Китайская философия. Энциклопедический словарь

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

27.7.1770, Штуттгарт, - 14.11.1831. Нем. философ. Получил образование в Тюбингенском ун-те (1788 - 93). В студенческие годы придерживался радикальных взглядов, приветствовал Франц. революцию, назвав ее "всемирным историч. событием", осуждал феод, порядки прусской монархии. Преподавал в ун-тах Иены (1801 -5), Нюрнберга (1808-16), Берлина (1818 - 31). Осн. изд. при жизни труды - "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812-16), "Энциклопедия филос. наук" (1818), "Основы философии права" (1821). Посмертно изданы лекции по философии, истории, эстетике, философии религии, истории философии и др. Г.- объективный идеалист. Объективный мир - отражение творческого духовного начала - "абс. идеи", "мирового разума", или "мирового духа"; природа - "инобытие духа". Единство законов внеш. мира и мышления выводил из тезиса о тождестве мышления и бытия. Всеобъемлющая филос. система Г. в своей основе метафизична. Она признавала конечность процесса движения, что противоречило его диалектич. методу, всесторонне разработанному им применительно к сфере мышления и успешно использованному, хотя и в идеалистич. трактовке, для объяснения естеств. и социальных явлений. Диалектика является существ, вкладом Г. в историю мировой филос. мысли. В критически переработанном виде она стала одним из теоретич. источников марксистской философии. Заметное место в системе Г. отводится "вост. миру". В его лекциях по философии истории красной нитью проходит идея историч. развития человечества как единого процесса. Идеалистич. подход к проблеме развития об-ва привел его к выводу о делении народов мира на "историч." и "неисторич.". К первым он относил греков, римлян и германцев, ко вторым - ряд др. народов, в т.ч. принадлежащих "вост. миру", в первую очередь китайцев и индийцев. Критерием такого деления послужил тезис о том, что содержанием развития всемирной истории является "прогресс в сознании свободы". Хотя Г. утверждал, что "свет духа воссиял в Азии", положившей начало всемирной истории, он тем не менее настаивал, что "вост. народы еще не знают, что дух или человек как таковой в себе свободен"; т.о., они "не свободны" и, следовательно, остаются "за пределами всеобщей истории". Такому выводу не помешало наличие в Китае и Индии с древнейших времен своей гос. орг-ции, что Г. считал непременным признаком принадлежности к "историч. народам". Установки относительно места народов Востока во всемирной истории Г. распространял и на отношение к философии этих народов, к-рой, по его мнению, не место в общей истории философии. Однако в последние годы жизни он включил во введение к курсу своих историко-филос. лекций небольшой разд. по "вост. философии", из двух параграфов к-рого один относится к Китаю, др.- к Индии. Основываясь на скудных данных, почерпнутых из материалов католич. миссионеров, он охарактеризовал вост. философию как скорее "религ. мировоззрение, к-рое очень легко можно принять за философию". В параграфе о кит. мысли он остановился на Конфуции, назвав его "проповедником практич. мудрости". В его учении Г. не нашел "никакой спекулятивной философии", сделав вывод, что ему воздается незаслуженная слава. Г. также упомянул две классич. книги - "И цзин" (см. "Чжоу и") и "Шу цзин", а также трактат "Дао дэ цзин", в оценке к-рых после краткого анализа их содержания ограничился констатацией того, что в них содержатся "абстр. мысли", а философия Китая "еще находится на первой ступени". В параграфе по инд. философии Г. по существу пересказал ст. англичанина Генри Кольбрука "Об инд. философии" (1823), сосредоточив внимание на двух известных ортодокс, системах древней Индии - сан-кхья и ньяя. Г. рассматривал эти системы как истинно филос., подчеркивая их акцент на гносеологич. проблемах, разработке системы логич. категорий, и даже сравнивал систему ньяя с логикой Аристотеля. *Соч. Т. 8. М.-Л., 1935; т. 9. Л-, 1932; **Гулыга А.В. Г. М., 1970; Сенин Н.Г. Историч. концепция Г. и место в ней народов Востока // VII Междунар. гегелевский филос. конгресс. М., 1970; Советская лит-pa о Г. (1970 - 1979). М., 1980. Н.Г. Сенин

  1. георг вильгельм фридрих гегельНемецкий философ создавший на объективноидеалистической основе теорию диалектики. Система Гегеля которая завершает философию Нового времени состоит из трех частей логики ...100 великих мыслителей
  2. георг вильгельм фридрих гегельфилософидеалист и диалектик представитель классич. нем. философии кон. . нач. в. Разработал систему философии в крой представил весь природный исторический и духовный ми...Атеистический словарь II
  3. георг вильгельм фридрих гегельфилософ представитель нем. классич. философии создатель систематич. теории диалектики на основе объективного идеализма. Учился в Тюбингенском теол. инте вместе с Шеллинго...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  4. георг вильгельм фридрих гегельнемецкий философ Штутгарт Берлин . Будучи студентом в Тюбингенском протестантском университете он знакомится с Гельдерлином и Шеллингом разделяя их романтический энтузи...Сверхкраткий философский словарь
  5. георг вильгельм фридрих гегельГеорг Вильгельм Фридрих Гегель гг. философ Благоразумие предполагает что собственная польза не рассматривается как цель морального поведения хотя она и может быть его сл...Сводная энциклопедия афоризмов
  6. георг вильгельм фридрих гегельHegel Georg Wilhelm Friedrich немецкий философ. Гегелевская философия обычно считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления именуемой спекулятив...Словарь-справочник по философии
  7. георг вильгельм фридрих гегельHegel Georg Wilhelm Friedrich . Немецкий философ Гегель родился в Штутгарте в семье государственного чиновника. В его ранние и школьные годы никто не мог даже заподозрить...Теологический энциклопедический словарь
  8. георг вильгельм фридрих гегелькрупнейший представитель немецкой классической философии создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории метода диалектики диалектической логики. Основные р...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  9. георг вильгельм фридрих гегельHegel Георг Вильгельм Фридрих авг. нояб. нем. философ объективный идеалист представитель нем. классич философии одного из теоретич. источников марксизма впервые в и...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  10. георг вильгельм фридрих гегельнем. философ объективный идеалист представитель нем. классической философии. С преподавал в Йенском а с в Берлинском унтах. В молодости Г. отличался радикальным образом ...Философский энциклопедический словарь