Святая Русь - энциклопедический словарь

АВСЕНЬ

в дохристианской Руси языческое божество, связанное с Новым годом, со сменою времен года, с началом весеннего солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало года - прибытка (урожая). Имя этого божества упоминалось еще в н. XX в. в песнях-колядках, или овсеневых песнях, распеваемых во время праздника на стыке старого и нового года, по церковному календарю в день Василия Великого (Васильев вечер, 1/14 января). Во время пения овсеневых песен поющие обыкновенно бросали зерна разного хлеба и овса, которые затем собирали и хранили до весеннего посева. В Малороссии в этот вечер комнату уставляли снопами: снопы клали и на самый стол, а посреди них ставили большой пирог; жена просила мужа "исполнить закон". Дети спрашивали: "Де ж наш батько?" (Где же наш отец?) - "Хиба вы мене не бачите?" (Разве вы меня не видите?) - спрашивал отец, сидя за столом и скрывшись за грудою снопов, пирогов, вареников, книшей. "Не бачимо, тату" (Не видим, отец). - "Дай же Боже, щоб и на той год не побачили" (Дай Бог, чтобы и на будущий год не увидели). Этим актом выражалось желание, чтобы и наступающий год был столь же плодородным и дом хозяина изобиловал яствами. В Галиции при этом клали еще на стол рукоять плуга. Мальчики и парубки щедровали, вспоминая в своих щедривках о Рождестве Христовом и о дне св. Василия, поздравляли всех с праздником, желали всем здравия и счастья, а себе просили подарка. Они же производили "засееванье", разбрасывая зерна по улицам и домам и приговаривая: "На счастье, на здоровье, на новый рок (год). Роди, Боже, жито, пшеницу, всяку пашницу". Очевидно, что эта приговорка осталась из какой-нибудь песни, которой сопровождался обряд засеванья. В Малороссии мальчуганы, ходя по домам и разбрасывая из рукавов или из мешка семена, пели: Ходит Илья На Василья, Носит кучу Житяную. Де замахне - Жито росте - Жито пшениця, Всяка пашниця, У поле ядро, А в доме добро. Девушки же в это время гадали, так же как и на Святках или иным образом. Так, испекши накануне пирог, в самую полночь девица выходила на улицу и, подойдя к чьей-нибудь хате, начинала прислушиваться к разговору; первое услышанное ею имя означает суженого, слово "иди" - замужество, "сядь" - возможность остаться в девках, а слово "ляжь" - смерть. Считали колья в плетне три раза по девяти и по последнему определяли качества суженого: если кол сучковатый - жених будет сердитый, если кол без коры - бедный, если в коре - богатый, и т.д.; слушали лай собак, чтобы знать, с которой стороны надо дожидать себе жениха. Способы гаданий были весьма разнообразны, но все они сводились к тому, чтобы узнать, выйдет ли девушка замуж. Один же из этих способов гадания, заговаривание каши, имел совсем другой смысл. Совершался он таким образом: старшая в доме женщина - хозяйка, взяв крупы из амбара, заваривала кашу на воде, принесенной старшим из мужчин в доме; затирание каши сопровождалось разными причитаниями, как, напр.: "Сеяли, ростили гречу; во все лето уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу гречу в Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами; с честным овсом, золотым ячменем ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала наша греча к нам гостевать". Красная каша предвещала урожай и изобилие, а белая - неурожай и разные бедствия. Во многих местностях, как Малороссии, так и Великороссии, эти обряды видоизменялись до того, что порой ограничивались только беготнею мальчишек по улицам с криком "Авсень! Авсень!" или с песнями, вроде следующей: Ой, Овсень, ой, Овсень! Походи, погуляй По святым вечерам, По веселым теремам. Ой, Овсень, ой, Овсень! Посмотри, погляди, Ты взойди, посети К Филимону на двор! Н.П. Степанов

  1. авсеньвстречается также неправильное написание и произношение овсень говсень усень баусень таусень митусень мисень и бигусень см. бигос. Древнерусское блюдо точнее древнеслав...Большая энциклопедия кулинарного искусства Похлебкина
  2. а́всеньАвсень див. Овсень. Жайворонок В. В. Знаки укрансько етнокультури Словникдовдник. К. Довра . С. ....Жайворонок. Знаки української етнокультури
  3. авсеньавсень встречается также неправильное написание и произношение овсень говсень усень баусень таусень митусень мисень и бигусеньstrrong см. бигос. Древнерусское блюдо точн...Кулинарный словарь
  4. авсеньовсень др.рус. в древнерусском языке так называли первый день весны и начало нового года марта по старому календарю. В народе этот день издревле широко праздновали миф...Основы духовной культуры
  5. авсеньБаусень Таусень Усень Говсень Овсень Овсей в дохристианской Руси языческое божество связанное с Новым годом со сменою времен года с началом весеннего солнечного цикла и в...Русская энциклопедия
  6. авсеньАВСЕНЬ овсень говсень усень бауцень бигусень таусень канун нового года во многих местах России. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Павленков Ф. ...Словарь иностранных слов русского языка
  7. авсеньавсень сущ. колво синонимов герой персонаж таусень Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы герой персонаж таусень...Словарь синонимов II
  8. авсеньАвсень Баусень Овсень Таусень Усень персонаж связанный с началом весеннего солнечного цикла и надеждой на урожай. Иногда он воспринимался как бог смены времен года. Его ...Словарь славянской мифологии
  9. авсеньАВСЕНЬ м. так произносят слово это известное почти только в акающих областях вероятно овесень первая встреча весны первый день весны марта коим прежде начинался год ныне...Современная энциклопедия
  10. авсеньАВСЕНЬ м. так произносят слово это известное почти только в акающих областях вероятно овесень первая встреча весны первый день весны марта коим прежде начинался год ныне...Толковый словарь живого великорусского языка
  11. авсеньАвсень овсеньi усеньi бауценьi баусеньi таусеньi прозвища кануна нового года в разных местностях Великороссии в иных местах называют Васильевi или богатыйi вечерi в Мало...Энциклопедический словарь
  12. авсеньовсеньem усеньem бауценьem баусеньem таусеньem прозвища кануна нового года в разных местностях Великороссии в иных местах называют Васильевem или богатыйem вечерem в Мал...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  13. авсеньАВСЕНЬБаусень Овсень Таусень Усень в восточнославянской мифологии персонаж связанный с началом весеннего солнечного цикла Ехать там Овсеню да новому году и плодородием. И...Энциклопедия мифологии
  14. авсеньм. . первый день весны марта напр. у Мельникова . шуточная песня которую поют в деревне в сочельник под окнами нелюбимых людей.Вряд ли можно вместе с Потебней у Ляпунова...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  15. авсеньавсень авсеньм. . первый день весны марта напр. у Мельникова . шуточная песня которую поют в деревне в сочельник под окнами нелюбимых людей.Вряд ли можно вместе с Потебн...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)