтому необходима философская религия, края в гораздо большей степени будет иметь всеобщий характер. Бог есть любовь, поэтому, хотя отрицание и противопоставление между тезисом и антитезисом исторически необходимы, примирение и синтез всегда существенны. Диалектические движения истории это проявления Божьего промысла во времени. Существует множество самых разных интерпретаций философии Гегеля. Многие исследователи считают его христианство ересью, слегка прикрытым пантеизмом. Для других система Гегеля искренняя попытка выразить истину христианства средствами философии. Гегель оказал огромное влияние на философскую мысль целой эпохи и на столь несхожих по своим задачам философов, как Маркс, с его исторической диалектикой, и Кьеркегор, для мысли крого особое значение имели самосознание и страсть. P.H.deVries (пер.в.Р.) Библиография: G.W.F. Hegel,Lectures on the Philosophy of Religion, Phenomenology of Spirit, Philosophy of Right, and Science of Logic; F. Copleston, A History of Philosophy, VII, chs. 911 ;J.N. Findlay. Hegel: A Reexamination; J. ?. E. McTaggart, Studies in Hegelian Cosmology; G. R. G.Mure,An Introduction to Hegel; W. T. Stace,The Philosophy of Hegel.

  1. георг вильгельм фридрих гегельНемецкий философ создавший на объективноидеалистической основе теорию диалектики. Система Гегеля которая завершает философию Нового времени состоит из трех частей логики ...100 великих мыслителей
  2. георг вильгельм фридрих гегельфилософидеалист и диалектик представитель классич. нем. философии кон. . нач. в. Разработал систему философии в крой представил весь природный исторический и духовный ми...Атеистический словарь II
  3. георг вильгельм фридрих гегельфилософ представитель нем. классич. философии создатель систематич. теории диалектики на основе объективного идеализма. Учился в Тюбингенском теол. инте вместе с Шеллинго...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  4. георг вильгельм фридрих гегель. Штуттгарт . Нем. философ. Получил образование в Тюбингенском унте . В студенческие годы придерживался радикальных взглядов приветствовал Франц. революцию назвав ее в...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  5. георг вильгельм фридрих гегельнемецкий философ Штутгарт Берлин . Будучи студентом в Тюбингенском протестантском университете он знакомится с Гельдерлином и Шеллингом разделяя их романтический энтузи...Сверхкраткий философский словарь
  6. георг вильгельм фридрих гегельГеорг Вильгельм Фридрих Гегель гг. философ Благоразумие предполагает что собственная польза не рассматривается как цель морального поведения хотя она и может быть его сл...Сводная энциклопедия афоризмов
  7. георг вильгельм фридрих гегельHegel Georg Wilhelm Friedrich немецкий философ. Гегелевская философия обычно считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления именуемой спекулятив...Словарь-справочник по философии
  8. георг вильгельм фридрих гегелькрупнейший представитель немецкой классической философии создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории метода диалектики диалектической логики. Основные р...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  9. георг вильгельм фридрих гегельHegel Георг Вильгельм Фридрих авг. нояб. нем. философ объективный идеалист представитель нем. классич философии одного из теоретич. источников марксизма впервые в и...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  10. георг вильгельм фридрих гегельнем. философ объективный идеалист представитель нем. классической философии. С преподавал в Йенском а с в Берлинском унтах. В молодости Г. отличался радикальным образом ...Философский энциклопедический словарь