Современная западная философия

НЕОТОМИЗМ

течение в современной католической философии, основывающееся на учении Фомы Аквинского (1225-1274). Получил статус офицальной философской доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII *Aeterni patris*. К числу крупных центров, ориентированных на разработку и пропаганду Н., относятся Академия св. Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, Пуллахский институт (близ Мюнхена), ун-т Нотр Дам (США) и др. Ведущие представители Н.Жильсон, Маритен во Франции, Корет, И. Месснер в Австрии, Бохеньский в Швейцарии, В. Бруггер, А. Демпф, И.Б. Лотц, М. Мюллер, Й. Пипер, Ранер, Й. де Фриз в ФРГ, Д. Мерсье, А. Дондейн, Ж. Ладрьер, Л. де Реймекер, Ван Стеенберген в Бельгии, М. Кромпец, К. Войтыла (в настоящее время папа Иоанн Павел II) в Польше, Ф. Ольджати, У. Падовани, К. Фабро в Италии. Еще в первой половине XX в. наряду с тенденциями по сохранению в неприкосновенности основоположений философии Аквината имели место попытки ее модернизации путем обращения к наследию Канта и новейших школ западной мысли. После II Ватиканского собора (1962-65), санкционировавшего курс католического обновления *аджорнаменто*, отчетливо обозначилась антропоцентрическая переориентация Н., выразившаяся в усвоении им инструментария феноменологии, экзистенциальной герменевтики, нем. философской антропологии, персонализма. Защищая религиозное видение универсума и человека, представители Н. утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство данных веры и разума, нерасторжимую взаимосвязь теологии откровения, рационального богословия и метафизики. Поскольку же метафизические тезисы понимаются в качестве совершенно автономных и не подлежащих коррекции со стороны науки, философское умозрение в истолковании Н. ориентируется на собственные критерии рациональности. В сфере онтологии теоретики Н. опираются на положения аристотелевско-томистской традиции. Отстаивая принципы креационизма (божественного сотворения мира), представители Н. утверждают тотальность чистого божественного бытия. Последнее трактуется как невыразимое посредством категорий и фиксируемое лишь с помощью специфических надкатегориальных определений (*трансценденталий*), к числу которых относятся основные *лики Божества* единство, истина, благо и красота. Сопричастный Богу сотворенный мир природы и культуры также изначально наделяется целостным измерением. Метафизика Н. состоит в подробном рассмотрении отношения Бога и сотворенного бытия. В Боге имеет место тождество сущности и существования. В сфере сотворенного бытия существованию предшествует сущность. Наследуя тезису Фомы, согласно которому в разуме Творца заложены сущностные образы формы вещей, приверженцы Н. полагают, что Бог, создающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту и одновременно строит его сообразно с определенными сущностными образцами. Экзистенциальная интерпретация связи божественого бытия и царства творения, предпринятая Жильсоном и Маритеном , становится сегодня общепринятой в Н. Многообразие сотворенного бытия Н. истолковывает при помощи идеи гилеморфизма: каждое конкретное образование (субстанция) состоит из материи и духовной формы. Материя есть пассивное начало, возможность, требующая для своей актуализации наличия формы. Иерархическая упорядоченность важнейшая черта картины сотворенного бытия. Первоматерия, неорганическая природа, мир растений и животных, человек и царство *чистых духов*, ангелов таковы ступени иерархии творения. Н. утверждает существование аналогии Бога и его творения. Творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степени судить и о нем самом. Принцип *аналогии бытия* служит опорой традиционных доказательств бытия Бога. Сегодня весьма популярны и доказательства, опирающиеся на экзистенциальный опыт личности, на идею изначальной теономичности человека, его изначальной сопряженности с Абсолютом. Они встречаются уже в философии Маритена, а в послесоборный период-у большинства теоретиков Н., пытающихся реформировать его в антропологическом ключе. Согласно гносеологии Н., каждый материальный объект может рассматриваться под различными углами зрения, т.