Современная западная философия

ДЖЕЙМИСОН (JAMESON) ФРЕДРИК

(р. 1934) амер. философ и литературовед. Докторскую диссертацию защитил в Йельском ун-те (1959), преподавал франц. литературу и сравнительное литературоведение в Гарвардском (1959-67), и Калифорнийском (Сан-Диего, 1967-76) ун-тах, затем получил профессуру в Йеле. Соиздатель журнала *Social Text*, приглашенный проф. в различных ун-тах США, Европы и Китая. Основная сфера интересов философский анализ культуры. Начав с исследования произведений франц. экзистенциалистов, Д. в дальнейшем приступает к построению собственной концепции, в которой пытается синтезировать ряд идей постмарксизма с достижениями структурализма. Смысл произведения искусства понимается им как выражение общественных коллизий, а культурный текст в качестве аллегорической модели общества как целого. Тем самым в *символическое* производство вовлекается идеология, и эстетический акт рассматривается как изображение воображаемых *разрешений* социальных противоречий. Конкретные проявления этой ситуации Д. истолковывает со структуралистских позиций как работу по созданию текстов культуры. Однако, в отличие от структуралистов, в лингвистической метафоре он ищет не текстовые переплетения, а идеологему, понимая под последней сгусток значений, содержащий в себе не только квазиидейные образования (как она часто рассматривается в западной философской традиции), но и зачатки систем протоповествования, вызванные элементарными коллективными фантазиями, которые в нарративной форме поддерживают существование вытесненного и маргинализированного материала. *Предельным* же текстом, созданным в коллективном деиствии и воплощенным в такого рода фантазмах, с их энергией и зарядом беспокойства, выступает для Д. сама История, которая *проживается* людьми через структуры повествования. При этом текстуальный аппарат культуры, взятый как таковой, понимается как соизмеримый с *либидональной машинерией*. Такая концепция *психоидеологии* приводит Д. к признанию существования особой сферы политического бессознательного. С середины 80-х преимущественное внимание Д. направлено на анализ современной культурной ситуации, которую он осмысляет в контексте проблематики постмодернизма. Marxism and Form. Princeton, 1971; The Prison House of Language. Princeton, 1972; The Political Unconscious. Narrative as a Socially Symbolic Act. Ithaca, N.Y., 1981; Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, 1993.