Энциклопедия культурологии

НЕОТОМИЗМ

НЕОТОМИЗМ
наиболее авторитетное течение совр. католич. философии и философии культуры, базирующееся на учении Фомы Аквинского(1225-1274). Получил статус офиц. филос. доктрины Ватикана после опубликования в1879энциклики папы Льва XIII “Aeterni patris”. На разработку и распространение Н. ориентированы Академия св. Фомы в Ватикане, Католич. ин-т в Париже, Пуллахский ин-т(близ Мюнхена), ун-т Нотр Дам(США)и др. Ведущие представители философии культуры Н. — Э. Жильсон, Ж. Маритен(Франция), Э. Корет, И. Месснер(Австрия), А. Демпф, М. Мюллер, И. Пипер, К. Ранер(ФРГ), А. Дондейн, Ж. Ладриер(Бельгия), К. Войтыла(Иоанн Павел II), Б. Мондин(Италия). Считая “град земной” способным вести людей к общему благу, Аквинат был далек от понимания специфики социокультурного бытия человека. Оно рисуется ему продолжением и завершением естественно-природного миропорядка, сотворенного Богом. Человек есть сложная субстанция, состоящая из двух простых — души и тела. Цель и смысл существования личности — созерцание божеств, абсолюта, ведущее по пути обретения интеллектуальных, нравств. и теологич. добродетелей. Развивая под влиянием христ. неоплатонизма Ареопагита концепции взаимосвязи Бога и мира, Аквинат был нечувствителен к диахронному анализу истории, проблеме культурного самосозидания человека. Уже в пер. пол. 20 в. наряду с тенденциями по сохранению в неприкосновенности доктрины Аквината наблюдались попытки ее культуроцентристской трансформации путем ассимиляции положений совр. зап. мысли.После II Ватикан, собора(1962-65), санкционировавшего курс католич. обновления — “аджорнаменто”, эта тенденция получила устойчивое преобладание, базируясь на ассимиляции инструментария и категориальных средств феноменологии, экзистенциальной герменевтики, герм. филос. антропологии, персонализма и иных направлений. Н. ориентируется на переосмысление осн. традиц. филос. проблем в антропол., культурфилос. ключе. Уже в сочинениях таких теоретиков экзистенциального Н., как Маритен и Жильсон, прослеживаются основополагающие моменты культуроцентристской трансформации Н. В них снимается недооценка земной составляющей человеч. истории, присущий ей финализм рассматривается как дополняющая трансистор. провиденциальное предначертание. Культурное развитие человека и человечества в истории приобретают характер самоценного явления. История предстает полем, на к-ром раскрывается способность человека к обретению совокупности интеллектуальных, нравств. и теол. добродетелей. Раскрывается взаимодополнительность “града земного” и “града божьего”. Этот вариант культур-философий Н. был пропитан верой в возможность самосовершенствования индивида и человечества. Подобный умеренный прогрессизм не исключал критич. отношения к постренессансной традиции, к-рая, на взгляд представителей Н., не смогла осуществить продуктивного синтеза гуманизма и христ. ценностей. В рез-те возникает программа христ. гуманизма, призванного трансформировать совр. культуру, придав ей утраченную целостность, ценностно-смысловую ориентацию. Она предполагает в качестве конкр. идеала будущего преодоление гнетущих социальных противоречий путем корпоративного объединения предпринимателей, интеллектуалов и рабочих, утверждение принципов христ. демократии в политике, обнаружение ориентира мудрости веры, способного питать нравств. устои человека, ограничивая неумеренные притязания научно-техн. разума и раскрывая мистич. потенциал творчества художника. Радикальные преобразования Н. в эпоху “аджорнаменто” привели к смене типа культурфилос. теоретизирования в трудах Корета, Ранера, Дондейна, Ладриера и др. Разделяемый ими вариант трансцендентальной антропологии выдержан в духе герменевтич. интерпретации культурно-истор. творчества. Человек рассматривается как существо, предрасположенное к самопревосхождению — трансценденции в своем тяготении к божеств, абсолюту. Культурно-истор. процесс не связывается Н. с оптимистически интерпретируемым постоянно нарастающим совершенствованием человека, а предстает полным трагич. коллизий, ибо гуманистич. ценности в нем далеки от своего воплощения в реальную жизнь. В данной связи теоретики Н. апеллируют к наследию М. Вебера, Гуссерля, Хайдеггера, Ясперса и др. философов, обращавшихся к теме кризиса культуры. Радикальный эсхатологизм христианства рассматривается Н. как связанный с его абсолютным гуманизмом, раскрывающим ограниченность всех конкр. его типов. Этот вариант культурфилософии Н. во многом заимствует антиидеол. пафос неомарксизма Франкфурт, школы, разоблачая иллюзорное видение культурно-истор. процесса и притязающие на разрешение всех внутримирских противоречий глобальные утопии будущего. В наст. время он преобладает в работах представителей Н., говорящих о том, что критич. рефлексия, развенчивающая иллюзии, способна привести к пониманию значимости абсолютных ценностей.

