Современная западная философия

НАУКИ О ДУХЕ

(*Geistwissenschaften*) нем. термин для обозначения гуманитарных дисциплин. Понятие *Н. о д.* как единого комплекса гуманитарных дисциплин разрабатывается в герменевтике с целью обоснования их методологического фундамента, сравниваемого с основами естественнонаучного знания. Это приводит к противопоставлению *Н. о д.* и *наук о природе*, что отвечает картезианскому дуализму духа и природы. Картезианский идеал науки как системного знания о всеобщих законах, допускающих математическое выражение, был ориентирован на точное естествознание и составил основание для наук объясняющих. Дж. Вико пытался обосновать иной идеал, ориентируясь на историю и филологию, считая, что исторический мир, преобразуемый человеком, является более доступным и тем самым более подходящим для выявления *первых истин*, чем мир природы. Специфика *Н. о д.* (или *наук о культуре*) исследуется в неокантианстве. В качестве логики *Н. о д.* рассматривается этика (Коген) или аксиология (Риккерт). Различие *Н. о д.* и *наук о природе* (у Виндельбанда: номотетических и идиографических наук) объясняется противоположностью их методов: естествознание генерализирует, подводит факты под всеобщие законы, *науки о культуре* индивидуализируют. Герменевтическое обоснование специфики *Н. о д.* как наук понимающих, ориентированных на истолкование традиций, текстов и усмотрение внутреннего смысла культуры, проводится в работах В. фон Гумбольдта, Дройзена, Дильтея. В XX в. оппозиция *Н. о д.* и *наук о природе* предстает как конфликт *двух культур* (Ч. Сноу). Показательны попытки преодолеть это противопоставление за счет релятивизации номотетики и идиографии и признания их дополнительности (концепция *идеальных типов* Вебера) за счет приведения *духа* и *природы* к единым трансцендентально-феноменологическим основаниям (Гуссерль), за счет экзистенциально-онтологической интерпретации *понимания*, по отношению к которому *объяснение* выступает как момент и возможность (Хайдеггер), за счет универсализации герменевтики (Гадамер), выявления диалогического, гуманитарного контекста всякой науки. Все это открывает возможность понять *науки о природе* как своего рода предельный вариант, или превращенную форму *наук о человеке*. В.В.Калиниченко

  1. науки о духекомплекс гуманитарных дисциплин изучающих универсальные ценности природу функции и их проявления в человеческой жизни коллективном и индивидуальном поведении людей. Основ...Философия науки
  2. науки о духеНАУКИ О ДУХЕ термин употребляемый с сер. в. и обозначающий примерно то же самое что и науки о культуре см.em НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ или идиографическая нау...Философская энциклопедия
  3. науки о духетакже науки о культуре или исторические науки с сер. в. так называют все науки занимающиеся исследованием творений человеческого духа культурных образований и сфер культ...Философский энциклопедический словарь II