Современная западная философия

КАМЮ (CAMUS) АЛЬБЕР

(1913-1960) франц. философ и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Род. в г. Мондови (Алжир) в семье сельскохозяйственного рабочего. В Алжире К. учился в лицее (где встретился с Ж. Гренье, оказавшим серьезное влияние на него как на будущего писателя), затем в ун-те. После учебы начал заниматься литературной деятельностью (первые сборники *Изнанка и лицо* и *Бракосочетания*), журналистикой, пробует себя в театре и как актер, и как режиссер. В 1940 К. перебирается в Париж. В годы второй мировой войны возглавляет подпольную газету. Тогда же к нему приходит известность (повесть *Посторонний*, философское эссе *Миф о Сизифе*). После войны К. становится одним из властителей дум европейской интеллигенции. Публикуются его роман *Чума*, насыщенный глубокой и разнообразной символикой, философское произведение *Бунтующий человек*, ставятся его пьесы. В эти годы К. много занимается публицистикой (3 тома *Злободневных заметок*). В ранних произведениях К. заметно стремление обосновать *согласие* между человеком и миром через телесное единство всех элементов универсума. Мир человека (в данном случае история) это еще не весь мир. Его единство заключается в *абсурдной простоте*, недоступной для все усложняющего разума. Мир как таковой индифферентен по отношению к человеку, но лишь к такому человеку, который требует для себя в нем особого места, например место *царя природы*. Природа это мир, где разум умирает, чтобы дать место истине. Мир это *интервал между да и нет*. Не следует, однако, думать, что таковы лишь ранние взгляды К. Известно, что он не просто разрешил переиздать в 1958 свой первый прозаический сборник *Изнанка и лицо*, но и предпослал ему обширное предисловие, где указал на то, что всякий литератор имеет свой *центр*, подлинный источник его творчества. Для самого К. таким центром в какой-то степени и являлся круг идей, обрисованных в первых его эссе наследие средиземноморской цивилизации, некое *просвещенное язычество*, воплощающее жажду цельности. Тем не менее для того, чтобы вернуться к своему *центру*, К. испробовал много обходных путей. Впрочем, путь от философии единения с миром ранних эссе к философии абсурда *Мифа о Сизифе* вполне логичен. Сам абсурд возникает в качестве основной темы этого *эссе об абсурде* как раз вследствие поиска единства между миром и человеком, заданного европейской мысли античной и, в частности, позднеантичной философией. Не случайно К. избрал темой университетской дипломной работы творчество Плотина. Специфику *Мифа о Сизифе* составляет, однако, и бескомпромиссная опора на разум, столь же, впрочем, традиционная для французской философии, выросшей из картезианского cogito. Абсурд возникает из стремления к *предельной ясности*. Взгляд на мир *с позиции разума*, опирающийся на провозглашенную Ницше *смерть Бога*, делает теперь уже невозможными ни мистическое слияние со сверхразумным божественным началом, ни дионисийское растворение в иррациональной действительности. Все это означает для К. капитуляцию перед бытием в пользу воображаемых ценностей. Такого рода капитуляция обнаруживается К. у многих философов-экзистенциалистов. Сизиф в качестве подлинного *абсурдного героя* оставляет все иллюзии, обнаруживая всю бесплодность своих усилий. Он действует *ни для чего*, вполне сознавая всю безнадежность собственного удела и находя удовлетворение в самом *ясном видении* бесплодности всех своих усилий. Воспроизведение подобной трезвости в отношении к жизни практически воплощается в перманентном бунте. Бунт образует смысловой центр другого важнейшего философского эссе К. *Бунтующий человек*. Если в *Мифе о Сизифе* обсуждается проблема самоубийства, то в *Бунтующем человеке* проблема убийства. Оправдано ли убийство, к которому рано или поздно приходит последовательный бунт? Библейский Каин первый бунтовщик, но он же и первый убийца. Уже в *Мифе о Сизифе*, отвергая правомерность самоубийства, К. постулирует *жизнь как единственное необходимое благо*. Теперь же он пытается совместить абсолютность права на жизнь и необходимость бунта (К. трансформирует картезианскую формулу, утверждая *я бунтую, следовательно мы существуем*). Он отвергает такое понимание бунта, которое не признает за ним никакого *положительного* содержания. Подлинный бунт есть Абсурд и возникает, с точки зрения К., из сочетания несочетаемого поиска человеческим разумом осмысленности и разумности в мире, стремления обнаружить единство мира и человека на почве универсального царства смысла, с одной стороны, и принципиальной неразумности и, следовательно, чуждости человеку мира с другой. Абсурд возникает из неустранимой дисгармонии между коренным стремлением человека к всепониманию и невозможностью найти какой-либо отклик на это стремление в самой реальности, в которую заброшен индивид. Таким образом, абсурдна уже не *простота мира*, но несоизмеримость запредельной мировой простоты и неизживаемой человеческой сложности, обнаружение в человеке того, что достойно защиты. В бунте человеку открывается солидарность с другими людьми. Однако для К. ясно и то, что метафизический бунт всегда чреват бунтом политическим. Последний же легко приводит к утрате памяти о том, каковы истоки бунта. Политическая история XIX-XX веков показывает, что такого рода бунт порождает тоталитарные режимы, утверждающие свое господство через перманентное насилие и террор. Человек в таких режимах утрачивает самоценность. Его рассматривают как некий мост в будущее, как материал истории, с помощью которого осуществятся когда-то в будущем великие принципы, ради которых некогда и затевался сам бунт. Перерождение бунта возможно в том случае, когда бунт выливается в чистое отрицание, в безоговорочное *нет*. Однако К. видит, что такое *нет* оборачивается *да* убийству ради принципа. Тот бунт, который ведет к освобождению человека, а не к еще большему его порабощению, должен, по мнению К., отныне включать в себя и *да*, и *нет*. И отказ, и согласие. Бунт должен вылиться в некую философию меры, на которой издавна основывалась мысль Средиземноморья. Восстание человека против бессмысленности своего удела оборачивается обнаружением бесконечной ценности каждого из людей, но и общим для всех *солнечным пределом*, в который возвращается и из которого исходит как из некоего универсального бытийного лона всякое событие человеческой жизни. В, И. Стрелков Бунтующий человек. М., 1990; Избранные произведения. М., 1993; Theatre, re-cits, nouvelles. P., 1962; Essais. P., 1965.

  1. камю (camus) альберКамю Camus Альбер французский писатель и философэкзистенциалист. Участник Движения Сопротивления. В повести Посторонний другое название Чужой тема абсурдности жизни рас...Большой Энциклопедический словарь V
  2. камю (camus) альберфр. писатель и мыслитель представитель экзистенциализма. Философскоэтические взгляды К. изложены в его пьесах повестях и эссе гл. тема крых положение человека в совр. кап...Словарь по этике
  3. камю (camus) альберКАМЮ Camus Альбер КАМЮu Camus Альбер.XI м. Мондов Алжр .I м. Вльблевен деп. Йонна Франця франц. письменник флософекзистенцалст. Член ФКП . Навчався в Оранському у...Українська літературна енциклопедія
  4. камю (camus) альберрод. нояб. Модови Алжир ум. янв. Вильблевен Франция франц. философ защищал экзистенциализм абсурдного учение о чуждости человека в мире. Бессмысленность и безнадежнос...Философский энциклопедический словарь II
  5. камю (camus) альберфр. писатель эссеист философ близкий к экзистенциализму. Эстетические взгляды К. вместе с его философскими и писательскими ориентациями претерпевают заметную эволюцию. В ...Эстетика