Лит.:Губман В.Л. Зап. философия культуры XX века. Тверь, 1997; Dempf A. Kulturphilosophie. Munch.: В., 1932; BrunnerA. Geschichtlichkeit. Bern; Munch., 1961; Dondeyne A. Faith and the World. Pittsburgh; Louvain, 1963; D'Arcy M.C. Humanism and Christianity. L., 1971; Rahner K. Zur Theologie der Zukunft. Munch., 1971; Coreth E. Was ist der Mensch? Innsbruck, etc. 1973; Ladriere J. The Challenge Presented to Cultures by Science and Technology. P., 1977; Mondin B. Cultura, marxismo e cristianesimo. Mil., 1979; Vries J. de. Grundbegriffe der Scholastik. Darmstadt, 1980.

Б.Л. Губман

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Неотомизм
наиболее авторитетное течение совр. католич. философии и философии культуры, базирующееся на учении Фомы Аквинского (1225-1274). Получил статус офиц. филос. доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII “Aeterni patris”. На разработку и распространение Н. ориентированы Академия св. Фомы в Ватикане, Католич. ин-т в Париже, Пуллахский ин-т (близ Мюнхена), ун-т Нотр Дам (США) и др. Ведущие представители философии культуры Н. — Э. Жильсон, Ж. Маритен (Франция), Э. Корет, И. Месснер (Австрия), А. Демпф, М. Мюллер, И. Пипер, К. Ранер (ФРГ), А. Дондейн, Ж. Ладриер (Бельгия), К. Войтыла (Иоанн Павел II), Б. Мондин (Италия). Считая “град земной” способным вести людей к общему благу, Аквинат был далек от понимания специфики социокультурного бытия человека. Оно рисуется ему продолжением и завершением естественно-природного миропорядка, сотворенного Богом. Человек есть сложная субстанция, состоящая из двух простых — души и тела. Цель и смысл существования личности — созерцание божеств. абсолюта, ведущее по пути обретения интеллектуальных, нравств. и теологич. добродетелей. Развивая под влиянием христ. неоплатонизма Ареопагита концепции взаимосвязи Бога и мира, Аквинат был нечувствителен к диахронному анализу истории, проблеме культурного самосозидания человека. Уже в пер. пол. 20 в. наряду с тенденциями по сохранению в неприкосновенности доктрины Аквината наблюдались попытки ее культуроцентристской трансформации путем ассимиляции положений совр. зап. мысли. После II Ватикан. собора (1962-65), санкционировавшего курс католич. обновления — “аджорнаменто”, эта тенденция получила устойчивое преобладание, базируясь на ассимиляции инструментария и категориальных средств феноменологии, экзистенциальной герменевтики, герм. филос. антропологии, Персонализма и иных направлений. Н. ориентируется на переосмысление осн. традиц. филос. проблем в антропол., культурфилос. ключе. Уже в сочинениях таких теоретиков экзистенциального Н., как Маритен и Жильсон, прослеживаются основополагающие моменты культуроцентристской трансформации Н. В них снимается недооценка земной составляющей человеч. истории, присущий ей финализм рассматривается как дополняющая трансистор. провиденциальное предначертание. Культурное развитие человека и человечества в истории приобретают характер самоценного явления. История предстает полем, на к-ром раскрывается способность человека к обретению совокупности интеллектуальных, нравств. и теол. добродетелей. Раскрывается взаимодополнительность “града земного” и “града божьего”. Этот вариант культурфилософии Н. был пропитан верой в возможность самосовершенствования индивида и человечества. Подобный умеренный прогрессизм не исключал критич. отношения к постренессансной традиции, к-рая, на взгляд представителей Н., не смогла осуществить продуктивного синтеза гуманизма и христ. ценностей. В рез-те возникает программа христ. гуманизма, призванного трансформировать совр. культуру, придав ей утраченную целостность, ценностно-смысловую ориентацию. Она предполагает в качестве конкр. идеала будущего преодоление гнетущих социальных противоречий путем корпоративного объединения предпринимателей, интеллектуалов и рабочих, утверждение принципов христ. демократии в политике, обнаружение ориентира мудрости веры, способного питать нравств. устои человека, ограничивая неумеренные притязания научно-техн. разума и раскрывая мистич. потенциал творчества художника. Радикальные преобразования Н. в эпоху “аджорнаменто” привели к смене типа культурфилос. теоретизирования в трудах Корета, Ранера, Дондейна, Ладриера и др. Разделяемый ими вариант трансцендентальной антропологии выдержан в духе герменевтич. интерпретации культурно-истор. творчества. Человек рассматривается как существо, предрасположенное к самопревосхождению — трансценденции в своем тяготении к божеств. абсолюту. Культурно-истор. процесс не связывается Н. с оптимистически интерпретируемым постоянно нарастающим совершенствованием человека, а предстает полным трагич. коллизий, ибо гуманистич. ценности в нем далеки от своего воплощения в реальную жизнь. В данной связи теоретики Н. апеллируют к наследию М.Вебера, Гуссерля (см. Гуссерль), Хайдеггера, Ясперса и др. философов, обращавшихся к теме кризиса культуры. Радикальный эсхатологизм христианства рассматривается Н. как связанный с его абсолютным гуманизмом, раскрывающим ограниченность всех конкр. его типов. Этот вариант культурфилософии Н. во многом заимствует антиидеол. пафос неомарксизма Франкфурт. школы (см. Франкфуртская школа), разоблачая иллюзорное видение культурно-истор. процесса и притязающие на разрешение всех внутримирских противоречий глобальные утопии будущего. В наст. время он преобладает в работах представителей Н., говорящих о том, что критич. рефлексия, развенчивающая иллюзии, способна привести к пониманию значимости абсолютных ценностей.
