Сверхкраткий философский словарь

ОБРАЗЫ

сознательное воспроизведение отсутствующего или несуществующего объекта (образ противостоит «восприятию» — т.е. репрезентации имеющегося в наличии объекта). Ученые всегда искали критерий различия между образами и реальными представлениями, ссылаясь на крайнюю сложность и связанность последних (с объектом). Однако этот критерий представляется довольт но сомнительным. Сартр, опираясь на Моро де Тур и несколько анализов Алена, дал в «Воображаемом» исчерпывающее описание и выделил четыре фундаментальных отличия представления от образа. 1) Образ — это «сознание», а не содержание представления, в том смысле, что образ — это человеческая установка. Сартр приводит анализ-комментарий Гуссерля («Картезианские размышления», 1929) гравюры Дюрера «Рыцарь, Смерть и Дьявол»: «Когда я смотрю на гравюру (восприятие реального объекта), я не вижу ни рыцаря, ни смерти, я вижу просто гравюру. И наоборот, если я вижу рыцаря и смерть, я вхожу в воображаемый мир, где с самых первых веков рыцари шли на смерть, рыцарский мир славы и риска (воображаемый мир), и тогда я уже не воспринимаю гравюру как материальный объект». Воображать и воспринимать — это две установки, две взаимоисключающие формы сознания. 2) Для образа характерен феномен «квази-наблюдения». Нам кажется, что мы наблюдаем, но мы не наблюдаем. Так, например, каждый из нас может воспроизвести образ Пантеона; но если нас попросят внимательно посмотреть на этот образ и посчитать колонны, обрамляющие фасад, никто не сможет этого сделать. Образ не Научает нас ничему новому, это не реальное наблюдение. 3) «Воображающее сознание полагает свой объект как чистое небытие»; воображающий человек знает, что объект его представления не существует. 4) Спонтанность образа, независимость его от воли — последняя фундаментальная особенность: мы представляем себе отнюдь не то, что мы хотим или когда хотим; в состоянии грезы (а это совершенный пример «воображающего сознания») субъект остается совершенно пассивен: грезы нам даны и момент волевого вмешательства здесь отсутствует.

  1. образыизображение лика Иисуса Христа богоматери святого икона. По христ. преданию церковь еще при жизни Христа обладала нерукотворным изображением его лика запечатленного на уб...Атеистический словарь II
  2. образыEn. Images Действенность произносимых в гипнозе слов пропорциональна их способности вызывать образы и если эффект заставляет себя ждать опытный оператор не замедлит приба...Введение в эриксоновскую гипнотерапию
  3. образырезультат отражения объекта в сознании человека....Глоссарий философских терминов
  4. образыОбразы В поэзии всегда избыток образов....Лексикон прописных истин
  5. образыкорень ОБРАЗ окончание Ы Основа слова ОБРАЗВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ОБРАЗ Ы Слово Образы содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  6. образыimagerie...Политехнический русско-французский словарь
  7. образыimage data...Русско-английский машиностроительный словарь
  8. образыimagery...Русско-английский политехнический словарь
  9. образыimagery...Русско-английский словарь по электронике
  10. образыKujundid...Русско-эстонский словарь
  11. образыВ специальном филос. смысле О. одно из осн. понятий теории познания характеризующее результат отражательной познавательной деятельности субъекта. В широком смысле в нау...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  12. образыОбразы в противоположность ощущениям могут быть определены лишь благодаря их особой причинной обусловленности они вызываются ассоциацией с ощущением а не внешним по отнош...Философский словарь разума, материи, морали