Современная западная философия

ШПЕНГЛЕР (SPENGLER) ОСВАЛЬД

(1880-1936) нем. философ и историк. В системе *морфологии культуры*, разработанной Ш., можно различить влияние некоторых идей A. Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, а также эстетического учения B. Воррингера. В своем главном произведении *ЗАКАТ ЕВРОПЫ* (Т. 1-2, 1918-1922), написанном под непосредственным впечатлением от первой мировой войны, Ш. выдвинул концепцию культуры, привлекавшую внимание мыслителей на протяжении всего XX в. Опираясь на накопленный к тому времени археологией, этнографией, сравнительным языкознанием и другими науками обширный материал, Ш. стремится разработать историко-философские основания возможно более полного отражения исторического формотворчества народов. Попытка Ш. раздвинуть горизонты традиционной исторической науки, определить место европ. культуры среди других культур связана у него с резкой критикой основных постулатов западной исторической науки XIX века европоцентризма, панлогизма, историзма, *линейной* направленности. Ш. противопоставляет им учение о множестве равноценных по уровню достигнутой зрелости культур. Таких культур, по Ш., восемь египетская, индийская, вавилонская, китайская, *аполлоновская* (греко-римская), *фаустовская* (западноевропейская) и культура майя. Их существование Ш. считает свидетельством не единого процесса мировой истории, а единства проявлений жизни. Циклическая теория развития должна, по Ш., преодолеть механицизм одномерных эволюционных схем развития. Идея круговорота, утверждающая цикличность развития в разрозненных в пространстве и во времени культурных мирах, которые даже при одновременном существовании не сообщаются между собой, обусловливает особое внимание к их индивидуальности, исключительности, внутреннему единству. Ш. применяет к изучению их *физиогномики* метод *морфологического анализа*, получивший большой резонанс в исследованиях истории культуры. Движение истории, ее логика рассматриваются Ш. как развитие и закономерные превращения (юность, расцвет, упадок) предельно обобщенных культурно-исторических форм. Культура, по Ш. это отличающее эпоху и, более того, создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни. Анализ этого стилистического единства форм основной способ рассмотрения Ш. истории. В противоположность догматическим, на его взгляд, принципам научного познания, Ш., ссылаясь на Гёте, обосновывает приоритет *лирического начала*, *чувства жизни* в подходе к историческому целому как развивающемуся живому организму. Идея *прасимвола* ключа к пониманию морфологии данной культуры, в концепции Ш., выполняет ту же функцию, что и прафеномен в морфологии растений Гёте. Противоположность (духовной) *культуры* и (технической) *цивилизации* в философии Ш. принимает характер антиномии. В развитии всякого культурно-исторического *индивидуума* Ш. выделяет следующие стадии: *мифосимволическую* раннюю культуру, *мета-физико-религиозную* высокую культуру и переходящую в *цивилизацию* позднюю, окостеневшую культуру. Весь цикл длится в среднем около тысячелетия. Наряду с методом аналогии Ш. с целью доказательства *параллельно-одновременного* характера прохождения этих стадий всеми историческими культурами использует метод гомологии. Цивилизация обладает одними и теми же признаками везде. Она есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, затухания одушевлявшей его культуры, возврат в *небытие* культуры, в этнический хаос, не способный к порождению культурной индивидуальности. Предельно политизированная философия культуры Ш. строится на идее предопределенности близкой гибели Запада. Глубоко переживая закат западноевропейской *фаустовской*, культуры, Ш. при этом теоретически и полемически демонстрирует весьма противоречивую, если не двусмысленную, позицию, приветствуя разрушительные факторы *цивилизации*, такие, напр., как переизбыток техники, гиперурбанизацию, подчинение человеком мира природы, войну. Касаясь проблематики философии науки, Ш. акцентирует культурно-историческую обусловленность научных концепций, стремясь выделить исторический, подвижный элемент картин мира, оценить по достоинству значение открытий естественных наук, особенно физики, для понимания динамизма общей мировоззренческой картины, какой она складывалась в