Лит.: Губман В.Л. Зап. философия культуры XX века. Тверь, 1997; Dempf A. Kulturphilosophie. Munch.: В., 1932; BrunnerA. Geschichtlichkeit. Bern; Munch., 1961; Dondeyne A. Faith and the World. Pittsburgh; Louvain, 1963; D'Arcy M.C. Humanism and Christianity. L., 1971; Rahner K. Zur Theologie der Zukunft. Munch., 1971; Coreth E. Was ist der Mensch? Innsbruck, etc. 1973; Ladriere J. The Challenge Presented to Cultures by Science and Technology. P., 1977; Mondin B. Cultura, marxismo e cristianesimo. Mil., 1979; Vries J. de. Grundbegriffe der Scholastik. Darmstadt, 1980.
Б.Л. Губман.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
философия


  1. неотомизмобъективноидеалистич. направление в совр. бурж. философии господств течение в философии католицизма. Широкое распространение получил в странах католич. вероисповедания Ис...Атеистический словарь II
  2. неотомизмфилософская школа в католицизме исходящая из учения Фомы Аквинского См. Фома Аквинский и являющаяся современным этапом в развитии Томизма. emС Н. получил официальное при...Большая Советская энциклопедия II
  3. неотомизмсущ. муж. роданеотомзм уem...Большой русско-украинский словарь
  4. неотомизмангл. NeoThomism нем. Neothomismus. Философская доктрина католицизма Э. Жильсон Ж. Маритен исходящая из учения Фомы Аквинского в сочетании с элементами кантианства феноме...Большой толковый социологический словарь II
  5. неотомизмнаиболее влиятельная философская школа в католицизме исходитиз учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы ЛьваXIII единственной истинной философией совре...Большой энциклопедический словарь II
  6. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее влиятельная философская школа в католицизме исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы Льва XIII единственной истинной фило...Большой энциклопедический словарь III
  7. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее влиятельная философская школа в католицизме исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы Льва XIII единственной истинной фил...Большой Энциклопедический словарь V
  8. неотомизмсовременная модификация томизма усматривающая основную задачу философии в раскрытии и оправдании с позиций разума католического вероучения....Евразийская мудрость от А до Я
  9. неотомизмнаиболее влиятельная католическая философская школа. Исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией сов...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. неотомизмофициальная философия католицизма с современная версия томизма который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричин...Католическая энциклопедия
  11. неотомизмтечение в религиознофилософской мысли ХХ в. источником вдохновения которого стало обновленное понимание наследия св. Фомы Аквинского. Энциклика Папы Льва XIII Aeterni pat...Краткий религиозно-философский словарь
  12. неотомизмНачальная форма Неотомизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  13. неотомизмНЕОТОМИЗМ современная версия собственно новейший третий период развития томизма начало которого относится к когда папа Лев XII провозгласил энциклику Aeterni Patris г...Новейший философский словарь
  14. неотомизмсовременная версия собственно новейший третий период развития томизма начало которого относится к когда папа Лев XII провозгласил энциклику Aeterni Patris где выражала...Новейший философский словарь II
  15. неотомизмнеотомизм неотомизм а...Орфографический словарь
  16. неотомизмu м философия...Орфографический словарь русского языка
  17. неотомизмот греч.u nеos новый и имени Thomas Фома философское течение в католицизме базирующееся на учении Фомы Аквинского и получившее в конце в. статус официальной философск...Педагогический терминологический словарь
  18. неотомизмОрфографическая запись слова неотомизм Ударение в слове неотомизм Деление слова на слоги перенос слова неотомизм Фонетическая транскрипция слова неотомизм [ниатамизм] Ха...Полный фонетический разбор слов
  19. неотомизмвлиятельное направление в современной католической философии и теологии возникшее в конце в. Его сторонники пытаются соединить главные положения томизма с новейшими дост...Религиоведческий словарь
  20. неотомизмот греч. neos новый и имени Thomas Фома наиболее авторитетное течение в совр. католич. философии базирующееся на учении Фомы Лквинского получило статус офиц. филос. док...Российская педагогическая энциклопедия
  21. неотомизмнеотомизм аСинонимы философия...Русский орфографический словарь
  22. неотомизмНеатамзм...Русско-белорусский словарь
  23. неотомизмфилос.i неатамзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  24. неотомизмнеотомизмСинонимы философия...Русское словесное ударение
