Педагогический терминологический словарь

ПИАЖЕ (PIAGET), ЖАН

(1896-1980)
— швейцарский психолог, д-р естественных наук (1918). Профессор (с 1921) Института Ж.Ж. Руссо в Женеве, Невшательского (1923-29) и Лозаннского (1937-54) университетов. Директор Института Ж.Ж. Руссо (с 1929), Психологической лаборатории (с 1940). Первый президент Швейцарского психологического общества (1942). Основатель Женевской школы генетической психологии.
В области детской психологии П. изучал происхождение и развитие интеллекта у ребёнка, формирование фундаментальных понятий, особенности детской логики и мировоззрения. Осн. задача всех исследований П. - изучение механизмов познавательной деятельности ребёнка. П. пытался осмыслить факты детского развития в аспекте их жизненного, биологического значения и поэтому связывал развитие детского мышления с общебиологическими способами жизнедеятельности организма.Взгляды П. на природу интеллекта ребёнка нашли отражение в решении им проблемы соотношения обучения и умственного развития. Согласно П., обучение подчинено законам развития и лишь даёт "пищу для познания".
Л.С. Выготский, рассматривая работы П. как крупный вклад в развитие психологической науки, упрекал его в том, что П. подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. Различия взглядов П. и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. П. рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал П. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную П., отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и осн. критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 394)
Ч33(4Ш)

  1. пиаже (piaget) жан. Невшатель . Женева швейцарский психолог основатель Женевской школы генетической психологии крупнейший специалист детской психологии и психологии развития интеллекта. ...Большая психологическая энциклопедия
  2. пиаже (piaget) жанПИАЖЕ Piaget Жан швейцарский психолог создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Основные труды Речь и мышление ребенка Генезис элемен...Большой Энциклопедический словарь V
  3. пиаже (piaget) жанПиаже Piaget Жан . швейцарский психолог основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений дете...Психологический словарь
  4. пиаже (piaget) жаншвейц. психолог логик и философ создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Проф. унтов Невшателя Женевы с и Лозанны . Основатель Между...Современная западная философия
  5. пиаже (piaget) жаншвейцарский ученый один из ведущих психологов в. Профессор университетов Невшателя Женевы с Лозанны . Основатель Международного центра генетической эпистемологии созд...Социологическая энциклопедия
  6. пиаже (piaget) жанрод. авг. Невшатель ум. сент. Женева швейц. психолог философ и логик директор с Международного центра генетической эпистемологии. Выдвинул концепцию стадиального раз...Философский энциклопедический словарь II