Современная западная философия

ПИАЖЕ (PIAGET) ЖАН

(1896-1980) швейц. психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Проф. ун-тов Невшателя (1923-29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-54). Основатель Международного центра генетической эпистемологии (1955). В ранних работах (1921-25) ключом к пониманию мышления ребенка П. считал анализ детской речи (Речь и мышление ребенка, 1923; рус, пер. 1932), при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской мысли П. усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта (Психология интеллекта, 1946; рус. пер. в кн.: Избранные психологические труды, 1969), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование операциональных структур. Операция, по П., представляет собой *внутреннее действие* субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. П. выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по П., является идеальной моделью мышления, и она не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитой интеллект. Синтез логических и психологических воззрений П. нашел выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат современной логики и математики. (совместно с Б. Инельдер) Генезис элементарных логических структур. М., . 1963; Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965, № 6; Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопросы философии. 1966, №12; Избранные психологические труды. М., 1969; Психогенез знаний и его эпистемологическое значение // Семиотика. М., 1983; Схемы действия и усвоение языка // Там же; Речь и мышление ребенка. М.,1994.

  1. пиаже (piaget) жан. Невшатель . Женева швейцарский психолог основатель Женевской школы генетической психологии крупнейший специалист детской психологии и психологии развития интеллекта. ...Большая психологическая энциклопедия
  2. пиаже (piaget) жанПИАЖЕ Piaget Жан швейцарский психолог создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Основные труды Речь и мышление ребенка Генезис элемен...Большой Энциклопедический словарь V
  3. пиаже (piaget), жаншвейцарский психолог др естественных наук . Профессор с Института Ж.Ж. Руссо в Женеве Невшательского и Лозаннского университетов. Директор Института Ж.Ж. Руссо с Псих...Педагогический терминологический словарь
  4. пиаже (piaget) жанПиаже Piaget Жан . швейцарский психолог основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений дете...Психологический словарь
  5. пиаже (piaget) жаншвейцарский ученый один из ведущих психологов в. Профессор университетов Невшателя Женевы с Лозанны . Основатель Международного центра генетической эпистемологии созд...Социологическая энциклопедия
  6. пиаже (piaget) жанрод. авг. Невшатель ум. сент. Женева швейц. психолог философ и логик директор с Международного центра генетической эпистемологии. Выдвинул концепцию стадиального раз...Философский энциклопедический словарь II