Современный энциклопедический словарь

БУЛГАКОВ

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944), русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Основные сочинения: "Философия хозяйства" (1912), "О богочеловечестве. Трилогия" (1933-45), "Философия имени" (издано в 1953).БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (16 июня 1871, Ливны - 13 июля 1944, Париж), русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель. Ранний период Родился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовной семинарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в Московском университете в 1894 по кафедре политической экономии и статистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма и занимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги "О рынках при капиталистическом производстве" (1897) и "Капитализм и земледелие" (т. 1-2, 1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращается к философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли, творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним из признанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике "Проблемы идеализма" (1902), выпускает сборник своих статей под программным названием "От марксизма к идеализму" (1903), активно участвует во множестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения - в журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни", сборниках "Вопросы религии", "О Владимире Соловьеве", "О религии Льва Толстого", "Вехи", в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства "Путь", где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы (как беспартийный "христианский социалист"). Важнейшие из лекций и статей этого периода собраны им в сборнике "Два града" (т. 1-2, 1911). В философских разработках 1910-х (монографии "Философия хозяйства", 1912, и особенно "Свет Невечерний", 1917) Булгаков намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однако испытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга. Годы революции Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918). Булгаков активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и близко сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьский переворот он откликнулся диалогами "На пиру богов", написанными в стиле и духе "Трех разговоров" Соловьева и вошедшими в коллективный сборник "Из глубины" (1918; переиздание 1991). В годы Гражданской войны, находясь в Крыму, Булгаков интенсивно работает над философскими сочинениями. В "Философии имени" (1920; издано 1953) и "Трагедии философии" (1920-21, издано в немецком переводе 1927) он приходит к выводу, что христианское умозрение может быть выражено без искажений исключительно в форме догматического богословия, которое с тех пор и становится основной сферой его творчества. В эмиграции В 1922 о. Сергий включен в составленные ГПУ по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 он покидает Крым и после недолгого пребывания в Константинополе в мае 1923 занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного института в Праге. При его ближайшем участии создается Православный Богословский институт в Париже (1925). С момента его открытия и до самой кончины о. Сергий был его бессменным главой, а также профессором догматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье (комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского) выросло в крупнейший центр православной духовности и богословской науки. Один из главных отцов-основателей Русского Студенческого Христианского Движения, Булгаков участвовал в первых его съездах в Пшерове (Чехословакия) и Аржероне (Франция) и затем продолжал его курировать. В 1930-х он стал одним из влиятельных деятелей и идеологов экуменического движения, в работу которого включился в 1927 на Всемирной Христианской конференции "Вера и церковное устройство" в Лозанне. В 1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал на пороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако до последних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию и читать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать над новыми сочинениями. Публицистика Публицистика Булгакова всегда выходила на первый план в критические моменты жизни России: революция 1905-07, начало Первой мировой войны, 1917 год. Спектр ее необычайно широк: религия и культура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путь русской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства и др. Булгаков - один из главных выразителей "веховства" ("Вехи", 1909, ст. "Героизм и подвижничество") как идейного движения, призвавшего интеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелого революционерства, к духовной работе и конструктивной социальной позиции. Разрабатываемые им идеи социального христианства включают анализ христианского отношения к экономике и политике (с апологией социализма, постепенно шедшей на убыль), критику марксизма, но также и буржуазно-капиталистической идеологии, проекты "партии христианской политики", отклики на злобу дня (с позиций христианского либерально-консервативного центризма) и т. п. Тема России решается, вслед за Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской историософии. Начало Первой мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полными веры во всемирное призвание и великое будущее державы. Но уже в диалогах "На пиру богов" и др. судьба России рисуется в тонах апокалиптики и тревожной непредсказуемости.Философия и богословие Учение Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) и богословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории как воссоединения с Богом. Его движущий мотив - оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте. Полемизируя с немецким идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласно которому разум и мышление -высшее начало, имеющее исключительную прерогативу связи с Богом. Оправдание мира включает у Булгакова оправдание материи, и тип своего философского мировоззрения он иногда определял взятым у Соловьева выражением "религиозный материализм". Используя, как и отцы Церкви, идеи античной философии, Булгаков вносит в них христианские коррективы. Материя - это не только "меон", не оформленный универсальный субстрат чувственных вещей, она также "земля" и "мать", соучаствующая по воле Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем акт сотворения. Венец и цель этого творчества - земное рождение Богочеловека Христа, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мир восходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепцией Софии Премудрости Божией.Софиология Софилогическая система догматического богословия развита Булгаковым главным образом в "большой трилогии": "Агнец Божий" (1933), "Утешитель" (1936), "Невеста Агнца" (1945). Здесь София сближается с "усией", сущностью Св. Троицы. Это сближение, как и его следствия, вызвало возражения и полемику; в 1935 учение Булгакова было осуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного Архиерейского Собора в Карловцах. В. Н. Лосский, давший критический анализ учения, находит, что суть его - "поглощение личности софийно-природным процессом, уничтожающим свободу" ("Спор о Софии", Париж, 1936). Булгаков отвечал оппонентам, однако "спор о Софии" так и не получил окончательного решения. Критика софианских идей не затрагивает, однако, многих важных тем и разделов системы Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории, материальной деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства. Сочинения: Св. Петр и Иоанн. 1926.Друг Жениха, Купина Неопалимая. 1927.Лествица Иаковля. 1929.Соч. 1933. Т. 1-2.О Софии Премудрости Божией. Указ Московской Патриархии и докладные записки проф. прот. Сергия Булгакова митрополиту Евлогию. 1935.Автобиографические заметки. 1948, 1990.Православие. 1965, 1991.Христианство и еврейский вопрос. 1991.Литература:Соболев Серафим (архиепископ). Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935.Памяти о. Сергия Булгакова. 1945.Зандер Л. Бог и мир. 1948. Т. 1-2.Осоргина Т. Библиография трудов о. Сергия Булгакова. 1987.Монахиня Елена. Профессор протоиерей Сергий Булгаков // Богословские труды. 1986. Т. 27.Naumov K. Bibliographie des oeuvres de p. Serge Boulgakov. Рaris, 1984.С. С. Хоружий


