Современная западная философия

ШВЕЙЦЕР (SCHWEITZER) АЛЬБЕРТ

(1875-1965) нем.-франц. мыслитель, этик. Получил разностороннее образование в ун-тах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 доктор философии, с 1900 доктор теологии, с 1913 доктор медицины. В 1928 был удостоен премии Гёте, в 1952 Нобелевской премии мира. Ш. приобрел известность как концертирующий органист, музыковед. Его исследования творчества И.-С. Баха способствовали возрождению интереса к музыке великого композитора и оказали влияние на современный стиль ее исполнения. Ш. также занимался анализом критериев оценки индивидуального стиля художника и проблемами взаимодействия различных видов искусства. Мировоззрение Ш. складывалось под влиянием философии жизни, а также учения Шопенгауэра о сострадании. Подобно Шопенгауэру, он искал путь избавления от страданий, наполняющих жизнь человека, но видел его не в отказе от воли, а в высшем, пронизанном гуманизмом волеизъявлении. Связь человека с миром достигается не путем познания, а посредством переживания мира. Картезианскому *я мыслю, следовательно, существую* Ш. противопоставляет положение *я есть жизнь, желающая жить среди жизни*, из которого выводит требование преклонения, благоволения перед жизнью, ее сохранения и совершенствования. Стремление сохранять и развивать всякую жизнь призвано, по Ш., стать основой этического обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики. Свой принцип благоволения перед жизнью Ш. дополняет утверждением о божественном происхождении человеческого духа. Пытаясь сочетать натуралистическое обоснование философии жизни с теистическим мировосприятием, Ш. предлагает заменить старый рационализм новым, мистическим, согретым верой в святость жизни. В учении Ш. этика органично сливается с философией культуры. Критерием развития культуры Ш. считал уровень гуманизма, достигнутый обществом, и видел свою задачу в создании философски обоснованного и практически применимого оптимистического мировоззрения, способного утвердить человеческую личность в условиях дегуманизирующей цивилизации и восстановить ее творческую активность. И.-С. Бах. М., 1964; Культура и этика. М., 1973; Благоговение перед жизнью. М., 1992; Kulturphilosophie. Bde. 1-2. Munchen, 1923-29.

  1. швейцер (schweitzer) альбертШВЕЙЦЕР Schweitzer Альберт немецкофранцузский мыслитель близкий к философии жизни протестантский теолог и миссионер врач музыковед и органист. В организовал госпиталь ...Большой Энциклопедический словарь V
  2. швейцер (schweitzer) альбертнем.фр. мыслитель протестантский теолог врач общественный деятель. Гл. содержание мировоззрения Ш. религиозноидеалистического в своей основе составляют этические взгляды ...Словарь по этике
  3. швейцер (schweitzer) альбертрод. янв. Кайзерберг Эльзас ум. сент. Ламбарене Габон нем.франц. протестант теолог врач и представитель философии культуры. В и с был негритянским доктором в Ламба...Философский энциклопедический словарь II