Словарь по этике

КАМЮ (CAMUS) АЛЬБЕР

(1913-60) фр. писатель и мыслитель, представитель экзистенциализма. Философско-этические взгляды К. изложены в его пьесах, повестях и эссе, гл. тема к-рых положение человека в совр. капиталистическом об-ве. К. разделяет экзистенциалистский подход к проблемам человека, рассматривая последнего с т. зр. существования его в конкретных ситуациях. Исходным для философии морали К. является понятие абсурда: человек инстинктивно привязан к жизни и стремится к ней, однако он существует в мире. к-рый ему чужд, иррационален и абсурден. Бессмысленно поэтому и само существование человека. В понятии «абсурд», впервые сформулированном К.» получили своеобразное выражение не только действительность буржуазного об-ва, но и одна из характерных черт совр. буржуазного сознания, извращенно отражающего конфликтные ситуации и противоречия этого об-ва и его неспособность справиться с ними. Эти пессимистические мотивы философии и этики К, навеянные в период гитлеровской оккупации Франции, воплощены в образе Сизифа, обреченного на вечные муки. Чтобы уйти от пессимизма, К. пытается обосновать «бунт» против «мирового абсурда», найти в этом основу человеческой экзистенции (подлинного существования) и морали. Однако бунтарство К. ограничено областью духа и морального мышления и является сугубо индивидуалистическим. К. не увидел социальных сил, могущих восстать против абсурда и отчуждения. Путь к преодолению отчуждения, по К-,-в достижении счастья, к-рое заключается в «иден-гификации» человека с самим собой, в его соответствии собственной сущности. Отсюда протест К. против всего чужеродного, что навязывается человеку извне, что отчуждает человека «от него самого»: против буржуазного государства и его институтов, против формализма морали буржуазного об-ва и официальной религии. Но протест этот, осуществляемый на основе идеалистического мировоззрения, непоследователен. «Внешний» бунт и активная борьба несовместимы, по К., с истинной человеческой экзистенцией. Это, по-существу, проповедь непротивления злу: человек не искореняет зло, применив, если нужно, насилие, а «врачует» его. Высшую форму счастья К. видит в солидарности и любви всех людей друг к другу. Такой подход к проблеме человека не выходит за рамки абстрактного гуманизма. «Бунтарские», а в сущности примиренческие идеи К., оставаясь в русле буржуазного мировоззрения, по существу, враждебны подлинно революционной гуманистической морали. Осн. произв., в к-рых отражена философия морали К.: «Миф о Сизифе» (1942). «Посторонний» (1942), «Чума» (1947). «Взбунтовавшийся человек» (1951), «Письма к немецкому другу» (1943-44), «Падение» (1956).

  1. камю (camus) альберКамю Camus Альбер французский писатель и философэкзистенциалист. Участник Движения Сопротивления. В повести Посторонний другое название Чужой тема абсурдности жизни рас...Большой Энциклопедический словарь V
  2. камю (camus) альберфранц. философ и писатель лауреат Нобелевской премии по литературе . Род. в г. Мондови Алжир в семье сельскохозяйственного рабочего. В Алжире К. учился в лицее где встрет...Современная западная философия
  3. камю (camus) альберКАМЮ Camus Альбер КАМЮu Camus Альбер.XI м. Мондов Алжр .I м. Вльблевен деп. Йонна Франця франц. письменник флософекзистенцалст. Член ФКП . Навчався в Оранському у...Українська літературна енциклопедія
  4. камю (camus) альберрод. нояб. Модови Алжир ум. янв. Вильблевен Франция франц. философ защищал экзистенциализм абсурдного учение о чуждости человека в мире. Бессмысленность и безнадежнос...Философский энциклопедический словарь II
  5. камю (camus) альберфр. писатель эссеист философ близкий к экзистенциализму. Эстетические взгляды К. вместе с его философскими и писательскими ориентациями претерпевают заметную эволюцию. В ...Эстетика