Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ОБРАЗЫ

1) В специальном (филос.) смысле О. – одно из осн. понятий теории познания, характеризующее результат отражательной (познавательной) деятельности субъекта. 2) В широком смысле (в науч. обиходе) термин "О." употребляется: а) по отношению к видам чувств. отображения (ощущениям, восприятиям и представлениям), не распространяясь на абстрактное мышление, в) как синоним терминов "копия", "отображение", "содержание отражения", "сведение", "сообщение", "знание", а также "информация" в широком смысле слова (см., напр., Н. Винер, Кибернетика и общество, М., 1958, с. 31); 3) В математике О. – матем. объект, рассматриваемый как результат преобразования др. матем. объекта, к-рый для первого служит прообразом. Напр., функции мн. переменных в матем. анализе можно рассматривать как О. геометрич. объектов (прообразов) n-мерного пространства (см. Пространство в математике). В материалистич. гносеологии понятие О. является фундаментальной категорией; оно употребляется по отношению к видам чувств. отражения и абстрактного мышления и рассматривается как сложное единство объективного и субъективного. О. объективен по своему источнику – отражаемому объекту, и субъективен по способу (форме) своего существования. Важнейшей характеристикой субъективной формы является идеальный характер О. (см. об этом в ст. Кибернетика). Вторичность О. по отношению к своему источнику-объекту не исключает того, что он строится и корректируется в активной деятельности субъекта, направленной на обеспечение все большей адекватности (соответствия) О. объекту, к-рая тем не менее всегда носит неполный, относит. характер. Гносеологич. отношение О. и предмета основывается на различных видах соответствий, к-рые могут быть выражены с помощью матем. понятий изоморфизма, гомоморфизма, автоморфизма, различных видов подобия, гомологии, многообразных геометрич. отображений и др. Все это позволяет при исследовании условий и закономерностей построения, преобразования и движения О. применять (и вырабатывать) матем. и логич. методы. Таковы, напр., исследования по проблеме распознавания О. в кибернетике и бионике. О. различаются по уровню и характеру отражательного (познавательного) процесса. В сфере чувств. отражения имеют место относительно элементарные О. в виде ощущений, входящих в состав более сложных О. – восприятий, а также представлений, являющихся воспроизведением прошлых восприятий вещей. Те чувств. О. человека, к-рые посредством речи связаны с соответств. понятиями о вещах, являются осознаваемыми. На уровне абстрактного мышления элементы, или единицы, познават. деятельности составляют мыслительные О. – понятия. Производными от понятий О. являются различные схемы, формулы, уравнения, раскрывающие структуры объектов (пространственные, временные, динамические и пр.). Еще более сложными познават. О. являются науч. гипотезы и теории. Объективным способом (средством) существования мыслит. О. и орудием оперирования ими являются материальные знаковые модели и словесно-речевая деятельность субъекта с этими моделями (см. Моделирование). Задача материалистич. понимания природы О. состоит в раскрытии материальных условий и механизмов его реализации, его преобразований и функционирования. Существо любого образа заключается в том, что структура О. не только соответствует его источнику, зависит от него, но и, обратно, соотносится, – в процессе познават. деятельности субъекта, – с отображаемым объектом. Последнее означает, что в ходе направленной на объект активной деятельности субъекта нервно-физиологич. процессы и состояния, являющиеся переработкой внешних воздействий, используются им в функции особых заместителей (или моделей) вещей. В этом применении и происходит функциональное выделение соответствующей объекту структуры (информации), к-рая непосредственно выступает для самого субъекта в виде О. объекта. Следовательно, св-во "быть идеальным О." есть не субстанциональное, а функциональное св-во деятельности субъекта. Признание О. выражением или принадлежностью особой духовной субстанции есть идеалистич. понимание природы О. Исследования материальных условий и механизмов реализации чувств. О. в деятельности субъекта составляют задачу конкретно-науч. (в частности, естественно-научного) обоснования природы О. В целом решение вопроса о природе чувств. О. в наст. время находится на стадии правдоподобных гипотез. См. также Отражение и лит. при этой статье. В. Тюхтин. Москва.

  1. образыизображение лика Иисуса Христа богоматери святого икона. По христ. преданию церковь еще при жизни Христа обладала нерукотворным изображением его лика запечатленного на уб...Атеистический словарь II
  2. образыEn. Images Действенность произносимых в гипнозе слов пропорциональна их способности вызывать образы и если эффект заставляет себя ждать опытный оператор не замедлит приба...Введение в эриксоновскую гипнотерапию
  3. образырезультат отражения объекта в сознании человека....Глоссарий философских терминов
  4. образыОбразы В поэзии всегда избыток образов....Лексикон прописных истин
  5. образыкорень ОБРАЗ окончание Ы Основа слова ОБРАЗВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ОБРАЗ Ы Слово Образы содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  6. образыimagerie...Политехнический русско-французский словарь
  7. образыimage data...Русско-английский машиностроительный словарь
  8. образыimagery...Русско-английский политехнический словарь
  9. образыimagery...Русско-английский словарь по электронике
  10. образыKujundid...Русско-эстонский словарь
  11. образысознательное воспроизведение отсутствующего или несуществующего объекта образ противостоит восприятию т.е. репрезентации имеющегося в наличии объекта. Ученые всегда иска...Сверхкраткий философский словарь
  12. образыОбразы в противоположность ощущениям могут быть определены лишь благодаря их особой причинной обусловленности они вызываются ассоциацией с ощущением а не внешним по отнош...Философский словарь разума, материи, морали