е. представать как формальный объект, интересующий познающего субъекта. Подобное разграничение позволяет утверждать возможность взаимодополнительности обыденного, научного, философского и богословского видения одних и тех же материальных объектов. Познание характеризуется как процесс дематериализации содержания, полученного субъектом при отображении реальности. При этом вступают в действие различные способности души индивида. *Познавательные формы* чувственного порядка варьируются по степени обобщености и являют собой итог деятельности совокупности внешних и внутренних чувств. Активный интеллект осуществляет обработку чувственных образов и приводит к образованию *познавательных форм* высшего порядка понятий. Теоретики Н. спорят между собой о механизме опосредования в процессе познания. Если сторонники умеренно-непосредственного реализма (Жильсон, Маритен и др.) отрицали возможность принятия в границах гносеологии Н. учения Канта и иных модификаций трансцендентальной философии, ищущих априорные (до-опытные) основания не только познания, но и бытия человека, то приверженцы умеренно-опосредованного реализма (Корет, Ранер, Й. де Фриз и др.) активно усвоили методологический инструментарий и категориальный аппарат кантианства, феноменологии и герменевтики. Эта версия неотомистской гноселогии в наши дни доминирует. Целостность человеческого знания предстает в гносеологии Н. как обладающая иерархическим строением и никоим образом не противоречащая откровению. Описывая ступени умозрительно-теоретического постижения мира, приверженцы Н. обычно располагают на первой из них естествознание и философию природы. Для характеристики естественных наук они зачастую заимствуют конструкции из арсенала логического позитивизма, постпозитивизма, французского неорационализма и герменевтики. Наука истолковывается как дающая лишь фиксацию и объяснение эмпирических феноменов, тогда как философия природы притязает на мировоззреческий синтез ее данных. Вторая ступень отводится математике как знанию о чистом количестве, третья метафизике, анализирующей проблемы бытия. Теология выступает в рамках Н. как пример единства познавательного и практического отношения к миру. К практическому, заинтересованному познанию относятся также мораль, искусство и гуманитарные науки. Над ними возвышаются религиозная этика, эстетика, философия истории и прочие отрасли философского знания, занимающие подчиненное положение по отношению к метафизике и теологии, а следовательно, зависимые от откровения веры. Человек в антропологии Н. понимается как сложная субстанция, состоящая из двух простых субстанций души и тела. Душа формообразующий по отношению к телу принцип предстает основой личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью, личность имеет универсальной целью и смыслом своего существования созерцание божественного блага. Личность направляема в своих деяниях *естественным законом*, предписывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей, на культивирование которых и должна быть ориентирована общественная жизнь. Вопрос о творческой активности человека, созидающего культурно-исторический мир, привлекает особое внимание теоретиков *трансцендентального Н.* , сочетающих традиционную томистскую антропологию с антропологическими идеями Хайдеггера, Гадамера, Шелера, Плеснера, Рикёра. В числе таких теоретиков Войтыла, Корет, Лотц, Ранер, Мюллер и др. Н. сочетает характерное для христианской религиозной философии провиденциально-эсхатологическое видение общества с анализом актуальных социальных проблем. Общество понимается и как совокупность отдельных индивидов и как *сверхличность*. В своей эволюции общество, согласно социальной теории Н., должно следовать вечным нормативным принципам, которые могут по-разному толковаться в различных ситуациях. Осуществление этих принципов призвано обеспечить примирение противоречий между социальными слоями, политический плюрализм и соблюдение прав и свобод граждан. Отдавая приоритет общечеловеческим ценностям, представители Н. проводят мысль о необходимости *третьего пути*, лежащего между *капиталистическим индивидуализмом* и *марксистским коллективизмом*. Диалог церкви (Града Божьего) и общества (Града земного) понимается как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в культуру современности. Признавая фундаментальную ценность мирской истории, Н. усматривает в ней наличие имманентной цели, каковой является нравственное совершенствование человечества. Н. придает большое значение экуменическому движению как средству сближения религий и смягчения трагических противоречий современного общества. Б.Л. Губман W.Kamlach. Christentum und Geschichtlichkeit, 1950; F.Copleston. Aquinas. L., 1957; J.Ladrieere. The Challenge Presented to Cultures by Science and Technology. P., 1977; J.B.Lotz. Martin Heidegger und Thomas von Aquin: Mensch, Zeit, Sein. Pfullingen, 1975; J. de Vries. Grundbegriffe der Scholastik. Darmstadt, 1980.