  1. булгаковБулгаков Сергей Николаевич . Русский экономист философ теолог один из авторов сборника Вехи. Был приватдоцентом Московского Университета по кафедре политической экономии ...1000 биографий
  2. булгаковБУЛГАКОВ Александр Александрович р. пред. Гос. кта Сов. Мин. СССР по проф.технич. образованию с . Чл. КПСС с . По окончании Харьковского электротехнич. инта на инженерн...Большая советская энциклопедия
  3. булгаковимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. булгаковвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  5. булгаковБорис Владимирович российский ученыйчленкорреспондент АН СССР . Труды по гироскопическим приборамследящим системам теории нелинейных колебаний....Большой энциклопедический словарь II
  6. булгаковСергей Николаевич Русский философ религиозный мыслитель с г. священник. В г. выслан из советской России с по г. профессор догматики в Богословском институте в Париже...Лексикон нонклассики
  7. булгаковБУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич беллетрист и драматург. Родился в Киеве. В окончил медицинский факультет Киевского университета. Начал писать в . Печатал в провинциальной ...Литературная энциклопедия
  8. булгаковМихаил Афанасьевич [] беллетрист и драматург. Родился в Киеве. В окончил медицинский факультет Киевского университета. Начал писать в . Печатал в провинциальной прессе с...Литературная энциклопедия II
  9. булгаковБУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич беллетрист и драматург. Родился в Киеве. В окончил медицинский факультет Киевского университета. Начал писать в . Печатал в провинциальной ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  10. булгаковНачальная форма Булгаков единственное число именительный падеж мужской род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  11. булгаковБУЛГАКОВ Сергей Николаевич русский религиозный философ богослов экономист. Окончил юридический факультет Московского университета . Профессор политэкономии в Киеве и М...Новейший философский словарь
  12. булгаковСергей Николаевич русский религиозный философ богослов экономист. Окончил юридический факультет Московского университета . Профессор политэкономии в Киеве и Москве . Д...Новейший философский словарь II
  13. булгаковБулгаков прзвище...Орфографічний словник української мови
  14. булгаковСергей Николаевич русский экономист религиозный философ и богослов с года священник. От марксизма перешел к православному богословию. Спасение Отечества видел только в ...Православный энциклопедический словарь
  15. булгаков.strong БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич русский писатель. Цикл Записки юного врача отразил опыт Булгакова провинциального начинающего врача. В романе Белая гвардия пьесах ...Русская энциклопедия
  16. булгаковфамилияem brjikf...Русско-китайский словарь
  17. булгаковБУЛГАКОВ БУЛГАНИНБулгак беспокойный суматошный. Весьма распространенное в старину нецерковное имя. В старинных грамотах находим сотни лиц по имени Булгак. Любопытно что ...Словарь фамилий
  18. булгаковh Булгаковbig сущ.муж.одуш.i ед.род. я был свидетелем глупости Булгакова который также пропустил закубанцевПс....Словарь языка Грибоедова
  19. булгаковМихаил Афанасьевич рус. писатель ПАМЯТИ М. А. БУЛГАКОВА Ахм...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  20. булгаковБУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич рус. писатель ПАМЯТИ М. А. БУЛГАКОВА Загл. Ахм ....Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  21. булгаковСергей Николаевич .VII. .VII. рус. бурж. экономист философмистик один из авторов сб. Вехи. В х гг. в. Б. был легальным марксистом во й Гос. думе входил в фракцию кадет...Советская историческая энциклопедия
  22. булгаковБУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич русский писатель. В романе Белая гвардия пьесах Дни Турбиных поставлена в Бег поставлена в переплетении драматических коллизий Граж...Современная энциклопедия
  23. булгаковRzeczownik Булгаков Buchakow Buhakow...Универсальный русско-польский словарь
  24. булгаковБУЛГАКОВ Сергей Николаевич . . Ливны . Парижem рус.em релит философ и богослов экономист. Род. в семье священника. Окончил юридич.em факультет Моск. университета . Проф....Философская энциклопедия
  25. булгаковдив. Булгаков Сергй Миколайович...Філософський енциклопедичний словник
  26. булгаковЛуг Лубок Луб Локва Лок Лог Лов Лоб Лгу Лак Лаг Лаб Куга Куба Куб Колба Кола Кол Кова Клуб Кгб Ква Кал Каг Кабул Кабо Каб Гулко Гул Гук Губка Губа Голубка Голуба Гол Глав...Электронный словарь анаграмм русского языка
  27. булгаковБУЛГАКОВ Сергей Николаевич обществ. деятель философ богослов экономист. Образование получил в Ливенском духовном училище. Орловской духовной семинарии Елецкой гимназии ...Энциклопедия культурологии
  28. булгаковБУЛГАКОВ Сергей Николаевич обществ. деятель философ богослов экономист. Образование получил в Ливенском духовном училище. Орловской духовной семинарии Елецкой гимназии ...Энциклопедия Культурология XX век
  29. булгаковЭта распространенная русская фамилия связана с тюркским словом существительным bulgaq образованным от глагола bulga махать мутить биться значение же существительногопроз...Этимологический словарь Крылова