  25. неотомизмнеотомизм философия...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  26. неотомизмнеотомизм нео. томизм от имени христианского богослова в. Фомы Thomas Аквинского официальная философия католической церкви схоластическая доктрина соответствующая хри...Словарь иностранных слов русского языка
  27. неотомизмнаиболее влиятельная философская школа в католицизме исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного а г. в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией. ...Словарь исторических терминов
  28. неотомизмнаправление в совр. буржуазной философии морали в кром нашли конкретное воплощение принципы официального католического философскорелигиозного учения само название Н. прои...Словарь по этике
  29. неотомизмнеотомизм философия Словарь русских синонимов. неотомизм сущ. колво синонимов философия Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философия...Словарь синонимов II
  30. неотомизмнеотомизм философия...Словарь синонимов
  31. неотомизмна сегодняшний день наиболее влиятельная философская школа в католицизме исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенная в г. папой Львом XIII единственно истинной фил...Словарь-справочник по философии
  32. неотомизмодно из направлений совр. бурж. философии исходящее из учения ср.век. католич. философа Фомы Аквинского томизм крое папа Лев XIII спец. энцикликой Aeterni patris объявил ...Советская историческая энциклопедия
  33. неотомизмфилос. школа в католицизме исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр. этапом в развитии томизма. С Н. получил офиц.признание Ватикана энциклика папы Льва XII...Советский философский словарь
  34. неотомизмтечение в современной католической философии основывающееся на учении Фомы Аквинского . Получил статус офицальной философской доктрины Ватикана после опубликования в энц...Современная западная философия
  35. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее влиятельная католическая философская школа. Исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы Льва XIII единственной истинной фило...Современная энциклопедия
  36. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее влиятельная философская школа в католицизме исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы Льва XIII единственной истинной фило...Современный энциклопедический словарь
  37. неотомизмфилософское учение современного католицизма в котором модифицированы идеи средневекового схоласта Фомы Томмазо Аквинского. Его представители Маритен Лоц Грабман и др....Тематический философский словарь
  38. неотомизмнеотомизм [нео. томизм от имени христианского богослова в. фомы thomas аквинского] официальная философия католической церкви схоластическая доктрина соответствующая ...Толковый словарь иностранных слов
  39. неотомизмУдарение в слове неотомизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове неотомизм...Ударение и правописание
  40. неотомизмНЕОТОМИЗМ филос. школа в католицизме исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр.em этапом в развитии томизма. С Н. получил офиц.em признание Ватикана энциклик...Философская энциклопедия
  41. неотомизмфилос. доктрина римскокатолич. церкви исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр. этапом в развитии томизма. С Н. получил офиц. признание и поддержку Ватикана...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  42. неотомизмядро неосхоластики уже со времени возникновения католич. движения направленного против Реформации. Особое развитие неотомизм получает после официального возрождения церко...Философский энциклопедический словарь II
  43. неотомизмядро неосхоластики уже со времени возникновения католич. движения направленного против Реформации. Особое развитие неотомизм получает после официального возрождения церко...Философский энциклопедический словарь
  44. неотомизмОмоним Омон Омет Озон Озен Нто Ном Нозем Нит Низом Низ Нети Неотомизм Немо Неизм Мотин Мот Монт Монотеизм Моном Моноз Моно Монизм Момот Момент Митоз Миот Миоз Мио Миномет...Электронный словарь анаграмм русского языка
  45. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее влиятельная философская школа в католицизме исходит из учения Фомы Аквинского провозглашенного в в энциклике папы Льва XIII единственной истинной фил...Энциклопедический словарь естествознания
  46. неотомизмНЕОТОМИЗМ наиболее авторитетное течение совр. католич. философии и философии культуры базирующееся на учении Фомы Аквинского . Получил статус офиц. филос. доктрины Ватик...Энциклопедия Культурология XX век
  47. неотомизмангл. NeoThomism нем. Neothomismus. Философская доктрина католицизма Э. Жильсон Ж. Маритен исходящая из учения Фомы Аквинского в сочетании с элементами кантианства феноме...Энциклопедия социологии