  1. неотомизмобъективноидеалистич. направление в совр. бурж. философии господств течение в философии католицизма. Широкое распространение получил в странах католич. вероисповедания Ис...Атеистический словарь II
  2. неотомизмфилософская школа в католицизме исходящая из учения Фомы Аквинского См. Фома Аквинский и являющаяся современным этапом в развитии Томизма. emС Н. получил официальное при...Большая Советская энциклопедия II
  3. неотомизмсущ. муж. роданеотомзм уem...Большой русско-украинский словарь
  4. неотомизмангл. NeoThomism нем. Neothomismus. Философская доктрина католицизма Э. Жильсон Ж. Маритен исходящая из учения Фомы Аквинского в сочетании с элементами кантианства феноме...Большой толковый социологический словарь II
  5. неотомизмнаиболее влиятельная философская школа в католицизме исходитиз учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы ЛьваXIII единственной истинной философией совре...Большой энциклопедический словарь II
  6. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее влиятельная философская школа в католицизме исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы Льва XIII единственной истинной фило...Большой энциклопедический словарь III
  7. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее влиятельная философская школа в католицизме исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы Льва XIII единственной истинной фил...Большой Энциклопедический словарь V
  8. неотомизмсовременная модификация томизма усматривающая основную задачу философии в раскрытии и оправдании с позиций разума католического вероучения....Евразийская мудрость от А до Я
  9. неотомизмнаиболее влиятельная католическая философская школа. Исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией сов...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. неотомизмофициальная философия католицизма с современная версия томизма который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричин...Католическая энциклопедия
  11. неотомизмтечение в религиознофилософской мысли ХХ в. источником вдохновения которого стало обновленное понимание наследия св. Фомы Аквинского. Энциклика Папы Льва XIII Aeterni pat...Краткий религиозно-философский словарь
  12. неотомизмНачальная форма Неотомизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  13. неотомизмНЕОТОМИЗМ современная версия собственно новейший третий период развития томизма начало которого относится к когда папа Лев XII провозгласил энциклику Aeterni Patris г...Новейший философский словарь
  14. неотомизмсовременная версия собственно новейший третий период развития томизма начало которого относится к когда папа Лев XII провозгласил энциклику Aeterni Patris где выражала...Новейший философский словарь II
  15. неотомизмнеотомизм неотомизм а...Орфографический словарь
  16. неотомизмu м философия...Орфографический словарь русского языка
  17. неотомизмот греч.u nеos новый и имени Thomas Фома философское течение в католицизме базирующееся на учении Фомы Аквинского и получившее в конце в. статус официальной философск...Педагогический терминологический словарь
  18. неотомизмОрфографическая запись слова неотомизм Ударение в слове неотомизм Деление слова на слоги перенос слова неотомизм Фонетическая транскрипция слова неотомизм [ниатамизм] Ха...Полный фонетический разбор слов
  19. неотомизмвлиятельное направление в современной католической философии и теологии возникшее в конце в. Его сторонники пытаются соединить главные положения томизма с новейшими дост...Религиоведческий словарь
  20. неотомизмот греч. neos новый и имени Thomas Фома наиболее авторитетное течение в совр. католич. философии базирующееся на учении Фомы Лквинского получило статус офиц. филос. док...Российская педагогическая энциклопедия
  21. неотомизмнеотомизм аСинонимы философия...Русский орфографический словарь
  22. неотомизмНеатамзм...Русско-белорусский словарь
  23. неотомизмфилос.i неатамзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  24. неотомизмнеотомизмСинонимы философия...Русское словесное ударение
  25. неотомизмнеотомизм философия...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  26. неотомизмнеотомизм нео. томизм от имени христианского богослова в. Фомы Thomas Аквинского официальная философия католической церкви схоластическая доктрина соответствующая хри...Словарь иностранных слов русского языка