начале XX в. Вместе с тем Ш. отрицает за наукой функцию объективного познания действительности, подчеркивая антропоморфную, магически-суеверную основу научного мышления. Задачу науки, так же как и других форм культуры, он видит в символизации, смысловой организации действительности. Очевидно воздействие на взгляды Ш. становления неклассической науки: по Ш., именно она сделала абсолютно наглядной *душевную противоположность*, которую осуществили в мире античная и западноевропейской культуры первая, тяготея к принципу телесности, скульптурности, вторая с самого начала стремившаяся к *обесплочиванию* мира, что Ш. считает прасимволом западной, культуры, запечатленным в кельтском и древнегерм. эпосах. Влияние концепции Ш. носит разносторонний характер. Метод морфологического анализа, концепция *эквивалентных культур* стимулировали изучение локальных цивилизаций. Концепция Ш. оказала значительное влияние на так называемую историческую школу в философии науки (Кун, Фейерабенд и др.). Значительное воздействие на последующую теорию культуры оказала установка Ш. на выявление общего языка культуры, культурной символики, а также гипотезы, касающиеся языка. В работах 20-30-х годов Ш. переходит на экстремистские политические позиции, сближаясь с *революционным консерватизмом* (см. консервативная революция) и национал-социализмом. Однако в 1933 Ш. отклоняет предложение национал-социалистов о сотрудничестве. В последующем критика Ш. политики властей повлекла за собой распоряжение не упоминать его имя в политической печати. В одной из наиболее значительных работ Ш. этого периода, *ЧЕЛОВЕК И ТЕХНИКА* (1931), на смену его концепции эквивалентных высоких культур приходит упрощенно-монистическая картина всемирного развития, вульгаризованные мотивы *воли к власти*. Антиномия *культура-цивилизация* снимается в интерпретации всемирной культуры исключительно как *искусственности*, противоестественности. Тем самым за развитием человечества отрицается культурно-духовное значение. Исключением Ш. считает лишь триумф научных открытий, порожденных техническим гением Запада, сюда он перемещает центр тяжести духовности *фаустовского человека*. Наряду с определением техники как *тактики жизни* Ш. утверждает трансцендентный характер целей технической деятельности, не содержащей в себе ничего прагматического, ее символическую, *душевно-духовную* необходимость, самозабвенное и самоубийственное подвижничество западного человека. Ш. одним из первых поставил вопрос о месте и роли техники в истории, об универсальном характере воздействия техники на природу и общество. Особенное значение имел тезис Ш. о собственных закономерностях развития техники, ее автономности, так же как и тенденция анализировать технику в рамках общего исторического процесса культуры. Различные стороны учения Ш. были восприняты многими философами XX в., в том числе Хайдеггером, X. Шельски, Ортегой-и-Гассетом, X. Сколимовски и др. Г.М. Тавризян Пруссачество и социализм. Пг., 1922; Пессимизм ли это? М., 1922; Закат Европы. М., Пг., 1923; Закат Европы. Т.1. Новосибирск, 1993; Закат Европы. Т.2. (фрагменты) // Культурология. XX век. М., 1995; Человек и техника // Культурология. XX век. М., 1995; Untergang des Abendlandes. Bde.1-2. Munchen, 1918-1922; Der Mensch und die Technik. Beitrag zu einer Philosophie des Lebens. Munchen, 1931; Reden und Aufsatze, Munchen, 1951.

  1. шпенглер (spengler) освальдШПЕНГЛЕР Spengler Освальд немецкий философ историк представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых организмов египетского индийского кит...Большой Энциклопедический словарь V
  2. шпенглер (spengler) освальднемецкий мыслитель и философ один из основоположников философии культуры автор оригинальной философскоисторической концепции. Продолжатель традиции немецкого романтизма и...Социологическая энциклопедия
  3. шпенглер (spengler) освальдрод. мая Бланкенбург Гарц ум. июня Мюнхен нем. представитель философии культуры. Известен благодаря своему осн. произв. Der Untergang des Abendlandes. UmriЯ einer Mor...Философский энциклопедический словарь II
  4. шпенглер (spengler) освальднем. социальный философ представитель философии жизни публицист консервативнонационалистического направления. Шпенглеровский вариант философии жизни насквозь эстетичен по...Эстетика