Технический железнодорожный словарь

ЗАПРАВКА ПАРОВОЗА

подготовка паровоза к работе, производимая после промывки котла, после выхода паровоза из ремонта или когда его берут из запаса. Существует два основных метода З. п. — огневой и безогневой, или паровой. Огневая З. п. заключается в том, что котел паровоза наполняется водой до уровня 1/2 водомерного стекла, после чего на колосниковую решетку топки кладут дрова (стружки, щепу, хворост или другой горючий материал), разжигаемые старыми использованными концами или паклей, смоченными в мазуте.Поверх разгоревшихся дров забрасывают уголь, сначала мелкими порциями, потом более крупными. По мере усиления огня усиливается и нагревание воды. З. п. при таком способе продолжается от 3 до 5 час. Для ускорения процесса и во избежание наполнения депо дымом, не уходящим в трубы при плохой тяге, применяют искусственную тягу сифоном или вентиляторную. С целью устранения вредных напряжений в стенках котла при усиленном горении производится циркуляция котловой воды центробежными насосами до появления давления в котле 0,5—1am.При искусственной тяге З. п. продолжается 1—1,5 часа. Для разжигания угля применяют иногда специальные огнеметы— газовые или нефтяные. Сущность безогневой (паровой) З. п. состоит в том, что котел прогревается паром при давлении 1,5amв течение 5 — 15 мин., заполняется горячей водой темп-ры 120—130° до уровня низшего водопробного краника, после чего через спускные и нижние циркуляционные краны вводится пар, окончательно прогревающий воду и повышающий давление до 5—8am.На колосниковую решетку предварительно забрасывается небольшой слой угля. Паровоз выезжает за ворота стойл депо, где огнеметом разжигается уголь. Безогневая З. п. требует от 45 мин. до 1 часа. Хотя этот метод требует специальной установки, но его техн. преимущества, большая экономия во времени и расходе топлива, а также значительное улучшение условий работы ремонтных бригад побуждают советские ж. д. итти по пути внедрения безогневой З. п., одновременно совершенствуя для небольших депо и методы огневой З. п.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство.Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров.1941