  27. неотомизмнаиболее влиятельная философская школа в католицизме исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного а г. в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией. ...Словарь исторических терминов
  28. неотомизмнаправление в совр. буржуазной философии морали в кром нашли конкретное воплощение принципы официального католического философскорелигиозного учения само название Н. прои...Словарь по этике
  29. неотомизмнеотомизм философия Словарь русских синонимов. неотомизм сущ. колво синонимов философия Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философия...Словарь синонимов II
  30. неотомизмнеотомизм философия...Словарь синонимов
  31. неотомизмна сегодняшний день наиболее влиятельная философская школа в католицизме исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенная в г. папой Львом XIII единственно истинной фил...Словарь-справочник по философии
  32. неотомизмодно из направлений совр. бурж. философии исходящее из учения ср.век. католич. философа Фомы Аквинского томизм крое папа Лев XIII спец. энцикликой Aeterni patris объявил ...Советская историческая энциклопедия
  33. неотомизмфилос. школа в католицизме исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр. этапом в развитии томизма. С Н. получил офиц.признание Ватикана энциклика папы Льва XII...Советский философский словарь
  34. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее влиятельная католическая философская школа. Исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы Льва XIII единственной истинной фило...Современная энциклопедия
  35. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее влиятельная философская школа в католицизме исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы Льва XIII единственной истинной фило...Современный энциклопедический словарь
  36. неотомизмфилософское учение современного католицизма в котором модифицированы идеи средневекового схоласта Фомы Томмазо Аквинского. Его представители Маритен Лоц Грабман и др....Тематический философский словарь
  37. неотомизмнеотомизм [нео. томизм от имени христианского богослова в. фомы thomas аквинского] официальная философия католической церкви схоластическая доктрина соответствующая ...Толковый словарь иностранных слов
  38. неотомизмУдарение в слове неотомизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове неотомизм...Ударение и правописание
  39. неотомизмНЕОТОМИЗМ филос. школа в католицизме исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр.em этапом в развитии томизма. С Н. получил офиц.em признание Ватикана энциклик...Философская энциклопедия
  40. неотомизмфилос. доктрина римскокатолич. церкви исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр. этапом в развитии томизма. С Н. получил офиц. признание и поддержку Ватикана...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  41. неотомизмядро неосхоластики уже со времени возникновения католич. движения направленного против Реформации. Особое развитие неотомизм получает после официального возрождения церко...Философский энциклопедический словарь II
  42. неотомизмядро неосхоластики уже со времени возникновения католич. движения направленного против Реформации. Особое развитие неотомизм получает после официального возрождения церко...Философский энциклопедический словарь
  43. неотомизмОмоним Омон Омет Озон Озен Нто Ном Нозем Нит Низом Низ Нети Неотомизм Немо Неизм Мотин Мот Монт Монотеизм Моном Моноз Моно Монизм Момот Момент Митоз Миот Миоз Мио Миномет...Электронный словарь анаграмм русского языка
  44. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее влиятельная философская школа в католицизме исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы Льва XIII единственной истинной фил...Энциклопедический словарь естествознания
  45. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее авторитетное течение совр. католич. философии и философии культуры базирующееся на учении Фомы Аквинского . Получил статус офиц. филос. доктрины Ватика...Энциклопедия культурологии
  46. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее авторитетное течение совр. католич. философии и философии культуры базирующееся на учении Фомы Аквинского . Получил статус офиц. филос. доктрины Ватик...Энциклопедия Культурология XX век
  47. неотомизмангл. NeoThomism нем. Neothomismus. Философская доктрина католицизма Э. Жильсон Ж. Маритен исходящая из учения Фомы Аквинского в сочетании с элементами кантианства феноме...Энциклопедия социологии